Отец Александр Мень (1935-1990)
Его мученическая смерть была завершением плодотворной жизни пастыря, церковного писателя, проповедника.
Будущий отец Александр был крещен в детстве вместе со своей матерью, которая воцерковилась в 30-е гг. в одной из общин катакомбной церкви. Их пастырями в те годы были священники, связанные в свое время с последними Оптинскими старцами, с их традицией серьезного отношения к духовной жизни и вместе с тем открытости к проблемам современного общества. В конце 50-х гг., по окончании института, отец Александр был рукоположен во священный сан и в течение более чем тридцати лет служил в различных подмосковных храмах.
Для людей, нашедших Христа в советское время и не являвшихся свидетелями былого церковного благолепия, христианство действительно воспринималось как Новый Завет и Благая Весть. Эту весть о.Александр стремился донести до самых разных людей в первую очередь через свои книги. Среди его книг – Сын Человеческий (об Иисусе в Новом Завете), Таинство, Слово и Образ (о богослужении), шеститомник по истории мировых религий до Христа – В поисках Пути, Итины и Жизни, словарь по библеистике и множество бесед, проповедей, лекций и писем, изданных уже посмертно. (Из церковных авторов нашего времени о.Александр Мень является, пожалуй, самым издаваемым: общий тираж его книг за 17 лет, прошедших после его гибели, составляет около 6 миллионов экземпляров). Для отца Александра – это отражено и в его книгах, и в его пастырстве – христианство было завершением многовековых ожиданий человечества, но при этом собственная история христианства – только начинается.
Свою последнюю лекцию, прочитанную накануне гибели в переполненном зале одного из московских домов культуры, о.Александр завершил так: «суд заключается в том, – сказал Христос, – что «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму». Этот суд начался во время Его проповеди в Галилее, в Иерусалиме, на Голгофе, в Римской империи, в средневековой Европе и России — и сегодня, в XX веке, и в XXV веке, и во всей истории человечества суд будет продолжаться. Это христианская история, это история, в которой мир идет рядом с Сыном Человеческим.
И если мы снова зададим себе вопрос: в чем же заключается сущность христианства, – мы должны будем ответить: это – Богочеловечество, соединение ограниченного и временного человеческого духа с бесконечным Божественным; это – освящение плоти. Ибо с того момента, когда Сын Человеческий принял наши немощи и наши болезни, наши радости и страдания, наше созидание, нашу любовь, наш труд, принял нашу судьбу человеческую, – с тех пор природа, мир, все, в чем Он находился, в чем Он родился как человек и Богочеловек, не отброшено, не унижено, а возведено на новую ступень, освящено.
Христианство есть освящение мира, победа над злом, над тьмой. Она началась в ночь Воскресения, и она продолжается, пока стоит мир. Вот на этом я закончу... ».
Александр-Занемонец
Париж-Иерусалим