Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Паломники из лиц духовного звания Паломники из лиц, избравших монашеский путь Паломники - люди творческих профессий Паломники из прихожан, активно участвующих в жизни своих приходов Паломники-миряне Святая Земля: воспоминания после возвращения домойНаши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Индивидуальные экскурсии в Израиле. Уважаемые посетители нашего портала, паломники и туристы, сообщаем вам, в преддверии праздников Нового года, Рождества Христова и Крещения Господня
с 1 декабря 2016 года по 31 января 2017 года на все индивидуальные маршруты нашей паломнической службы действует
особая скидка - 50 дол. США на каждую экскурсию!

Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
ПНПО "Россия в красках"
и сайт  "Православный
поклонник на Святой Земле" награждены Почетной грамотой ИППО 
Закончена работа над созданием первой серии цикла фильмов о Святой Земле. Фонд для фильмов о Святой Земле
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Поклонники XXI века: портрет крупным планом / Паломники из лиц духовного звания / Протоиерей Вячеслав Харинов: «Я хотел бы привить людям любовь к Святой Земле и дать понимание, как важно ее ценить в далекой России» - г.Санкт-Петербург
«Я хотел бы привить людям любовь к Святой Земле и дать понимание, как важно ее ценить в далекой России»
 
Интервью с протоиереем Вячеславом Хариновым из Санкт-Петербурга   
 
Отец Вячеслав, настоятель петербургского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице (официальный сайт http://www.bcex.ru/), благочинный Кировского округа Санкт-Петербургской епархии, приезжал в паломничество с группой прихожан своего храма в составе 38 человек с 22 по 29 апреля 2010 г.    
 
Протоиерей Вячеслав Харинов и Павел Платонов у российского флага в Иерихоне
© Фото Натальи Ковровой
 
Отец Вячеслав, не могли бы Вы рассказать о своей деятельности в Петербурге?   
 
Что касается моей деятельности в Петербурге, то надо сказать, что она настолько разнообразна, что коротко не расскажешь. Помимо чисто церковных в сферу моих интересов входит тема изучения блокады и Великой Отечественной войны. Я являюсь благочинным Кировского округа Санкт-Петербургской митрополии, и этот округ расположен на территории, не побоюсь громкого слова, самого кровавого участка земной поверхности, если принимать во внимание статистику воинских потерь во время войны. На территории этого округа проходили знаменитые Синявинские операции, взятие Синявинских высот, Мгинская операция, операция по деблокаде, здесь располагался Ивановский оборонительный плацдарм, Невский оборонительный плацдарм.   Всё это сделало служение особенным, мы связаны с войной, связаны с блокадой, связаны с захоронением погибших наших солдат, с увековечением памяти, отсюда и проблематика вопросов, которыми я занимаюсь. Это и этические проблемы, связанные с войной, взаимоотношениями с противником до войны, во время войны, после войны. Это и чисто историческая информация, которая скрывается, и очень важная проблема увековечения памяти защитников Отечества. Я сотрудничаю очень тесно с поисковым движением, в каком-то смысле окормляю часть поисковых отрядов, являюсь отрядным священником, являюсь членом Общественной Палаты Ленинградской области именно от поисковых отрядов, приходится даже заниматься и юридической деятельностью. Мы организовывали самые различные семинары и конференции, создали рабочую группу в Федеральном собрании, в Государственной Думе по проблемам увековечения памяти солдат – защитников Отечества, выступали на круглом столе в Госдуме. Проблема увековечивания памяти очень серьезная, она связана с несовершенством федеральных законов. Есть у нас такой федеральный закон, если память не изменяет, 132-й по-моему, который описывает самые различные аспекты увековечения памяти, но основная ошибка в том, что все сводится на муниципальный уровень, т.е. федеральная государственная задача, непосредственно связанная с воспитанием патриотизма у россиянина, отдана подчас нищим, совершенно не имеющим никаких ресурсов муниципальным органам. На местечковом уровне нельзя решать очень важные общегосударственные задачи, поэтому пришлось выступать и на общественно-педагогическом форуме, и на общественных слушаниях Общественной Палаты. Эту работу будем представлять в Москве, в Госдуме и в других местах.   Я работаю, безусловно, не один, целый ряд поисковых отрядов за мной, командиры, люди, занимающиеся поисковой работой. Поисковая работа сегодня – это не только щуп и рюкзак, а это многомесячная работа в архивах в зимнее время. Это работа с родственниками, с архивными материалами. Здесь свои проблемы – не открыты архивы, действуют нелепые уложения, что можно, а что нельзя, отсутствуют единые нормативные легитимные уложения и требования. Всё это тоже требует разрешения.   В настоящий момент мы имеем важнейшее патриотическое начинание, связанное с общественным движением, беспрецедентным, если брать другие страны, участвовавшие когда-либо в войнах. Официально поисковая работа ведется в России, Белоруссии и Германии. Но только на территории России и стран СНГ, она приняла характер широкого общественного патриотического движения. В России мы насчитываем около 15 тысяч человек, активно вовлеченных в поиск. Это не азарт, это не трофейная работа, это не попытка мародерства в том или ином виде на военных артефактах. Поисковики презирают мародеров и «трофейщиков». Речь идет о решении социальной задачи, потому что семья солдата, пропавшего без вести, т.е. попросту забытого на поле боя нашим же государством, правительством и армией, не только теряла кормильца, но еще поражалась в социальных правах. Его дети не имели возможности учиться в высшей школе, его родные выселялись из больших площадей в меньшие, переселение из города на село происходило очень часто, был ограничен доступ по секретности работ. Это было социальное поражение, и надо восстановить не просто доброе имя солдата, но и семьи. Вот этим приходится мне заниматься.   Кроме того, я еще являюсь членом комиссии при губернаторе Ленинградской области, которая занимается судьбою заключенных, находящихся в местах лишения свободы и в исправительно-трудовых учреждениях. Мы являемся общественным органом, который может решить судьбу заключенного, когда судебные инстанции уже не в силах сделать ничего. Очень грамотная комиссия, в ней я работаю уже где-то около 9 лет и очень ценю эту работу. Мы практически производим собственные расследования обстоятельств, если это надо, чтобы всё выяснить и по возможности реально облегчить условия содержания заключенного. Мы можем апеллировать к Президенту страны через губернатора о снижении срока или о переводе человека на другие условия содержания. Это очень важно. Это позволяет гуманизировать и саму систему исправления наказаний, и просто наше общество, ведь многие семьи просто разрушаются только потому, что жена, дети не могут регулярно посещать заключенного, находящегося в каком-то дальнем от них поселении. Когда семья все-таки не теряет связи – это очень важно для последующей социальной адаптации заключенных. Решаем и другие сопутствующие вопросы.   Еще я несу послушание ответственного за взаимодействие с сухопутными вооруженными силами у нас в епархии.   
 
Всё это очень важные социальные области, а как Вы строите работу с прихожанами храма?   
 
При храме у нас есть свой культурно-просветительский центр «Лествица». Он выступает в роли своеобразной альтернативной модели просвещения для взрослых. Есть уже попытки копирования этой модели. В центре проводятся лекции на самые различные темы, которые читают священнослужители, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, деятели искусства и культуры, в основном верующие. Лекции посещают постоянные прихожане и «захожане», только интересующиеся Церковью, они получают возможность знакомиться с самым различным спектром вопросов в области искусства, культуры, различных наук. Вот такими спорадическими лекциями, содержащими христианский подход к науке, к искусству, культуре, роли церкви и религии в жизни общества, в жизни страны, сложные вопросы духовной жизни начинают лучше высвечиваться для людей. Лекции у нас проходят 3 раза в неделю, и это могут быть лекции из области религиозного мировоззрения, искусства, науки, культуры по очереди. Лекции являются тематически и содержательно завершенными, что делает людей свободными от чувства выпадения из информационного процесса, если они пропустили предыдущие встречи. Такой подход делает это начинание очень интересным. В центре устраиваются музыкальные вечера, художественные выставки, спектакли, существует свой кинолекторий, существуют самые различные культурные учреждения при храме, вплоть до школы каллиграфии – очень интересное и неожиданное начинание, получившее очень большую популярность среди наших прихожан и людей, которые приезжают к нам.    
 
При храме действует два музея: истории блокады и новомучеников. Помимо вопросов войны, меня интересует вопрос увековечивания памяти Новомучеников Российских XX века и изучение репрессий в отношении людей Церкви. Наши усилия увенчались успехом. У нас есть уникальная подборка фотоматериалов о жизни наших святых, вышедших из нашего храма, святых Русской Православной Церкви. Это священномученик Григорий Петроградский (протоиерей Григорий Сербаринов, 1880†1937), настоятель храма с 1912 по 1922 гг., и мученица Екатерина Петроградская (Екатерина Андреевна Арская, 1875†1937), дочь ктитора нашего храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» А.П. Уртьева и жена ктитора Воскресенского Смольного собора П.Н. Арского. В память о них и открыт музей при храме. При изучении судеб новомучеников в руки попадают самые различные материалы – уникальные документы, фотоматериалы, свидетельства людей, которые приносят нам материалы, познакомившись с нашим музеем. Сейчас музей расширился намного, он уже перестал быть музеем, посвященным только нашим святым, возникли еще какие-то побочные линии. Они позволяют воочию увидеть зримо масштаб репрессий против собственного народа и те страшные потери, которые он понес в результате этих репрессий.   
 
Спаси Господи! Очень разнообразная и широкая деятельность, у меня возникло ощущение, что в рамках паломнической поездки по Святой Земле мы еще осуществляли практическое занятие культурно-просветительского центра «Лествица», ведь Святая Земля дает зримые образы евангельских событий, жития Богородицы, святых Православной Церкви. Что для Вас было важным донести до верующих в рамках такого практического пребывания в Святой Земле, учитывая, что Вы не первый раз уже приезжаете на Святую Землю?   
 
Действительно, я приезжаю уже не первый раз, и, надо сказать, этот визит мы долго готовили. Я как настоятель ставил вполне определенные задачи, которые хотелось бы решить в паломнической поездке, поэтому особые надежды я связывал с Вашей организацией «Россия в красках». Мы искали человека, который сможет показать Святую Землю так, как не покажет другой, и поможет сделать атмосферу паломничества неформальной, и я рад, что не ошибся в выборе.   Первая задача нашего визита была чисто пастырская, она связана с консолидацией прихода. Известно, что люди в паломничестве сближаются, и не случайно у нас такая большая группа, и не случайно у нас только наши прихожане и клирики нашего храма по максимуму, сколько мы могли взять с собою. Приехали в паломничество три клирика, которые нужны для духовного окормления и бесед во время, до и после посещения святынь. Узнавание людьми друг друга, упрощение духовного родства - вещи очень важные, особенно в наше такое деструктивное время, когда социальные и семейные проблемы иногда делают человека одиноким и беззащитным перед агрессивной городской социальной средой.   Вторая задача, которую мы преследовали, это максимально ярко, в красках, показать библейскую историю и показать роль России в изучении библейской археологии, сохранении библейских древностей, изучении и сохранении святынь Священной истории. В этом отношении те лекции по библеистике, по библейской археологии, по истории, по Ветхому Завету, по литургике, которые прошли у нас в «Лествице», получили продолжение здесь в виде такого своеобразного практического семинара. Можно бесконечно много слышать о св. Савве Освященном, о его Лавре, можно бесконечно долго говорить о его уставе или о его литургических каких-то особенностях, но достаточно один раз приехать, чтобы всё, связанное с именем этого святого, вдруг стало тебе интересным, вызвало бы живой интерес. Поэтому хотелось оживить интерес к истории Святой Земли и, конечно же, пробудить патриотические чувства у наших прихожан, потому что деятельность на Святой Земле Русской Духовной Миссии и Императорского Православного Палестинского Общества – это славная история не просто церковная, а прежде всего, наша общественная история России. Это была третья задача. 
 
У базилики Рождества Христова в Вифлееме
© Фото Натальи Ковровой
 
Нам хотелось и построить маршрут немного неординарный, неслучайно я включил в места посещения крепость Масаду как очень важный элемент для понимания завершения истории избранного народа, для понимания той трагедии – «пришел к своим, и Его не приняли» и осознания последствий этого непринятия. К выбору маршрута важно подойти с любовью и с каким-то самым элементарным критическим подходом. Не надо много, не надо ошеломлять количеством имен, люди всё и не запомнят, но возможность сочетания поездок с отдыхом, возможность обсудить то, что ты увидел, чрезвычайно важна. Очень многие туры, очень многие экскурсии страдают таким своеобразным прессингом в отношении человека, обилием информации, гладким рассказом и абсолютно равнодушным исполнением этого рассказа, иногда просто людей безразличных к тому святому месту, куда они приехали, зачем и почему. Хотелось, чтобы было максимум неформальности какой-то и остроты одновременно, чтобы все было живо, неожиданно, интересно, поэтому я благодарен Вам, и сам, по возможности, вставлял свои комментарии, совершал какие-то маленькие гомилетические отступления, проповеднические моменты. Сказать слово очень важно, потому что это все-таки слово пастыря. Не претендуя на роль специалиста в области библейской археологии или ветхозаветной и новозаветной истории, я все же хотел бы привить людям любовь к этой истории здесь, к Святой Земле, и дать понимание, как важно эту историю сохранять, как важно ее приумножать, как важно ее ценить и в далекой России.   
 
Вспоминаю наш с Вами разговор у Вас в храме на Шпалерной улице в 2007 году, когда мы рассуждали: «вот как бы хорошо было, чтобы вернулось Сергиевское подворье России, хорошо бы, если паломники туда приходили бы». Теперь Сергиевское подворье вернулось России, хотя есть еще проблемы отселения арендаторов, тем не менее, мы на подворье  совершили молебен преподобному Сергию Радонежскому, Державной иконе Божией Матери, слушали Сергиевские чтения в рамках возрожденной дореволюционной традиции. Как Вы считаете, важно ли уже в XXI веке, корректируя ситуацию к современному времени, продолжать и развивать исторические традиции Императорского Православного Палестинского Общества?   
 
Я считаю это чрезвычайно важным, потому что это не просто деятельность церковная или околоцерковная. Это деятельность, связанная с панроссийским влиянием, с возможностью даже некоторого политического влияния на общественность Святой Земли. Через деятельность Императорского Православного Палестинского Общества Россия может заработать такой авторитет, который никогда не наберет официальная политическая структура, никогда не сможет в силу конфессиональных различий взять на себя и Церковь. Известный универсализм и особая ниша существования Императорского Православного Палестинского Общества именно как общественной организации, но при поддержке российского государства, конечно же, чрезвычайно важна. Никогда мы не сможем осуществлять подобное российское влияние, как культурное, так и религиозное в рамках какой-то официальной государственной структуры или структуры, которая имеет соответствующий статус, что потребует невероятных сложностей в отношении ее легитимности, оформления и существования здесь в государстве Израиль. А вот на уровне такой общественной организации, поддерживаемой государством и Церковью – это очень важно.   Мне приходится участвовать  в миротворческой деятельности, связанной с проблематикой Великой Отечественной войны, и я знаком с деятельностью некоторых организаций, скажем, в Германии, которые являются, так называемыми, «министерствами без портфеля». Мне кажется, идет некоторая недооценка или, может быть, незнание наших чиновников о роли подобных структур. Такие организации, когда нет лишнего официоза, лишнего утяжеляющего статуса и лишних чиновников, которые «объедают» организацию, когда существует широкая сеть добровольных пожертвований на организацию, имеется соответствующий публичный резонанс, формируется позитивное публичное мнение, что принято называть пиаром, и при этом есть финансовая поддержка государства, вот подобные организации чрезвычайно живучие, чрезвычайно важны для деятельности такого масштаба, который совершенно не под силу государственной структуре.   Примером такой организации может служить «Немецкий народный союз по уходу за воинскими захоронениями». Вот классический пример министерства без портфеля. У них нет министерского статуса, но высшие руководители этого союза имеют статус очень высокий, их принимают в правительственных структурах на самом высоком уровне. Они собирают добровольные пожертвования через армию, в определенные дни солдаты с шапкой выходят на перекрестки дорог с плакатами, что надо собрать деньги для того, чтобы могилы таких же солдат, как мы, сохранялись в должном порядке. Но половину бюджета им оплачивает все-таки государство. Это министерство без портфеля, созданное еще в 1914 году, во время Первой мировой войны, под разными названиями пережило разные политические режимы, и до сих пор занимается своим делом. В настоящее время взяты на учет все могилы военнослужащих вермахта, где бы они ни умерли. Определенная сумма в год выделяется, чтобы могила каждого солдата была приведена в порядок. Это не просто какая-то бюрократическая и формальная работа, а работа конкретная, связанная с патриотизмом. Она не связана с реваншизмом, она не связана с какими-то прогерманскими реваншистскими настроениями. Солдат имеет право на могилу. Соотечественники должны знать, что народ не забывает тех, кто не изменил присяге, кто, может быть, преступным правительством, преступным замыслом был ведом заведомо на заклание, но народ, страна, всё равно помнит своих солдат. Это очень важная и большая задача. Уверен, любая правительственная структура просто зашилась бы в этой работе, обходилась бы в 2-3 раза дороже или просто заформализировалась бы. Добровольческий же дух, когда молодые люди, студенты едут и ухаживают за могилами и своими, и противника, при этом приобщаются не просто к истории, а к мысли о трагедийности войны, о недопустимости войны – это очень важный момент.   Вот подобных организаций у нас в России, как говорится, «раз-два и обчелся». Или это частные какие-то фонды, связанные с меценатством отдельных людей, или полунищие чисто общественные образования, еле-еле влачащие свою деятельность, хотя заявляют о каких-то громких целях, или бюрократы от государства, которые транжирят огромные средства из госбюджета, но лишенные массовой поддержки народной, волонтеров, людей, которые бы на уровне студенческих инициатив действовали за счет добровольных пожертвований.     
 
Да универсальность общественных организаций важна в наше время и особенно здесь, на Ближнем Востоке, где очень сложно переплелись конфликты, противоречия, межконфессиональность, различные христианские деноминации и геополитика, различных государств, которые пытаются наращивать и усиливать своё влияние в регионе. Какое ощущение в целом от Вашей уже третьей поездки, что-то потревожило Вас или порадовало или  что-то новое увидели?   
 
Не могу не заметить с тревогой, что определенное напряжение чувствуется. Я был лишен этого напряжения в предыдущей поездке, не испытывал дискомфорта в ношении рясы и креста, но в этот раз я почувствовал, скажем так, откровенную враждебность некоторых представителей фундаментализма по отношению ко мне. На фоне разговоров о толерантности, о терпимости, о миротворчестве, о необходимости мира, это конечно очень тревожит, печалит и обескураживает, потому что без мира на Святой Земле не будет мира и в Европе, и общемировой процесс в этом отношении фактически будет очень затруднен. Но в целом приятно, что миллионы все равно по-прежнему интересуются Святой Землей. Это действительно место паломничества всех. Встречаешь людей самых разных культур, деноминаций, стран, самого различного социального и культурного уровня, и всё это тоже паломники. Это действительно радует, хочется, чтобы это не превращалось в своеобразный туризм и эксплуатацию этого туризма, чтобы это вызывало соответствующий интерес к библеистике, к библейской истории, к библейской археологии, чтобы многие вопросы, еще нерешенные библейской богословской наукой, находили ответ. Святая Земля - это важнейшее культурное, историческое и религиозное наследие человечества.   
 
Есть ли у Вас какие-то любимые места в Святой Земле, которые особенно трогают Вашу душу?   
 
Это Елеонская гора, Гефсимания, русский храм св. Марии Магдалины, где сегодняшнее богослужение было очень трогательным и связанным с личностями почитаемых мною представителей Царской семьи и деятельностью архимандрита Антонина (Капустина). Пожалуй, это самое волнующее, самое удивительное место.   Второе по значимости, конечно, Галилея, Тивериадское озеро, места проповеди Христа, места различных чудотворений, призвания апостолов, все они в силу особой какой-то и благодатности природы просто притягивают, они очень живые. Как «Русская свеча», взметнувшаяся над Иерусалимом, как золотые купола храма св. Марии Магдалины в Гефсимании, точно так же и гора Блаженств, пейзаж вокруг Галилейского моря, древний Капернаум, все эти места встают перед глазами, когда проповедуешь. Ведь воскресные основные проповеди географически связаны, как ни странно, больше всего с этими местами. Многочисленные чудотворения сотворены там, и не важно, говорим мы о глубинных районных, таких, как Наин, или непосредственно о Капернауме, или чуть более удаленном Назарете, всё равно – это всё Галилея, всё вокруг Галилейского моря.  Центральные проповеди Страстной Седмицы, проповеди Пасхального периода очень связаны с Елеонской горой, связаны с примыкающими районами, в этих двух местах происходили наиболее впечатляющие события новозаветной истории.   Особое у меня отношение, конечно, к местам монашеским, а это уже другая история, и она связана больше с моей любовью к агиографии, к житийной литературе. У нас специально существует в среду служба, которая посвящена глубокому постижению смысла подвига святых, мы разбираем и житийные примеры. Очень популярная служба, она собирает очень много народу вечером в среду, она всегда посвящена памяти святых. И в этом отношении монашествующие – это отдельная область моего интереса, а палестинское монашество чрезвычайно интересно, при посещении мест служения и спасения палестинских монахов я тоже для себя открываю очень многое. Я познакомился и полюбил египетское монашество. Но это как бы уже отдельные истории, не связанные непосредственно с библейской и новозаветной историей. Это уже последующие славные страницы церковной истории.   
 
Огромное спасибо, дорогой отец Вячеслав, я надеюсь, что мы продолжим наше сотрудничество в рамках духовной, культурной, просветительской деятельности Вашего центра «Лествица» и Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и паломнического центра «Россия в красках». Мы ждем новых встреч с Вами в Святой Земле, с Вашими замечательными прихожанами, которые не праздности ради, не ради туристической экзотики, а с глубоким осознанием прибывают в Святую Землю, получая серьезную подготовку Вашими усилиями. Огромное Вам спасибо за это содействие! Ждем всегда в Святой Земле!   
 
29 апреля 2010 года
Иерусалим
 
Вопросы задавал руководитель православного паломнического центра «Россия в красках» в Иерусалиме,
председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
Павел Викторович Платонов
 

[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com