Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Из истории становления паломнических традиций Возрождение паломнических традиций в наши дни Путевые заметкиФотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
Августейшие паломники на Святой Земле
 
В октябре 2008 г. исполняется 120 лет паломничеству на Святую Землю Их Императорских Высочеств Великих князей Павла Александровича и Сергея Александровича и Великой княгини  Елизаветы Федоровны, ставшей после смерти мужа председателем Императорского Православного Палестинского общества (ИППО).

Целью их путешествия в Святую Землю было обозрение в Сирии и Палестине учреждений ИППО, а также участие в торжествах по случаю освящения храма св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, построенного как образец русской архитектуры московского стиля Государем Императором Александром III в память его матери Императрицы Марии Александровны, «печальницы и молитвенницы о Земле Русской», как называл ее тогдашний начальник Русской Духовной Миссии (РДМ) архимандрит Антонин (Капустин). Именно благодаря ее заступничеству перед супругом была сохранена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.

Освящение изящного пятиглавого храма состоялось  1/14 октября 1888 года (это был год 900-летия Крещения Руси), в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, давший название главному соборному храму Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной, которую 1/14 октября 1981 года Русская зарубежная Церковь причислила к лику святых.

14 октября 2008 г., в престольный праздник соборного храма, построенного на Большой Ордынке в Москве по проекту А.В.Щусева, в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, соберется много народа, ведь теперь благодаря СМИ все больше москвичей узнает о новой жизни обители, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал «бриллиантом в ожерелье московских храмов». В этот же день в Иерусалиме в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании пройдет торжественное богослужение, посвященное 120-летию со дня его освящения. Иноческая жизнь, сосредоточенная вокруг Гефсиманского храма с его строгим порядком уставного богослужения, – это молитвенный подвиг Марии, а любовь к ближнему Марфы – это деятельное служение ближнему, возложенное на Вифанскую школу, которая вместе с общиной дала православному миру множество благочестивых монахинь, рассеянных по всему миру. Они подвизаются в монастырях Святой Земли и Греции, Чили и Аргентины, Англии и Франции…

Но для нас поразительнее всего живая связь Гефсиманской земли, где покоятся святые мощи Матушки Елизаветы, с русской землей! Когда я слышу слова акафиста святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне «Радуйся, мощами твоими Святую Землю с землею Российскою духовно соединившая», то, прежде всего, представляю себе два храма, неразрывно связанные с именем Матушки Елизаветы (Покровский храм в Москве и церковь Марии Магдалины в Иерусалиме), и Вифанию.

Не случайно начало художественно- публицистического фильма «Белый Ангел Москвы», снятого телекомпанией «ТВ Центр» совместно с Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы (автор и сопродюсер фильма Борис Костенко) переносит нас в евангельскую Вифанию, где в доме Марфы и Марии Иисус Христос воскресил их брата – праведного Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе. Именами святых сестер Марфы и Марии будущая преподобномученица Елизавета Московская назовет свою обитель труда, любви и милосердия. Девизом Марфо-Мариинской обители были евангельские слова «Учитель здесь и зовет тебя» (Ин. 11:28). Посвящение обители святым сестрам праведного Лазаря выражало соединение личного аскетического подвига и высокого жребия Марии, внемлющей вечным глаголам жизни, то есть непосредственного служения Богу через молитву и работу над собой, с деятельным служением Господу и ближнему своему Марфы. Евангелие говорит, что, пока Марфа хлопотала, чтобы хорошо принять Божественного Гостя, Мария села у ног Спасителя и внимала Его словам, избрав благую часть, «которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 41-42).

Не случайны и имена первых гефсиманских инокинь Марии и Марфы. История Русской Гефсимании и «царского» храма напрямую связана с историей трех последних поколений царствующего дома Романовых. По кончине матери и после гибели отца-Императора двое из их восьми детей, Великие князья Сергей и Павел, вместе со своим дядей Великим князем Константином Константиновичем Романовым (поэтом К.Р.) поехали в Палестину, где 10 дней молились у Живоносного Гроба Господня. Их Высочества очаровали всех, включая архимандрита Антонина («это наилучшие люди, каких я только видел на свете»), который предложил братьям увековечить память матери постройкой храма. Дети Императрицы горячо поддержали эту идею, и специально для этого на Высочайшее имя в собственность царской семьи на юго-западном склоне Елеонской горы в 1881 году ими был куплен довольно большой участок земли в Гефсимании. Храм, изначально любимый и почитаемый паломниками, содержался на пожертвования из России и личным попечительством царской семьи до начала Первой мировой войны и последовавшей за ней революции 1917 года. Утратив земное покровительство в лице царской семьи, храм обрел его вновь, но уже как небесное, в начале января 1921 года, когда под его сводами нашли свое вечное упокоение останки царственной новомученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы инокини Варвары. Отныне храм становится местом покрова спасавшихся бегством и мятущихся на чужбине русских, прибежищем сирых и бездомных. Гефсиманское моление непрестанно и неугасимо. Как горячо молились о России те, кто называл этот храм уголком дорогой, но утраченной родины!

Храм св. Марии Магдалины в Гефсимании
 
Итак, 21 января 1885 г. Иерусалимский патриарх Никодим благословляет закладку Гефсиманской церкви, а 1 октября 1888 г. освящает ее. Надпись на закладном камне гласит: «Иерусалим. Сей священный храм во имя святые равноапостольные Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Самодержавца Всероссийского Александровича Александровича и Августейших Его братьев Государей Великих Князей Владимира, Алексия, Сергия и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны».

Немалый финансовый вклад в строительство одного из самых красивых храмов Святой Земли, который стал своеобразной архитектурной визитной карточкой современного Иерусалима, внесла и дочь Императрицы Великая княгиня Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская.

С тех пор святая гора Елеон украшена двумя русскими храмами: один стоит у подножия, другой – на вершине. Золотые луковки куполов, венчающие дивный храм Марии Магдалины, видны отовсюду и радуют глаз не только православных христиан. Церковь, ставшая украшением Святого града, построена как раз напротив Золотых Врат Иерусалима (расположенных на противоположной стороне Иосафатовой долины), недалеко от гробницы Богоматери. Гефсимания привлекала паломников из разных стран мира тишиной, близостью к старому городу, таинственностью Гефсиманского сада, известного как  «место моления о Чаше». Здесь плакал Спаситель: «Иерусалим, Иерусалим избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!..» (Мф. 24, 24). На территории монастыря сохранились ступени, по которым шел Христос во время Входа в Иерусалим.

Здесь по преданию Богоматерь после Своего Успения уронила Свой пояс неутешному апостолу Фоме, не заставшему Ее погребения, для уверения его в Своем вознесении на Небо. В память об этом событии на террасе над камнем «Пояс Божией Матери», у которого Она благословила всех апостолов, установлен в киоте образ Успения Пречистой.

Храм св. Марии Магдалины в Гефсимании, который находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, строился без малого 4 года. Постройка храма шла под руководством местного архитектора Франгия по проекту профессора Императорской академии художеств архитектора Д.И.Гримма. Для этой церкви из белого иерусалимского камня приходилось морем доставлялись из России дерево, металлы и отделочные материалы. Из местного же камня искусно выточены изящные узоры и все наружные украшения в виде небольших колонок. На террасу перед храмом ведут две расходящиеся лестницы. Над входными западными вратами красуется большое мозаичное изображение св. Марии Магдалины. Оно выполнено в Венеции в мастерской Сальвиотти по эскизу профессора Васильева. Живописные и иконописные работы выполнены профессорами Верещагиным (местные иконы и царские двери) и Васильевым («Тайная вечеря»).

По милости Божией мне посчастливилось трижды (в 2004, 2006 и 2008 гг.) побывать в этом замечательном храме во время паломнических поездок на Святую Землю, за что я бесконечно благодарна Господу и преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне, по молитвам которой меня включали в состав делегации Фонда Андрея Первозванного (ФАП) – организатора поездок. Цель первой из них была – доставить 25 июля 2004 года специальным рейсом из Иерусалима в Москву, в Храм Христа Спасителя, два ковчега с частицами мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары для принесения их в пределы Русской Православной Церкви. Представителем РПЦЗ был епископ Бостонский (ныне Женевский и Западноевропейский) Михаил. Позже, сопровождая эти святыни по российским городам, я видела, как им поклонялись миллионы людей всех возрастов. А началось это чудо для меня именно на Святой Земле.

Вспоминаю раннее летнее утро  2004 года, когда я после бессонной ночи в Храме Гроба Господня, где впервые в жизни причастилась вблизи Кувуклии (места погребения Спасителя), еле стояла у раки с мощами Матушки Елизаветы. Тогда я впервые увидела изящной работы иконостас из белого итальянского мрамора с орнаментом темной бронзы, царские врата с чеканным русским узором, иконы кисти академика В.П. Верещагина. Рядом, также едва держась на ногах от усталости, стоял протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Николая Чудотворца в Толмачах (домового храма Третьяковской галереи), принимавший участие в ночном богослужении в Храме Гроба Господня.

Рака с мощами Великой княгини Елизаветы Федоровны
 
Стоя справа от алтаря, где находятся рака с мощами преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны и привезенная из Ливана чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») XVI века (вторая рака белого мрамора с мощами инокини Варвары расположена слева от алтаря, как и икона св. Марии Магдалины с частицей ее мощей), я молилась и Марии Магдалине, и Матушке Елизавете, и Пресвятой Богородице об исцелении брата-диабетика, а также о даровании веры моей дочери, небесной покровительницей которой является Мария Магдалина. Казалось, что не хватит сил дождаться конца службы, но Бог укрепил меня, и я благодарила Его за эту незабываемую поездку, за этот бесценный, совершенно не заслуженный мною дар. Мерцание свечей на подсвечниках и лампад на люстре из кованого железа, такая же кованая решетка у солеи, престол из мраморной колонны, найденной у самого места Вознесения Господня, иконы-копии с известных произведений русской церковной живописи Исаакиевского собора, большое художественное полотно над царскими вратами кисти живописца Сергея Иванова «Мария Магдалина перед римским императором Тиверием» (на нем святая протягивает Тиверию пасхальное яйцо) – все казалось мне тогда нереальным, на грани сна и яви. Да и сейчас я не до конца верю в то, что имела счастье молиться там, где молилась Елизавета Федоровна.

В книге Галины Майерталь «Гефсиманская обитель. Храм. Люди. Судьбы», любезно подаренной мне настоятельницей игуменией Елисаветой (Шмельц), чьи чудесные акварельные рисунки так украшают книгу, использована статья из газеты «Правительственный вестник» от 27 октября 1888 г. Благодаря этой публикации мы знаем, что 30 сентября/13 октября в 4 часа дня Их Высочества направились в новоотстроенный храм Марии Магдалины. Во время всенощного бдения Августейшие паломники стояли на левом клиросе. На следующий день, 1/14 октября, Великие князья и Их свита в парадной форме прибыли в храм к 7.30 утра. Почетный караул заиграл русский гимн. Под звон колоколов вновь отстроенной церкви и русской церкви Вознесения на вершине Елеонской горы Августейших особ встречали русские офицеры и 90 матросов. Среди приглашенных были губернатор Иерусалима Реуф-Паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и более 150 русских паломников. Их Высочества приняли участие в крестном ходе. После третьего обхода врата храма отворились, и все вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы блаженнейший патриарх Иерусалимский и всея Палестины Никодим читал на церковно-славянском языке. Хор пропел Вечную память Императрице Марии Александровне, и все опустились на колени. «Минута была торжественная и в высшей степени трогательная». По окончании освящения началась Божественная литургия, которую совершил блаженнейший Никодим, который перед отпускною молитвою обратился к Их Высочествам с приветственным словом, сказав, что отныне в этом храме будут приноситься горячие молитвы о всем царствующем Доме. На церковном дворе от имени Их Высочеств русским паломникам и матросам было предложено угощение. В тот же день Великий князь Сергей Александрович вручил Высочайше пожалованные ордена многим лицам, участвовавшим в постройке церкви и в деятельности Палестинского общества в Святой Земле. «Патриарх получил бриллиантовые знаки ордена св. благоверного Великого князя Александра Невского, а архимандрит Антонин (Капустин) – св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени. (15 сентября 2008 г. в Москве из рук Святейшего Патриарха Алексия II свои награды получили те, кто возрождал Марфо-Мариинскую обитель милосердия.)

В Иерусалиме Их Императорские Высочества оставались до 5/18 октября. Накануне отъезда они отслужили в храме Марии Магдалины панихиду по Государыне Марии Александровне. В ночь с 4 на 5 октября они сподобились причаститься Св. Тайн на Гробе Господнем. В день отъезда Августейших паломников патриарх отслужил напутственный молебен у св. Гроба Господня. В 3 часа дня они выехали из Иерусалима.

Когда выходишь из храма Марии Магдалины на террасу, открывается изумительный вид на весь Иерусалим. Хотя прекрасного сада с благоухающими цветами вокруг храма тогда не было (деревья еще не были посажены), Великая княгиня Елизавета Федоровна в полной мере прочувствовала присутствующую здесь Благодать Божию и с нескрываемым восторгом произнесла слова, ставшие широко известными: «Как бы я хотела быть похороненной здесь!» Ее слова стали пророческими. Упокоение она нашла недалеко от места погребения Божией Матери. В 1921 г. игумен Серафим (Кузнецов) доставил мощи святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары в храм Марии Магдалины. Епископ Алексей в 1928 г. писал: «За дверью из трапезной имеется особое помещение, где покоится тело Великой Княгини Елисаветы Федоровны и ее слуги Варвары. Раньше доступ в эту комнату был легким, а теперь он возможен только с разрешения сестры убиенной… – принцессы Виктории Прусской. На двери два больших замка и печати, а над дверью иконы с неугасимой лампадой. Сестры уверяют, что за годы пребывания не заметили признаков тления». В 1981 г., после прославления Русской Зарубежной Церковью обеих преподобномучениц, гробы с их останками были перенесены в сам храм, и теперь каждый может приложиться к святыне.

Один из русских паломников, протоиерей Михайловский, посетивший храм летом 1888 года, писал в дневнике: «Бог даст, будут рассажены деревья, а по углам, может быть, воздвигнутся благотворительные учреждения для православных, как русских, так и арабов или сирийцев, нам единоверных. И тогда гора Елеон… будет свидетельницею исполнения русскими двух главных заповедей в Законе Божием – «любви к Богу и ближнему».

Он словно предвидел создание здесь Гефсиманской (Вифанской) обители, которая продолжит дело евангельских сестер Марфы и Марии, а также Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая к тому времени еще не приняла Православие, не основала свою Марфо-Мариинскую обитель и даже еще не приехала в Иерусалим на освящение храма Марии Магдалины. Но именно благодаря ей здесь была создана Вифанская община, которая трудилась и трудится на миссионерском поприще и защищает Православие на Святой Земле. Как удивительно! Именно здесь Елизавета Федоровна твердо решила принять веру своего горячо любимого мужа, и именно эта земля смогла сохранить Православную веру в годы, когда на русской земле она подвергалась гонениям. Благотворительно- просветительская работа Марфо-Мариинской обители в Москве стала примером для Вифанской общины, поныне почитающей Елизавету Федоровну как свою основательницу. Именно ее Господь первой призвал указать русским людям путь к спасению через органическое соединение духовного служения Богу с деятельным служением ближнему во имя Христово.

Если моя первая поездка на Святую Землю заняла чуть более трех дней, а вторая  около суток (я рассказала тогда читателям «Православной Москвы» о том, как впервые стала свидетелем чуда схождения Благодатного Огня на Гроб Господень), то 2008 год подарил неполных 8 дней в Израиле. Участвуя 6-13 апреля в программе «Просите мира Иерусалиму», проводимой Фондом Андрея Первозванного, я вместе с другими журналистами смогла посетить Храм Гроба Господня в Иерусалиме и Храм Рождества Христова в Вифлееме, Сионскую горницу (место Тайной Вечери) и Вифанию, русский монастырь Марии Магдалины в Гефсимании и русский Горненский монастырь… Мы поднимались на гору Фавор и гору Искушений, погружались в священные воды реки Иордан, плавали по Галилейскому морю, по водам которого ходил Иисус, и сами окунулись в них, посетили гору Блаженств – место, где Христос читал свою Нагорную Проповедь… А еще на нашем пути лежали Церковь Двенадцати Апостолов, Табха, Церковь Чуда умножения хлебов и рыб, Русское подворье Александра Невского у Судных врат, Свято-Вознесенский монастырь на горе Елеон, святые места Назарета, Яффы, Иерихона...

Целью последней поездки была популяризация паломничества на Святую Землю посредством рассказа в СМИ о христианских святынях, о Русской Духовной Миссии и русских православных обителях на Святой Земле. Программа проводилась при поддержке Министерства иностранных дел РФ, МИД Государства Израиль и РДМ в Иерусалиме, поскольку важным аспектом межгосударственных отношений стала отмена визового режима для посещения россиянами государства Израиль.

В.И. Якунин, председатель попечительского совета ФАП, выразил надежду, что подобно игумену Даниилу, 900 лет назад оставившему первое письменное свидетельство русского человека о паломничестве в Святую Землю, каждый из нас расскажет о своих впечатлениях, после чего миллионы читателей и телезрителей захотят посетить места, где коленопреклоненно молилась вместе с другими паломниками и Великокняжеская чета. Описание маршрута Их Высочеств можно найти в книге «Гефсиманская обитель».
 
Ирина Ахундова
Фото Федора Мастепанова
Прислано автором 13 октября 2008 г.


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com