Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Паломники из лиц духовного звания Паломники из лиц, избравших монашеский путь Паломники - люди творческих профессий Паломники из прихожан, активно участвующих в жизни своих приходов Паломники-миряне Святая Земля: воспоминания после возвращения домойНаши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
ПНПО "Россия в красках"
и сайт  "Православный
поклонник на Святой Земле" награждены Почетной грамотой ИППО 
Закончена работа над созданием первой серии цикла фильмов о Святой Земле. Фонд для фильмов о Святой Земле
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Поклонники XXI века: портрет крупным планом / Паломники из лиц духовного звания / Священник Андрей Кордочкин. «Мы не сможем восстановить Россию как страну, имеющую духовный стержень, без молитвы русских паломников на Святой Земле»
 
«Мы не сможем восстановить Россию как страну, имеющую духовный стержень,
без молитвы русских паломников на Святой Земле»
 
Интервью с отцом Андреем Кордочкиным, посетившим Святую Землю с 11 по 18 декабря 2009 года
 
Священник Андрей Кордочкин родился 7 ноября 1977 года в г. Ленинграде. С 1994 по 1995 год проходил обучение в Ampleforth College (Великобритания), а с 1995 по 1998 год на богословском факультете Оксфордского Университета (University of Oxford), который закончил со степенью бакалавра. С 1998 по 1999 год преподавал в школе им. Императрицы Александры Федоровны (Санкт-Петербург), прислуживал за богослужениями и проповедовал в домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. С 1999 по 2000 проходил обучение в Лондонском Университете (University of London), получив по завершении учебы степень магистра богословия. С 2000 по 2003 г. работал в Даремском Университете (University of Durham) над написанием докторской диссертации на тему "Преп. Иоанн Лествичник и духовная традиция IV-VII веков" под научным руководством профессора Andrew Louth'а. 16 декабря 2001 был рукоположен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в сан диакона, а на Рождество Христово 2002 года - в сан иерея. В период учебы окормлял православный приход в г. Дареме и православную общину в г. Глазго. Определением Священного Синода РПЦ от 30 июля 2003 г. направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, с назначением на должность настоятеля Христорождественского прихода в г. Мадриде.
 
Священник Андрей Кордочкин с группой паломников из Испании
на Синае. 20 декабря 2009 года
 
Отец Андрей, два года назад Вы совершали паломничество в Святую Землю, до этого Вы уже побывали здесь, что снова подвигло Вас посетить эти места и прибыть в составе группы паломников из Испании, из земли Иберийской?
 
Инициатива совершить паломничество на Святую Землю вместе с группой прихожан из Мадрида и Малаги исходила, во многом, от них самих. Наши прихожане сами захотели совершить это паломничество вместе, а я, в свою очередь, пошел навстречу их желанию и решил показать им эти места, которые так дороги для всех нас. Декабрь мы выбрали, потому что это хорошее, спокойное время, на Святой Земле сейчас не жарко, не так много людей, и можно спокойно поклониться святыням, не затерявшись в толпе паломников и туристов. Действительно, для меня это уже третий приезд на Святую Землю, но каждый раз – особая радость оказаться в Иерусалиме, у других мест, связанных с земной жизнь Христа.
 
Поделитесь своими впечатлениями, они как-то меняются с каждым новым приездом?
 
Каждая поездка на Святую Землю – это как будто обновление таинства Крещения, снова и снова спрашиваешь себя – а что значит быть христианином? Какое же отношение имеют все эти места к моей личной жизни? Поэтому мы стараемся, оказываясь на том или ином святом месте, связанном с евангельскими событиями, читать Евангелие и затем вместе размышлять о том, какое значение для нас имеют те или иные места или события, связанные с жизнью Спасителя.
 
Меняемся ли мы, прибывая в Святую Землю во второй или в третий раз, и меняется ли Святая Земля?
 
Святая Земля, конечно же, меняется. Когда мы с Вами разговаривали в прошлый раз, я обратил внимание на то, что когда мы идем по Старому городу, мы понимаем, что Иерусалим времен Спасителя погребен в толще нескольких метров под нами, но все равно можно почувствовать атмосферу тех времен. Какие-то места почти не изменились. Для меня всегда бывает очень дорог приезд на Галилейское море. Оказываясь на его берегу, ты видишь эту воду, эти облака над озером, и понимаешь, что твои глаза видят приблизительно то же, что видели Спаситель и апостолы. Для меня Галилея важна именно тем, что она способна оживить наше представление о евангельской истории.
 
Но, конечно, Святая Земля изменилась; когда мы приезжаем в Вифлеем для того, чтобы поклониться месту Рождения Христа и просыпаемся под возгласы «Аллах Акбар», то понимаем, что Вифлеем уже не тот, что во времена «кесаря Августа». Да и за последние десятилетия Израиль изменился. Раньше присутствие арабов-христиан на Святой Земле было очень заметным, сейчас оно значительно уменьшается, и я вижу опасность того, что Иерусалимская Православная Церковь превратится в структуру, которая будет лишь обслуживать паломников, и у которой почти не будет реальной паствы. А паства ее, по премуществу – это те православные арабы, которые традиционно живут на Святой Земле. Думаю, что прихожанами православных храмов в Израиле могли бы стать многие выходцы из стран бывшего Советского союза, я глубоко убежден, что среди них есть люди, озабоченные духовным поиском, и если не обратить на них внимание, то есть риск того, едва ли они найдут своё место в Православной Церкви. Мы с Вами встретили, когда обедали на Галилейском море, двух семинаристов, которые были крещены в православной церкви, а сейчас являются студентами католической семинарии. Можно легкомысленно осудить их за то, что они стали ренегатами, что они отказались от православной традиции, а можно задать вопрос: а что было сделано для того, чтобы этих людей привлечь, заинтересовать? Не получается ли так, что ни православным арабам, которые в грекоязычной патриархии чувствуют себя несколько ущербно, ни выходцам из стран бывшего Советского союза не уделяется внимания? Я действительно допускаю, что Иерусалимская Православная Церковь превратится в полумузейную структуру, функцией которой будет сохранение святынь для паломников, но которая почти не будет иметь реальной паствы.
 
Священник Андрей Кордочкин (крайний справа) с группой паломников из Испании
на Божественной литургии в Рождественской пещере в Вифлееме
 
Меняется Святая Земля, меняемся и мы сами. В этих переменах и и состоит цель паломничества, хотя путь, который раньше совершали с гораздо большими трудами, добираясь сюда пешком, на кораблях, на пароходах из Одессы и других мест, сейчас требует меньших усилий. Нам стоит всего лишь провести несколько часов в самолете, и мы уже оказываемся в Иерусалиме. Мне хочется верить в то,  что даже не замечая каких-то глубоких изменений, которые в нас происходят, тем не менее, что-то меняется в нашей душе, в нашем сердце. Наше паломничество – это образ нашего духовного восхождения; приезжая в Иерусалим, мы не просто расширяем свои культурологические познания, а мы становимся немного ближе к Горнему Иерусалиму, к Царствию Божьему, которое Христос раскрывает для каждого из нас. Для нас это очень важно.
 
В то же время надо понимать, что те люди, которые не имеют возможности посетить святыни Палестины, не должны чувствовать себя ущербными. Я думаю, что особенность богослужения в православной традиции - в том, что какое бы евангельское событие мы ни праздновали, будь то Рождество Христово или Его смерть, или Его Воскресение, где бы мы ни были, мы не просто вспоминаем эти евангельские события, но становимся их реальными участниками. Когда мы поклоняемся Плащанице Христа на Страстную Пятницу, то совершенно неважно, где мы находимся в это время - в Иерусалиме или в ярославской деревне. Всё, что происходит в храме, так же реально. Это особенность православного богослужения. Если мы возьмем светские праздники, установленные в честь памятных дат и исторических событий, будь то обретение государственной независимости или победа в войне, мы осознаем, что эти события уходят в прошлое, мы отдаляемся от них, ведь люди, которые были свидетелями этих исторических событий, умирают. Но с церковными праздниками этого не происходит; когда мы будем праздновать Рождество Христово, мы будем чувствовать всем сердцем, что родившийся Христос близок к нам точно так же, как и год назад, как и сто лет назад, как и тысячу лет назад. Церковь открывает перед нами мир не только евангельских событий, по отношению к которым, которых, как я сказал, мы становимся реальными участниками, но и мир вечности. Ведь не случайно так часто в церковных праздничных песнопениях повторяется слово днесь – т.е. сегодня. Это не условность и не натяжка, действительно, православное богослужение, раскрывая смысл тех или иных евангельских событий, снова и снова возвращает нас во времена земной жизни Христа.
 
Мы с группой участвовали в некоторых богослужениях, в частности, в трех Божественных Литургиях, какие бы Вы особые моменты могли отметить по церковным службам, в которых участвовали во время совершения этого  паломничества, и как эти богослужения были восприняты паломниками?
 
Существует опасность того, что человек воспринимает Православие и православную традицию лишь в той форме, как он их видел в том месте, где он жил, будь это Россия или Украина. Оказываясь на богослужениях Иерусалимской Православной Церкви, мы видим, что ход, а иногда структура и форма богослужения могут отличаться. Когда мы совершали богослужение в базилике Рождества Христова в Вифлееме, то Божественная Литургия совершалась частично на греческом языке, частично на арабском, как бы раскрывая перед нами вселенскую природу Православия. Для людей, которые привыкли слышать богослужение по-церковнославянски, это может оказаться очень важным. Многие отметили, что в пещере Рождества Христова, где нет иконостаса, люди, участвующие в Божественной Литургии, в большей степени могут чувствовать себя сознательными участниками и, в некотором роде, совершителями богослужения.
 
Необычной может показаться и Литургия, которая была совершена на Гробе Господнем. Поскольку я очень люблю Божественную Литургию, то стараюсь всегда обращать внимание на какие-то местные особенности, имея опыт участия в разных богослужениях, в разных местах, разных странах. В этот раз я обратил внимание, что, предстоятель совершает Божественную Литургию в кувуклии Воскресения Христова не спиной к народу, а, наоборот, повернувшись лицом к молящимся. Для меня это было очень интересным наблюдением, потому что мы знаем, что это - литургическая практика Католической церкви, которую она приняла после II-го Ватиканского собора. Мы  привыкли ее всегда безоговорочно осуждать, считая, единственно правильным, что священник, предстоя за Божественной Литургией Богу от лица молящихся, стоит лицом к престолу, в то же время, стоя спиной к людям. Но когда я увидел владыку Аристарха, совершающего Божественную Литургию лицом к народу, я почему-то подумал, что когда Христос совершал Тайную Вечерю, едва ли Он совершал ее, сидя спиной к апостолам. Это было очень особенное чувство.
 
Третья Божественная Литургия в которой мы участвовали, совершалась в древнем монастыре святой Екатерины на горе Синай. Это монашеское богослужения, очень тихое, очень глубокое, очень сосредоточенное, когда ты понимаешь, что любой лишний звук, любое лишнее движение легко может нарушить этот глубокий молитвенный дух, которым дышит каждая молитва, каждое песнопение Божественной Литургии. Эта ночная молитва на Синае, конечно, запомнилась для всех нас.
 
Включение Святой горы Синай в маршрут является важным элементом в паломничестве?
 
Да, оно является важным элементом. Посещение горы Синай было важным и лично для меня. Когда-то, будучи студентом в Англии, я шел по Лондону по Оксфорд-стрит и внезапно увидел человека в подряснике и греческой скуфье. Я подошел к нему, познакомился, и оказалось, что это англичанин, он мне сказал, что он послушник  монастыря св. Екатерины на Синае. Затем через год или полтора, приехав на Святую Землю, я оказался в монастыре, и очень хорошо помню, как мы вместе с ним шли пешком через горы в ту пещеру, где подвизался преподобный Иоанн Лествичник. Это было 12 лет назад. С тех пор я  написал и защитил докторскую диссертацию на тему трудов преподобного Иоанна Лествичника. К сожалению, сейчас нам не удалось попасть в пещеру, потому что напряженный ритм поездки едва ли мог нам это позволить, но для меня снова оказаться на Синае, снова встретиться с отцом Нилом, этим замечательным английским монахом, который тогда был еще Николаем, было очень важным импульсом для осмысления жизненного пути, который я прошел с тех пор, как в первый раз оказался на Синайской горе.
 
Я думаю, что эта поездка очень ценная для каждого паломника, потому что (и в прошлом интервью мы с Вами говорили об этом) пустыня Святой Земли – это пустыня не мертвая, а пустыня живая, и эти слова относятся даже в большей мере к Синаю.  Здесь Моисей получил десять заповедей – нравственный кодекс, который позволил еврейскому народу выстроить свои отношения с Богом. Здесь подвизался преподобный Иоанн Лествичник. Кроме того, монастырь святой Екатерины сохранил многие иконы, которые, я думаю, можно считать эталоном православного искусства. Многие из нас привыкли к форме иконописи, даже скорее, религиозной живописи, в тех формах, в которых она существовала в XVIII-XIX веке под влиянием западной традиции. Поэтому синайские иконы очень важны, особенно самый известный энкаустический образ Спасителя VI века. Мне кажется, что вообще очень сложно рассуждать и говорить об иконе, не отталкиваясь от этой синайской коллекции как от некоторой точки отсчета. В нашем храме немало икон, которые написаны в этой же технике энкаустики отцом Андреем Давыдовым. Хочется, чтобы люди, которые приходят в храм, могли понять, что смысл иконы, смысл священного изображения заключается не только в том, чтобы усладить наше зрение, а в том, чтобы раскрыть перед нами духовный мир, который очень далек от нашего эмоционального, стрáстного восприятия.
 
В этот раз мы, кроме трех литургических богослужений имели возможность послужить молебен и заупокойную литию в месте, о котором мы два года назад могли только лишь гипотетически рассуждать и мечтать, чтобы оно вернулось России. Я говорю о Сергиевском подворье. Теперь мы видим, что произошли отрадные изменения по линии Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), Русской Палестины, Русского присутствия в Святой Земле. Какие чувства пробудили у Вас эти  перемены?
 
Действительно, я очень хорошо помню, что два года назад, проходя вокруг Сергиевского подворья и видя его со стороны, мы могли лишь представлять себе то время, когда оно будет возвращено России. Теперь же я с трепетным чувством перешагнул его порог и вошел в народную трапезную русских построек в Иерусалиме, где уже много лет не совершалось богослужений, не возносилась молитва Богу.  
 
Когда сейчас входишь в эти корпуса, то, я думаю, испытываешь те же чувства, которые испытывали последние 20 лет множество священников, монахов, верных чад Церкви, на которых ложилась ответственность восстановления поруганных храмов, монастырей, церковных святынь в России и в других наших республиках. При этом очень часто отмечается такая закономерность – как только в таком поруганном, полуразрушенном месте начинает совершаться молитва, начинает совершаться богослужение, то что-то начинает происходить, появляются люди, которые готовы помочь финансово и своими силами.
 
В тоже время, очень важно, чтобы восстановление подворья не было лишь внешним процессом. Конечно, это должна быть экономически эффективная структура, но велика опасность того, что возвратив нашу собственность на Святой Земле, вложив много сил и денег в реставрацию, но, мы превратим подворье в «кормушку» для светских или околоцерковных чиновников. Поэтому сейчас очень важно осмыслить миссию русского присутствия на Святой Земле именно как служение русскому паломнику. Мы знаем, как это часто бывает: восстанавливаются стены, золотятся купола, но за этим внешним восстановлением возрождения духовной традиции может не быть. Конечно, это не только современные искушения, так было всегда, я думаю, достаточно вспомнить о словах Христа, в которых Он сравнивает многих людей своего времени с «раскрашенными гробами» - украшенные снаружи, а внутри полные всякой нечистоты. И сейчас бывает так, что человек, приезжая в монастырь, видит заново выстроенные стены, корпуса, позолоченные купола, а в реальности сталкивается с обычным хамством. Люди, принимающие на себя ответственность за продолжение духовной или монашеской жизни, иногда способны лишь к тому, чтобы паразитировать на том духовном труде, который был совершен до революции, а  согреть новые постройки душевным теплом, эти люди едва ли могут. Я, к сожалению, и сам не раз и не два являлся свидетелем подобных ситуаций, знаю, что и у многих людей был похожий опыт. Поэтому очень важно, чтобы, воссоздавая то, что является собственностью нашей страны, нашего народа, нашей Церкви, мы не ограничивались просто внешними строительно-реставрационными трудами, но чтобы мы осознавали духовную ответственность, которая лежит на нас, избегая при этом показухи в любой форме.
 
Подворье строилось для паломников, здесь они не только преклоняли голову и питались, но и просвещались. ИППО оплачивало священника, который вел Палестинские чтения для народа прямо на Сергиевском подворье с показом «волшебного фонаря и туманных картин с видами Святой Земли». Здесь же располагалась штаб-квартира ИППО, откуда шло управление русскими школами, семинариями, больницами, которые содержало Общество. Может быть, не надо сильно мудрствовать, а нужно опереться на историческую концепцию дореволюционного использования этого места?
 
Я считаю, что в полной мере реконструировать подворье в тех формах, в каких оно существовало в дореволюционный период, не совсем разумно, нужно отдавать себе отчет, что многое изменилось. В то же время, все формы деятельности, которое осуществляло подворье до революции, должны быть изучены очень и очень внимательно, если мы хотим, чтобы у нас была преемственность с теми людьми, которые служили Церкви на Подворье до революции. Глядя на фотографии и изучая документы, которые описывают жизнь русского Иерусалима в конце XIX - в начале XX веков, становится понятным, что Палестинское Общество не было бизнес-структурой, напротив, оно давало гораздо больше, чем получало, и в этом был смысл его существования.  Присутствие России на Святой Земле было как служением, а не религиозным турагенством для обслуживания вип-туристов. Сейчас важно этот дореволюционный опыт проанализировать и переосмыслить, осознавая, что изменилась эпоха, и социальные и экономические условия паломничества уже не те, что были 100 лет назад.
 
Священник Андрей Кордочкин на молебне в народной трапезной Сергиевского подворья
Императорского Православного Палестинского Общества
 
Вот сейчас, когда мы снова оказались у Гроба Господня накануне Божественной Литургии, которая совершалась в полночь, я обратил внимание, что из тех людей, которые стояли в очереди, для того чтобы поклониться месту Воскресения Христова, подавляющее большинство составляли именно русские люди. Не греки, не румыны, а именно русские паломники. Поразительно: несмотря на то, что Россия, в которой мы живем сейчас, имеет очень мало общего с той исторической Россией, которая была разрушена социалистической революцией, и наша Родина является до сих пор, по выражению отца Георгия Митрофанова, «страной нераскаянных каинов». В то же время, мы видим, что для многих и многих людей, которые сейчас приезжают на Святую Землю, (тем более после отмены визового режима), места, связанные с земной жизнью Христа, являются самими дорогими в мире. И поэтому служение этим людям – это очень высокая, благородная миссия, которая, ни в коем случае не должна превратиться в бизнес.
 
Время вносит свои коррективы, сейчас появились идеи создания на подворье под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества музея русского духовного и культурного присутствия в Святой Земле, создания научного центра изучения наследия ИППО помимо содействия прибытию паломников в Святую Землю. А что Вы считаете наиболее символичным в духовном измерении в возрождении деятельности Сергиевского подворья?
 
Русское присутствие на Святой Земле является отражением жизни России в принципе. Когда Хрущевым были проданы владения нашей страны, Палестинского Общества, нашей Церкви в Израиле, фактически это было констатацией того, что нашей стране, нашему народу эти места на тот период времени были не нужны. Возвращение и освоение заново Сергиевского подворья ИППО или других мест Русской Палестины может быть обусловлено лишь глубокими изменениями в обществе и, конечно же, с поддержкой государства. Государство должно осознать, что присутствие нашей Родины на Святой Земле – это не только политический вопрос, но это и вопрос духовной самоидентификации нашего народа. Любой человек, который трудится здесь на благо Церкви, России, в какой-то мере ощущает себя заложником тех исторических, политических процессов, которые происходят в России. Поэтому мы не сможем по-настоящему восстановить себя как страну, имеющую духовный стержень, если не будет молитвы русских паломников на дорогих нашему сердцу местах Святой Земли.
 
Мне очень хочется верить, что государство и общество поймут значимость нашего присутствия здесь. Какие-то шаги уже сделаны, именно поэтому мы уже имели возможность совершить молебен на Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества, и мне очень радостно, что вопрос русского присутствия в Святой Земле снова стал значимым на государственном уровне. Это очень важный шаг вперед, и здесь нам предстоят в будущем самые серьезные усилия.
 
Вы упомянули такого деятеля советских времен как Н. Хрущев, и у меня возник такой вопрос, почему, зная о тех страшных потерях, которые были нанесены по Церкви, по верующим людям, по историческим традициям народа России коммунистическими лидерами с атеистическим мировоззрением, мы часто сейчас даже в церковных СМИ встречаем позицию такого исторического упрощенчества, что «успехи советской власти – это чуть ли не часть нашей национальной истории», часто слышим из уст священников о мнимом духовном величии Сталина? Успехи СССР и коммунистического государства, которое громило историческую Россию, возвеличиваются в эдаком легком упрощенчески мутированном взгляде, хотя даже по Сергиевскому подворью мы прекрасно видим, как советская власть отнеслась к Русской Палестине. Как Вы считаете, намечается ли в целом такая тенденция, что постепенно историческое самосознание будет приходить в норму, как в других странах, отказавшихся от этих режимов, как на обывательском уровне, так и в среде  священнослужителей, которые, имея свою гражданскую позицию, начнут оценивать объективно и духовно, и нравственно преступления советского режима?
 
Вы знаете, Святейший Патриарх некоторое время назад, сказал, что у Церкви есть важная задача – прозревать духовные судьбы народа. В этом смысле на нас лежит пророческая задача – духовно оценивать состояние народа, его прошлое и его возможное будущее. Те тенденции, о которых Вы говорите, связаны с тем, что в последние годы пришли в Церковь, приняли священный сан, множество людей которые не имели опыта жизни Церкви в советское время. Конечно, те священники, которые совершали своё служение в советские времена в 60-е, в 70-е годы, как, например, известный и почитаемый петербургский священник протоиерей Василий Ермаков, едва ли могли позволить себе такие легкомысленные реплики. Мы видим, что хотя страна изменилась после распада Советского союза, тем не менее, покаяния как пересмотра своей истории в контексте Евангелия не произошло. Наше общественное сознание представляет некий странный симбиоз: с одной стороны, мы возвращаем в Россию останки Деникина, с другой стороны, никто не спешит хоронить тело Ленина. Нам говорят, что будто бы и белая армия – это хорошо, и красная армия неплохо. Создавая иллюзию исторического примирения, мы пытаемся соединить несоединимое. Это очень далеко от истинного христианского покаяния, которое начинается, прежде всего, с того, чтобы вещи назвать своими именами.
 
На мой взгляд, развернувшаяся летом полемика вокруг книги протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века" очень показательна как индикатор духовного состояния не только общества, но и Церкви. Вопрос не только в том, как мы оцениваем Белое движение или как мы оцениваем исторически личность генерала А.А. Власова. На самом деле, вопрос в другом – в состоянии ли мы сказать себе, что коммунизм был не просто заблуждением, а что он был злом, диавольским соблазном. И меня всегда пугает, когда даже в православной среде иногда слышишь такую риторику: коммунизм был орудием промысла Божьего. Некоторое время назад ряд московских священников попытались заключить идеологический альянс с коммунистической партией, видя в ней союзников за сохранение нравственных ценностей. Для меня всё это является очень опасной тенденцией, и мне жаль, что со временем те священники, которые действительно помнят, как жила послевоенная Церковь, уже уходят, а с ними уходит память о тех гонениях, о тех испытаниях, которые перенесла Церковь в послевоенную эпоху.
 
Мы можем обратить внимание на то, что, как говорит отец Георгий Митрофанов, фактически в церковной среде нет ни одного святого исповедника или новомученика, окруженного всенародной любовью и почитанием. Исключением может быть разве что Царская семья. Когда я приезжаю в Москву, приезжаю в Донской монастырь, вижу, что у мощей святителя Тихона, Патриарха Московского, которого я считаю великим человеком и гигантом духа, обычно стоят всего несколько человек, у мощей московского старца Алексия Мечева, как правило, совсем пусто. А для того, чтобы подойти к мощам блаженной Матроны Московской, нужно простоять в очереди порядка 4 часов. Каждый из нас может задать себе вопрос: а почему происходит именно так? Не потому ли нет почитания и любви к Новомученикам, что иногда даже в церковных кругах нет ясного и явного осознания, что коммунизм – это зло, не потому ли, что огромное количество людей, выросших в советскую эпоху, видят Церковь и церковную жизнь как средство к решению бытовых, житейских проблем без какого-либо душевного и духовного труда?
 
Наблюдая за всеми этими процессами, мне кажется, что как бы мы ни отдалились от советской эпохи во времени, христанской оценки советской истории не произошло. На прошлой неделе я был в Германии и подумал о том, как было бы дико, если бы кто-то из немецких стариков сказал бы: «Вы знаете, в довоенной Германии был порядок, преступности почти совсем не было, человек мог ходить по Берлину, не боясь, что его обворуют, что на него нападут». Потому что подобные ремарки по отношению к гитлеровской Германии воспринимались бы, по меньшей мере, как цинизм. Но почему-то в современной России по отношению к советскому прошлому, даже иногда в церковных кругах, подобные слова приходится слышать. И почему-то применительно к советской эпохе допустима такая легкомысленная, такая упрощенческая риторика, которая едва ли возможна в современной Германии, мировоззрение которой во многом определено результатами Нюрнбергского процесса, который однозначно осудил гитлеровский нацизм как зло. Мы всё время как будто чего-то боимся, но я думаю, что любой человек, который например, готовится к таинству исповеди, знает, что преодоление этого страха, стыда является для него спасительным. Я думаю, что если это справедливо по отношению к отдельному человеку, то справедливо и по отношению и к целому обществу, и к целой стране. И до тех пор, пока этого не произойдет, пока мы не поймем, что, по слову отца Георгия Митрофанова, падение Белой армии было падением исторической России, до тех пор мы и будем «страной нераскаянных каинов».  
 
Интересно, что и на Святой Земли есть значимый символ присутствия Новомучеников Российских – мощи небесной покровительницы Императорского Православного Палестинского Общества – председательницы ИППО, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны. Ее святые мощи и мощи  ее келейницы инокини Варвары почивают в русском монастыре св. Марии Магдалины в Гефсимании Русской Православной Церкви Заграницей. Стремление паломников посетить этот храм и поклониться мощам Новомучениц Российских, может быть, является залогом и надеждой, что сознание исторического упрощенчества будет постепенно меняться, и Святая Земля также является элементом содействия в этом сложном процессе?
 
Действительно, как мы уже сказали, русское присутствие на Святой Земле является отражением исторических процессов у нас на Родине. Для меня монастырь св. Марии Магдалины и рака с мощами преподобномученицы Великой княгини Елисаветы – это очень дорогое место. Для паломников и, в особенности для русских туристов, которых в последнее время приезжает в Иерусалим тоже немало, есть опасность, что святыни, связанные с Ветхим или Новым заветом, станут всего лишь иллюстрациями к учебнику истории древнего мира. Однако оказываясь у мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, обращаясь к ней с молитвой, мы понимаем, что христианство – это не археология. Мы понимаем, что христианство по-настоящему способно очень реально изменить жизнь человека и многих людей вокруг него. Жизнь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы – это пример Евангелия в действии. Так часто нас упрекают в том, что мы плохие христиане, в том, что едва ли наша христианская жизнь может быть примером для других. Но почему бы не взглянуть на жизнь таких людей, как Великая княгиня Елисавета Федоровна, у которой не было никаких расхождений между верой и жизнью? Действительно, она отдала всю жизнь молитве, служению бедным, больным людям. Её жизнь была жизнью без всякого страха, даже тогда, когда наступила революция, даже тогда, когда ей угрожала смерть, даже когда она была брошена в шахту в Алапаевске вместе с другими осужденными. Мы знаем, что уже в шахте, будучи обреченной на смерть, пыталась облегчить страдания тех людей, которые были казнены вместе с ней. Такие люди, как святая преподобномученица Елисавета, на Святой Земле напоминают нам о связи между святынями, которые мы посещаем, которым мы поклоняемся с нашими ежедневными заботами, каждодневной жизнью.
 
Что бы Вы хотели передать после этой поездки своим прихожанам храма Рождества Христова в Мадриде, побывав здесь на службе в Вифлееме, посетив все эти благодатные места Святой Земли? Скоро Вы будете совершать Рождественскую службу, что бы хотелось в этот раз сказать на проповеди людям, может быть, какие-то особые слова у Вас возникли или желание поделиться чем-то?
 
Для нас праздник Рождества Христова – это наш престольный праздник, и сейчас для меня было очень нелегко выкроить время для этого паломничества, потому что очень много времени, сил и трудов уходит на решение вопросов, связанных с выделением земли на строительство храма. Мне бы очень хотелось, чтобы в Мадриде, в Испании был построен храм достойный Того, кого мы прославляем, родившегося в Вифлееме Богомладенца Христа. Об этом была наша сугубая молитва на всех святых местах где мы были, в особенности, в Вифлееме, во время Божественной Литургии на месте Рождества Христова. Но я знаю, что Бог может действовать человеческими руками, поэтому мне очень хочется, чтобы рядом со мной оказались люди, которым строительство этого храма небезразлично и которые могли бы оказать реальную помощь не на словах, а на деле.
 
Спасибо огромное, дорогой отец Андрей, за интересное интервью, успехов Вам в тех делах, которые Вы наметили и молитесь, чтобы они получились. Я думаю, что молитвами Новомучеников Российских, Пресвятой Богородицы Господь пошлет Вам щедрых помощников и жертвователей для того благого дела, которое Вы задумали, а именно - строительство достойного русского православного храма в древней земле Иберии!
 
Спасибо большое, Павел, и Вам хочу пожелать твердости и помощи Божией в Вашем служении русскому паломнику на Святой Земле и, конечно, использую возможность поблагодарить Вас за эту замечательную неделю, которую мы провели вместе с Вами. Бог Вам в помощь!
 
18 декабря 2009 года
Иерусалим, Сергиевское подворье ИППО
 
Вопросы задавал председатель Иерусалимского отделения ИППО
 
Руководитель православного паломнического центра «Россия в красках» в Иерусалиме
Павел Платонов
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com