Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество Информация об ИППО История ИППО Судьба Русской Палестины Документы ИППО Новости отделения ИППО в Иерусалиме Лекции ИППО ИППО и паломничество Визит официальной делегации Императорского Православного Палестинского Общества во главе с председателем С.В.Степашиным на Святую Землю. 14-17 декабря 2008 г. Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества возвращено России и нуждается в безотлагательной реставрации К 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества Официальное заявление Международной общественной организации Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) Заявление Управления делами Императорского Православного Палестинского Общества о несанкционированном использовании материалов ИППО коммерческими сайтами «Символ веры», «Православный Иерусалим» и сетью аффилированных блогов от 23 сентября 2011 годаРДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Императорское Православное Палестинское Общество / ИППО и паломничество / Русские паломники на Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). П.В. Платонов
Русские паломники на Сергиевском подворье
Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
 
Молебен в дворе во время освящения Сергиевского подворья 20 октября 1889 года. Архив © Иерусалимского отделения ИППО
 
С самого начало своего существования, практически с 1889 года, Сергиевского подворье Императорского Православного Палестинского Общества заполнялось активной паломнической жизнью. Собственно говоря, подворье и было создано для русских православных паломников, прибывающих в Иерусалим и на Святую Землю. Первоначально подворье было устроено для проживания ста человек и называлось «Новым подворьем», затем, уже после смерти первого председателя ИППО Великого князя Сергия Александровича, подворье приобретает название «Сергиевское»[1].
 
Восточная часть с центральным входом на Сергиевское подворье. Архив © Иерусалимского отделения ИППО
 
  
Вот как описывает свое пребывание на Сергиевском подворье в 1910-1911 годах - духовный писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой он состоял профессором по кафедре библейской истории - Василий Иванович Протопопов [2]: «В 1889 году на вновь приобретенном участке заканчивается постройкой первое собственное - каменное, двухэтажное подворье Палестинского Общества, рассчитанное, по меньшей мере, на сто человек. В честь Августейшего Председателя Общества Великого Князя Сергия Александровича, новое подворье получило наименование «Сергиевского». В бытность свою в Иерусалиме в 1910-1911 учебном году, я имел возможность пользоваться добрыми услугами Сергиевского подворья в течение восьми месяцев, и теперь считаю своим нравственным долгом сказать сердечное  спасибо  этому подворью, или вернее тому Обществу, предупредительность, внимание, доброта представителей которого делали мое пребывание в Иерусалиме удобным и спокойным в возможной степени. В верхнем этаже Сергиевского подворья, наряду с номерами для приезжающих, расположена квартира заведующего подворьями И.П.П.О-ва. Во дворе Сергиевского подворья, кроме прочих служебных построек, имеется прекрасная русская баня. Последнюю подробность надворных построек Сергиевского подворья по достоинству может оценить тот, кто знает стихийное влечение русского человека (особенно после длинного и утомительного пути в третьеклассных помещениях морского парохода) к всеисцеляющей бане, а также и то, как дорога бывает в Иерусалиме вода по прекращении периода дождей»[3].
 
Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме
Баня и прачечная
 
Так как управление всеми русскими подворьями находилось на Сергиевском подворье, то русские паломники, прибывающие в Иерусалим, обращались за всеми сведениями, советами и указаниями в контору подворий Палестинского Общества (теперь это восточный блок Сергиевского подворья, в котором сейчас проводятся  ремонтные и восстановительные работы)[4], а во время путешествия к святым местам - к проводникам Общества, назначаемым для сопровождения паломнических караванов[5]. Общество определяло основные Святые места поклонения и умеренную программу их посещений. Перед посещениями проводилась предварительная беседа. Считалось необходимым сопровождение богомольцев опытным духовным лицом, которое могло бы на родном языке толково разъяснить значение каждого посещаемого места. Общество считало, что приведя в порядок практику посещения Святых мест, может принести паломникам не только материальную, но и духовную помощь[6]. По найденным на Сергиевском подворье трудовым книжкам,  известно, что руководителем проводников был серб-черногорец Марко Джурич с сыновьями.  Сами проводники были сербами-черногорцами. Кроме того, что они приводили паломников к святым местам, они также были вооружены и охраняли караваны паломников во время совершения паломничества.
 
Напутственный молебен перед выступлением каравана паломников напротив Елизаветинского и Сергиевского подворий ИППО в Иерусалиме.
Слева на фотографии - один из проводников - сербов-черногорцев на подворье - Марко Джурич Архив © Иерусалимского отделения ИППО
 
 
Фотография старшего проводника серба-черногорца Марко Джурича I,
поступившего на службу в 1890 году. Архив © Иерусалимского отделения ИППО
Трудовая книжка старшего проводника серба-черногорца Марко Джурича I,
 поступившего на службу в 1890 году. Архив © Иерусалимского отделения ИППО
 
Постояльцы Сергиевского подворья могли сдавать ценные вещи и деньги на сохранение под расписку в Контору подворий. То, что такая практика существовала, мы можем понять из «Руководства для русских паломников по святым местам востока от 1907 года»[7]. Паломники получали свой багаж через администрацию железной дороги в конторе Управления подворьями, а также отдавали на хранение свой паспорт, паломническую книжку и пароходный билет, внеся в залог 5 руб. которые потом забирали обратно по отъезду из Иерусалима. Чемоданы, сундуки и другие тяжелые вещи, сдавались на хранение в особые кладовые при здании Сергиевского подворья.
 
Поначалу на Сергиевском подворье находились также комнаты III класса. Затем они исчезают, и где-то к началу XX века на подворье остаются отдельные комнаты I и II классов. Комнаты I и II класса, прекрасно меблированные и снабженные всем необходимым для продолжительного в них пребывания, напоминали по своей обстановке европейские отели и отличались чистотой и редкой опрятностью; комнаты эти имелись только в Сергиевском подворье[8].  Цена за комнату I класса с одной кроватью и комнатным бельем составляла 2 рубля в сутки. За каждую дополнительную кровать (не свыше двух для комнаты) с комнатным бельем доплачивалось 70 копеек в сутки. Цена за комнату II класса с одной кроватью и комнатным бельем составляла 1 рубль в сутки. За каждую дополнительную кровать (не свыше двух для комнаты) с комнатным бельем доплачивалось 30 копеек в сутки.
 
Русские военные моряки на Сергиевском подворье. Команда фрегата "Владимир Мономах" во дворике Сергиевского подворья.
 
Известно, что в комнатах на Сергиевском подворье ИППО в разные периоды останавливались разные люди со всей России и Европы, в том числе и моряки канонерской лодки «Терец»[9]. Моряков торжественно встречал на железнодорожном вокзале Иерусалима Генеральный консул Российского консульства в Иерусалиме и приветствовал командира экипажа М. Остроградского с 9 офицерами и 112 матросами. Затем весь экипаж отправляется в Сергиевское подворье ИППО, где командира и офицеров размещают в комнатах 1 и 2 классов, остальной экипаж корабля в комнатах III класса[10].
 
Сохранившиеся в архиве Сергиевского подворья паспортные книги донесли до нас важные сведения о лицах, живших в разное время на подворье. Согласно домовой книге Сергиевского подворья ИППО за 1889–1903 гг., 23 октября 1889 года на Сергиевском подворье останавливался идеолог, вдохновитель и один из основателей Императорского Православного Палестинского Общества - Тайный Советник Василий Николаевич Хитрово со своей супругой Софьей Доминиковной Хитрово. Высокопоставленные гости из Санкт-Петербурга проживали на Сергиевском подворье с 23 октября по 11 декабря 1889 года в комнате I класса № 1. Часть подобных домовых книг усилиями членов ИППО сохранилась в архиве Иерусалимского отделения ИППО. По ним можно проследить, кто и когда останавливался на Сергиевском подворье. Например, в этой же домовой книге находим такие известные имена, как Николай Андреевич Кошелев – профессор живописи Императорской Академии художеств – автор Страстного цикла на Александровском подворье ИППО, который проживал в комнате II класса № 11 с 12 июня 1891 года, А. А. Олесницкий – профессор Киевской духовной Академии, прибывший на подворье 21 октября 1891 г. и занимавший комнату № 9 II класса, Н. П. Кондаков – профессор С. Петербургского университета – октябрь 1891 г., В. Н. Тимофеев – Яффский консул 11 окт. 1892 г., архимандрит Нифонт – настоятель русской посольской церкви в Афинах 13 августа 1893 г., Тайный советник А. А. Нейдгард (СПб) 29 июня 1893 г., генерал-лейтенант Граф Ностиц с прислугой – 10 февраля 1894 г.[11].
 
Запись в домовой книге о пребывани В.Н.Хитрово с супругой на Сергиевском подворье ИППО. 23 октября 1889 г.
 
Из паспортной книги Нового (позже названного Сергиевским[12]) подворья за 1898 год, на которых записано, что 30 июня 1898 г. на подворье остановился и прожил здесь 28 дней знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин, прибывший на Святую Землю за впечатлениями для своего евангельского цикла. В этот же день 30 июня 1898 г. прибыл из Киева Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества, профессор Киевской Духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский, он прожил на подворье 51 день. В книге отмечен приезд и многих других интересных людей[13].
 
Запись в домовой книге о пребывании Ильи Ефимовича Репина и Алексея Афанасьевича Дмитриевского на Сергиевском подворье ИППО
 
 
Чтобы по вечерам паломники, собиравшиеся на подворьях, не занимались сплетнями и пересудами, Общество  20 декабря 1887 года открыло ежедневные вечерние чтения от 7 до 9 вечера. Первый час посвящался  последовательным рассказам из Священной истории Ветхого и Нового заветов, второй час – описанию святынь Палестины, Синая, Афона с показом слайдов, так называемых туманных картин. Есть некоторые цифры о посещении чтений:  в первый день открытия чтений собралось 600 человек. Во второй пришли 100 и на третий день около 400 человек[14]. Известны фотографии XIX века, где священник Александр Анисимов проводит паломнические народные чтения.  На этих фотографиях видно, как сотни людей собрались во внутреннем дворике подворья, где луч «волшебного фонаря» и рассказ о святых местах, которые они увидят завтра-послезавтра, открывали людям двери в иной мир.
 
Народные чтения для русских православных паломников читал протоиерей Александр Анисимов.
Фото о.Тимона 1888 года
 
Сергиевское подворье было единственным из всех русских подворий, которое имело комнаты двух классов, столовую 1 класса и буфетную 2 класса. На Сергиевском подворье были сосредоточены все хозяйственные учреждения Русских приютов: кухня, водогрейная, единственная на русских постройках баня на 30 человек, состоявшая из ожидальной, мыльной и парильной и  прачечной[15]. С 5 утра до 8 вечера в ней вымывалось до 400 человек. За вход в баню не более чем на 1,5 часа платили около 10-12 копеек. Стирать в бане строго запрещалось. Для этого существовала прачечная, куда за небольшую плату сдавали одежду. Самостоятельно стирать белье паломники могли в специально для этого устроенных помещениях при общих палатах, используя дрова, купленные на свои средства[16].
 
Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме
 
 
Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме
 
В народной трапезной подворья можно было получить горячий обед от 12 до 3 часов дня. Обед состоял из супа или борща, затем на второе, по выбору, подавалась каша, фасоль или горох; кроме того, каждый обедающий получал по одному фунту белого или черного хлеба и кружку квасу. Цена полного обеда, состоявшего из двух блюд с хлебом и квасом, составляла 10 копеек. За отдельный борщ или суп с хлебом нужно было заплатить 8 копеек, за кашу, фасоль или горох, требуемые отдельно, платили 3 копейки. Рядом с трапезной находилось помещение с водогрейным аппаратом, где можно было в течение всего дня получать горячую воду для чая и других надобностей паломников. За 2 мерки воды, емкостью около 24 чайных стаканов, нужно было заплатить всего 2 копейки. Обеды и отдельные порции отпускались в трапезной по специальным билетам, а вода из водогрейной по жестянкам. Билеты и жестянки можно было приобрести в лавке Общества.
 
Молебен в народной трапезной Сергиевского подворья Императорского Православного Палестинского Общества.
 
Общество имело также на подворье лавку с продуктами. В ней продавались товары, в которых паломники испытывали особенную потребность: белый и черный хлеб, картофель, капуста, соленые огурцы, лук, сушеные грибы, горох, мука, крупа разных сортов, подсолнечное и оливковое масло, соль, макароны, чай, кофе, сахар, варенье, лимоны, сыр, мясные и рыбные консервы и многие другие съестные припасы. Из товаров повседневных в лавке продавались: мыло, спички, иголки, нитки, пуговицы, свечи и пр., а также билеты на получение обедов в народной трапезной и жестянки на получение кипятка в водогрейной. Цены в лавке, несмотря на то, что товары выписывались Палестинским Обществом в основном из России, были весьма умеренными, т.к. общество  не руководствовалось  коммерческими  расчетами.
 
Кроме того, на Сергиевском подворье существовала практика так называемых «поминальных обедов». Их получали бедные паломники бесплатно, но по специально установленным билетам. Многие благочестивые паломники, желая помянуть в молитвах своих близких, передавали в контору Подворий деньги для покупки определенного числа билетов на полный обед и в указываемые ими дни памяти усопших просили накормить неимущих паломников. Контора узнавала через подчиненных о действительно нуждающихся паломниках, которые по недостатку средств не всегда могли вкушать горячую пищу, и выдавала им билеты на получение «поминальных» обедов в те дни, которые были указаны жертвователями. В течение года раздавалось около 3000 таких обедов.
 
На Сергиевском подворье происходили пасхальные разговения и отмечались юбилейные даты в истории ИППО.
 
Пасхальное разговение на Сергиевском подворье ИППО. Архив © Иерусалимского отделения ИППО
 
Так в частности в Сообщениях ИППО за 1907 года упоминается о празднование юбилея Императорского Православного Палестинского Общества в Святой Земле и Сирии: «В Иерусалиме, городе святом для всего христианского мира, день 21 мая 1907 года был проведен в молитве и братском общении всех местных русских деятелей, совместно с учащимися в школах Палестинского Общества и представителями туземного населения. Приготовления к празднику начинались не несколько дней до торжества. На площади перед русскими постройками были воздвигнуты арки, входы в эти постройки украшались зеленью, делались приготовления к иллюминации, рассылались приглашения почетным гостям. Утром 21 мая, иерусалимские подворья и здания Палестинского Общества представляли необыкновенный вид: всюду пестрели флаги, красовались венки и гирлянды из цветов и зелени, расставлены были транспаранты с эмблемами Палестинского Общества.
 
Праздничный вензель над сторожевыми башнями.
Юбилей 25-летия Общества 21 мая 1907 года.
 
В десять часов утра все служащие иерусалимских учреждений Палестинского Общества, во главе с и.о. управляющего русскими подворьями в Иерусалиме Ю.Н. Писаревским, а также учащиеся в местной школе Общества собрались в Троицком соборе к богослужению. В храме присутствовали также русский генеральный консул А. Г. Яковлев с секретарем г. Фонвизиным и драгоманами, находившиеся в Иерусалиме русские паломники и немногочисленные члены местной русской колонии. Божественную литургию совершал архимандрит Леонид, настоятель духовной Миссии, в сослужении шестнадцати священников. Богослужение было исполнено с большой торжественностью. После литургии был отслужен благодарственный молебен с провозглашением многолетия Государю Императору Николаю Александровичу, Государыням Императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне, Наследнику Цесаревичу, Великой Княгине Елисавете Федоровне, Председателю Палестинского Общества всему Царствующему Дому и всем деятелям Общества, а также провозглашена была вечная память в Бозе почивающему Основателю и первому Председателю Великому Князю Сергию Александровичу, прочим усопшим основателям, благотворителям, деятелям и членам Общества… По окончании богослужения в Троицком соборе, все приглашенные участники торжества и служащие в учреждениях Общества отправились в помещение Сергиевского подворья.
 
Молебен на русских постройках в центре Иерусалима. Фото конца XIX в.
 
Здесь в зале первого класса, представитель Общества Ю.Н. Писаревский принимал поздравления и приветствия с знаменательным в деятельности Общества днем. Эти приветствия были принесены – Императорским русским генеральным консулом А.Г. Яковлевым  от имени всего консульства, присутствовавшего в зале в полном составе, архимандритом Леонидом от лица всей русской духовной Миссии, также находившейся здесь in corpore, доктором В.Я. Севериным, заведующим медицинской частью и больничным персоналом в учреждениях Общества, и.о. начальницы Бейт-Джальской учительской семинарии учительницы О.А. Анненковой, учительницей иерусалимской школы Е.М. Алексеевой и другими лицами. Приветствовал Православное Палестинское Общества и персидский генеральный консул в Иерусалиме. После приветствия, все присутствующие в Сергиевском подворье лица разошлись с тем, чтобы вечером вновь собраться на братскую здесь трапезу. В первом часу дня в столовой третьего класса и в саду Сергиевского подворья был устроен праздничный обед для всех низших служащих Палестинского Общества, а также и для находившихся на постройках русских паломников, прошедший чинно и скромно и вызвавший искреннюю со стороны всех благодарность устроителям этого дарового угощения.
 
Юбилей во дворике подворья 21 мая 1907 года. Угощение фруктами и вином. Архив © Иерусалимского отделения ИППО
 
В три часа дня в садике Сергиевского подворья загремела музыка: играл военный турецкий оркестр, присланный на торжество воинским начальником Иерусалима, по просьбе Ю.Н. Писаревского. На звуки музыки к русским постройкам со всех концов св. города стали собираться арабы, греки и евреи. Очень быстро на соседней площади образовалось импровизированное гулянье, в котором приняла участие молодежь и старики, мужчины и женщины. Скопление гуляющих было так велико, что военный оркестр должен был расположиться в более централизованном месте – в садике возле Троицкого собора. После обеда в столовой первого класса, все участники палестинского юбилея были приглашены в сад Сергиевского подворья, где бы сервирован десерт и вечерний чай. В дружеской, родственной беседе провели вечер русские деятели на далекой чужбине, делясь воспоминаниями о прошлой деятельности Палестинского Общества и выражая свои искренние пожелания и надежды относительно дальнейшего развития этого дорого для всех многополезного учреждения.
 
Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме.
 
С русскими деятелями солидарны были в мыслях и чувствах учителя и учительницы из арабов, присутствовавшие на юбилейном празднике Палестинского Общества. Один из них  - г. Атыя, старейший преподаватель арабского языка в Бейт-Джальской семинарии выразил мысли и чувства арабского народа по отношению к Палестинскому Обществу в специально написанной им для юбилея оде на арабском языке, которая и была прочитана вечером 21 мая, в присутствии всех участников торжества. В оде самым восторженным образом прославлялась плодотворная деятельность Палестинского Общества, выражалась благодарность Обществу со стороны арабского народа и высказывались искренние пожелания относительно его будущего прогресса. Прочитанная с увлечением и глубоким чувством, ода г. Атыя произвела  на всех знающих арабский язык наилучшее впечатление». Праздник закончился в 10 часов вечера. В общем, он прошел очень оживленно, доставив удовольствие как русским деятелям  в Иерусалиме и учащимся в школах Общества, так и местному разноплеменному населению. Особенно радовались торжеству арабские девицы-воспитанницы  Бейт-Джальской учительской семинарии. Для них все было ново и оригинально в этом торжестве – и военная музыка, и эффектная иллюминация, и оживленное гуляние многочисленной городской публики. Зная русский язык, они очень искусно спели русский народный гимн и некоторые русские песни и этим вызвали большое удивление и восторг среди находившихся в Иерусалиме русских паломников. Воспитанницам были предложены ужин и сласти. Вследствие позднего окончания праздника, они должны  были и переночевать на Сергиевском подворье, а на другой день, в сопровождении учительниц, ходили поклониться Гробу Господню и обозревали храм Воскресения»[17]
 
Таким образом, дореволюционная паломническая жизнь Сергиевского подворья была яркой и насыщенной. Продолжалась подобная ситуация вплоть до 1914 года. Затем по разным историческим причинам, посещение паломников как бы замерло на целых 95 лет до 2009 года. 20 февраля 2009 года, впервые после возвращения Сергиевского подворья России его посетила первая группа паломников.  В течение года подворье посетили с деловыми и экскурсионными целями сотни россиян - представители делегаций и комиссий, паломники и гости, члены и сотрудники ИППО, строители и реставраторы, журналисты, теле- и фотокорреспонденты, а также представители иерусалимской интеллигенции. Неоднократно на подворье молитвенно поминали устроителей подворья - почивших подвижников ИППО.
 
12 мая 2009 года, в день рождения председателя ИППО Великого князя Сергия Александровича впервые в новой истории подворья на южной башне взвился флаг Императорского Православного Палестинского Общества. В этот день начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор отслужил панихиду памяти первого председателя ИППО и почивших деятелей Палестинского Общества. С этого момента Сергиевское подворье ИППО стало наполняться молитвой русских православных паломников.
 
Флаг со знаком ИППО над Сергиевским подворьем ИППО. Архив © Православного паломнического центра «Россия в красках»
 
16 июля 2009 г. на подворье был отслужен молебен в память о мученической кончине второго председателя ИППО — преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор преподнес в дар Державную икону Божией Матери. К этой дате у входа на подворье были установлены и окроплены святой водой фасадные таблички на русском языке, вырезанные из иерусалимского камня членами Вифлеемского отделения ИППО и позолоченные монахиней Горненского монастыря.
 
13 октября 2009 года Сергиевское подворье посетил Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин, в народной трапезной Сергиевского подворья ИППО начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором был совершен молебен памяти председательницы ИППО — Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Впервые в послереволюционный период с 1917 года на Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества в присутствии председателя ИППО был совершен молебен памяти его деятелей.
 
Молебен на Сергиевском подворье памяти председательницы ИППО - Великой княгини Елизаветы Федоровны 13 октября 2009 г.
Во главе делегации Председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин
 
6 ноября 2009 года опять же впервые после революции на Сергиевском подворье возобновилась традиция народных чтений для русских православных паломников, прибывающих на поклонение христианским святыням Святой Земли. Давней традицией Императорского Православного Палестинского Общества были так называемые палестинские чтения, которые читались по всей России и рассказывали о Святой Земле, о христианских праздниках и традициях. Проводились такие чтения и на Сергиевском подворье ИППО в Иерусалиме. Сотни людей собирались во внутреннем дворике подворья, где луч «волшебного фонаря» и рассказ о святых местах, которые они увидят завтра-послезавтра, открывали людям двери в иной мир. Теперь, через сто лет, эта традиция вновь возродилась и получила название «Сергиевские чтения для русских православных паломников на Сергиевском подворье ИППО в Иерусалиме». Уже четыре группы паломников стали участниками Сергиевских чтений на Сергиевском подворье ИППО: из Москвы, Санкт-Петербурга, Испании.
 
Сергиевские чтения на Сергиевском подворье в Иерусалиме. 23 апреля 2010 года 
 
Сергиевское подворье вернулось России, Императорского Православное Палестинское Общества ведет работы по восстановлению этого исторического здания в центре Иерусалима. Русские паломники снова наполнили своей молитвой это русское место в сердце Иерусалима, где теперь над южной башней реет флаг Императорского Православного Палестинского Общества со словами пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь»!
 
Иерусалим
 
Председатель Иерусалимского отделения и член Совета ИППО
Официальный и уполомоченный представитель ИППО в государстве Израиль
 
Все права защищены. Дата публикации 28 июля 2010 года
Полная или частичная перепечатка и цитирование только по письменному разрешению  Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и по согласованию с редакцией сайта "Православный поклонник на Святой Земле" в Иерусалиме
 
 
 
Примечания
 
[1] В.И. Протопопов. Прежде и теперь. Из Быта русских паломников в Палестине. Казань 1912 г. Стр. 37. Архив и библиотека Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме.
 
[2] Протопопов (Василий Иванович, родился в 1868 г.) - духовный писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой состоял профессором по кафедре библейской истории. Главные его труды: "Переход евреев через Черное море" (Казань, 1895, магистерская диссертация); "Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей церкви" (Казань, 1897); "Толкования на книги Числ и Второзаконие" (СПб., 1904); "Толкование на I и II книги Царств" (ib., 1905).
 
[3] В.И. Протопопов. Прежде и теперь. Из Быта русских паломников в Палестине. Казань 1912 г. Стр. 37. Архив и библиотека Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме.
 
[4] Примечание П.В. Платонова.
 
[5] Руководство для русских паломников по святым местам востока. СПб 1907. Издание ИППО. Стр. 24. Архив и библиотека Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме.
 
[6] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Записка секретаря ИППО В.Н.Хитрово генконсулу в Иерусалиме 1891 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.271
 
[7] Руководство для русских паломников по святым местам востока. СПб 1907. Издание ИППО. Стр. 24. Архив и библиотека Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме.
 
[8] Руководство для русских паломников по святым местам востока. СПб 1907. Издание ИППО. Стр. 26. Архив и библиотека Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме.
 
[9] Отчет ИППО за 1989-1910 гг. СПб 1911 г. Архив Сергиевского подворья в Иерусалиме.
 
[10] А.Резников. Иерусалимский след. Иерусалим 2000 г. Издательство «Лира». стр.218
 
[11] Паспортная книга Нового (Сергиевского подворья) за 1891-1893 гг.. Архив и библиотека Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме.
 
[12] Примечания П.В. Платонова.
 
[13] Паспортная книга Нового (Сергиевского) подворья ИППО за 1898 г. Архив и библиотека Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме.
 
[14] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Из доклада Смышляева Совету ППО 1888 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.494
 
[15] Из описи имущества Сергиевского подворья 1910 г.
 
[16] Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце 19 начале 20 веков. П.В.Платонов, Л.Платонова.  http://ricolor.org/russia/ippo/palomnishestvo/1/ 
 
[17] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. 1907 г. Том XVIII. Выпуски 3 и 4. СПб. Стр.581-584. Архив и библиотека Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com