«В специальном здании для панорам,
на Сергиевской площади появится новая огромная картина знаменитого польского художника Яна Стыки „Мучения христиан
в цирке Нерона“, написанная как часть иллюстраций
к знаменитому роману Сенкевича „Quo vadis“. Панорама Яна Стыки – удивительное произведение
не только
с точки зрения художественной, но
и исторической, – она дает яркую картину целой эпохи, оставившей такой глубокий след
в жизни всего человечества. Впечатление
от этого произведения живописи огромное, захватывающее по силе драматизма
и красоте выполнения.
Момент панорамы – распятие апостола Петра в
68 году по Р. Х., когда жестокость Нерона дошла
до предела. Место ее – Circus Vaticanus. Апостол Петр
с противоположной стороны ристалища,
во главе своих последователей.
В ложе Цезаря всем известные исторические фигуры – Бурра, Сенециона, Петрония, а
в отдельной галерее, над цветником римских красавиц (позировали художнику многие артистки польской сцены) слава польского сценического искусства
и гордость литературы
в лице артистки Модржеевской
и Генриха Сенкевича, вдохновившего Стыку, написать его великолепную панораму.
Панорама эта была показана заграницей, затем
в столицах,
в Варшаве
и Одессе,
и везде имела колоссальный успех. Веяние огромного таланта, кроме высоко-драматического сюжета, чувствуется
в этом замечательном произведении современной живописи»2.
Летом
1912 года панорама
«Мучение христиан
в цирке Нерона» появилась
в Саратове. Увы,
в этом городе
ее ждал
трагический конец.
В Саратове панорама пользовалась успехом
и экспонировалась довольно долго.
За это время она успела сменить хозяина,
за неуплату арендной платы владельцем панорамы, она перешла
в собственность городской управы, которая отличилась преступной нерадивостью.
Зима 1914–15 гг. оказалась
на редкость снежной. Крыша ротонды
не очищалась, и
в итоге
15 января
1915 года рухнула. Обрушились стены, живописное полотно разорвалось
и засыпалось снегом.
Так панорама «Мучение христиан
в цирке Нерона», это выдающееся произведение искусства, оказалась разрушенной.
На этой трагической для мирового искусства ноте панорамный бизнес
в Саратове закончился. Интересно, что осенью
1914 г. саратовский старец Николай (Парфенов) предсказал своему духовному сыну
Н. П. Руфимскому обрушение крыши городской ротонды, добавив: «Скоро вся Россия будет, как этот цирк»3.
К тому времени уже разразилась Первая мировая война, затем грянула революция…
Ф. М. Корнеев
Фото
1910-х годов
Долгое время произведение Яна Стыки хранилось разрезанным
на куски
в одном
из городских складов. Потом местный художник Федор Максимович Корнеев взялся
ее отреставрировать.
Но с приходом
к власти атеистически настроенных большевиков религиозные сюжеты
не имели шансов
на признание.
В саратовских архивах сохранилась докладная записка
Ф. М. Корнеева
в Отдел искусств Совета народного образования Саратовской губернии от
28 сентября
1918 года, где
он предлагает создать
в городе музей революции
с картинами-диорами по типу виденного им
в Париже
в Gallerle de la Revolution, который можно
было бы
со временем превратить
в большой исторический музей.
В отдельном помещении
он предлагал выставить для обозрения публики отреставрированную им
картину-панораму художника Яна Стыки
с названием «Зверства императорского Рима».
Впоследствии, по замыслу Федора Матвеевича, экспозиция панорам
могла бы меняться. Можно
было бы привозить картины
из других городов или писать их
в Саратове.
В качестве примера
Корнеев ссылается
на опыт Мюнхена, где «есть даже специальное здание мастерской для писания панорам самого большого размера, сдаваемое художникам
на время написания заказа»4. Корнеев предлагал «взять
на себя труд художественного
и технического исполнения или наблюдения
за ним,
в надежде принести пользу Отделу Народного Образования»5.
Но новая власть проявила
к идеям
и личности замечательного педагога
и художника Корнеева интерес совсем другого рода. Несмотря
на выполнение заказов революционной
и общественно-политической тематики, осенью
1929 года
он был арестован.
На допросах ему предъявили поездки заграницу, выполнение заказов для храмов
и монастырей, переписку со
П. А. Столыпиным…
В результате
он был сослан
в Архангельск, дальнейшая судьба художника
и большей части его наследия неизвестна. Затерялись
и следы панорамы «Мучение христиан
в цирке Нерона».
Суждено ли
ей возродиться, как первой панораме Яна Стыки «Голгофа», обнаруженной
в Америке, судить сложно,
во всяком случае, авторитетные музейщики Саратова сведений
о местонахождении панорамы
на момент написания статьи
не обнаружили.
Эвника перед статуей Петрония.
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» 250×196 см
Париж, 1902
Нерон
в Байи.
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж,
1902
www.artmart.cc
Помимо панорамы «Мучение христиан…» роман
Г. Сенкевича «Quo vadis?» вдохновил Яна Стыку
на создание серии из
15 картин, написанных в
1901–02 гг.
Эту работу также увидели
в панорамных павильонах российские почитатели. Позднее художник продолжал работу над этим циклом
и даже создал
на острове Капри, где
он жил
в последние годы, музей
с названием «Quo Vadis».
В музее
он разместил картины
и фотографии своих иллюстраций
к роману.
В музее были представлены около
100 фотографий и
20 картин,
10 из которых по своим размерам превышают
6 на
4 метра. Можно представить, какой по масштабу была эта выставка картин
в России.
Афиша
о представлении панорамы Яна Стыки «Quo Vadis»
в Варшаве в
1902 г.
Из Варшавы
в конце
1903 года картины прибыли
в Москву, даже раньше, чем панорама про цирк Нерона.
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж, 1902
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж, 1902
www.stykafamilyart.com
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж, 1902
www.artmart.cc
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж, 1902
www.artmart.cc
Дикие звери
в цирке.
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж, 1902
www.kamo-gryadeshi.ru
Борьба Урсуса
с быком.
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж, 1902.
Частная коллекция доктора Майкла Pietrzak,
Colorado, USA Колорадо, США
www.artmart.cc
Об этом событии писал «Московский листок»
8 ноября (26 октября)
1903 года:
«Открытие панорамы „Камо грядеши?“
Вчера в
12 час. дня
в помещении Саламонского
на Цветном бульваре, открылась панорама „Камо грядеши?“ художника Яна Стыки. Панорама представляет
из себя
15 картин, иллюстрирующих главные моменты
из известного романа Генриха Сенкевича „Quo vadis?“, <…>
Все пятнадцать картин <…> дают <...> наглядное
и ясное представление
о некоторых моментах эпохи гонения
на христиан
в Риме. Особенно обращают
на себя внимание картины: „Дикие звери
в цирке“, „Пожар Рима“, „Борьба Урсуса
с быком“, „В подземельях цирка“
и др.»6.
Обложка
и разворот страниц книги «Генриха Сенкевича „Quo Vadis?“
в пятнадцати картинах Ивана Стыки». Варшава, 1903
www.biblionne.ru
В
1903 году
в Варшаве
в типографии Фр.Карпинского был опубликован подробный «путеводитель» по картинам серии. Брошюра из
24 страниц называлась «Генриха Сенкевича „Quo Vadis?“
в пятнадцати картинах Ивана Стыки. Объяснение». В
том же году
в московской типографии
А. П. Волкова был издан альбом «Панорама „Камо грядеши“ в
15 картинах Яна Стыки». Репродукции некоторых
из этих картин были также изданы
на открытках издательством Ильи Лапина
в Париже.
Смерть Нерона.
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж, 1902.
Выпускалась
на открытке
www.artmart.cc
Апостол Петр
в цирке Нерона.
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?» Париж, 1902.
www.artmart.cc
Из серии картин Яна Стыки
к роману Сенкевича обращает
на себя история, участником которой стал Сергей Есенин
3 июля
1916 года,
и связанная
с картиной «Пожар
в Риме».
Пожар
в Риме.
Ян Стыка. Сцена
из романа «Quo vadis?»
Выпускалась
на открытке
Эта история описана
в воспоминаниях журналиста
М. П. Мурашева:
“В то время
я собирал материал для литературных альманахов “Дружба” и “Творчество”.
У меня встречались писатели, участвовавшие
в редактировании сборников.
Одно из таких литературных совещаний было назначено на З июля.
Я пригласил
и Сергея Есенина.
Все собрались. Пришел Есенин. Ждали Блока, но
он почему-то запаздывал.
В это время, возвращаясь
с концерта
в Павловском вокзале, зашел
ко мне скрипач
К. Вслед
за ним пришел художник Н., только что вернувшийся
из-за границы, откуда
он привез мне
в подарок репродукцию
с картины Яна Стыки “Пожар Рима”.
Эта картина вызвала такие споры, что пришлось давать высказываться по очереди. Причиной споров была центральная фигура картины, стоящая
на крыше дворца
с лирой
в руках, окруженная прекрасными женщинами и
не менее красивыми мужчинами, любующимися огненной стихией
и прислушивающимися
к воплям
и стонам своего народа. Горячо высказывались писатели, возмущенно клеймили того, совмещал поэзию
с пытками. Есенин молчал.
Скрипач К. – тоже. Обратились
к Есенину
и попросили высказаться.
— Не найти слов
ни для оправдания,
ни для обвинения – судить трудно, — тихо сказал Есенин.
Потребовали
мнения К.
— Разрешите мне сказать музыкой, —
произнес он.
Все разом проговорили: “Просим, просим!”
К. вынул скрипку
и стал импровизировать.
Его импровизация слушателей
не удовлетворяла.
Он это почувствовал
и незаметно для нас перешел
на музыку Глинки “Не искушай” и “Сомнение”.
Эти звуки дополнили яркие краски картины.
В этот момент телефону позвонил
А. Блок. Услышав музыку,
он спросил, что
за концерт.
Я рассказал,
в чем дело.
Он изъявил желание послушать музыку. К., зная, что его слушает
А. А. Блок, сыграл еще раз “Не искушай”.
Блок поблагодарил К., извинился перед собравшимися, что
не может присутствовать
на сегодняшнем совещании
из-за болезни,
и просил отложить заседание
на следующий день.
Автограф стихотворения
С. А. Есенина «Слушай, поганое сердце…»,
записанный
в альбом
М. П. Мурашёва
3 июля
1916 г.
в Петрограде
Сергей Есенин подошел
к письменному столу, взял альбом
и быстро без помарок написал следующее стихотворение:
“Сергей Есенин.
16 г.
3 июля.
Слушай, поганое сердце,
Сердце
собачье мое.
Я
на тебя, как
на вора,
Спрятал
в рукав лезвие.
Рано ли, поздно
всажу я
В ребра
холодную сталь.
Нет,
не могу
я стремиться
В вечную
сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают,
Что
их загрызла мета;
Если
и есть что
на свете –
Это одна пустота.
Прим<ечание>. Влияние “Сомнения” Глинки
и рисунка “Нерон, поджигающий Рим”. С. Е.”
Я был поражен содержанием стихотворения.
Мне оно казалось страшным, и
я тут же спросил его:
— Сергей, что это значит?
— То, что
я чувствую, — ответил он
с лукавой улыбкой.
Через десять дней состоялось деловое редакционное совещание,
на котором присутствовал
А. Блок.
Был и Сергей Есенин.
Блок медленно читал это стихотворение, очевидно и
не раз,
а затем покачал головой, подозвал
к себе Сергея
и спросил:
— Сергей Александрович,
вы серьезно это написали или под впечатлением музыки?
— Серьезно, — чуть слышно ответил Есенин.
— Тогда
я вам отвечу, — вкрадчиво
сказал Блок.
На другой странице
этого же альбома Александр Александрович написал ответ Есенину – отрывок
из поэмы “Возмездие”, над которой
в то время работал
и которая еще нигде
не была напечатана:
“Из поэмы “Возмездие”
Жизнь – без начала
и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность
Божьего лица.
Но ты, художник,
твердо веруй
В начало
и концы.
Ты знай,
Где стерегут нас ад
и рай.
Тебе дано
бесстрастной мерой
Измерить все, что
видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд
и ясен,
Сотри случайные черты –
И
ты увидишь: мир прекрасен.
Александр Блок.
13.
VII –
1916 г.”7.