19 июля 2007
19 июля празднуется день рождения святого Серафима Саровского
А в каком именно году родился Серафим Саровский, в миру Прохор Машнин? На этот вопрос не так легко было ответить даже при жизни святого, ошибка была допущена и на надгробной плите на его могиле.
Когда родился Прохор Машнин?
Вы много пишете о подготовке к 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Но совсем недавно мне довелось увидеть столетней давности открытку-икону, цветную, хорошо сохранившуюся. Дата рождения святого Серафима на ней написана такая - 19 июля 1759 года. Выходит, в этом году исполняется только 245 лет со дня рождения преподобного Серафима, а не 250.
Может быть, здесь допущена издательская ошибка? Но в это трудно поверить, потому что напечатали эту открытку-икону с разрешения Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета 11 февраля 1903 года. Значит, всякая неточность исключается. Впрочем, юбилей от этого хуже не станет. Почитание к святому Серафиму не уменьшится, и все же, все же…
Николай БЕСЧЕРЕВ.
пос.Солнцево Курской обл.
Биографии великих людей обрастают домыслами и небылицами. Не миновал этой участи и святой старец Серафим Саровский.
Первая и основная ошибка биографов касалась года рождения Прохора. Все биографы обозначали его как 1759 год, 19 июля.
Впервые биографические данные об отце Серафиме стали известны из книги иеромонаха Сергия, которая была издана в 1841 году, за 62 года до прославления преподобного, и называлась "Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника".
- Из уважения к памяти добродетеля Саровской пустыни старца Серафима собрал я некоторые черты его жизни, - объяснял в своем прошении Московскому комитету по цензуре духовных книг причину создания жизнеописания старца Серафима отец Сергий, к тому времени переехавший из Саровской пустыни в Троице-Сергиеву Лавру, - частию из уст самого старца, частию из сказаний благочестивых и достойных доверия иноков Саровской пустыни, знавших его лично, частию из собственных наблюдений, так как, живши в Саровской пустыни и пользовавшись в продолжение 15 лет его наставлениями, я сам многое, относящееся к его жизни, видел и слышал.
Именно это первое "Сказание" брали за основу все последующие биографы старца, расширяя в основном богословский раздел жизнеописания. Что касается дат, то они перекочевывали из одного издания в другое, без каких-либо попыток их подробного анализа.
Большим событием в изучении биографии старца Серафима стал выход в свет в 1863 году "Жития преподобного отца нашего Серафима Саровского: иеромонаха, пустынножителя и затворника", приписываемого до сих пор Н.В. Елагину. На самом деле этот труд был подготовлен к изданию в 1858 году монахами Саровской пустыни, а заслуга Елагина состоит только в рецензировании этой книги.
Из других изданий следует отметить труд Леонида Денисова, описавшего события, связанные с канонизацией преподобного в 1903 году. Использовал Денисов и архивные данные курских исследователей о семье Машниных.
Свою лепту внесли также и историки начала XIX века А. Танков и Г. Бочаров, из современных авторов - протоиерей Лев Лебедев, Н. Ларин и В. Рошко. Но они, к сожалению, не имели доступа к архивным документам, касающимся биографии преподобного, а проанализировали опубликованные в начале века материалы.
Тем не менее год рождения старца Серафима (Прохора Машнина) стал предметом обсуждения историков и богословов в 1903 году, когда в "Курских губернских ведомостях" № 163 от 31 июля 1903 г. была опубликована статья А.Танкова "Несколько новых данных о преподобном Серафиме Саровском (из архива Курской духовной консистории)". К этому времени были найдены и изучены исповедные книги Ильинской церкви Курска, прихожанами которой являлись Машнины.
В документах за 1768 год записано: "Вдова Агафия Фатеева дочь, Сидорова, жена Машнина, 50 лет. Дети ее: Алексей 17 лет, Прохор 14 лет, Прасковья 19 лет". Выходит, что год рождения Прохора - 1754-й.
Леонид Денисов в описании жизни отца Серафима, изданном в 1904 году, как бы извиняясь, говорит: "… ввиду характера исповедных записей, которые по степени своей точности не могут выдерживать сравнения с метрическими книгами, мы пока, до дальнейшего разъяснения этого вопроса, останемся при согласном утверждении всех жизнеописателей преп. Серафима, признающих годом его рождения 1759-й".
Отыскать истину в недрах архива Саровской пустыни взялся современный краевед из города Сарова Валентин Александрович Степашкин, экономист по образованию, но истинным своим призванием считающий отечественную историю. За десять лет поисков Валентину Степашкину стало ясно, что биография преподобного Серафима требует тщательного изучения, пересмотра и приведения ее в соответствие с исторической действительностью.
В своей книге "Преподобный Серафим Саровский: предания и факты", изданной в Сарове в 2002 году, исследователь впервые предлагает читателю реальное, основанное на архивных документах и мемуарной литературе осмысление биографии любимого во всем христианском мире святого - Серафима Саровского.
Первое архивное дело с упоминанием Прохора в Саровской обители относится к 1786 году. В "Списке монахов Саровской пустыни" впервые встречается имя Серафим с обозначением полных лет - 32. То есть изначально в монастырском делопроизводстве принят год рождения - 1754-й. Следующий список датирован только 1796 годом. Иеромонах Серафим имеет за плечами 42 прожитых года, отсчет его летам также ведется от 1754 года. Так писалось в "Ведомостях о монашествующих" вплоть до 1823 года. Но именно в этот год отец Серафим непостижимым образом по документам "помолодел" на 10 лет.
Работавший в архивах Валентин Степашкин объясняет появление этой ошибки сменой поколений в делопроизводстве монастырской канцелярии. Так в дальнейшем ошибка кочевала из одного монастырского документа в другой. И, наконец, в 1840 году стараниями нижегородских купцов Петра и Михаила Ясыревых на могиле старца был установлен надгробный памятник со следующей надписью: "Под сим знаком погребено тело усопшаго раба Божия Иеромонаха Серафима, скончавшагося 1833 года Генваря 2 дня, который поступил в сию Саровскую пустынь из курских купцов на 17 году возраста своего, скончался 73 лет.
Все дни жизни посвящены были во славу Господа Бога и в душевное назидание православных христиан, в сердцах коих и ныне Серафим живет".
Это монументальное сооружение окончательно утвердило, что 1759-й и есть год рождения отца Серафима. Впоследствии, возможно, ошибку и обнаружили, но изменить ее просто не сочли нужным.
"Духовный регламент" для монастырей дозволял постригать в монахи не ранее чем по достижении послушником 30-летнего возраста. Только тем, что в 1784 году Прохору Машнину исполнилось 30 лет, можно объяснить его хлопоты об окончательном увольнении из Курского городского общества и поступление в монашество. Необходимое свидетельство Прохор получил 13 февраля 1785 года, а до этого с 1778 года, когда курского юношу приняли послушником в Саровский монастырь, у него на руках был временный паспорт сроком на год, который нужно было постоянно продлевать.
Пострижение Прохора в монашество состоялось 13 августа 1786 года. В "Реестре кто именно ниже подписавшагося послушника и с какова звания и сколько имеет от роду лет, и с коего времени в реченной пустыни находится" (все они пострижены в 1786 г.) записаны четыре фамилии: это Щепетельников, 31 года от роду, Овчинников, 32 года, Задорин, 31 год, и города Курска мещанин Прохор Сидоров сын Машнин, от роду 32 года".
Итак, делает заключение Валентин Степашкин после изучения архивных документов Саровской обители, возрастной ценз был соблюден по всем именам, т.е. каждому из монашествующих было при пострижении не менее 30 лет. Вряд ли Прохору Машнину сделали исключение и разрешили пострижение в возрасте 27 лет. Недаром Саровский монастырь был славен своим уставом и своими иноками, строго следившими за исполнением положений этого устава.
Скрупулезные исследования саровца Валентина Степашкина, его настоящее подвижничество в желании установить истину и отыскать для современников тот богатейший исторический клад, скрытый вековой пылью и человеческой небрежностью, были высоко оценены Священноначалием Русской Православной Церкви, с благодарностью принявшим все убедительные аргументы историка и благословившим торжественно отметить в православной России в 2004 году 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского.
На днях мне удалось по телефону побеседовать с Валентином Степашкиным, живущим в Сарове.
- Поиски архивных материалов приводили меня не раз в Курск, - сказал Валентин Александрович. - Мне очень понравился родной город преподобного Серафима. И я отметил удивительное внешнее сходство Сарова и Курска. Живописные крутые склоны и там и здесь. И, стоя на вершине монастырского склона, Прохор Машнин видел перед собой не пойму реки Саровки, а долину реки Тускари - реки своего детства и юности. Именно в этот момент, верю я, Прохор понял: он дома, и поэтому остался здесь, в монастыре, навсегда.
Принято считать, что до ухода в монастырь Прохор Машнин, будучи подростком, только посещал богослужения, помогал брату в лавке и как мог самообразовывался. Но в 70-х годах это был уже не безусый юноша, он серьезно помогал своей матери в богоугодном деле - в возведении храма. Ведь к 1772 - 1776 годам закончились каменные работы и в будущем соборе начали трудиться штукатуры, маляры и живописцы. Прохор, конечно же, был рядом с матерью, продолжавшей хлопотать о внешней и внутренней отделке Сергиево-Казанского собора. Он ушел в Саров только после освящения собора.
Промыслителен и такой факт: в 1833 году, когда скончался старец Серафим, этот красивейший храм стал кафедральным собором Курска.
Людмила ШТУКИНА.
Пресс-служба Курской епархии.
газета "Курские епархиальные ведомости", 2004, № 8.
<< Вернуться назад