Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Архив новостей 2005 годаАнонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Новости

26 августа 2005, 04:00
(15) 28 августа Православная церковь празднует великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Богоматери, известный на Западе под названием Вознесение Марии, имеет два различных аспекта, неразрывных в сознании верующего(1).

     С одной стороны - это смерть и погребение, с другой — воскресение и вознесение Богоматери. Православный Восток сумел сохранить таинственную сущность этого события, которое в отличие от Воскресения Христова не было проповедано апостолами. Речь идет о тайне, которая не предназначена для «ушей внешних», но которая открылась верным внутри Церкви. Истинно верующие знают, что, поскольку, Сын Божий воспринял человеческую природу в утробе Девы, то Та, Которая послужила Его Воплощению, была воспринята Божественной Славой Сына Своего, воскрешена и взята на небеса. «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот Святыни Твоея» (Пс. 131, 8). Сын перевел (μετέστησεν) Ее в вечность будущей жизни: B молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную» (кондак, глас 2).
     Прославление Матери проистекает непосредственно из добровольного уничижения Сына. Сын Божий воплощается в Деве Марии и становится Сыном Человеческим, подверженным смерти; Мария же, став Богородицей, воспринимает «Боголепную славу» и первой из людей участвует в исполнении обожения твари. «Бог стал Человеком, чтобы человек уподобился Богу» (2).
     Великолепие жизни будущего века — конечная цель человечества осуществилась не только в Божественной вочеловечившейся Ипостаси, но и в человеческой обоженной личности. Переход из смерти в жизнь, из времени в вечность, из земного состояния в небесное блаженство ставит Божию Матерь вне всеобщего воскресения и Страшного Суда, вне второго пришествия (Parusia), которое завершит мировую историю. Праздник 15 августа является новой, таинственной Пасхой, в которой Церковь прославляет сокрытый плод своего эсхатологического исполнения перед концом времени. Это объясняет осторожность авторов литургических текстов, лишь намекающих на неизреченную Славу вознесения Богоматери (3).
     Праздник Успения возник, вероятно, в Иерусалиме. Однако Этерия (4) в конце IV века еще не упоминает о нем. Можно предположить, что праздник был установлен позднее, поскольку в VI веке он уже повсюду известен; святой Григорий Турский является первым свидетелем празднования Успения (Assumptio) (5) на Западе, которое сначала отмечалось здесь в январе (6). При императоре Маврикии (582–602 гг.) 15 августа становится уже твердо установленной датой празднования Успения (7) .
 
Паломники возжигают свечи на входе в гробницу Божией Матери в праздник Успения
Верующие возжигают свечи в праздник Успения
 в погребальной пещере Божией Матери. Гефсимания. Иерусалим.
 
     Первые изображения вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсиа в Сарагоссе (начало IV в.) (8), известен также барельеф VI века в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего Вознесение Христа (9) . Апокрифический рассказ, который связывается с именем святого Мелитона (II в.), на самом деле не старше V века (10). Это предание содержит подробности успения, воскресения и вознесения Божией Матери, которые Церковь осторожно отнесла к разряду сомнительных сведений. Так, например, святой Модест Иерусалимский, скончавшийся в 634 году, в своем «Похвальном слове на Успение» (11) весьма осторожен в подробностях. Он повествует о том, как апостолы издалека были приведены небесным откровением о явлении Господа, пришедшего, дабы воспринять душу Своей Матери, и, наконец, (говорит он) о возвращении Богородицы к жизни, «дабы телесно причаститься вечному нетлению Того, Кто восставил Ее из гроба и призвал к Себе Ему одному ведомым путем». Другие проповеди — св. Иоанна Фессалоникийского († около 630 г.), св. Андрея Критского, св. Германа Константинопольского и св. Иоанна Дамаскина (12) — богаче подробностями, которые используются в богослужении и иконографии Успения Богородицы.
 
Гроб Божией Матери
Успенский храм в Гефсимании в Иерусалиме.
 Гроб Божией Матери.
 
     Классический тип Успения в православной иконографии представляет Божию Матерь лежащей на смертном одре. Вокруг стоят апостолы, а посредине — Христос во славе, принимающий на руки душу Своей Матери. На некоторых иконах подчеркивается телесное вознесение: в верхней части иконы, над изображением Успения, здесь изображена Божия Матерь, сидящая на троне, в мандорле (13), которую ангелы возносят на небеса.
     На нашей иконе, написанной в России в XVI веке, Христос стоит, окруженный мандорлой, знаменующей Его славу, и взирает на тело Своей Матери, лежащее на украшенном одре. В левой руке Он держит маленькую фигурку, обвитую белыми пеленами и увенчанную нимбом: это — «всесветлая душа» (вечерня, стихира, глас 5), которую уже принял Христос в Свои «пречистые длани». «Собор ученик и Божественных апостол собрася погребсти Богоприятное тело Единыя Богоматере» (вечерня, на стиховне, стихира, глас 2). На первом плане мы узнаем Петра и Павла, стоящих по обе стороны одра. На некоторых иконах изображается таинственное прибытие апостолов, которые «Богоначальным мановением... облаки высоце взимаема, дошедше пречистого и живоначальнаго. Твоего тела, любезно лобызаху» (вечерня, стихира, глас 1). Множество херувимов на некоторых иконах окружает мандорлу Господа. На нашей иконе Силы Небесные представлены шестикрылым серафимом. Позади апостолов стоят четыре епископа в нимбах. Это святой Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима, и три апостола из числа 70: Тимофей, Иерофей и Дионисий Ареопагит, сопровождавший апостола Павла (14). На заднем плане изображены две группы женщин — это верующие Иерусалима, образующие вместе с епископами и апостолами внутренний круг Церкви, в котором совершается таинство Успения Божией Матери.
     На многих иконах изображен эпизод с Афонием. Этому фанатику-иудею ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы. Эта деталь апокрифического характера, которая присутствует в богослужении и иконографии праздника, должна напомнить о том, что конец земной жизни Божией Матери образует глубочайшую внутреннюю тайну Церкви, которая не потерпит ее осквернения: невидимая взорам внешних , слава Успения Марии постигается только в свете внутреннего предания.
 
В. ЛОССКИЙ
 
(1)    Из книги «Смысл иконы» (L. Ouspensky, W. Lossky. Der Sinn der Ikonen. Bern — Olten, 1952, SS. 215, 216).
(2)    Св. Ириней, св. Афанасий, св. Григорий Назианзин (Богослов), св. Григорий Нисский (PG 7, col. 1120; 25, col. 192; 37, col. 465; 45, col. 65) и другие отцы Церкви.
(3)   Литургические тексты праздника Погребения Божией Матери, гораздо более позднего происхождения, пожалуй, слишком прямолинейны. Они представляют собой подобие утрени Великой субботы (Погребение Христа).
(4)    Этерия — паломница, посетившая в конце IV века Святую землю и оставившая описание своего путешествия. (cm. Itinerarium Aetheriae. Sources chretiennes, № 21. «Паломничество по святым местам конца IV в.». СПб., 1889: «Православный палестинский сборник», вып. XX.)
(5)    De gloria martyrum. Miracula 1, 4 u 9. PI. 71, col. 708 u 713.
(6)    «Бобийский миссал» и «Галльский служебник» указывают на 18 января.
(7)    Никифор Каллист. История Церкви, XVII, 28, PG 147, col. 292.
(8)    Dom Cabrol: "Diet. darcheolog. chret", 1, 2990–2994.
(9)    С. Амиранишвили. История грузинского искусства. М., 1958, с. 128.
(10) PG. 5, coll. 1231–1240.
(11)  Enkomium. PG 86, coll. 3277–3312.
(12)  Patrologia orientalis, XIX, coll. 375–438. PG 97, coll. 1045–1109; 98, coll. 340–372; 96, coll. 700–761.
(13)  Мандорла (итал. mandoria, миндалина) — в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображали Христа и Богоматерь, когда хотели представить их во славе.
(14)  См. «Божественные имена», III, § 2. PG3, col. 681.
 
Успение празднуется всегда 28 августа
(15 августа по старому стилю)
 
     События, составляющие основу праздника, переданы в Священном Предании.  
Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Ея, всегда молчаливая и углубленная в Себя, душа. Молитва служила Богоматери средством для постоянного общения с Сыном. И вся жизнь Ея полна была непрестающей молитвы. 
     Целые дни, целые ночи проводила Она, молясь в винограднике Гефсиманском, и кто расскажет, какими озарениями просветлялась в эти часы молитвы Ея великая душа, какую весть сердце Христово подавало сердцу Марии, безропотно томившемуся в разлуке с Божественным Сыном? Можно догадываться, о чем была молитва Матери Божией. 
 
Успенский храм. Чудотворная Иерусалимская Гефсиманская икона Божией Матери
Успенский храм в Гефсимании.
Чудотворная Иерусалимская
 икона Божией Матери
 
     Молилась Она, вероятно, о процветании христианскаго дела, о тех Церквах верующих, которыя под влиянием проповеди апостолов, обходивших вселенную, основывались в разных странах мира. Но, вероятно, более всего молилась Она о том, чтобы скорее разрешиться от уз плоти и вознестись к сладостному лицезрению и вечному стоянию пред Своим Божественным Сыном. 
     Однажды, когда Богоматерь молилась, явился перед Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Он был служителем Девы с самаго детства Ея, питателем Ея во Святом Святых, благовестником воплощения чрез Нее Бога и во все дни жизни Ея неотступным Ея хранителем. Архангел принес Ей от Господа радостную весть о скором Ея преставлении, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня. По другим преданиям, архангел Гавриил явился Богоматери перед Ее кончиной два раза: в первый раз за пятнадцать и второй раз за три дня до Успения. 
     В этот последний раз архангел вручил Деве райскую финиковую ветку. На Елеонской горе, неподалеку от вершины, с которой Христос вознесся на небо, доселе паломникам и путешественникам показывают то место, где Богоматерь приняла от небеснаго посланника счастливую весть о приближении Своего Успения.
 
Плащаница Божией Матери в Малой Гефсимании в Иерусалиме 
Плащаница Божией Матери в Малой Гефсимании в Иерусалиме
 
     Архангел говорил Пречистой Деве, чтобы Она не смущалась принесенной им вестью, но приняла ее с веселием, так как Она переходит к безсмертной жизни, чтоб вечно предстоять безсмертному Царю славы. Он говорил: "Тебя ждет Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, с херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных. И возьмет Он Тебя в горнее царство, да живешь Ты и царствуешь с Ним безконечные веки". Пресвятая Дева должна была восторжествовать над смертью. Как бессильною оказалась над Нею смерть душевная, также не могла, возобладать над Ней и смерть телесная. Уснув на короткое время смертью, как бы сном, вскоре Она должна была воспрянуть от смерти, как от сна, и, отрясши гробовую мертвенность от очей, как сонную дрему, увидать безсмертную , в свете лица Господня , жизнь и славу. 
     В знамение всего этого благовествующий архангел подал Пречистой Деве райское произрастете. То была ветвь финикового дерева, сияющая светом небесной благодати. Эту ветвь должны были нести пред погребальным одром Богоматери во время проводов к могиле пречестнаго и пречистого Ея тела. Что могло быть для Богоматери радостнее, чем жить в небесах со Своим Богом и Сыном и всегда наслаждаться зрением Его Божественного лика? Поэтому в благовестии архангела сошла в Ея сердце великая радость. Она поклонилась до земли и всею полнотою сил Своих возблагодарила Творца Своего, говоря: "Не была Я достойна, Владыко, принять Тебя во утробу Мою, если б не Ты Сам помиловал рабу Твою. Но я сохранила сокровище, которое Ты Мне доверил. И ради того Я молюсь Тебе, Царь славы, чтоб Мне не повредила область геенская. Небеса и ангелы всегда трепещут пред Тобой: как же не трепетать пред Тобою человеку, созданному из земли и не имеющему в себе ничего добраго, кроме того, что он получит от неизреченной благости Твоей? Ты еси Господь и Бог, всегда благословенный во веки". 
     Пречистая Дева желала видеть при Своем преставлении святых апостолов, разошедшихся с проповедью по вселенной, и не видеть в час исхода Своего князя тьмы и страшилищ его. Она молила Сына Своего и Господа о том, чтобы были исполнены эти Ея желания, молила Его и о том, чтобы Сам Он, придя с небес со святыми Своими ангелами, принял Ея святую душу в Свои Божественные руки, как обещал Ей это прежде. 
     Так молилась Богоматерь. И во время молитвы Ея на горе Елеонской, когда преклоняла Она Свои колена пред Богом, совершилось чудное знамение: масличные дерева, как одушевленные существа, совершали поклонение вместе с Нею, пригибая свои вершины, и выражая тем свое благоговейное служение Матери Бога. И когда Пресвятая Дева вставала после каждаго поклона, тогда деревья, как бы подражая Ея движениям, опять выпрямлялись. Когда Богоматерь после этой последней молитвы Своей в винограднике гефсиманском вернулась домой, все были потрясены непостижимо-окружавшею Ее Божественной силою и славою. Лик Ея и раньше всегда сиял благодатью, ярче лица Моисея, беседовавшего некогда с Богом на Синае, но теперь он просветился еще больше невыразимой небесной славою. 
     Пречистая стала готовиться к исходу. Прежде всего Она рассказала о бывшем Ей откровении усыновленному Ею возлюбленному Иоанну и показала ему , данную архангелом светоносную ветвь, завещав при этом, чтобы он нес эту ветвь перед Ея погребальным одром. Затем Она объявила о Своем скором исходе и другим людям, живущим в том доме и Ей служившим. Она приказала украсить храмину и одр, окадить все кадилами, расставить и зажечь множество свечей и приготовить все нужное для погребения. 
     Иоанн поспешно отправил посланных к святому Иакову, брату Господню, первому Иерусалимскому епископу, и ко всем родственникам и близким лицам Божией Матери, извещая о приблизившемся Ея преставлении и называя самый день преставления. Святый же Иаков разослал весть о том всем верным, находившимся в Иерусалиме, а также в окрестных городах и селениях. Со святым Иаковом сошлись к Богоматери со всех сторон все родственники Ея и многое множество верных обоего пола. 
     И всем Пресвятая Дева рассказывала слышанныя Ею от ангела слова о переселении Ея на небо и, в уверение этих слов, показывала финиковую ветку, принесенную Ей из рая благовестником Гавриилом и сияющую, как солнечный луч, светом небесной славы. Все собравшиеся к Пречистой Деве, слыша из пресвятых Ея уст эту весть о кончине Ея, плакали. Дом наполнился рыданиями и стонами. И все молили милосердную Владычицу, как общую всем Мать, не оставить их в сиротстве.
      - Не плачьте, - говорила им Богоматерь, - но радуйтесь об исходе Моем. Теперь, когда Я предстану ближе к Божию престолу и лицом к лицу буду видеть Моего Бога и Сына, Мне удобнее будет молиться о всех и, беседуя с Ним усты к устам, умилостивлять Его благостыню. По Моем преставлении, Я не оставлю вас в сиротстве, - не только вас, но и весь мир. Я буду посещать и охранять вас и помогать бедствующим. Такими утешительными словами Богоматерь успокаивала окружавший Ее и плакавший народ, утоляя его печаль. Она распорядилась, чтоб две Ея ризы-единственное Ея имущество были отданы двум нищим вдовицам, которыя служили Ей с усердною любовью и получали от Нея пропитание. О пречестном теле Своем Она завещала, чтобы его положили в селении Гефсиманском, близ Иерусалима, у горы Елеонской, где были схоронены праведные родители Ея и Иосиф Обручник. ... 
     Внезапно раздался сильный шум, вроде раскатов грома, и множество облаков окружило тот дом. По Божию повелению, ангелы Господни внезапно восхитили святых апостолов из дальних мест, принесли их на облаках в Иерусалим и поставили на Сионе, пред дверями дома Пресвятой Богородицы. Увидя друг друга, они и радовались, и удивлялись, недоумевая, по какой причине Господь собрал их вместе. К ним вышел апостол Иоанн Богослов и, со слезами приветствуя их, объявил им о близком отшествии Пресвятой Богородицы из земной жизни. Святые апостолы поняли, что Господь для того собрал их из разных концов вселенной, чтобы сии присутствовали при кончине Пречистой Его Матери и с честью похоронили Ея пречистое тело. 
     Апостолы скорбели о предстоящем разлучении с Пресвятой Девой Марией. Войдя все в дом, они увидели Богоматерь спокойно сидящею на одре, исполненную духовного веселия. Приветствуя Ее, они говорили: Благословенна Ты от Господа, сотворившего небо и землю. И сказала им Пречистая: Мир вам, братья, избранные Господом. Затем Она стала расспрашивать их, как они пришли в Иерусалим. Они рассказали, как восхитила каждого из них Божия сила и на облаках принесла в Иерусалим. 
     Пречистая Дева прославила Бога за то, что Он услышал молитву Ея и исполнил желание сердца Ея. Она сказала им: - Господь принес вас сюда в утешение души Моей, которой предстоит разлучиться от тела. Должно мне отдать естественный долг смерти, ибо уже приблизилось время, определенное Мне от Создателя Моего. Апостолы в скорби отвечали Ей: - Пока, Ты, Владычица, пребывала в мире, мы утешались, как бы видя в Тебе Самого Господа и Учителя нашего. Теперь же, как перенесем жалость и скорбь сердца нашего, лишаясь пребывания Твоего с нами? Но так как Ты, изволением родившагося от Тебя Христа Бога, переходишь в горний мир, то мы радуемся исполнению над Тобой этого Божьяго определения, скорбим же о нашем сиротстве, что больше не увидим здесь Тебя, Матерь и Утешительницу нашу. 
     - Не плачьте, друзья и ученики Христовы, -отвечала им Богоматерь, -и вашим сетованием не растворяйте Моей радости; но радуйтесь со Мною, что Я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же, тело Мое, в том самом виде, как Я убрала Его, отнесите в Гефсиманию и предайте обычному погребению, затем возвращайтесь к делу вашей проповеди. Меня же, если будет на то воля Божия, вы можете увидеть после смерти Моей. 
     В это время к одру Богоматери предстал божественный Павел, первоверховный апостол, и вдохновенными устами своими стал ублажать Богоматерь. - Радуйся, - говорил он,- Матерь жизни и вдохновение проповеди моей. Если я не насладился на земле лицезрением Христа Господа моего во плоти, прежде вознесения Его на небеса, то, когда на Тебя смотрю, кажется мне, что Его вижу. Прибыли со святым Павлом и его сотрудники в деле благовествования: Дионисий Ареопагит, Иерофей дивный и Тимофей, также и прочие из числа семидесяти апостолов. Всех их собрал Дух Святый, чтобы всем им сподобиться благословения Пресвятой Девы Марии и чтобы с большею честию совершилось Ея погребение. 
     Она же, подзывая каждаго из них к Себе по имени, благословляла их и ублажала веру их и труды, понесенные ими в благовествовании Христовом; желала каждому вечнаго блаженства и творила Богу моление о благоденствии всего мира и о мирной жизни его. Настал пятнадцатый день месяца августа; приблизился тот ожидаемый благословенный час, третий час дня, по-нашему девятый), в который должно было совершиться преставление Пресвятой Богородицы. 
     Было зажжено много свечей, и апостолы творили славословие. Пренепорочная Дева лежала на украшенном одре, готовясь к блаженному исходу, ожидая пришествия к Себе Самого желаннаго Сына и Господа Своего. 
     И вот, внезапно свет неисповедимой славы облистал храмину, и померкли в нем огни свечей. В ужасе были все те, кому открылось это видение. Крыша храмины казалась раздвинувшейся, и с неба спускалась слава Господня. 
     И вот Царь славы Христос с тьмами архангелов и ангелов, со всеми небесными силами и с праведными душами святых праотцев и пророков, некогда предвозвестивших о Пресвятой Деве, приближался к Своей Пречистой Матери. Она же, видя схождение Сына Своего, с радостью воззвала словами некогда воспетой Ею песни, говоря: - Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея... И приподнялась Она от одра, как бы стремясь навстречу Ему, и поклонилась Господу своему. Он же, приблизясь к Ней, смотрел на Нее взором любви и благоволения и говорил Ей: 
     - Приди, ближняя Моя, приди, голубица Моя, вступи в хранилище вечной жизни. Поклонясь Ему, Мария произнесла: Благословенно имя славы Твоей. Господь Бог Мой, благоволивший избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы послужить таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в безконечном царствии Твоем. Ты знаешь, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне Тобою сокровище; теперь же прими в мире дух Мой и огради Меня от области тьмы, чтоб не испытать мне сатанинскаго нападения. 
Господь же, утешая Ее сладчайшими словами, уговаривал Ее не бояться сатанинской силы, которая уже попрана Ея ногами, и с любовью призывал Ее дерзновенно перейти от земли к небу. Она радостно отвечала: - Готово сердце Мое, Боже, готово. И произнесла вновь слово, произнесенное Ею некогда при Благовещении: - Да будет со Мною по глаголу Твоему! После этого Богоматерь возлегла на одре, неизреченно радуясь, что видит пресветлое лицо Сына и Господа Своего. Сладостная любовь к Нему и невыразимая радость переполняли сердце Марии. 
     И в порыве этих чувств Она предала Свою Пречистую душу в руки Сына Своего без всякаго телеснаго страдания, как бы уснув тихим, благодатным сном. И Тот, Кого Она зачала без греха, и родила без болезни, безболезненно принял пречестную душу Ея из святого тела и не дал ему истления. И началось тогда радостное и сладкое ангельское пение, в котором слышны были часто повторяемый слова, принесенный некогда Деве Назарета с неба архангелом Гавриилом: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!... Так, торжественно провожаемая всеми небесными чинами, несомая на руках Господа, душа Мариами тихо вознеслась в горния селения. 
Апостолы, сподобившиеся видеть это дивное зрелище, провожали Богоматерь умиленными взорами, как некогда провожали взорами Господа, возносившегося на небо с горы Елеонской, и долго стояли они, исполненные священнаго трепета и радости, как будто забывшись. Потом, придя в себя, они поклонились Господу, в такой славе вознесшему душу Матери Своей на небо, обступили одр со слезами и увидали, что пресвятой лик Мариами сияет, как солнце; от пречистыя плоти Ея исходило, превосходящее всякие земные ароматы, благоухание, какого описать не может человеческий язык. 
     Все они лобзали это пречистое тело со страхом и благоговением, воздавая Ему почести, и освящались от прикосновения к нему, чувствуя в сердцах своих великую духовную радость, происходившую от благодати Пречистой Богородицы. Тут стали подаваться исцеления больным: у слепых открывалось зрение, глухие слышали, хромые получали свободное движение, нечистые духи оставляли людей и всякаго рода болезни врачевались тотчас от одного прикосновения к одру усопшей Матери Божией. 
     Среди таких обстоятельств, началось шествие к погребению святаго тела Марии. Св. Петр со св. Павлом и св. Иаковом, братом Господним, и с прочими апостолами подняли на плечи одр, а св. Иоанн Богослов нес перед одром светящуюся райскую ветвь. Прочее же собрание святых и народное множество со свечами и кадилами шли вокруг и пели; ап. Петр начинал, а прочие после него согласно подпевали. Пели псалом Давидов в честь исхода израильскаго из Египта и к каждому стиху прибавляли слово - аллилуиа. 
     Так же пелись и другие торжественные и благодарственные псалмы и песни, и Дух Святый действовал в устах поющих. С такою славою переносимо было, принявшее Бога, тело Пречистой Девы от Сиона, через Иерусалим, к селению Гефсиманскому. Над одром и над провожающими образовался облачный круг, подобный венцу, обширный, светлый и озаренный чрезвычайным сиянием. И слышно было на облаках удивительно сладкое ангельское пение, наполнявшее воздух, и пение это расходилось по земле так, что все его слышали. 
     Этот облачный, венцеобразный круг с ангельским пением шел по воздуху, двигаясь за телом Богоматери. Во время шествия произошло внезапное замешательство. Народ иерусалимский, состоявший из неверующих иудеев, услышав странное пение и видя торжественное шествие с телом Марии, выходил из домов и следовал за шествием за город, удивляясь столь великой славе и чести, которое воздают телу Матери Иисуса. Архиереи же и книжники, узнав об этом и исполнившись зависти и гнева, послали слуг и воинов, и возбудили многих из народа, чтобы те, напав с оружием и дрекольями, разогнали людей, провожавших тело Марии ,избили учеников Иисусовых, а самое тело Богоматери предали огню. Когда люди, решившиеся на такое злодеяние, вооружившись, как на битву, бросились на шествие - внезапно облачный круг, который шел по воздуху, склонился к земле, окружил и оградил, как стеной, собор св. апостолов и всех бывших с ними, так что только раздавалось их пение, а самих их за облаками не было видно. 
     Святые ангелы невидимо парившие над пречистым телом и ликом верных, поразили слепотой этих злодеев, одни из которых разбили себе головы о городскую стену, другие же, не зная куда идти, ощупывали стены и искали проводников. Один из иудейских священников, именем Афония, шел в это время тем путем. 
     По Божиею смотрению, как раз в эту минуту облачный круг поднялся опять в высоту и Афония увидел св. апостолов и множество верных, со свечами и с пением псалмов окружавших одр Пресвятой Богородицы. Он распалился ненавистью, в нем разгоралась прежняя злоба на Господа, и он сказал: Тело это, которое родило того Льстеца, что разорил закон отцов наших, получает такую почесть!" Будучи крепок телом, он неистово, с великою яростью бросился к одру, желая повергнуть на землю пречистое тело Владычицы, и, когда дерзостные руки его коснулись одра, то внезапно были отсечены, как будто невидимым, невещественным мечем отмщения Божия, и остались прикрепленными к одру, сам же Афония пал с криком: "Горе мне, горе!" 
     Познав грех свой, он каялся и звал к апостолам: Помилуйте меня, рабы Христовы! Тогда апостол Петр приказал ему стать рядом с одром и сказал: Вот ты получил то, чего хотел; пойми же, что Бог отмщения постоял за Себя. Мы не можем исцелить Тебя от твоей язвы. Исцелить тебя может только Тот, на Котораго вы неправедно возстаете и Котораго вы убили, - Господь наш, но и Он не захочет подать Тебе исцеление, если Ты раньше не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть истинный Мессия, Сын Божий! Афония воскликнул: Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира - Христос. Мы и раньше признавали в Нем Сына Божия, но, помраченные злобой и завистью, не хотели исповедывать Его Богом и подвергли Его невинно смерти. Он силою Божества воскрес в третий день, исполнив стыда всех нас, ненавистников своих; мы старались утаить Его воскресение и для этого подкупали сторожей, но не могли пресечь славы Господней и, повсюду расходившихся слухов ,об этом чуде. 
     Так исповедывал Афония свои былыя преступления и каялся, в только что соделанном дерзостно грехе своем. Св. апостолы и верные радовались, как радуются ангелы о кающемся грешнике, и Петр приказал Афонии, чтобы он усеченные руки свои приложил к висевшим при одре частям их и с верою призвал имя Пречистой Девы Богородицы. Когда Афония сделал это, отсеченныя руки внезапно утвердились на своем месте, суставы их срослись, и они оказались совершенно здоровыми. Только остались на них знаки отсечения, как красная нить, окружающая тело у локтя. 
     Пал тогда Афония перед одром, поклоняясь Рожденному от Пречистой Девы Христу Богу, и долго восхвалял громкими похвалами Богоматерь, приводя ветхозаветныя пророчества о Ней. Весь народ удивлялся чудесному исцелению невидимо отсеченных у Афонии рук и мудрым его словам, которыми он восхвалял Христа Бога и Пречистую Богородицу. Присоединившись к св. апостолам, Афония пошел за несомым в Гефсиманию одром. 
     И те из слепых, которые познали свои согрешения и с покаянием пошли за своими провожатыми к одру Богоматери и с верою прикасались к нему, тотчас получали прозрение от слепоты своей. Общая Матерь людей Пресвятая Владычица, как рождеством Своим принесла радость всей вселенной, так и в успении не хотела никого опечалить.  Всех, даже врагов Своих, милостиво утешала благодатию и благостыней Своею, как благаго Царя благая Мати. Св. апостолы, дойдя со всем множеством верных до Гефсимании, поставили одр с Пречистым телом при гробе. 
     В народе поднялся великий плач, все рыдали о сиротстве своем, о том, что лишаются великаго сокровища, и, припадая к телу Пресвятой Богородицы, обнимали, лобызали и омывали его слезами, воздавая ему последнее целование. Когда к вечеру положили тело во гроб и привалили к пещере тяжелый камень, то долго не в силах были отступить от гроба, как бы прикованные к нему любовью к Богоматери. Три дня св. апостолы оставались в этом селении, совершая при гробе Пречистой Девы день и ночь псалмопения, и в течении всего этого времени слышно было в воздухе пресладкое пение небесных воинств, поющих и хвалящих Бога и ублажающих Богоматерь. 
     По Божию усмотрению, один из св. апостолов, именно Фома, не был на погребении тела Пресвятой Богородицы и прибыл в Гефсиманию лишь на третий день. Много скорбел он и тужил, что не удостоился получить от Богоматери последнее благословение и не сподобился видеть Божественной славы и дивных Божиих чудес и явлений при успении Ея и перенесении Ея тела. Сильно он об этом плакал. Апостолы, сожалея о нем, посоветовали ему открыть гроб, чтобы он по крайней мере мог видеть пречистое тело Богородицы, поклониться Ему и, облобызав его своими устами, принять утешение в горе и печали. Когда же они отвалили камень и открыли гроб, то ужаснулись: гроб был пуст, в нем не было тела Богоматери, лежали только покрывавши Ее пелены, от которых исходило благоухание. 
     В недоумении стояли св. апостолы и со слезами целуя оставшуюся в гробе плащаницу, молились Господу, чтобы Он открыл им судьбу пречистаго тела. К вечеру они сели, чтобы укрепить себя пищей. 
     Обычай апостольской трапезы был таков: они оставляли между собой пустое место и на нем возглавие, а на возглавие полагали кусок хлеба, в часть и в честь Христову. После трапезы, встав и творя благодарение, они брали этот кусок хлеба, называемый "нареченною Господнею частью", и подымали его, прославляя великое имя Пресвятой Троицы; кончали этот обряд молитвою: "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!" и затем вкушали этот хлеб, как дар благословенный. Так св. апостолы делали не только тогда, когда бывали вместе, но и тогда, когда случалось каждому из них быть в одиночестве. 
     В этот вечер, собравшись в Гефсимании для общей трапезы, они ни о чем другом не думали и не беседовали, как об исчезновении положеннаго во гроб тела Богоматери. Когда по окончании трапезы они встали и начали по обычаю подымать часть хлеба, отложенную в честь Господа, и славить Пресвятую Троицу, внезапно услышали сверху голоса ангельского пения. Устремив вверх глаза свои, они увидали на воздухе Пречистую Деву, Матерь Бога нашего, живою, окруженную множеством ангелов, сияющею неизреченною славою. 
И сказала Она им: Радуйтесь! Я с вами во все дни!" Они же, полные радости, воскликнули вместе: "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!", Пресвятая Богородице, помогай нам!' После этого чуднаго явления св. апостолы уверились сами и уверили в том Св. Церковь, что почившая Матерь Божия Сыном и Богом Своим в третий день была воскрешена и вознесена с телом на небо. Пошли они тогда ко гробу и взяли оставленную там плащаницу в утешение скорбящим и в непреложное свидетельство возстании Богоматери от гроба. 
     И мог ли быть одержим смертью самый Кивот Жизни, могла ли быть с прочею тварью оставлена в земном истлении Та, Которая родила Творца всей твари, не ведая греха? Господь Иисус Христос, исполняя закон, данный Им, чтобы дети чтили родителей своих, Сам почтил Пренепорочную Матерь Свою, и, как Сам Он в третий день преславно воскрес и потом вознесся на небо с пречистою плотию, так и Матерь Свою воскресил в третий день и вознес к Себе на небеса. Об этом пророчествовал еще вдохновенный Давид, говоря: "Воскресни, Господи, Ты и Кивот Святыни Твоея!.." 
     После всех этих событий, св. апостолы, свидетели дивных чудес и тайн Божиих, снова, носимые облаками, возвратились каждый в свою страну, где проповедывали. 
     Пещера, где была погребена Пресвятая Дева, так же как и вертеп Рождества и Гроб Господень, издавна являются предметом почитания христиан. Из Иерусалима к ним идут через "ворота овчия", называемые у арабов в честь Пресвятой Девы воротами Св. Марии. Перейдя по мосту поток Кедронский, вы вступаете на площадку перед погребальной пещерой Богоматери, которая находится в углублении. К нему спускаются по 12 ступеням. 
     От самаго входа крутой спуск в 48 мраморных ступеней ведет внутрь пещеры. Разсеянные лучи дневного света пробиваются туда, смешиваясь со светом лампад. На глубине 15 сажен, в углублении направо показывают гробницу родителей Пресвятой Девы Иоакима и Анны, напротив - гробницу Иосифа Обручника. 
     Когда богомолец спускается вниз, он видит по всему своду обширной галереи гирлянды блестящих серебряных и золотых лампад. В отдельной каменной пещере находится тот камень, на который возложено было тело Пренепорочной Девы. Внутренность пещеры ничем не украшена, только природный камень покрыт шелковыми тканями. Приходят сюда на богомолье и магометане, особенно же магометанки. 
     И вот одно из безчисленных подтверждений пророческих слов Приснодевы: Ублажат Мя вси роди. Ложе Богоматери служить престолом, где совершается литургия. В 1883 году близ пещеры Богоматери освящена прекрасная церковь во имя Равноапостольной Марии Магдалины. 
     Церковь эта сооружена иждивением русской царственной семьи в память благочестивой Императрицы Марии Александровны, которая, горя особым благоговением к Богоматери, всю жизнь мечтала поклониться Ея гробу . 
 
Из книги ( БОГОМАТЕРЬ полное описание ея земной жизни) 1930г. Варшава. Составил И. Перетрухин
 
Смотрите также на нашем сайте статью "Успение Пресвятой Богородицы" в составлении Л.Денисова 1902 года.
 
 

<< Вернуться назад


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com