Более тысячи лет в Святом Граде не умолкают споры о святых местах. Три монотеистические религии мира – христианство, иудаизм и ислам – ведут свое начало от праотца Авраама и уходят своими корнями в ветхозаветную историю. На протяжении тысячелетий связанные с библейской историей святыни переходили из рук в руки.
Еще в апостольское время гора Сион становится местом, где сформировались первые христианские общины Иерусалима. Это место, где самим Спасителем было установлено таинство святой Евхаристии. 24 ноября 2014 года в израильском Парламенте (Кнессете) состоится заседание Правительства, на котором будет решаться судьба Сионской горницы. На повестке дня – изменение «статуса кво» этой святыни и рассмотрение вопроса о запрещении молитвы там не евреям, а возможно, даже посещения христианскими паломниками этого места, где произошло рождение новозаветной Церкви через сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы. Известно, что в II–III веках на горе Сион жили христиане, существовали христианские молельные дома. В конце IV столетия Иерусалимская Церковь построила на горе Сион величественную базилику, известную как «Святой Сион».
В IV веке географическое наименование «Сион», которое в ветхозаветной традиции относилось к Храмовой горе, христиане сознательно использовали для обозначения другого места, а именно юго-западной части Иерусалима, где находилась Горница Тайной Вечери и место сошествия Святого Духа. "Сион" означает «жилище Бога». Поэтому весьма символично, что после того, как Бог оставил ветхозаветный храм (знамения перед разрушением Иерусалима, по слову Спасителя: «се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38), Его жилищем стала первая христианская община на юго-западной вершине Иерусалима.
Почитание гробницы царя Давида на горе Сион, вблизи Сионской горницы, возникает в христианской традиции уже с X века и в эпоху крестоносцев (XII-XIII вв.). В XIV веке францисканцы построили на этом месте монастырский комплекс с храмом во имя Святого Духа, в крипте которого находилась гробница царя Давида. Именно этот храм сохранился до наших дней.
В конце XIV столетия традиция почитания гробницы Давида на горе Сион была заимствована у христиан иудеями и мусульманами. Это привело к острому конфликту между францисканцами и иудеями, поселившимися в окрестностях Сиона, поскольку иудеи стали претендовать на право посещать гробницу Давида, которая находилась на территории францисканского монастыря.
После захвата власти мамлюками в период правления султана Барсбой аль-Ашрафа (1422-1438), Сионская горница и гробница Давида остались без надзора. Представители еврейской общины попытались завладеть этим местом, однако мусульманские власти Иерусалима, желая единолично владеть гробницей Давида, в 1452 году захватили францисканский монастырь, а Сионскую горницу и гробницу Давида превратили в мечеть.
На протяжении многих столетий христианские паломники были лишены возможности молиться в Сионской горнице и почитать гробницу Давида, и только в 1923 году англичане во время британского мандата над Палестиной издают указ о разрешении христианам посещать верхний этаж горницы за отдельную плату в казну мусульман. Евреи могли посещать гробницу лишь раз в году, причем имели право молиться только в специальном отдельном помещении на втором этаже с искусственным надгробием, а не у самой гробницы Давида на первом этаже. При этом Сионская горница оставалась мечетью и принадлежала только мусульманам.
В 1948 году во время еврейско-арабской войны израильская армия оккупировала Сионскую гору, солдаты заняли помещение Сионской горницы и нижний этаж с гробницей Давида. После разделения Иерусалима на Восточный и Западный все традиционные еврейские святые места оказались на территории Иордании, поэтому евреи не имели к ним доступа. Несмотря на то, что Сион традиционно принадлежал христианским конфессиям, а после XV столетия мусульманам, первый глава израильского правительства Давид Бен-Гурион счел, что пришло время создать на Сионской горе «еврейское святое место».
В 1950 году по инициативе правительства на крыше Сионской горницы устраивается обзорная площадка, с которой открывался вид на Храмовую гору. Там же на крыше была построена «комната президента», чтобы обозначить этим присутствие главы еврейского государства и подчеркнуть важность святыни. Туда вносится свиток Торы. Тогда же был открыт институт «Арфа царя Давида» для изучения религиозной поэзии, а также созданы общества «За святые места» и «Комиссия Сионской горы». Согласно уставу Комиссии, целью общества было «воссоздать в соответствии с преданиями Сионскую гору и связанные с ней по традиции святые места и превратить в «цитадель» для евреев Израиля и всего мира». В 1952 году открывается первый мемориал евреям – жертвам нацизма и появляется «Институт общин», призванный сохранять память о взорванных иорданцами синагогах Старого города.
Сегодня, несмотря на активные действия со стороны еврейских организаций, Сионская горница и прилегающие к ней постройки находятся в ведении генерального опекуна – государственного чиновника, несущего ответственность за всю «оставленную арабскую собственность» на территории Израиля. До сегодняшнего дня ни один государственный орган так и не принял решение о том, в чьей собственности находится Сионская горница с гробницей царя Давида. Нет и официального постановления о том, что это еврейская святыня. Сионская горница находится в ведении отдела религий при Министерстве внутренних дел Израиля. Правительство признает право приверженцев всех религий на почитание Сионской горницы, поэтому к ней открыт доступ паломникам и туристам. Между иудейскими и христианскими посетителями Сионской горницы сложился негласный договор о том, что иудеи молятся у гробницы Давида на первом этаже, а христиане на втором. Однако после посещения Сионской горницы римским Понтификом Бенедиктом XVI в 2009 году между Ватиканом и Израилем начались переговоры о возможности совершения католических месс в Сионской горнице. В связи с этим в еврейских религиозных кругах началась агитационная компания против посещения горницы христианами. Тем не менее, приемнику Бенедикта XVI Понтифику Франциску удалось в мае 2014 году совершить мессу в горнице, что вызвало волну экстремизма в среде радикальных иудейских группировок. В результате было осквернено протестантское кладбище на горе Сион, распространялись оскорбляющие христиан надписи и совершались акты вандализма.