оржественное богослужение в этот день состоялось и в древнем русском скиту Успения Богородицы («Панагия Ксилургу», или «Древодел»), принадлежащем Афонскому Свято-Пантелеимонову монастырю.
На Святой Горе издавна
хранится древнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался в русском святогорском монастыре Успения Богородицы «Ксилургу», в подражание которому позже и основал на Киевских горах Печерскую обитель в честь Успения Божией Матери.
По преданию, древнерусский монастырь «Ксилургу» был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского († 1015) и его супруги – византийской царевны Анны († 1012) вскоре после принятия христианства на Руси. Соборный храм этой обители посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная преподобным Антонием по его возвращении с Афона Киево-Печерская обитель, как и соборный храм монастыря, тоже символически были посвящены Успению Божией Матери. Существует предположение, что обитель на Киевских горах, на начальной стадии, была основана преподобным, как «подворье» или «представительство» афонского Свято-Успенского Богородичного монастыря «Ксилургу».
По
мнению исследователей, основание на Киевских горах обители в честь Успения и строительство величественного Успенского храма, осуществленные с благословения преподобного Антония, были как бы символическими проекциями своего первообраза – Свято-Успенской русской святогорской обители «Ксилургу» и ее соборного храма на Святой Горе Афон, где, по преданию, духовно возрастал и принял постриг будущий авва и «начальник русского монашества».
В подражание афонской Свято-Успенской обители «Ксилургу» в домонгольской Киевской Руси были основаны и другие известные ныне обители – Свято-Успенская Почаевская Лавра и Свято-Успенская Святогрская Лавра.
Таким образом, Афонский Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» стал тем «первообразным» центром сакрализации киеворусской земли, наследуя который, через духовное единство и родство с ним, на Руси был воссоздан «образ», «икона» Святой Горы Афон, как Третьего Удела Божией Матери. И обитель «Ксилургу» была в этом отношении духовно-историческим связующим звеном, тесно соединившим 1000 лет назад новопросвещенную Киевскую Русь и Святую Гору Афон.
Как
справедливо отмечает духовник и первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий (Макиенко): «Русская земля связана со Святою Горою непосредственным духовным родством, поскольку русская монашеская традиция является летораслью, или отростком, святогорского монашества, пересаженным на русскую землю Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь искони имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы Богородицы – русскую обитель, которую видимо хранил на протяжении веков Промысл Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе».
Ныне древнерусская святогрская обитель «Ксилургу» является скитом при Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и в 2016 г. будет отмечать 1000-летие первого письменного упоминания о ней.