Святой монастырь имени Елисея был основан самим Елисеем, учеником пророка Илии, совершившего множества чудес, превратившего горькую, отравленную воду в сладкую и питьевую, получив двойную радость от реки Иордан.
Божественную литургию в святом монастыре совершил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, ему сослужили Его Высокопреосвященство Митрополит Капитольядский Исихий, Их Высокопреосвященства Архиепископы Константинский Аристарх, Фаворский Мефодий, Иеромонахи Святогробцы при участии членов паствы довольно маленького иерихонского прихода, а также паломников из Иерусалима и Греции.
Во время Причастия Божественной литургии Блаженнейший Патриарх обратился к пастве с Божественным словом на греческом языке:
“Прозрением Божественным Илия тя великий, мудре Елиссее, ученика взимает, пророка предпоказует, сияюща Духом. Тем же, днесь всесвятую твою память празднующе, благочестномудренно почитаем тя с ним, славне” восклицает песнопевец Церкви.
Возлюбленные братья во Христе,
благочестивые христиане,
Святой Дух, Который как солнце осиял в душе Елисея, явившего Пророком и учеником Илии Фесвитянина, направил наши шаги в это священное место библейского города Иерихона, чтобы мы отметили благоговейно пресвявятую память Пророка.
Этот же ученик Пророка Илии, пророчествовал о Присутствии Господа Иисуса Христа и исцелил горькие и соленые воды Иерихона. “сие глаголит Господь: изцелих воды сия”и они исцелились. Но и мертвого воскресил и Неемана Сириянина очистил от проказы. И сделал, чтобы Гиезий, его слуга, заболел проказой, из-за его сребролюбия и непослушания∙ и, будучи мертвым, мертвого воскресил∙ он ударил илииной милотью воды иорданские и они расступились, как упоминает писатель книги Царств, “И прият (Елиссей) милоть Илиину, яже паде верху его, и удари в воду, и не разступися вода. И рече: где Бог Илиин Аффо? И удари Елиссей воды (вторицею), и разступишася сюду и сюду, и прейде Елиссей по суху”(4 Цар. 2,14).
Святой Пророк Елисей особенно почитается нашей Церквовью. Это потому, что он отличается двойной благодатью, которую он получил от Святого Духа. Двойнная благодать заключается в том, что он с одной стороны получил дар пророчества и во-вторых дар чудотворения, как говорит и его песнопевец: “Двойную благодать получив от Духа (Святого), пророком ты появился чудесным на всех концов, хвалителей спасая от опасностей и даря благодать своих чудес тем, кто прибегают ей с верой и вопиют тебе: Радуйся, пророк богоподобный”.
Дух, от Которого святой Пророк получил двойную благодать, не другой, чем Дух Святой, т. е. Дух Господа нашего Иисуса Христа, как свидетельствует и святой Иоанн Богослов в его “Откровении”: “Свидетельство бо Иисусово есть Дух пророчествия” (Откр. 19,10).
Апостол Павел, ставший сосудом Святого Духа, говорит о дарах Святого Духа: “Разделения же дарований суть, а тот же дух: и разделения служений суть, а тот же господь: и разделения действ суть, а тот же есть бог, действуй во всех. Кому же дается явление духа на пользу: кому духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же дусе: другому же вера, тем же духом: иному же дарования исцелений, о том же дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тот же дух, разделяя, властию кое муж то якоже хощет”.
Вера, братия мои возлюбленные, святых пророков в Ветхом Завете и святых апостолов и евангелистов в Новом Завете это то, что превратил их в “слуг Христовых и строителей таин Божиих” (1 Кор 4,1), к тому же служителей воли Святого Духа. Это потому, что они были овладены одним и тем же Духом веры, как учит и божественный Павел, говоря: “Имуще же тойже Дух веры, по писанному: веровах, темже возглаголах: и мы веруем, тем же и глаголем”. (2 Кор 4,15).
Сегодня почитаемый святой Пророк Елисей в том самом месте его деятельности, т. е. в благославенных пригородах реки Иордан, предъявляется Святой Церковью не только как великий о вере пророк и чудотворец, но и в качестве примера для подражания.
Мы говорим об этом, потому что святой Пророк появился достойным служителем даров Святого Духа и, следовательно, верным домостроителем тайн духовных, т. е. таинств Святой Христовой Церкви.
К этому точно призывает нас богоподобный Пророк Христа, Святой Елисей. Призывает нам появиться достойными дарования Святого Духа, которое мы получили при нашем вступлении в тело Христово, т. е. Святую и непорочную нашу Церковь.
Помолим Бога и Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа и умолим Его Всенепорочную Мать, Приснодеву Богородицу Марию и вместе с песнопевцем скажем: “Тебя, оный из пахаря появился пророком, о Елиссее, получив Илиину милоть, и его дух двойно вырвал себе, вместе с ним почитаем. В преблаженной кончине ныне покоящий, блаженне, умоли, чтобы мы удостоились спасения душ”. Аминь.
Сразу после Святого Причастия и перед “Буди имя Господне…” Блаженнейший благословил виноград, уже спелый, благодаря жаркому климату Иерихона.
По завершении Божественной литургии настоятель Архимандрит Филумен принял у себя всех желающих.
В продолжение последовала обеденная постная трапеза в городском ресторане, организованная настоятелем Архимандритом Филуменом и Греко-Православной Общиной (Rum Orthodox) города Иерихона, на которой присутствовали Блаженнейший Патриарх с сопровождением и множество верующих.