На выставке демонстрируются литографии забытого и
малоизвестного художника Владимира
Ивановича Соколова (1872-1946) по рисункам, сделанным им в 1918 году.
Открытие выставки «Уголки Троице-Сергиевой Лавры» состоялось на первом
православном районом фестивале «Россия – священная наша держава» 18 мая
2014 года в честь дня рождения последнего императора Российской Империи
св. царя мученика Николая II.
В течение года выставка будет экспонироваться в Приозерском районе и благочиниях Выборгской епархии.
Родился Соколов в с. Никольском Рыбинском уезде
Ярославской губернии в семье фабричного конторщика. После смерти матери в
1833г. воспитывался тёткой в Воронеже. У него рано обнаружилась тяга к
рисованию, которая развилась в реальном училище. В 1888г. он попадает в
Москву и устраивается в Строгановское училище, а через год переходит в
школу архитектора Гунста. Одаренного юношу учителя знакомят с Коровиным,
который устроил его в Училище живописи.
На него обратили внимание Поленов и меценат Савва
Морозов. Морозов в 1902г. предлагает Соколову должность заведующего и
художника-руководителя кустарными художественными мастерскими в
Сергиевом Посаде, являвшимся третьим крупным центром кустарных промыслов
России. Вся его жизнь до конца дней была связана с Сергиевым Посадом,
где и окончился жизненный и творческий путь художника в 1946г.
Разносторонний художник близок по манере к
Левитану. Излюбленными сюжетами его акварелей были пейзажи, уголки
Москвы и подмосковные усадьбы. Он много сделал для возрождения
кустарных промыслов и игрушки в Сергиевом Посаде, используя забытые
мотивы древнерусского стиля. Развил и широко использовал метод
выжигания по дереву с последующей раскраской. Придуманный им способ
росписи по дереву известен под именем «Соколовский». Его картины
приобретал Третьяков для своей галереи. Он был один из немногих
москвичей приглашённых Дягилевым участвовать в первой выставке «Мир
искусства». Многократно получал награды на международных выставках в
Париже и Милане, на которых можно было увидеть окрестные чащи Сергиева
Посада, глухие деревеньки, часовенки, волжские виды, где прошло его
детство.
В 1916 г. Соколов увлекается цветной литографией,
которые заметно отличались и возрождали лучшие традиции литографов XIX
в., утраченные из-за увлечения новыми способами фотомеханики. И сразу
запечатлел любимую им Лавру. В 1917 г. вышел альбом «Сергиев Посад»
литографий Соколова.
Несмотря на тираж 250 экземпляров книга получила
высокую оценку среди литографов и книгоиздателей. Автор вступительной
статьи писал: «Владимир Иванович не историк, не археолог, и поэтому не
ищите в его рисунках главнейших достопримечательностей Лавры, ни её
наиболее ценных исторических и религиозных памятников, не их он хочет
показать. Он только художник чуткий к красотам родной старины, и вот он
точно подошел к вам и зовёт пойти с ним на прогулку по Лавре, Посаду и
окрестностям. «Пойдёмте, - зовёт, - он я покажу вам, какая повсюду
здесь красота и сколько в этой красоте родного искусства».
Соколов продолжает свои зарисовки и задумывает в
1918 году серию «Сергиев Посад» исполненных литографическим способом.
Им задумано два выпуска по 12 литографий в каждом. Но издание не вышло в
силу военных и политических причин. С большим трудом 1700 экземпляров
альбома увидели свет, в который вошли 14 литографий в одноцветном
исполнении. Литографические камни, с которых делались оттиски, хранились
в типографии известного издателя Сытина. Пробные оттиски имелись у
немногих друзей художника и со временем были забыты. К счастью
сохранился полный комплект в собрании Климова и воспроизводится
впервые в полном объёме и цвете.
Юбилейное издание литографий на отдельных листах
«Уголки Троице-Сергиевой Лавры» в количестве 2000 экземпляров вышло в
1992 г., приурочено к 600-летию преставления преподобного Сергия
Радонежского
Отпечатки слегка, от руки раскрашены акварелью. Красивая нежность
коричневого тона отпечатков с приятной акварельной расцветкой создали в
работах Соколова весьма музыкальное сочетание. Для основного цвета
художник выбрал тёплый коричневатый тон сангины. Нежность постельных
тонов литографий передаёт всю любовь автора к запечатлённым им уголкам
Лавры. «В первый момент кажется название «Уголки» несколько странным по
отношению к Лавре, но очень скоро начинаешь понимать, что трудно найти
боле удачное определение. От самого слова «уголки» веет теплом и
любовью. Оно полностью соответствует творению глубокого мастера,
сумевшего по-своему постичь величайший памятник русского духа и отразить
то, что не удалось другим.
Приглашаем вас, совершить с помощью этой выставки прогулку
по Троице-Сергиевой Лавре.