6 мая в 17:00 состоится молебен и торжественное
открытие мемориальной доски преподобномученице великой княгине Елисавете
Феодоровне и духовному наставнику обители священнику Павлу Флоренскому
на здании б. убежища сестёр милосердия Красного Креста (Сергиев Посад,
ул. Митькина 37).
6-7 мая с 10.00-16.00 в Московской Духовной
Академии Троице-Сергиевой Лавры, состоится международная конференция,
посвящённая 700-летию преподобного Сергия Радонежского.
Программа мероприятий
5 мая
Вечер. Заезд участников из Костромы. Расположение в гостинице.
Экскурсия: «Священник Павел Флоренский в Сергиевом Посаде» (экскурсовод М.А. Люкшина).
6 мая
Ведущий – игумен Андроник.
1. Игумен Андроник (Трубачев), кандидат богословия, доцент МДА.
Священник Павел Флоренский в Троице-Сергиевой Лавре на рубеже эпох.
2. Н.Н. Лисовой, доктор исторических наук, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества.
Образ преподобного Сергия в трудах священника Павла Флоренского.
3. Н.Н. Павлюченков, кандидат математических наук, кандидат
богословия, доцент Свято-Тихоновского православного университета.
Работа «Троице-Сергиева Лавра и Россия» и ее значение в творчестве священника Павла Флоренского.
4. И.Л. Кызласова, доктор искусствоведения. Из истории изучения
византийского и древнерусского искусства: Н.Д. Протасов (1886-1940).
Круглый стол:
Для искусствоведов, преподавателей, экскурсоводов, музейных работников и деятелей культуры.
1. История возникновения термина «Живой музей».
2. Основа устроения «Живого музея» по материалам священника Павла Флоренского.
3. Создание в Сергиевом Посаде «Музея – культурного центра священника Павла Флоренского».
17.00. Открытие памятной доски преподобномученице Елисавете Феодоровне
на здании б. Убежища сестер милосердия Красного Креста (ул. Митькина, д.
37).
7 мая
Ведущий – И.А. Едошина.
1. И.А. Едошина, доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
Икона как феномен культа и культуры.
2. О.И. Генисаретский, доктор искусствоведения, профессор, директор
Центра синергийной антропологии человека Высшей школы экономики.
«Храмовое действо как синтез искусств» и проблемы синтеза искусств в современной культуре.
3. Т.В. Смирнова, краевед.
Портрет Ю.А. Олсуфьева, написанный Вл.А. Комаровским.
4. А.С. Жукова. Аспирантка кафедры мировой художественной культуры
Московского педагогического государственного университета.
Житийные циклы прп. Сергия Радонежского в изобразительном искусстве: проблемы изучения.
5. С.М. Половинкин, кандидат математических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета.
Проблема персонализма и троичные идеи в книге «Столп и утверждение истины».
В перерывах заседаний показ фильмов: «Спаси и сохрани», «Павел Александрович и Анна Михайловна Флоренские».
Тематика семинара построена на работах священника Павла Флоренского
Троичный храм – есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в
братской любви. Он должен быть центром культурного объединения Руси, в
котором находят точку опоры высшее оправдание все стороны русской жизни.
*
Дом Живоначальныя Троицы всегда сознается сердцем России, а строитель
этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский – особым нашего Российского
царствия хранителем и помощником, особым покровителем, хранителем и
вождем русского народа, – может бы точнее сказать – Ангелом Хранителем.
*
Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно
внимательным взором всмотреться в основателя её, признанного святым при
жизни, преподобного Сергия.
*
Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не
найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу;
нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература,
русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к
Преподобному Сергию. В лице его русский народ сознал себя; свое
культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только,
сознав себя, получил историческое право на самостоятельность.
*
Не преподобный Андрей Рублев, духовный внук Преподобного Сергия, а сам
родоначальник земли Русской – Сергий Радонежский должен быть почитаем за
истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и,
конечно, всемирной кисти.
*
Две иконы (келейные иконы Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца) –
две мировые идеи, которые получил в свое укрепление Преподобный Сергий.
Дал же от себя Руси он третью, воплощенную в художественном символе
Пресвятой Троицы.
*
Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и
осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию
сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол
Божий, сферу небесной славы возвещающих тайну, иконостас есть видение.
Иконостас есть явление святых и ангелов – агиофания и ангелофания,
явление небесных свидетелей. И, прежде всего, Богоматери и самого Христа
во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти.
Иконостас есть сами святые.