Накануне, в субботу в 2:00 часа вечера был прочитан Девятый час в монастырской храме Святых Константина и Елены.
Сразу начался официальный сход под радостный звон колоколов в Пресвятой Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня). По входе в храм под пение певчими «Господи, спаси народ Твой» состоялось поклонение Святому Камню Помазания и затем Камню Ангела и Пресвятому и Живоносному Гробу Господню.
После поклонения Пресвятому Гробу Господню состоялся вход в Кафоликон, и возглавляющий праздник Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил благословил и поднялся на престол. В это время звонили колокола, члены Синода поклонялись Голгофе и диаконы кадили ладаном по святым местам.
Затем Блаженнейший Патриарх начал чтение 103-его псалма и после «Отверзшу тебе руку», пели Аниксантарии певцы, Первый певец Храма Воскресения архимандрит Аристовул и хор Школы византийской музыки Афинского Архиепископата под руководством архимандрита отца Иринея.
Последовательность вечерни была продолжена, согласно уставу, стихирами Вечерними Воскресными Святому Кресту, песнопением «Свете тихий» и Благословением хлебов, при участии Святогробских отцов, монахинь и паломников.
По завершении вечерни под звон колоколов все поднялись по Христианской улице в Патриархат.
На следующий день, в Крестопоклонную седмицу, в 7:00 часов утра, состоялся официальный сход в Храм Воскресения.
Блаженнейший Патриарх Иерусалимский поклонился Святому Камню Помазания, склонился перед Гробом Господнем, облачился в мантии, вошел в Кафоликон, благословил и поднялся на престол, куда пришли священники и приняли благословение. Затем они вошли в Алтарь и стали облачаться в свой священнический наряд. Прочитав молитвы, Блаженнейший Патриарх вошел в храм, поцеловал архиереев и надел свое патриаршее облачение, а архиереи — свои архиерейские облачения.
Затем началась Божественная литургия у Пресвятого Гроба Господня во главе с Блаженнейшим Патриархом и сослужившими ему Его Высокопреосвященством Митрополитом Капитолийским Исихием, Их Высокопреосвященствами Архиепископами Константинским Аристархом, Фаворским Мефодием, Севастийским Феодосием, Лиддским Димитрием, Архимандритами и Иеромонахами Святогробцами. Песнопения пели в византийском стиле Первый певец Пресвятого Храма Воскресения Архимандрит Аристовул и хор Школы византийской музыки Святой Архиепископии Афин под руководством Архимандрита отца Иринея при участии верующих, местных жителей и паломников.
После Святого Причастия состоялся вход в Кафоликон, где был совершен Крестный ход поклонения Святому Кресту троекратным обходом вокруг Пресвятого Гроба Господня и по святым местам от Святого Камня Помазания на север и вокруг, вне Алтаря Кафоликона до придела «Не прикасайся ко мне», проходом перед Святой Кувуклией и входом в Кафоликон, в то время как исполнялось песнопение «Кто Бог великий, яко Бог наш».
Этим завершился праздник в Храме, и начал официальный подъем в Патриархат. Здесь Блаженнейший Патриарх обратился со словом к Святогробцам и ко всем на греческом языке:
«В рай убо прежде древом обнажи о вкушении враг, нанося умерщвление: Креста же древо, живота одеяние человеком нося, наведе на земли, и мир весь исполнися всякия радости. Егоже видяще покланяема, Богу в вере людие согласно воззовем: исполнь храм славы Его».
Этими словами песнопевец Церкви, братья мои возлюбленные, описывает силу Святого и Животворящего Креста, поклонение которому сегодня, в третье воскресение Великого поста, мы торжественно отметили в Пресвятом Храме Воскресения.
Действительно, Святой Крест Господень занимает центральное место в таинстве нашего искупления во Христе. Это потому, что на древе Креста была упразднена смерть тления и греха, то есть власть отца лжи, диавола.
«Не к тому пламенное оружие хранит врат Едемских, - говорит песнопевец, - на тыя бо найде преславный союз Древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай».
Крестной жертвой Господа нашего Иисуса Христа открылся путь спасения, бывшее древо проклятия и раздевания Первородных в рае превращается в древо жизни, неся одежду входы в тот же рай для нас, людей. Посему и песнопевец говорит: «и мир весь исполнися всякия радости».
От Креста Иисуса истекает новая жизнь, сила, радость и надежда верных членов Церкви. Все богослужения и божественные таинства Церкви имеют как началом своего благословения призыв и знамение Святого Креста, который является красотой Церкви, опорой верующих и оружием против диавола.
Вот почему песнопевец говорит: «Днесь бывает радость на небеси и на земли, яко Христово знамение миру является Крест треблаженный: сей бо предложен быв, источает кланяющимся ему радость приснотекущую».
Умолим, братья мои, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, чтобы силой и действием Святого и Животворящего Креста Он удостоил нас всех пройти остальное время Святого Поста и дойти до Святого Воскресения. Аминь».
В завершении церемонии архиереи поцеловались с Блаженнейшим Патриархом, священники и паломники поцеловали его руку и попросили у него благословение.