Программа «Возвращение памяти» разработана фондом «Возрождение культурного наследия»
с целью поиска мест захоронений членом Императорского Православного Палестинского Общества
в различных регионах России,
а также
на Украине,
в Молдавии, Белоруссии, Сербии, Франции и
в других государствах.
По предложению председателя правления фонда
А. Н. Панина фонд приступил
к созданию базы данных, посвященной почившим членам Общества.
В настоящее время фонд проводит большую
и оченьсложную работу, связанную
с изучением системы работы отделов ИППО до
1917 года. Целью этой работы является сбор информации
о членах отделов, поиск
их фотографий
и трудов. Главная
цель — успеть
зафиксировать то, что еще осталось. Важной составляющей
в этой работе является установление мест погребений этих людей
с фотофиксацией
и привязкой
на местности.
Большую помощь
в работе над программой «Возвращение памяти» оказывает фонду наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, действительный член ИППО (Нижегородское отделение) архимандрит Тихон (Затекин).
Находясь
в Нижнем Новгороде, руководители фонда «Возрождение культурного наследия», члены Совета Московского областного отделения ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя отделения)
и Семен Яковлевич Ваксман (член Совета отделения) вместе
с архимандритом Тихоном (Затекиным) посетили Нижегородский Благовещенский мужской монастырь.
В Святых вратах обители члены ИППО были встречены наместником обители архимандритом Александром (Лукиным), который рассказал
об истории монастыря
и показал монастырские святыни.
Монастырь был основан Великим Князем Владимиро-Суздальским Георгием Всеволодовичем
и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода.
Он расположен
на высоком правом берету реки Оки, недалеко
от впадения ее
в Волгу,
и представляет собой
в настоящее время величественный монастырский ансамбль
из белокаменных храмов, возведенных
на узкой береговой террасе
в XVII–XIX веках.
Судя по названию
обители —
в честь Благовещения Пресвятой
Богородицы — можно предположить, что монастырь был создан как оплот Православия для распространения благой вести
о Христе
в языческих землях
и имел важное миссионерско-просветительское значение для всего Поволжья.
Благовещенский монастырь начал расти
и процветать. Великие князья Суздальские
и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские
и духовные лица жертвовали денежные
и имущественные вклады
на устроение этой иноческой обители, становясь
ее покровителями, защитниками
и благотворителями. Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры
и просвещения,
к концу
XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку,
в которой сохранялись рукописные
и старопечатные книги
XVI–XIX веков.
В монастырской церковной ризнице сохранялись напрестольные кресты, церковные сосуды
с надписями,потиры, водосвятные чаши, пелены, шитые золотом
и серебром, украшенные жемчугом. Благовещенский монастырь оставался
в управленииПатриаршего дома
и после учреждения
в Нижнем Новгороде в
1672 году самостоятельной епископской кафедры.
Лишь
в начале
XVIII века,
с упразднением патриаршества, монастырь перешел
в ведение Святейшего Синода, став домовым Синодальным с
1721 года.
В середине
XIX века наиболее значительным событием
в истории монастыря стало строительство новой Алексеевской церкви (1837)
и новой надкладезной каменной часовни
(1847) —
во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители.
В Алексеевском храме после
их кончины были похоронены выдающиеся святители земли Нижегородской
и всей Русской Православной Церкви Высокопреосвященные Иеремия (Соловьев)
и Макарий (Миролюбов).
После Октябрьской революции Нижегородский Благовещенский монастырь был в
1919 году закрыт. Постепенно
в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения
и организации.
В жилых помещениях размещались школа имени
М. Ю. Лермонтова,
а такжекоммунальные квартиры рабочих
и служащих.
Под склады
и другие хозяйственные постройки монастырские здания использовало военное ведомство, разместив
в них обозный транспорт.
На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей.
В 1949 году
в Алексеевском храме был размещен планетарий,
и храм был частично перестроен.
Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в
1991 году, когда главный Благовещенский собор вместе
с другими постройками монастырского комплекса, по милости Божией, был возвращен Нижегородской епархии.
Архиепископ Макарий (Миролюбов) (1817-1894).
Фото
из фондов Орловского
краеведческого музея
Высокопреосвященный Макарий родился
24 марта
1817 года
в селе Ухолово Ряжского уезда Рязанской губернии
в семье священника Кирилла Прокопьевича Подлесенского.
При крещении был наречен Николаем. Поступив
в Сапожковское Духовное училище, Николай, по тогдашнему обычаю
и желанию родителей, получил новую фамилию Миролюбов.
В пятнадцатилетнем возрасте юноша продолжил обучение
в РязанскойДуховной Семинарии (1832-1838).
С 1838 по
1842 год обучался
в Московской Духовной Академии, окончив ее
со степенью магистра богословия.
В сентябре
1842 года определен
в Нижегородскую Духовную Семинарию преподавателем логики, психологии
и латинского языка.
2 июня
1846 года
он принял постриг под именем Макарий
в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода.
С этого года началась его большая
и плодотворная деятельность
на благо России.
Он состоял членом
и сотрудником Императорского Географического Общества, Императорского Археологического Общества, Императорского Православного Палестинского Общества.
В эти жегоды началось его становление как краеведа, историка, исследователя древних церковных памятников
и рукописей. Изучая старинные книги
и рукописи, надписи
на зданиях церквей, иконах, колоколах, древних могильных плитах, расспрашивая старожилов
о местной истории церковных построек, о. Макарий вместе
с тем устанавливал связи
с научными обществами
и учеными России, публиковал материалы по церковной истории
и археологии Нижегородского края. Начиная с
1848 года,
на страницах «Нижегородских губернских ведомостей» регулярно появлялись исторические статьи
и сообщения профессора иеромонаха Макария (все эти материалы впоследствии легли
в основу известных книг архимандрита Макария).
В 1850 году
он был удостоен звания члена-корреспондента Императорского Общества истории
и древностей Российских. Публикации
в научных сборниках общества принесли ему известность
и знакомство
с такими ведущими российскими учеными, как
И. И. Срезневский,
И. П. Сахаров,
М. П. Погодин. Долгие
и лучшие годы Макария (Миролюбова) были связаны именно
с Нижним Новгородом. Всего было опубликовано более
30 книг, брошюр
и статей по церковной истории Нижегородского края, написанных о. Макарием.
В Нижнем Новгороде
он был известен
не только как историк, ученый
и один
из выдающихся преподавателей семинарии, но
и как попечитель: получил благодарность
от Нижегородского попечительского общества
и архипастырскую признательность
и благословение
«за отличную деятельность
и усердие
к пользе сирот духовного звания».
В течение своей многотрудной жизни Макарий (Миролюбов) был настоятелем различных монастырей, инспектором
в семинариях,
а будучиепископом, проходил служение
в Новгороде, Вятке, Орле, Архангельске, Новочеркасске, Нижнем Новгороде. Находясь
на Новочеркасской кафедре, владыка регулярно получал
от Императорского Православного Палестинского Общества выпуски Православного Палестинского сборника
и другихизданий Общества.
В конце жизни, удрученный немощами,
он проживал
на покое
в Благовещенском монастыре.
24 декабря
1894 года, рано утром святитель Божий
в полном сознании отошел
ко Господу, держа
в руках святой крест. Настоятель монастыря архимандрит Макарий
с братией перенесли покойного
из спальни
в зал и по церковному чину облачили почившего святителя.
В 6 часов вечера
в обитель прибыл Преосвященный Алексий (Опоцкий), епископ Балахнинский, после чего тело усопшего было перенесено
в Алексеевскую церковь, где была сразу совершена заупокойная всенощная.
На следующий день Алексеевский храм был полон людьми разного звания, пришедшими проститься
с архипастырем. После Божественной Литургии Преосвященным Алексием (Опоцким), епископом Балахнинским совершено было отпевание.
По совершении отпевания
и отданияпоследнего целования усопшему архипастырю, гроб его поднят был
на руки старейшим духовенством
и при пении ирмосов отнесен был
в приделВеликомученика Пантелеимона Алексеевского храма, где
и опущен
в могильный склеп.
В
2009 году архимандрит Тихон написал самую подробную биографию Владыки Макария – «Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк
и духовный писатель».
Архимандрит Тихон (Затекин),
А. Н. Панин,
С. Я. Ваксман
в сопровождении архимандрита Александра (Лукина) поклонились всем святыням Благовещенской обители.
В Алексеевском храме
у могилы Высокопреосвященного Макария (Миролюбова) все присутствующие трижды пропели «Вечная память»
и помолись
об упокоении Владыки. Трижды пропели «Вечная память» и
у могилы Высокопреосвященного Иеремии (Соловьева).
Наместник Благовещенского монастыря архимандрит Александр рассказал
о том, как происходило возрождение храма, как были обнаружены склепы Высокопреосвященных Макария (Миролюбова)
и также погребенного
в этом храме Иеремии (Соловьева).
Во время нахождения
в храме
планетария — над могилами Владык находились кабинет директора (над захоронением Владыки Макария)
и туалет (над захоронением Владыки Иеремии).
Могила Высокопреосвященного Макария была зафиксирована
и сфотографирована, были сделаны фотографии храма, надгробие осмотрено
и подробно описано.