… имею честь представить при сем проект Устава частного Православного Палестинского Общества.
В личных разговорах, которых Вам угодно было меня удостоить,
а равно
и письменно, позволил
я себе изложить Вам мое глубокое убеждение
в необходимости
и пользе учреждения подобного Общества. Вернувшись
из Святой Земли <1880 г.>,
я еще больше вынес сознание
о потребности
в таком Обществе, так как многое
в Палестине невозможно сделать прямым вмешательством правительства
и легко достигнуть частному Обществу или правительству через подобное Общество.
… установление особого знака для членов Общества, сделавших единовременный взнос (ст.31), наподобие
подобных же знаков Святой Нины
и Красного Креста, мною предложено, чтобы доставить Обществу известный капитал
от лиц, придающих значение подобным знакам.
… заранее подчиняюсь Вашему решению.
Для меня учреждение подобного Общества важно лишь
в том отношении, что
в нем
по-моему мнению, образуется центр почитателей
Святой Земли…
Из письма
В. Н. Хитрово к
С. И. Пономареву от
7 июля
1900 г.
Палестинское дело идет,
но чем дальше
в лес, тем больше дров, тем подъем все круче,
а силы слабеют…
Что приходится бороться против инославных — это
в порядке вещей.
Но что приходится бороться
со своими, как высшими, так
и низшими, это тяжело…
Чем обусловливается борьба
с высшими? Одним дело надоело, они считают, что достигли гораздо большего, чем предполагали,
и махнули рукой.
А без них
не обойдешься, обращаешься
и видишь
на лице написанное: опять этот Хитрово надоедает. Другие, благо дело приняло большие размеры,
желали бы
из него вынести лучезарные выгоды,
а тут поперек дороги им стоит
тот же Хитрово.
Низшие служащие — тут другое зло. Дисциплина русским
не известна.
Все непременно хотят разыгрывать генералов. Начальство служит только для перемывания ему костей,
а между тем
у самих нет
ни знания,
ни образования,
ни любви
к делу,
и все это перемывание грязного,
к несчастью,русского белья приходится делать
на глазах
у инославных,
у которых каждое действие такое служит
к умалению русского престижа.
Вы знаетепословицу: дурак камень уронит, семеро умных
не вытащат.
Вот
на эту-то борьбу уходят большие
и лучшие силы…
Это, скажете
вы мне
в утешение, всегда
и везде
в русских делах,
а между тем дело делается. Верно, но
на то,
на что можно употребить один день, приходится употреблять месяцы, если
не годы, и
в конце концов
мы всегда опаздываем.
И вы
не можете себе представить, как больно разыгрывать роль Кассандры.
Это уже
не воображение,
а действительность. Прошло
18 лет борьбы, и
я все-таки стою один — одни
не могут, другие
не хотят, третьи
не понимают.
Ни школы,
ни ученика даже я
не сумел приобрести
за это время.
Меня
в этом обвиняют, но, дорогой мой, всему один человек удовлетворить
не может и, имея способность для одного, нельзя
от него
требовать всего.
В прошлом году
мы приняли
в Иерусалиме
с лишком
8 тысяч паломников, число небывалое
в русских паломнических летописях, а
в наших школах
от Хомса (Сирия)
до Бет-Сахура (под Вифлеемом) учатся до
10 тысяч детей, и
на этих цифрах, Бог даст,
не остановимся.
Но это далеко
не наширезультаты,
а результат деятельности прошлого полустолетия: Порфириев, Кириллов, Мансуровых, Антонинов,
и среди них
мы только последние.
И замечательно
в палестинской летописи: Кумани презрительно относился
к Порфирию, который
тем же платил ему, Мансуров гнал Кирилла,
и догнал,
и только не по своей охоте
не сделал
того же
с Антониной. Антонин всю жизнь боролся
с Мансуровым
и умер
с убеждением, что Мансуров
все-таки лучше Хитрово, которого
он сам вызвал
к жизни.
Как и чем это объяснить?
Я толкую это одним: все это допущено для того, чтобы все они
не возмечтали, что творили свое дело, а
не Божье.
Умру я, и из 100,
с которыми приходилось, приходится
и будет приходится иметь дело по Палестине,
99 внутренне скажут: уф, слава Богу! Спасибо заранее тем, которые без этого восклицания скажут: помяни его, Господи,
во царствии Твоем.
Что меня больше всего мучительно
трогает — это исподтишка интрига подпольная
и это озлобление против меня, прикрытое трогательными словами любви, преданности
и уважения…
Могу прямо сказать, что весь год
с августа прошлого года и по август нынешнего мне пришлось провести
в такой утомляющей
и нервирующей борьбе, делая действительное дело только между прочим…
***
Короткая эпитафия
на надгробии
В. Н. Хитрово, обращенная
к нам, его последователям
на поприще русского дела
в Святой Земле,
не теряетактуальности и по сей день: «Духа
не угашайте».
Полностью слова апостола Павла звучат так: «Духа
не угашайте. Пророчества
не уничижайте.
Все испытывайте, хорошего держитесь».
Дух внутридуши, внутри самого благого дела можно возжигать,
а можно
и гасить. Основатель ИППО, сам прошедший через горнило испытаний, оставил нам
завет —
не опускать руки,
не сворачивать
с верного пути,
не отступать
от служения Святой Земле, все терпеть
и верить.
Дух гасит
земное —лукавые помыслы, нечистая жизнь, забота
о собственном эго или лучезарных выгодах, пусть даже
и прикрытых красивыми словами.
Кто помнит интриганов или гонителей Василия Николаевича Хитрово?
А детище его
до сих пор живет, и памятник ему
в Москве украшает вход
в Центр ИППО.