04 августа 2005, 04:00
Сегодня Церковь вспоминает Мироносицу Св. Равноапостольную Марию Магдалину... Церковь Марии Магдалины в Гефсиманском саду...Русский участок в селении Магдал на берегу Галилейского моря.
Небесная покровительница Русских Императриц. Св. равноап. Мария Магдалина была небесной покровительницей двух Русских Императриц - Супруги Павла I и Супруги Александра III. В честь Марии Магдалины был построен храм в Павловске. А спустя столетие небесную покровительницу Вдовствующей Императрицы почтил ее сын - Император Николай II. На его личные средства был построен храм на родине Императрицы Александры Федоровны - в Дармштадте...
Этот храм является поистине жемчужиной среди храмов русского зарубежья, потому что над его созиданием потрудились многие талантливые люди России. Проект в стиле ярославских церквей XVI века со звонницей и тремя золоченными главами принадлежал архитектору Л.Бенуа, храмовая мозаика была создана В.Васнецовым, расписывали церковь профессора Императорской Академии художеств, резной дубовый иконостас был так же украшен иконами работы профессора К.Т. фон Нефа.
Императрица Александра Федоровна собственноручно вышила для храма несколько хоругвей и покрывало на аналой.
Храм был заложен 4 октября 1897 года в присутствии Их Императорских Величеств Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны, а освящен 8 октября 1899 года, так же в Августейшем присутствии.
Царственные Мученики посещали храм еще дважды - в 1903 и в 1910 году.
После революции храм перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. В храме свято хранили память о царственных мучениках. Дармштатцы всегда с трепетом и любовью относились к своей принцессе Алисе. И потому (редчайшее исключение) пострадавший во время войны храм восстанавливался впоследствии на средства города. Восстановительные работы были основательными, горожане старались восстановить всю былую красоту "русской жемчужины на немецкой земле", реставрационный работы завершились только в 1976 году.
После войны в храме появилась новая святыня - в 1959 году принц Людвиг Гессенский (племянник Царицы-Мученицы, сын Ее брата Эрнеста-Людвига) передал в дар храму Казанскую икону Божией Матери, которая принадлежала преподобномученице Великой Княгине Елизавете Федоровне.
В настоящее время храм в Дармштадте находится под омофором епископа берлинского Марка, который более всего в РПЦЗ трудится над воссоединением церквей.
Несомненно, Царица-Мученица Александра на Небе, как и на земле беспокоится заботится о родной ей по духу России и о своей земной родине - Гессене, и о многих русских церквях в "рассеянии". Если соединение церквей произойдет, то это совершится, веруем, и по ее молитвам.
Русская линия
Церковь Марии Магдалины в Гефсиманском саду
Н.Н.Лисовой
Храмы Русской Палестины.
Альманах. "К Свету". 2002 г.
...К востоку от стен Старого Города, сразу за Кедронским потоком, по склону Елеона расположен Гефсиманский сад — один из заповедных евангельских уголков Иерусалима. Гора потому и называется Елеонской (по-русски — Масличной), что вся западная сторона ее до вершины издревле была занята масличными садами. А где маслины (оливы) — там и производство оливкового масла. Название «Гефсимания» как раз и происходит от древнееврейского «гат-шемен» — маслодавильня.
Господь любил отдыхать с учениками в Гефсиманском саду. Здесь, в семейном склепе, были похоронены Его бабушка и дедушка — святые праведные Иоаким и Анна, здесь же будет похоронена и Его Мать — Богородица Мария.
В нижней, самой старой части сада, сохранилось восемь древних неохватных маслин, еще помнящих, может быть, шаги Спасителя. Над камнем, прожженным Его слезами в последнюю ночь перед приходом Иуды с воинами, когда Сын Человеческий в минуту борения молил Отца: Да минует Меня чаша сия, воздвигнут храм, именуемый в путеводителях «Храм всех наций», так как 12 ведущих католических стран принимали участие в его украшении.
Храм всех наций, как и тот небольшой участок территории, где растут маслины-ветераны, принадлежит католикам — монахам-францисканцам. Узкая, два метра шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от русских владений, лежащих выше по склону.
Главной достопримечательностью этого русского участка, бывшего исторически продолжением того же Гефсиманского сада, является нарядный семиглавый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины. Храм построен в типичном для царствования Александра III новорусском стиле. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеобразной архитектурной «визитной карточкой» современного Иерусалима.
Интересны как история храма, так и современная жизнь расположенной здесь русской женской иноческой общины.
Воздвигнутый императором Александром III и его братьями, великими князьями Сергием и Павлом Александровичами, в память об их матери — императрице Марии Александровне, храм посвящен святой Марии Магдалине. Именно она, любимая ученица Христа, первая вестница и смелая проповедница Его Воскресения, была небесной покровительницей русской императрицы.
Автором проекта был замечательный русский архитектор Давид Иванович Гримм (1823— 1898).
Яркий представитель славного в анналах российской интеллигенции сословия «русских немцев», Давид Иванович всю свою творческую жизнь посвятил своей второй родине — России, русскому церковному зодчеству. По окончании Академии художеств, где он стал затем академиком и профессором, он много ездил по странам бывшего «Византийского содружества», специализируясь на изучении церковных памятников Закавказья. По его проектам — под личным его руководством или по письменным указаниям — сооружены храмы в память 900-летия Крещения Руси в Херсонесе, под Севастополем; в память покорения Кавказа — в Тифлисе; целый ряд русских зарубежных (посольских и «курортных») церквей — в Женеве, Копенгагене, Ницце. За церковь святой Марии Магдалины в Гефсимании Д. И. Гримм получил должность ректора архитектуры в Академии художеств.
Храм, заложенный в 1885 году, был построен за три года. Для участия в его торжественном освящении, в канун праздника Покрова Божией Матери, 29 сентября 1888 года, в Иерусалим прибыли великий князь Сергий Александрович (это было второе его паломничество в Палестину) и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна.
Главным украшением храма является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для которого были написаны великим русским художником В. В. Верещагиным, а также огромные фрески на каждой из четырех стен, отражающие основные эпизоды из жизни святой Марии Магдалины. Обозревая живопись по часовой стрелке, увидим на южной стене «Исцеление Магдалины Спасителем», на западной — «Магдалина у Креста Господня», на северной — «Явление Магдалине Воскресшего Христа», на восточной, над алтарем, — «Проповедь Магдалины перед императором Тиберием». Эта ответственная художественная работа была доверена совсем еще тогда молодому художнику Сергею Иванову, впоследствии известному мастеру русской исторической живописи.
По бокам от иконостаса находятся мраморные раки с мощами великой княгини Елизаветы Федоровны (справа) и инокини Варвары (слева), добровольно принявшей мученическую смерть вместе с великой княгиней в алапаевской шахте 18 июля 1918 года.
Странным образом сбываются мечты и желания человека. Говорят, Елизавета Федоровна при посещении церкви в Гефсимании в 1888 году была восхищена красотой этого благодатного русского уголка на склоне Елеона и сказала: «Как бы хорошо жить и умереть здесь». Ее мощи после освобождения Алапаевска белыми войсками были извлечены из шахты и через всю Сибирь перевезены отступающими колчаковцами последовательно в Хабаровск, Пекин, Шанхай, а оттуда — морем, через Суэцкий канал — в Иерусалим. Архимандрит Серафим, который привез в 1921 году мощи княгини-мученицы в Гефсиманию, и сам похоронен невдалеке, в Малой Галилее, на вершине Масличной горы.
Помимо храма, строительство которого велось под непосредственным неусыпным наблюдением начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), на участке находятся два священных для христиан места. Посредине сада архимандритом Антонином были раскопаны ступени древней лестницы-дороги, ведущей с вершины Елеона к Золотым воротам Старого Города. По этой дороге совершил Господь Свой торжественный вход в Иерусалим в Вербное воскресенье.
В углу сада, перед двухэтажным зданием, называемом «Дом великого князя» (в память о посещении Святой Земли великим князем Константином Николаевичем в 1859 году), находится простой серый неровный камень, на котором, однако, горит почему-то в специальном фонарике неугасимая лампада. Нет, это не простой камень — на него Богородица сбросила Свой пояс апостолу Фоме в третий день по Успении в удостоверение того, что не только душа, но и тело Ее взяты были по Успении в Небесную славу.
Церковь святой Марии Магдалины является ныне монастырским храмом. Полное официальное название расположенной здесь русской женской обители — Вифанская община во имя Воскресения Христова с церковью Марии Магдалины в Гефсиманском саду.
В 1932 году две подруги-шотландки, Варвара Робинсон и Алике Спрот, приехали в Иерусалим на поклонение святым местам, приняли Православие, а вскоре затем и монашество и учредили на свои средства новую женскую монашескую общину. Первоначально она располагалась в Вифании — на русском участке, напротив греческого монастыря Марфы и Марии, приобретенном еще в 1909 году начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым).
После первой мировой войны участок долго пребывал в запустении, пока не взялись за него деятельные руки практичных православных англичанок. Они недаром приняли в иночестве имена Марфы и Марии — сестер воскрешенного Христом праведного Лазаря. Святые Марфа и Мария стали в истории символами двух неразрывных сторон иноческого подвига: молитвенного созерцания (Мария) и практической благотворительности (Марфа). Вспомним, что Марфо-Мариинской называлась обитель милосердия, созданная в Москве великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Варвара (в иночестве игумения Мария) с благословения церковного начальства поселилась с сестрами организованной ею общины на русском участке в Гефсимании, при храме Марии Магдалины. Алике (в иночестве Марфа) осталась в Вифании руководить основанной ими в 1937 году русской православной школой для девочек-арабок. Это, кстати, и сегодня единственная русская школа в Палестине — последняя хранительница той великой просветительной традиции, которая связана была когда-то с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Мать Мария управляла обителью до самой своей кончины в 1969 году. После нее иноческую жизнь в Гефсимании возглавляли последовательно игумения Варвара (Цветкова) (из москвичек, умерла в 1983 году) и Феодосия, скончавшаяся в 1988 году. При игумений Феодосии совершились торжества празднования столетия Магдалининского храма.
В 1989 году во главе обители была поставлена нынешняя игумения Анна. Мы говорим почтительно «матушка», а старые монахини и сегодня зовут ее ласково Baby, как самую молодую в обители. Когда она приехала из Австралии в Иерусалим, чтобы стать игуменией в Гефсимании, ей было всего 27. Судьба Анны Карыповой типична для русской православной диаспоры. Отец — из сибирских казаков, дед по матери работал инженером на КВЖД ( Китайская восточная железная дорога) и оказался после революции в эмиграции не по своей воле. Бабушка по матери — из старинного рода вятских священников.
И совсем другая судьба. Уже более 60 лет живет в монастыре привратница матушка Елена — арабка, приехавшая из Чили, где ее отец, южноамериканский переселенец, пытался в начале века найти свое место в жизни. При этом матушка Елена говорит на чистейшем русском языке, характерном для всех воспитанниц русских православных школ в Палестине.
Так продолжается жизнь, продолжается подвиг Русской Палестины на Святой Земле. Пусть пока все еще разделяют русских православных людей (и русских православных арабов тоже) в Палестине и во всем мире трагические юрисдикционные «окопы» — наследие гражданской войны и антирелигиозного геноцида XX века. Но церковь Марии Магдалины, построенная русским немцем в память об императрице (тоже русской православной немке), и Гефсиманская обитель, собравшая вокруг храма трудом и усердием православных англичанок дружную русско-арабскую иноческую общину, — лучший символ и залог воссоединения Русской Православной Церкви поверх всех и всяческих национальных, политических или церковно-юрисдикционных разделений и размежеваний.
Галилейское море.
(Русский участок на берегу моря Галилейского).
Глава из книги Н.Н.Лисового.
"Приди и виждь". Свидетельства Бога на Земле.
В час полночного молчанья,
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в писанья
Галилейских рыбаков,
И в объеме книги тесной
Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой.
Так писал в стихотворении «Звезды» замечательный русский поэт А.С.Хомяков. Галилейским рыбакам мы обязаны главной книгой в истории — Святым Евангелием. Капернаум, Хоразин, Вифсаида, Магдала, Тивериада — почти вся география земной жизни Иисуса в этих названиях. Все они лежат на западном побережье озера, в небольшом расстоянии друг от друга.
Самое, может быть, известное и прославленное в мировой литературе и памятниках искусства из всех на земле морей, Галилейское море, вовсе не является морем. Это озеро, по гидрографическим понятиям даже не очень большое: в длину, с севера на юг — 21 км, в ширину, в самом широком месте — 13 км. Иордан, берущий начало на снежных склонах Ермона, впадает в озеро с севера и вытекает из южной оконечности, в районе Ярденита, где находятся купальни для погружения в священные воды христианских паломников. Античные писатели верили, что Иордан «рассекает озеро надвое», не смешиваясь с его водами.
Галилейское озеро — главный резервуар пресной воды в Израиле. Еще Иосиф Флавий (1 в. н.э.) с восторгом писал, что «вода в нем пресная и восхитительная на вкус; она прозрачная и совершенно чистая, поскольку озеро со всех сторон кончается песчаным побережьем. Кроме того, вода в озере умеренной температуры — гораздо приятнее, чем речная или родниковая, но и гораздо более холодная, чем можно было бы ожидать от озера такой величины. Если ее выставить под открытым небом, как обычно поступают местные жители в летние ночи, то по холоду она не уступает снегу»
Озеро-море имеет и другие названия. Его называют Геннисаретским (от долины Гинносар, давшей имя современному кибуцу, где находится так называемая «лодка Иисуса»), или Тивериадским (от города Тивериада). Древние евреи называли его Киннерет («арфа») — по очертанию берегов, которые, если смотреть с горы Арбель, напоминают древний музыкальный инструмент. По другому толкованию, озеро и расположенный на его берегу древний, добиблейский город — сегодня лишь тель, курган, — получили название по имени языческого бога Кинара и богини Кинерет.
«Путнику, идущему, как, вероятно, шел Иисус, по плоскогорью Туран, над Арбельским ущельем, вдруг открывается, глубоко внизу, между темных базальтовых скал, длинное, узкое, в зеленеющих весенних берегах, воздушно-голубое, в желтеющих осенних, — воздушно-зеленое озеро, как бы на землю сошедшее небо, — так писал в своей книге «Иисус Неизвестный» Д.С.Мережковский. — Все еще в наши дни, так же как в первый день Господень, золотистая долина окутывает озеро, подобно «славе Божией», золоту старинных икон, так же паруса рыбачьих лодок белеют по голубому озеру, острые, как крылья чаек, и тесные стада пеликанов, белых и розовых, движутся по воде плавучими островками, а черные цапли — кормораны, стоя на прибрежных камнях, выслеживают в прозрачной воде рыбу и падают за нею в воду стремительно; так же, сидя в лодках у берега, чинят сети рыбаки, как чинили их сыновья Зеведеевы, когда призвал их Господь, или моют их, как Петр, и потом развешивают на кольях сушиться. Все еще озерные заводи, где воды горячих целебных источников изливаются в озеро, привлекая вкусом и теплотою такое множество рыб, что здесь можно ловить их руками, — напоминают чудесный лов Петра (Лк. 5, 6-7). И в бурные ночи, на озере пенистые гребни волн, освященные луною сквозь тучи, все еще кажутся белой одеждой идущего по воде Господа».
...А дальше был спуск к Магдале. Справа оставалась Тивериада, древняя столица Нижней Галилеи, основанная в 18 г. н. э. Иродом Антипой, сыном Ирода Великого, на месте старой крепости. Она расположена на склонах западного берега Геннисаретского (Тивериадского) озера в районе, издревле славившемся горячими источниками.
Ирод Антипа нарушил при этом законы ритуальной чистоты, он решил строить город на месте древних кладбищ, и это стало причиной, почему благочестивые иудеи с ужасом обходили этот город. Неприязнь усиливалась тем, что Антипа, верный слуга Рима, назвал город в честь императора Тиберия. В писании ни разу не сказано, чтобы Иисус был в Тивериаде.
Ситуация изменилась после Иудейской войны и разрушения Иерусалима. Многие еврейские книжники переселились сюда, превратив город в важнейший религиозно-научный центр, связанный с созданием Мишны и Талмуда — новых сводов иудейского вероучения, этики и ритуала. Тивериада стала одним из четырех святых городов иудаизма. Это Иерусалим (город Храма), Хеврон (город Авраама), Тивериада (родина Талмуда) и Сефад (Цфат, родина Каббалы)...
Неподалеку, в нескольких километрах к северу от Тивериады, лежит древняя Магдала. Правда, теперь от нее осталась небольшая рыбачья деревня, но во времена Иисуса это был торговый шумный город, с сотнями судов и суденышек у причалов, о многолюдности которого можно судить хотя бы по тому, что Веспасиан, овладев им в ходе Иудейской войны, уничтожил и продал в рабство более сорока тысяч жителей.
Греческое название города «Тарихеи» означает в переводе примерно «город соленой рыбы». Недавно в прибрежном иле обнаружилось целое кладбище рыбачьих лодок, что соответствует рассказу Иосифа Флавия о большой Магдальский флотилии, принимавшей участие в красочно им описанной Геннисаретской морской битве. Где-то на улицах пестрого рыбачьего городка и занималась своим грешным промыслом длинноволосая рыжая красавица-блудница — будущая – будущая равноапостольная Мария Магдалина.
Самые нежные и сильные во всем Евангелии — жены - мироносицы. Они одни стояли у креста Учителя, помогали обвить тело Его в смертную плащаницу и умастить благовонным миром. И светлая тайна Воскресения Христова явлена была в первую очередь их женскому любящему взору. «Предварившие утро, яже о Марии (т.е. те, что пришли с Марией)», — так называет их одно из пасхальных песнопений.
И прежде всего — Магдалина. Самая грешная до встречи с Иисусом — самая ревностная и трепетная из Его учеников. В Евангелии (Мк. 16,9; Лк. 8,2) лишь отмечено кратко, что Господь «изгнал из нее семь бесов» (число семь употреблено здесь символически — для обозначения полноты греха). Такова возрождающая сила благодати: по слову Спасителя «иди и больше не греши» Магдалина становится святой и самой чистой среди «благонравных» современниц.
В первые века христианства Магдала, оправившаяся после Веспасианова погрома, почиталась верующими и паломниками как родина вестницы Воскресения. На месте, где был, по преданию, дом Марии, была выстроена церковь, разрушенная в VII столетии и восстановленная крестоносцами. Но после XIII в. город уже не поднялся из руин. Только археологические раскопки напоминают и о бывшем здесь когда-то большом византийском монастыре.
Древнюю традицию православного почитания Марии из Магдалы подхватили и продолжили в двадцатом веке посланцы Русской Церкви. В 1908 г. начальник русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрит Леонид (Сенцов), активно продолжавший труды Антонина (Капустина) по расширению Русской Палестины, приобретает большой участок земли на берегу Геннисаретского озера, в трех километрах к северу от Тивериады. Это место известно как Магдальский сад, так как один из трех находившихся на участке родоновых источников древняя традиция называет «источником Марии Магдалины».
В 1912 г. отец Леонид просил у Синода благословения обратиться с воззванием к благотворителям, чтобы верующие люди помогли, кто чем может, на постройку в Тивериаде храма. Святейший Синод одобрил это намерение, но началась Первая мировая война. В своем докладе на Поместном соборе 1917-1918 гг. архимандрит Леонид (Сенцов) вновь говорил о Магдальском участке, «где рассаживается апельсиновый сад и предполагается выстроить храм и дом для поклонников».
Храм во имя святой Марии Магдалины был построен в Русском Саду лишь полвека спустя — в 1962 г. Совсем маленький, украшенный к Пасхе 1997 г. новыми росписями московского художника Ярослава Добрынина, он дорог нам близостью к подлинному источнику Марии Магдалины — тому самому, у которого очистил Господь Марию от блудной страсти. Еще тысячу лет назад источник, словно древняя купель, был обложен камнями, осенен крестом, и купание в нем почиталось целебным и чудотворным. Он и зимой такой теплый и кристально чистый, что видны мелькающие рыбки и дремлющий на дне маленький краб, которого сестры ласково именуют Темкой.
Сестер совсем немного, это монахини Русского Горненского монастыря, живущие здесь «в командировке». Большая часть прежнего, Леонидовского, сада сдается в аренду.
...В июне 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил первый камень заложенного здесь «Дома для паломников». Дом выстроен к 2000-летию Рождества Христова.
<< Вернуться назад