В них принимают участие ведущие специалисты
в области сирийской
и арабо-христианской литературы,
а также исследователи современных сиро-
и арабоязычных христианских общин
на Ближнем Востоке. Ученые
со всего мира собираются вместе, чтобы представить результаты своих последних исследований по литературе, культуре, лингвистике
и т. д.
В этом году научный форум был организован Комитетом Сирийских
и Арабских христианских симпозиумов, Арамейским обществом сиро-месопотамских исследований Института востоковедения Оксфордского университета
и Мальтийским университетом при участии факультета востоковедения, факультета искусств
и теологического факультета. Оба научных мероприятия прошли
в кампусе Валлетта Мальтийского университета, куда съехалось около
300 ученых
из престижных академических институтов Европы, Ближнего Востока, США, Канады, Индии, Австралии, России, Грузии, Японии.
XI сирологический симпозиум работал с 1
6 по
18 июля.
В нем на
12 тематических секциях были представлены доклады
и презентации по следующим темам: сирийская
и семитская филология, нео-арамейский диалект, современный сирийский, сирийская патристика, литургия
и теология, агиография, проблемы кодикологии, летописи, рукописи
и Деяния святых, сирийская философия, аскетизм
и монашество,апологетическая литература различного времени: периода Сасанидов, начала арабского периода, монголов
и мамлюков, сирийская астрология, астрономия, медицина
и магия, отношения современного сирийского христианства
с западной
и восточной церквями,
а также
с исламом.
Среди российских участников
на симпозиуме
с докладом
на тему «Два поколения восточно-сирийских поэтов монгольского периода: Варда
и Камис» выступил член Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, сотрудник Эрмитажа, кандидат филологических наук Антон Притула.
IX конференция арабо-христианских исследований проходила с 1
9 по
21 июля. Исследователи представили материалы
на темы: мальтийское христианское
и арабское наследие, ислам
и левантийское христианство, копты
и мелькиты, литература
на гаршуни, христианский вклад
в современное арабское возрождение, арабский язык
и христианский Левант, мусульманские, христианские
и еврейские библейские исследования, арабо-христианская археология, искусство
и теология, отношения между восточными церквями, левантийское христианство
и западные церкви,христиане Леванта
и западные путешественники, переводы греческих
и сирийских документов
в арабском языке.
В секции «Мелькитское христианство» выступил член Московского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат исторических наук, доцент Института стран Азии
и Африки при Московском государственном университете Константин Панченко.
Тема его
доклада — «Мелькитский прото-ренессанс: забытое культурное возрождение мелькитов
в конце
16 в.»
В обеих конференциях был представлен ряд научных проектов.
В ознаменование работы конференций
в воскресенье,
15 июля
в столице Мальты,
в Валлетте,
в церкви Дамасской иконы Божией Матери, было совершено богослужение
на сирийском языке, которое возглавил Патриарх Сиро-католической церкви Блаженнейший Игнатий Юсеф
III Юнан.Завершился форум маронитской мессой
в той же церкви
в субботу
21 июля.
Храм Дамасской иконы Божией Матери принадлежит Греко-католической церкви, здесь совершаются богослужения русской православной общины
на Мальте.
В храме хранится святыня Неразделенной
Церкви — Дамасская икона Божией Матери, явившаяся
9 февраля
732 года
в городеДамаске, где она
и находилась до
14 века. Спасаясь
от Тамерлана, дамасские христиане вывезли чудотворную икону
и укрыли
на острове Родос. Когда в
16 веке
и Родос подвергся турецкому нашествию, икону оказалась
на Мальте. Постепенно
о ней стали забывать.
В 70-е годы прошлого века икона была отреставрирована,
и вновь стала приобретать популярность
у православных христиан.
В 1980 году
в предместье сирийской столицы был построен храм,
в который поместили список
с этой иконы.