— Павел Викторович, Пасха отмечается в Иерусалиме ежегодно на протяжении многих лет. Как празднует ее этот город?
— Конечно, Пасха для Иерусалима имеет огромное значение, но именно для его христианского населения. А так как в Иерусалиме православных очень мало, то это событие в общей жизни города оказывается почти незамеченным. Из 800 тысяч жителей Иерусалима христиане от силы составляют 17—18 тысяч, из которых православного исповедания вообще ничтожное количество. Поэтому какое значение может иметь этот праздник? Кто вообще о нем знает? И это серьезная проблема для Иерусалима: по большому счету это сегодня иудейско-мусульманский город. Хотя те, кто приезжает сюда на Пасху — паломники туристы — и увеличивают количество отмечающих этот праздник примерно до 40—50 тысяч, заполняя храмы и монастыри.
— Возникает ли на Страстной и Пасхальной седмицах ощущение того, что оживают библейские страницы и в воздухе веет теми же ветрами и грозами, которые были описаны в Священном Писании две тысячи лет назад? Или современная жизнь с ее проблемами и конфликтами, прежде всего религиозными и политическими, стирает „налет вечности“ с Иерусалима?
— Прожив на Святой земле 15 лет, из них большую часть в Иерусалиме, я действительно могу соотносить нынешнюю жизнь с историческими реалиями. Мы помним такую фразу в Новом Завете о событиях Страстной Пятницы: „Тьма покрыла всю землю“. И действительно, здесь бывают такие природные явления, когда приходит страшная пыльная буря и покрывает весь Иерусалим, всю Галилею, и наступает настоящая тьма. Это очень мелкая пыль, которая проникает в легкие и мешает дышать. Как будто природа трагично переживает предпасхальные события. Я помню, как несколько лет назад в Страстную Пятницу именно так и было, и при этом перед глазами возникали картины библейской истории, перекличка с евангельскими событиями. Опять же уточню, что это касается духовных переживаний только тех людей, которые являются по-настоящему верующими. Для неверующего человека хоть буря, хоть солнце — никаких ассоциаций с евангельски ми событиями.
Но Святой город однозначно дышит историей, он сопереживает всему происходившему здесь две тысячи лет назад. И налет вечности никогда не сотрется с него никакими новшествами, плодами научно-технического прогресса, появившимися в ХХI веке трамваями или еще чем—то. Глубина истории Иерусалима всегда будет непостижимой. В этом городе есть некий мощный стержень, который повлиял на всю мировую цивилизацию. И ничто его не изменит: ни смена политической власти, ни новая архитектура. Естественно, верующие люди всегда ощущают здесь связь с духовной историей, прежде всего с библейской.
Перед Пасхой Христовой оживает вся природа. Вообще лично я Великий пост на Святой земле называю духовной весной. У меня даже есть стихотворение, которое называется „Праздник духовной весны“. Иногда некоторые люди, особенно неофиты, воспринимают пост как некое заковывание себя в определенные рамки, упор на гастрономические ограничения, забывая о том, что пост — это, наоборот, оживление, расцвет души, которая пытается освободиться от тлена греха. И природа этому расцвету вторит, гармонирует, рифмуется с ним.
Мне как раз недавно пришлось путешествовать с несколькими паломниками по всей Святой земле. И я наблюдал, как все расцветает: ветреницы обыкновенные, или анемоны, ромашки на полях, на библейских холмах. Природа сама пробуждается и зовет человека к пробуждению — от той неправедной, не святой жизни, которую, по большому счету, мы все ведем. Природа Святой земли вопиет о красоте духовного мира, как будто подчеркивая глубину падения человека. Ведь чем больше развивается наша цивилизация, тем дальше человек уходит от того, к чему призывает его Всевышний. Природа является частью райского, эдемского мира, а катаклизмы Господь посылает как предупреждение того, что может случиться, если мы отходим от Бога.
Беседу вела Светлана Высоцкая