Как сообщает «Irish Times», таблички, соединенные между собой кожаными ремешками, представляют собой страницы маленькой деревянной книги. На поверхности деревянных страниц, покрытых воском, записаны латынью при помощи стилуса фрагменты 30 и 31 библейских псалмов (Пс 29 и 30 Синодального перевода).
Анализ текста показал, что, скорее всего, это были пробы какого-то монаха или послушника, который или упражнялся в каллиграфии, или делал подборку разных мест из Священного Писания. Что касается идентификации шрифта, то ученые относят его к т.н. ирландскому маюскульному письму (“Irish majuscule”), также называемому гиберно-саксонским письмом.
Тексты написаны в типично островной лингвистической манере, соединяя в себе элементы как новой латинско-христианской культуры письма, так и особенности местной стилистики и орфографии. Метрика и ритмика латинских библейских и богослужебных гимнов очень часто «соскальзывает» к ритмике и размерам местной ирландской дохристианской поэзии.
В раннесредневековой литературе сохранилось немало рассказов и упоминаний о превосходных рукописях, созданных писцами VI в. Среди них особенно выделяется образ св. Колумбы, одного из «апостолов Ирландии», который, как повествует его житие, «занимался писательством и переписыванием рукописей в своей хижине».
Не все даже самые ранние тексты были религиозного характера. Исследования показали, что знаменитое Средневековое ирландское право (или «закон брегонов») начало приобретать письменную форму именно в это время.
Североирландский ученый П. Мак Кана замечает по этому поводу, что «где-то к концу VI в. Церковь в лице монашеских общин, с одной стороны, и корпорация придворных хранителей традиций и законов (так называемые «филиды»), с другой, все чаще вступают в творческое и, в частности, литературное взаимодействие». «Это дало толчок к развитию первой на Западе неклассической оригинальной литературы – ирландской, включавшей в себя элементы латинского языка, сюжетов, образности, замешанных на изрядном количестве туземного материала», – отмечает ученый.
Найденный манускрипт не нужно путать с так называемым «Ирландской болотной Псалтирью» (ирл. «The Fadden More Psalter»), найденной в 2006 г. в ирландском графстве Южный Типперэри и представляющей собой пергаментный кодекс в обложке из кожи, датируемый примерно 800 г.
Павел Лебедев