12 февраля 2011
Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» пройдет в Саратове
С 12 февраля по 12 апреля Министерство культуры Российской федерации, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Центр евро-арт (Москва) представляют уникальный выставочный проект: Имена, которые покорили мир «Марк Шагал. Библейские сюжеты».
Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты»
из ряда немецких собраний представляет одну
из значительных графических серий великого художника – его иллюстрации
к Библии.
В музейных коллекциях России произведения Шагала этой графической серии
не представлены, что позволяет назвать представленный проект уникальным.
Несмотря
на значительный интерес
к творчеству мастера
во всем мире, эта серия и
до сегодняшнего дня является малоизвестной для широкого круга зрителей.
Она была задумана Шагалом еще в 1920-е годы,
но тогда художник, по его собственным словам,
«не видел Библию,
а мечтал
о ней». Чтобы «увидеть» литературное произведение, ему необходимо было прикоснуться
к стоящей
за этим произведением живой реальности.
В 1931 году Шагал провел несколько месяцев
в Палестине,
а также
в Сирии
и Египте,
и впечатления
от этого путешествия, которые
он назвал «сильнейшими
в своей жизни», послужили импульсом
к созданию
39 гуашей
и затем, частично на
их основе, серии из
105 офортов, законченной уже
в послевоенные годы.
К сожалению, книги, которые планировал выпустить его заказчик, Амбруаз Воллар, так
и остались неизданными. Воллар умер,
а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест
на этом проекте.
В послевоенное время излюбленной графической техникой Шагала становится литография, цветная,
а также
черно-белая. Литография являлась почти полным аналогом живописи
в гравюре
и как нельзя лучше отвечала особенностям стиля позднего Шагала.
В 1956 году Шагал выпускает первую часть серии литографий
к Ветхому Завету, а в
1960 – вторую.
В итоге возник новый обширный цикл библейских иллюстраций.
Художник ведет зрителей через свое мировосприятие
от Книги Бытия, цикла
об Аврааме
до Книг Пророков, ограничиваясь лаконичными, порой символическими названиями работ. Шагал создал
в своих литографиях нечто подобное живописной фреске, свободно манипулируя пятном
и контуром, постоянно переходящими одно
в другое, обобщая форму, уплощая пространство
и показывая действующие лица крупным планом.
В цветных литографиях Шагал говорит праздничным
и непосредственно – эмоциональным языком красок.
В монохромных листах
во всей полноте проявляется его владение магией черного
и белого. Изображения кажутся окутанными серебристым свечением или увлекают
в бездонные черные глубины.
Как современный художник, Шагал воплотил
в библейских иллюстрациях
в равной мере земное
и небесное начала
и осуществил прорыв
от реального
к сверхреальному,
как бы объединив принципы искусства Нового времени
и Средних веков.
С другой стороны, Библия, оставаясь книгой для всех людей,
едва ли
не впервые предстала
у него памятником еврейской культуры.
Это выражалось
в облике
и пластике персонажей,
в экстатической экспрессивности стиля,
в характере шагаловского мистицизма, внутренне связанного
с еврейской мистикой.
Шагал сумел передать присущее Ветхому Завету парадоксальное сочетание интимной связи человека
с божеством
и его бесконечной удаленности
от трансцендентного Бога. Библейские образы Шагала выходят
за пределы книжных иллюстраций
и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал
во всех жанрах своего творчества.
В июле
1973 года
в Ницце был торжественно открыт музей Шагала – «Библейское
Послание»,— посвященный, главным образом, библейской теме
в искусстве художника.
Выставка сопровождается музыкой, специально написанной
к выставочному проекту «Марк Шагал. Библейские сюжеты» композитором Романом Рязанцевым.
Музеи России
<< Вернуться назад