Игумен Севастиан (Терентьев) на месте Крещения
напротив реки Иордан
– О. Севастиан, Вы второй раз на Святой Земле, видите ли Вы взаимосвязь между первой поездкой и второй? Что появилось нового, что показалось таким же, как в прошлый раз, что, может быть, изменилось в Вашем соприкосновении со Святой Землей?
– В первый приезд на меня, наверное, настолько подействовала благодать, что у меня в голове все перемешалось. Я очень долго потом пытался все впечатления переосмыслить, но до конца это у меня не получилось. И я для себя поставил задачу, что должен второй раз побывать на Святой Земле, чтобы еще раз прикоснуться ко всем святыням, надеясь, что только тогда в моей голове может хотя бы улечься все то, что я здесь увидел и услышал. Вторая поездка для меня более осознанная. Первый приезд на Святую Землю был для меня настоящим шоком просто от самого факта, что поездка состоялась, я не понимал, как вдруг здесь оказался, потому что это был 1994 год, и до этого времени фактически паломнических поездок сюда не было. Я попал в одну из первых групп паломников и недоумевал, за что меня так благословил Господь, что я очутился на Святой Земле. Свои впечатления от посещения святых мест я не в состоянии передать словами, это все надо было просто почувствовать. И в плане информации в первый приезд у меня в голове все было перемешано. Сейчас, после второго посещения у меня выстроилась зримая последовательная цепочка всех событий, которые здесь происходили. Хотелось бы эту информацию и эту благодать, полученную от прикосновения к святыням, передать тем людям, которые здесь не были, поэтому, если Господь благословит, я с удовольствием сюда приеду еще и в третий раз.
– Вы не могли бы рассказать о месте Вашего служения как православного священника, какое Вы несете церковное послушание, и как это послушание повлияло на Ваше решение посетить Святую Землю во второй раз?
– На сегодня мое послушание, на которое меня благословили и наместник Лавры, и Святейший Патриарх – быть настоятелем Радонежского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Место это очень особенное и очень значимое для Лавры, потому что Радонеж – это вторая родина преп. Сергия, и именно на этом месте он подвизался и жил со своими родителями уже в зрелом возрасте. Именно с Радонежа преп. Сергий ушел в лес для того, чтобы основывать Лавру, в которой мы сейчас живем. Радонежское подворье сегодня также занимается приемом паломников. У нас есть пока только небольшой и убогий дом, где мы принимаем паломников, но все же, когда к нам приезжают люди и негде остановиться в Лавре, то порядка 50 человек мы у себя можем разместить, правда, в самых скромных условиях. Кроме этого у нас есть земли, угодья, которыми тоже приходится заниматься, развиваем животноводство, сельское хозяйство. Конечно, к труду мы привлекаем и паломников, которые нам охотно помогают. Еще в ведении Радонежского подворья находятся два источника: один источник преп. Сергия Радонежского и второй источник Казанской иконы Божией Матери, который является очень древним, в котором окунался сам преп. Сергий, и там ему было неоднократное явление Божией Матери. Общаясь с паломниками, которые приезжают к нам, мы получаем очень много полезной информации, потому что паломники объезжают очень много святых мест и в России, и за ее пределами. Они делятся нужной для нас информацией и той благодатью, которую получают, и вот в общении с паломниками у меня и созрело решение опять посетить Святую Землю, вновь прикоснуться к ее святыням, прикоснуться к их благодати, привезти ее, насколько я смогу, на то маленькое подворье, где я сейчас служу, и насколько Господь благословит поделиться со всеми теми тружениками, которые у нас там живут. На сегодняшний день на Радонежском подворье проживают порядка сорока человек, и есть на то причина. Мы находимся в удалении от города, и у нас фактически нет транспортного сообщения. Мы даже на работу не можем людей нанять из города, из Сергиевого Посада, из Хотьково, поэтому мы вынуждены брать на работу людей, давая им возможность проживания у нас. Получается так, что люди сначала приходят на работу, а потом фактически уже остаются жить, но можно сказать в неофициальной братии, поэтому происходит такое двустороннее общение. Вот я приеду, и мне будут задавать очень много вопросов, на которые нужно будет отвечать, поэтому придется очень многое вспоминать из того, что Вы нам говорили, Павел. И если мне будут потом задавать вопросы, каким образом попасть на Святую Землю, то я на ксероксе сделаю Вашу визитку и буду всем раздавать, пусть обращаются напрямую.
– Как Вы считаете возрождение традиций русского православного паломничества на Святую Землю является ли сейчас важным для России, или у России сейчас много других проблем, важнее заняться восстановлением хозяйства и т.д.?
– В России проблем, конечно, очень много. Сейчас у нас восстанавливается очень много монастырей и очень много храмов, но зачастую существуют у нас и такое упущение – за восстановлением наших российских святынь мы где-то упускаем и недорабатываем в деле духовного окормления людей. Вот поэтому возрождение паломнических традиций сейчас очень необходимо, ведь если мы что-то не успеваем, в чем-то недорабатываем, в чем-то у нас, возможно, не хватает опыта, времени, то именно такие паломнические поездки на Святую Землю заменяют и восполняют очень многое, потому что люди, приезжая сюда, чувствуют и осознают то, что на самом деле нельзя передать словами. Мне кажется, возрождение паломничества на Святую Землю обязательно даст свои плоды и восполнит тот духовный вакуум, который сейчас создался в России. Да и вообще необходима связь России Православной с Святой Землей, потому что это просто неотделимо, это не может быть разрозненно, это должно быть единым целым, ведь есть что-то у нас такое в православной России, чего нет у вас, а здесь есть то, чего мы никогда не сможем найти у себя. И для того, чтобы наши православные христиане в России были полноценно информированы, именно духовно полноценно информированы, поездки на Святую Землю просто необходимы, поскольку все, что они здесь видят и слышат, передается из уст в уста. На сегодня очень много в России людей, которые не имеют даже материальной возможности сюда приехать, и они с очень трогательным чувством начинают спрашивать: «а что, а как там на Святой Земле, что вы почувствовали, а вот как там на Гробе Господнем?», и им очень хочется услышать что-то такое, что, действительно, может всколыхнуть их сердце, укрепить их веру. Еще Достоевский сказал: «В России народ не знал христианства, но они знали Христа». Так вот Христа наш народ всегда познавал душой и сердцем и, конечно, соприкосновение со святыми местами, со Святым Градом Иерусалимом – это настоящее земное счастье для наших людей, которые могут сюда попасть.
– С каким настроением, с каким чувством в сердце Вы возвращаетесь из Святого Града Иерусалима на землю, освященную великим русским подвижником благочестия - игуменом земли русской преподобным Сергием Радонежским?
– Сложно говорить о том, что я сейчас чувствую. С одной стороны, как бы и хочется и надо уже домой, с другой стороны, очень не хочется отсюда уезжать, потому что, находясь здесь, просто про все забываешь, про все проблемы, про все то, что по приезде начнет меня обременять, но в то же время очень хочется привезти какие-то подарки, какие-то вещи, освященные здесь на Гробе Господнем, на Святой Земле, раздать людям и просто сделать им приятное, создав этим духовную радость. По возможности в следующий раз, если Господь благословит меня сюда приехать, то постараюсь привезти тех людей, которые трудятся вместе со мной.
20 января 2007 года
Иерусалим