Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Архив новостей 2005 годаАнонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Новости

10 ноября 2006
8 ноября 2006 года в Иерусалимском отделении ИППО состоялась лекция Павла Платонова на тему:

"Быт и нужды русских православных паломников в XIX-XXI веках"

Председатель Иерусалимского отделения ИППО Павел Платонов читает лекцию в офисе ИППО
Председатель Иерусалимского отделения ИППО
Павел Платонов читает лекцию в офисе ИППО в Иерусалиме
 
Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX-XXI веках
 
Введение
 
    Мне хотелось бы начать свой доклад с того, насколько важной для русских людей была традиция паломничества на Святую Землю. Русские паломники чаще назывались поклонниками, поскольку традиция, существующая на Руси и неотъемлемо вошедшая в православный образ жизни, подразумевала поклонение святыням как евангельским символам, своеобразная иконография. Святая Земля воспринималась как икона земной жизни Спасителя. Вот такое молитвенное, вдумчивое и созерцательное поклонение образу-святыне и называлось поклонничеством, а паломников-молитвенников называли поклонниками. К концу XIX и началу XX веков количество поклонников, желающих посетить Святую Земли было настолько много, что они собирались в специально формировавшиеся караваны и посещали те или иные святые места в сопровождении опытных проводников и конной охраны. Все это обуславливало создание мощной паломнической инфраструктуры, способной принять часто многотысячные караваны паломников, обеспечивая их всем необходимым во время совершения паломнического путешествия, а также заботясь об их быте и нуждах во время пребывания на Святой Земле.
           
    Из наиболее известных русских организаций, занимающихся нуждами паломников на Святой Земле во второй половине XIX века были: Русская Духовная Миссия, основанная 11 (23) февраля 1847 года после утверждения резолюцией императора Николая I доклада графа Нессельроде о создании Миссии, «Русское общество пароходства и торговли», учрежденное 3 августа 1856 года, учредителями которого были флигель-адъютант, капитан I ранга Н.А. Аркас и владелец пароходов на Волге Н.А. Новосельский[1]. РОПиТ занимался обеспечением пароходных перевозок в целом по России, но также их корабли привозили паломников из разных уголков России в Одессу, а оттуда через Константинополь и Афон в Яффо и далее в Египет в паломнические путешествия по многим святыням Ближнего Востока. Из русских организаций наиболее активно проявивших себя на Ближнем Востоке в деле поддержания нужд и быта православных паломников в конце XIX начала XX веков было Императорское Православное Палестинское Общество, основанное в 1882 году. На торжественном открытии общества 21 мая по ст. стилю присутствовали члены императорской фамилии, русское и греческое духовенство, множество ученых и дипломатов[2]. В этот день Церковь празднует память св. равноап. Константина и Елены, что неразрывно связало будущее Императорское Общество с памятью древних императоров-храмостроителей на Святой Земле.
           
    С самого начала своей деятельности ИППО ставило в своих главных уставных целях, кроме поддержания Православия на Святой Земле, улучшение быта русских паломников. Как следовало из Главных целей Общества записанных в его Уставе: «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю, но еще более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле. Кроме того, Общество поставило себе задачей, посредством разного рода изданий, ознакомить русский народ с настоящим и прошедшим Святой Земли и тем послужить для духовного единения между Россией и Матерью Церквей»[3].  
           
    Только с 1883 по 1896 года через учреждения ИППО в Палестине прошло 22 328 человек (14 891 паломниц и 7347 паломников). Число женщин-паломниц составило 66 % от общего числа паломников. 85-90 % паломников были из простонародья. Уже с 10 февраля 1883 года Общество ввело так называемые паломнические книжки, по приобретении которых паломникам предоставлялся удешевленный проезд поездом до Одессы и пароходом из Одессы в Яффу и  обратно[4]. Общий состав прибывающих на Святую Землю паломников был проанализирован идеологом и основателем ИППО В.Н. Хитрово в статье «Какими путями идут русские паломники в Святую Землю» на основании статистического анализа 1883-1899 годов. В ней в частности отмечалось, что 97,5 % русских паломников «не могут себе позволить удобства плавания»: первым классом за 16 лет отправились в Святую Землю лишь несколько десятков человек, вторым классом -570 человек, а 22,5 тыс. человек плыли самым дешевым третьим классом»[5].
 
Паломнические книжки и оформление загранпаспорта
           
    Паломнические книжки, приобретаемые у Общества были действительны в течении года со дня их выдачи и давали право останавливаться по пути следования на узловых станциях железных дорог, до которых имелись специальные купоны. Книжки, выдавались исключительно лично уполномоченными ИППО во многих города России: в С.-Петербурге, Москве, Владикавказе, Воронеже, Казани, Калуге, Киеве, Курске, Нижнем Новгороде, Орле, Оренбурге, Пензе, Полтаве, Рязани, Саратове, Самаре, Смоленске, Ставрополе, Тамбове, Тифлисе, Туле, Уфе, Чернигове, Ярославле. Такая помощь Общества паломникам значительно удешевляла стоимость проезда. Так, например билет III класса от Одессы до Яффы по обыкновенному тарифу стоил 20 руб. 50 коп., в один конец, тогда как билет, взятый по паломнической книжке обходился 24 руб. в оба конца.
 
    Обратные паломнические билеты действовали в течении года со дня их выдачи, с правом останавливаться по пути следования, во всех портах, куда заходили по расписанию корабли Русского Общества Пароходства и Торговли[6].
           
    Кроме того, существовала специальная процедура для оформления заграничного паспорта. Считалось необходимым, чтобы паспорт не был просрочен, а видами на жительство в России признавались: для духовных лиц, монашествующих и служащих – разрешение их начальства; для отставных – указ об отставке; для почетных граждан и купцов – свидетельство городских и купеческих управ; для мещан – плакатные паспорта мещанских управ и для крестьян – плакатные паспорта волостных управлений. Жены и несовершеннолетние дети, значащиеся в паспортах мужей или родителей, если одни следовали одни, то должны были иметь засвидетельствованные удостоверения от мужей или родителей о согласии на их поездку. Лица мужского пола, достигшие 18-летнего возраста, должны были иметь свидетельства о приписке к призывному участку для отбытия воинской повинности. Лица в возрасте 21 года должны были иметь свидетельства об отбытии воинской повинности, или же в зачислении их в ратники ополчения, если об этом не имелось отметки в паспорте. При наличии этих требуемых документов нужно было получить в полицейском управлении, где проживал паломник, свидетельство о неимении препятствий на выезд заграницу. Причем городские жители получали это свидетельство от полицмейстера, а живущие в селах и деревнях – от исправника. Далее паломники предоставляли вид на жительство и полицейское свидетельство своему местному Губернатору мо месту жительства и просили его о выдаче проходного билета на поездку в Иерусалим. Паломники получившие губернаторские проходные билеты имели право на получение заграничного (поклоннического) паспорта в Кишиневе, Одессе, Симферополе, Керчи, городах Закавказья и Владивостоке из канцелярии Губернатора или Градоначальника с уплатой за него только 50 коп. за каждые полгода пребывания заграницей. Если паломники оформляли обыкновенный загранпаспорт, то им приходилось платить 10 руб. за паспорт, 5 руб. в пользу Российского Общества Красного Креста, а всего по 15 руб. за каждое полугодие[7].
 
Отправка из Одессы
           
    Главным пунктом отправки паломников в Иерусалим и на Афон был город Одесса. Кроме Одессы паломники отправлялись из России и возвращались обратно по прямым паломническим билетам через Таганрог, Новороссийск и Батум. По прибытию в Одессу паломники могли останавливаться в ожидании отхода своего парохода на подворьях Афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского и Ильинского. Как правило, послушники этих монастырей встречали паломников и сопровождали их вместе с багажом на подворья. Большинство паломников размещались в общих палатах, а для желающих больших удобств, предоставлялись отдельные номера. На подворьях паломники получали питание и чай, причем за проживание и еду не было конкретно установленной платы, все зависело от желания пожертвовать самих приезжающих. Специально приставленный к паломникам послушник или монах разъяснял все технические подробности и тонкости проезда в Святую Землю и на Афон, а если возникали какие-то серьезные вопросы или недоумения, то паломники могли обратиться к уполномоченному ИППО, проживавшему постоянно в Одессе[8]. Также паломники передавали монаху или послушнику подворий свои документы для прописки их в департаменте полиции и для оформления загранпаспорта. Если паломники останавливались в Одессе в частных гостиницах или домах, то им нужно было заполнить специальную форму заявления на имя Одесского градоначальника, которая была следующего содержания:
 
Форма прошения:     
                                Его Превосходительству,
Господину Одесскому Градоначальнику.
такого-то (звание, имя и фамилия).
 
Желая отправиться на поклонение Св. местам Востока и предоставляя при сем (следует поименовать все прилагаемы документы и их №), имею честь покорнейше  просить Ваше Превосходительство о выдаче мне удешевленного заграничного паспорта.
 
(число, месяц и год)                                                                              (Подпись)[9]
 
           
    Через того же монаха или послушника Афонских подворий паломники при наличии паломнических книжек покупали, как правило, билет III класса, для проезда на пароходе, соответственно, куда они ехали: в Яффу 25 руб. и на Афон 14 руб. 80 коп. К билету до Яффы прилагались еще два небольших билета: красного и белого цвета с правом бесплатного переезда в Яффе на лодке с парохода на берег и при обратном возвращении с берега на пароход.
           
    Паломники III класса располагались в отведенных для их размещения местах в трюме или в крытых помещениях на палубе. Перед тем как садится на пароход, Одесский уполномоченный Палестинского Общества раздавал всем отбывающим на поклонение св. местам русских богомольцам евангелие или псалтырь в красивых коленкоровых переплетах, с надписью: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима»[10]. Это был безвозмездный дар Императорского Православного Палестинского Общества отправляющимся на Святую Землю русским православным паломникам.    
 
Путешествие на корабле из Одессы в Яффу
           
    Во время совершения путешествия на корабле паломники могли воспользоваться питанием, согласно купленными ими билетам. Паломники I и II классов получали питание в общих столовых в назначенное время. За полное суточное питание, состоящее из утреннего чая, завтрака, обеда и вечернего чая, взималось: в I классе 10 фр. (3 р. 75 коп.), во II классе 8 фр. (или 3 р.). Кроме того, в столовых  I и II классов можно было получать и отдельные порции, например ветчины, сыра, икры, хлеба, масла и др. продукты, уплачивая за них золотом или кредитными рублями по курсу. Цены в этом буфете утверждались Обществом Пароходства и поэтому ничего лишнего с пассажиров не бралось. Паломники III класса имели возможность получить на пароходе горячую воду для чая из пароходной кухни, уплачивая по 2 коп. за чайник. При получении же горячей воды из паровых кубов, устраиваемых на палубе во время большого скопления паломников, платы не бралось. Паломники III класса при желании могли воспользоваться услугами корабельного буфета, а также заказать себе отдельные завтраки и обеды со скидкой по предварительному соглашению с дирекцией ресторана парохода[11].  
           
    Пароходы, отплывающие из Одессы по пути, как правило, посещали Константинополь. Паломники во время стоянки парохода отправлялись на берег на отдых на подворья Афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского и Ильинского, монахи которого выезжали к каждому прибывавшему пароходу, уплачивая за переезд в оба конца 20 коп. Паломники, прибывавшие из Севастополя и Батума в ожидании прихода парохода из Одессы, идущего в Яффу или на Афон, должны были съезжать на берег и останавливаться в одном из вышеуказанных подворий. Им предоставлялось жилье и продовольствие и чай, за которые не было определенной платы, каждый паломник давал пожертвования по своему желанию. Под видом монахов афонских подворий нередко приходили другие лица, злоупотребляющие «сбором пожертвований» и поэтому паломникам предписывалось сначала выяснить от какой обители высланы монахи или послушники. Обычно пароходы стояли не более 1,5 суток в Константинополе и наиболее усердные паломники успевали посетить святыни Константинополя: Св. Софию, патриархию, где находились мощи Соломонии, матери Маккавеев, кафедру св. Иоанна Златоуста, Влахерны, где было видение св. Андрею, Христа ради юродивому, Покрова Богоматери и Балуклеи со священным источником. Эти паломничества осуществлялись в сопровождении монахов подворий или с проводниками, рекомендованными заведующими подворьями, иначе паломники могли подвергнуться наглому обирательству различных проходимцев[12].   
 
Прибытие в порт Яффы
           
    Пароходы с паломниками прибывали в Яффу большей частью по утрам и их свозили на берег в лодках, доставляемых Русским обществом пароходства и торговли (без новой платы), под наблюдением проводников (кавасов) Императорского Православного Палестинского Общества. К началу XX века переезд с парохода на Яффский берег был настолько упорядочен, что не представлял никакой опасности для жизни и поэтому паломники могли не тревожиться ни за свою жизнь, ни за судьбу своего багажа, который перевозился на особых баркасах и доставлялся непосредственно на вокзал железной дороги. Общество не несло ответственность за багаж и рекомендовало наиболее ценный багаж иметь при себе, но ни в коем случае не на виду у всех, в карманах или в руках, чтобы не потерять его или посредством обмана или хищения местных проходимцев. Денег на руках рекомендовалось иметь не много (около рубля мелочью), остальные рекомендовалось зашивать в подкладке или во внутренних карманах. Те паломники, которые не имели паломнических книжек должны были иметь при себе 4 руб. для уплаты на железной дороги за билет II класса до Иерусалима и обратно[13]. При возникновении каких-либо проблем или трудностей паломники должны были обращаться к проводникам (кавасам) Палестинского Общества, имевших на шапке светло-бронзовый металлический знак с Российским гербом. Паломникам настоятельно рекомендовалось не входить ни в какое общение с местными назойливыми проводниками – арабами и греками, чтобы жестоко не поплатиться впоследствии за свою доверчивость и неопытность[14].
 
Кавас Императорского Православного Палестинского Общества
Кавас Императорского Православного
Палестинского Общества
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
           
    Пароходы прибывали в порт Яффы ранним утром, а перед поездом отходящим в Иерусалим в час дня оставалось значительное время и паломники в сопровождении кавасов Общества посещали или греческий Георгиевский монастырь, стоящий у берега моря или дом и апельсиновый сад, принадлежавший Русской Духовной Миссии с храмом св. ап. Петра и правд Тавифы. Как в греческом, так и в русском монастырях, паломники получали радушный прием и в небольших количествах могли иметь здесь временный ночлег. Около часу дня паломники отбывали по Яффо-Иерусалимской железной дороге на чрезвычайно медленно движущемся поезде, который, несмотря на незначительность расстояния – всего 82 версты находился в пути 6 часов, делая в час не более 15 верст.
 
Прибытие в Иерусалим и размещение на русских постройках
 
Караван паломников готов к отбытию из Яффы в Иерусалим
Караван паломников готов к отбытию из Яффы в Иерусалим
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
    В семь часов вечера паломники прибывали в Иерусалим на железнодорожный вокзал и в сопровождении кавасов Общества, как правило, пешком отправлялись на русские постройки. Те, кому было трудно идти пешком и имели такую материальную возможность, могли нанять стоящие у вокзала коляски, даже на 4 человека за плату от 75 коп. до 1 р. 50 коп[15]. После того как паломники приходили на русские постройки и размещались в соотвествущих подворьях согласно их паломническим книжкам, они шли в домовую церковь св. царицы Александры Русской Духовной Миссии, где иеромонахи Миссии, а иногда и сам архимандрит - начальник Миссии совершали для них благодарственный молебен за благополучное прибытие на Святую Землю. Из церкви паломники шли в народную трапезную III класса помещавшуюся на Сергиевском подворье, где получали благотворительный ужин и расходились затем по своим приютам на покой[16].
 
Молебен на русских постройках
Молебен на русских постройках
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
           
    На следующий день паломники получали свой багаж через администрацию железной дороги  в конторе Управления подворьями, а также отдавали на хранение свой паспорт, паломническую книжку и пароходный билет, внеся в залог 5 руб. которые потом забирали обратно по отъезду из Иерусалима. Также уплачивался один рубль на русскую больницу с правом в случае необходимости воспользоваться в ней бесплатным лечением и содержанием. Первые две недели по приезду в Иерусалиме паломники остановившиеся в общих палатах, ничего не платили за помещение, а после этого срока если желали продолжить пребывание на русских постройках, то платили за помещение 3 коп. в день с человека. Чемоданы, сундуки и другие тяжелые вещи, сдавались на хранение в особые кладовые при каждом здании подворья. Для тех кто хотел жить не в общих палатах, на русских постройках предоставлялись отдельные комнаты, которые в зависимости от  обстановки делились на три класса. Комнаты I и II класса, прекрасно меблированные и снабженные всем необходимым для продолжительного в них пребывания не уступали обстановке современным им европейским отелям. Такие комнаты находились только на Сергиевском подворье. Комнаты III класса с более простой обстановкой находились кроме Сергиевского еще на Николаевском подворье.
 
Гостиная в Сергиевском подворье
Гостиная в Сергиевском подворье
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
           
    Комнаты разных классов имели свои расценки. Соответственно комнаты I класса с одной кроватью и бельем стоила 2 р. в сутки, а за каждую дополнительную кровать (не более одной в комнате) с комнатным бельем 70 к. в сутки. В комнатах II класса цена составляла 1 руб. за одну комнату с одной кроватью и комнатным бельем, а за каждую дополнительную кровать (не свыше двух для комнаты) с комнатным бельем 30 к. в сутки.
 
Комната I класса на Сергиевском подворье
Комната I класса на Сергиевском подворье
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
 
Комната II класса на Сергиевском подворье
Комната II класса на Сергиевском подворье
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
    В основном паломники селились в комнатах III класса, где цена составляла за комнату с одной кроватью, без комнатного белья, от 30 до 50 коп. в сутки. За каждую дополнительную кровать (не свыше трех для комнаты) 10 и 15 к. в сутки. Желающие иметь комнатное белье (простыню, наволочку и полотенце) уплачивали за каждую кровать в сутки 10 коп. Служащим русских подворий строго воспрещалось принимать от проживающих на подворьях подарки, как денежные, так и вещевые, а также рекомендовать каких-либо торговцев, либо самим продавать что-либо паломникам. Жившие в отдельных комнатах могли сдавать ценные вещи деньги на сохранение, под расписку, в Контору подворий[17].
 
Русский паломники напротв Свято-Троицкого собора в Иерусалиме
Русские паломники напротив Свято-Троицкого собора в Иерусалиме
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
Пребывание на русских постройках, питание паломников
             
    На Сергиевском подворье были сосредоточены все хозяйственные учреждения Русских приютов: кухня, водогрейная, баня, прачечная, народная трапезная. В трапезной можно было получить горячий обед от 12 до 3 ч. дня. Обед состоял из супа или борща, затем на второе, по выбору, подавалась каша, фасоль или горох; кроме того, каждый обедающий получал по одному фунту белого или черного хлеба и кружку квасу. Цена полного обеда, состоявшего из двух блюд с хлебом и квасом составляла 10 к. За отдельный борщ или суп с хлебом нужно было заплатить 8 к. за кашу, фасоль или горох, требуемые отдельно платили 3 к. Рядом с трапезной находилось помещение с водогрейным аппаратом, где можно было в течении всего дня получать горячую воду для чая и других надобностей паломников. За 2 мерки воды, емкостью около 24 чайных стаканов нужно было заплатить всего 2 коп. Обеды и отдельные порции отпускались в трапезной по специальным билетам, а вода из водогрейной по жестянкам. Билеты и жестянки можно было приобрести в лавке Общества. Кроме того, существовали так называемые «поминальные обеды». Их получали бедные паломники бесплатно, но по специально установленным билетам. Многие благочестивые паломники, желая помянуть в молитвах своих близких, передавали в контору Подворий деньги для покупки определенного числа билетов на полный обед и в указываемые ими дни памяти усопших просили накормить неимущих паломников. Контора узнавала через подчиненных о действительно нуждающихся паломниках, которые по недостатку средств и не всегда могли вкушать горячую пищу и выдавала им билеты на получение «поминальных» обедов в те дни, которые были указаны жертвователями. В течении года раздавалось 3000 таких обедов. Паломники, желавшие сами приготовить горячую пищу из приобретаемых в лавке Общества продуктов, могли пользоваться для себя особо устроенными очагами, которые были при общих палатах, но дрова приобретали на свои средства. На таких же условиях паломники пользовались устроенными при общих палатах подворий помещениями для стирки белья. Также на Сергиевском подворье существовали столовые I и II класса. В столовой I класса паломник мог получить за 1 руб. 50 к. полное продовольствие, которое состояло из: утреннего чая или кофе с хлебом и маслом, завтраком из 2-х блюд, обедом из 4-х блюд со сладкими фруктами разных сортов в зависимости от времени года и вечерний чай с хлебом (без масла). В столовой II класса полное продовольствие стоило в сутки 1 руб. и состояло из: утреннего чая или кофе с хлебом без масла, завтрака из 2-х блюд (тот же что и в столовой I класса), обеда из 3-х блюд, считая, в том числе и сладкое и вечерний чай с хлебом[18].
 
Паломники в очереди за кипятком в водогрейную
Паломники в очереди за кипятком в водогрейную
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
Продовольственная и иконная лавки, баня
           
    Напротив русской больницы располагалась лавка с продуктами, принадлежавшая Палестинскому Обществу. В ней продавались такие продукты и товары, в которых паломники испытывали особенную потребность: белый и черный хлеб, картофель, капуста, соленые огурцы, лук, сушеные грибы, горох, мука, крупа разных сортов, подсолнечное и оливковое масло, соль, макароны, чай, кофе, сахар, варенье, лимоны, сыр, мясные и рыбные консервы и многие другие съестные припасы. Из товаров повседневных в лавке продавались: мыло, спички, иголки, нитки, пуговицы, свечи и пр., а также билеты на получение обедов в народной трапезе и жестянки на получение кипятка в водогрейной. Цены в лавке, несмотря на то, что товары выписывались Палестинским Обществом в основном из России, были весьма умеренными.
 
Общепасхальное разговение на Сергиевском подворье
Общепасхальное разговение на Сергиевском подворье
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
           
    Осенью 1906 года Общество открыло на русских подворьях книжно-иконную лавку, в которой был большой выбор книг священного писания, богослужебных книг, житий святых, изданных Святейшим Синодом, брошюр и листков Свято-Троицкой и Киево-Печерской лавр, народных изданий Палестинского Общества, посвященных подробному описанию Святой Земли, Иерусалима, Вифлеема и других мест, а также икон, крестиков, четок, пальмовых ветвей, священных изображений на атласе и бумаге, ладан и настоящие восковые свечи. Эта лавка располагалась на Николаевском подворье. Существование русской лавки останавливало нашествие недобросовестных лавочников из местных жителей, которые располагали свои лавки прямо напротив Русских приютов. В них часто продавались книги – подделки с опечатками и всевозможными рисунками в католическом духе.
 
Русские паломники на Мариинском подворье в общих палатах
Русские паломники на Мариинском подворье в общих палатах
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
Поклонение святым местам: Гроба Господня,
святыням Елеона и Горней и старого города Иерусалима
           
    На Сергиевском подворье для прибывавших в Иерусалим паломников существовала русская баня. За вход в баню не более 1,5 часа, желающие ей воспользоваться платили 5 паричек (около 10-12 коп.). Кроме того, разрешалось за умеренную плату сдавать белье в стирку. Стирать белье паломники могли в особых для этого устроенных помещениях при общих палатах.
           
    Для посещения тех или иных святынь паломники собирались в караваны, подавая заявление в Контору Общества. Каравану выделялся проводник, а если во время усиленного наплыва паломников проводника не было, то Контора подворий приглашала посторонних, но хорошо ей известных проводников из местных жителей. Каждому конному проводнику платили от 3. р. 75 коп. до 5 руб. в сутки.
           
    На третий день по приезду в Иерусалим, паломники в сопровождении кавасов шли в патриархию для получения благословения патриарха на посещение Святых мест в особой комнате монастыря св. Царей Константина и Елены. Паломники получали там угощение, записывали на поминовение имена своих родных. Из патриархии все направлялись в Святогробский храм, где греческое духовенство водило их с песнопениями по всем святым местам.
           
    На пятый день утром паломники, в сопровождении кавасов шли на Александровское подворье, посещая церковь св. Александра Невского, находящуюся совсем рядом с храмом Гроба Господня. Здесь у порога Судных Врат, происходило чтение неусыпаемой Псалтири по почившим членам и благотворителям Палестинского Общества и желающие могли записать здесь имена своих родственников с платой не ниже 30 руб. Чтение псалтири велось инокинями Горненской обители. Затем паломники по  дороге via dolorosa отправлялись через Гефсиманские ворота в пещеру Успения Пресвятой Богородицы, затем в русскую церковь св. Марии Магдалины, откуда поднимались на Елеонскую гору на место Вознесения Господня, посещали русскую церковь на Елеоне и музей с найденными здесь древностями. После этого паломники возвращались на русские постройки Палестинского Общества и после краткого отдыха в тот же день совершали путешествие в Горнюю. Там паломники ночевали в приюте, устроенном архимандритом Антонином, а на утро присутствовали при богослужении в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и посещая достопримечательные места, принадлежавшие католикам: дом Захарии и Елисаветы, источник Св. Иоанна Предтечи и др.
           
    Через несколько дней, по объявлению Конторы подворий, обычно в воскресение паломники шли в «Омарову мечеть» (Купол над скалой прим авт.) куда за вход платили шейху мечети 2 парички, что составляло 5 коп., а туристы и состоятельные паломники, посещавшие это место платили отдельно по 2 р. и более. Далее шли в мечеть Эль Акса, спускаясь в подземелья со множеством колонн и воспринимая рассказы проводников, что это был храм Введения во храм Пресвятой Богородицы не более как легковерные сказки. Паломники осматривали заложенные мусульманами Золотые ворота, через Сионские ворота шли в мечеть Наби-Дауд, где им показывали гробницу царя Давида, Сионскую горницу сошествия Святого Духа и омовения ног, а также заходили в армянский монастырь, где осматривали темницу и столп бичевания Спасителя, а также полузаброшенные христианские кладбища[19], после чего возвращались на подворья Палестинского Общества[20].  
 
Посещение Вифлеема и Дума Мамврийского
 
Караван русских православных паломников вступает в Вифлеем
Караван русских паломников вступает в Вифлеем
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
    Паломнические путешествия в Вифлеем, Хеврон, на Иордан, Сорокадневную гору и в Назарет совершались по особому расписанию из Конторы подворий и для них формировались отдельные караваны. Караван составлялся при наличии 15-20 человек. Путешествие к Вифлеему и к Дубу Мамврийскому считалось наиболее легким. После обеда караван начинал свой путь с русских построек, шел через Яффские ворота, спускаясь в долину Злого Совещания, а затем по выходе на шоссейную дорогу шел в Вифлеем. По дороге паломники посещали монастырь св. прока Илии, где кратковременно отдыхали, затем осматривали колодец трех волхвов и проходя мимо памятника Рахели приходили еще засветло в Вифлеем где сразу шли в Базилику Рождества Христова и поклонялись Божественному Вертепу и Яслям. Затем паломники ужинали и пили чай в монастырской гостинице обители. Рано утром шли на Божественную Литургию в Вертепе у Вифлеемской Звезды, приняв благословение у наместника Иерусалимского патриарха – Вифлеемского митрополита, у которого оставляли записки за здравие и упокой и затем после чаепития отправлялись к Дубу Мамврийскому, чтобы попасть засветло в Хеврон.
В Хевроне паломники останавливались в приюте, устроенном архимандритом Антонином, где их ожидал кипящий самовар, ложе и покров за пожертвование, по желанию каждого паломника. Утром следующего дня, если среди паломников было духовенство, то у Мамврийского Дуба, по благословению начальника Миссии совершалась утреня, а иногда даже Литургия. Если священника в группе не было, то паломники просто пели тропарь Пресвятой Троице и отдыхали под ветвистою тогда еще святыней. Кроме того, паломники в сопровождении каваса осматривали окрестности русского участка, виноградники и взбирались на гору и на башню о. Антонина, чтобы полюбоваться окружающими видами. Наиболее усердные паломники шли в Хеврон, чтобы хотя бы издали посмотреть на древнее здание, скрывающее могилы Св. праотцев Авраама, Исаака и Иакова[21]. После чего паломники собирались в караван и к ночи возвращались в Иерусалим[22].
 
Молебен у дуба Мамврийского в Хевроне
Молебен у дуба Мамврийского в Хевроне
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
Путешествие через Вифанию на Иордан и к Мертвому морю
 
    После возвращения каравана из Хеврона и отдыха для паломников 4 дня, как правило, в ближайший понедельник формировался особый караван для отбытия на Иордан. По пути паломники заходили в Вифанию, в которой стремились посетить пещеру Лазаря Четверодневного, греческий монастырь Встречи, где сестра Марфа встретила Спасителя. По дороге из Иерусалима в Иерихон останавливались на отдых в гостинице милосердного Самарянина и к вечеру, добравшись до селения Ерихи (древний Иерихон) шли в приют, основанный арх. Антонином с большим садом из олеандров, пальм и лимонных деревьев. Здесь за умеренную плату паломники по желанию могли воспользоваться ночлегом и самоваром. Рано утром паломники шли мимо башни Закхея к Мертвому морю. Многие паломники любили купаться в Мертвом море с непременным потом омовением в Иордане. Купанье это, из-за обильного содержания в море солей доставляло удовольствие многим паломникам. Далее паломники посещали монастырь св. Герасима Иорданского, а затем отправлялись на берег Иордана для купанья, после которого отдыхали и обедали, посещая также монастырь св. Иоанна Предтечи и уже к ночи возвращались в Иерихонский приют. Ранним утром паломники мимо источника пророка Елисея шли к Сорокадневной горе Искушения, где Господь постился 40 дней и ночей и был искушаем от диавола и здесь их ждало легкое угощение от гостеприимных иноков обители. После краткого отдыха караван продолжал свой путь в монастырь св. Георгия Хозевита, где по преданию было явление ангела пр. Богоотцу Иоакиму с радостною вестью о зачатии от него Пресвятой Девы Марии. Отсюда караван при быстром передвижении и кратких отдыхах, в тот же день возвращался в Иерусалим. В противном случае он должен был заночевать в монастыре св. Георгия Хозевита или в монастыре Встречи в Вифании. В лавру св. Саввы Освященного в основном путешествовали только мужчины и как правило на поездку хватало одного дня.
 
Караван русских паломников идет на реку Иордан
Караван русских паломников идет на реку Иордан
© Фотоархив Общества "Россия в красках"
 
Путешествие в Назарет и Галилею
 
    Самым трудным и опаснейшим из паломнических путешествий считалось путешествие в Назарет. Обычно караван паломников формировался туда непосредственно перед праздником Благовещения и следовал через города Наблус и Сихем, где находится колодец Иакова, рядом к которым Господь беседовал с самаритянкой. Путь проходил через деревни, недружелюбно относящиеся к паломникам, поэтому через генерал-губернатора Иерусалима Общество нанимало турецких жандармов, а также приглашало шейхов-проводников. Обязательно был командирован медицинский персонал для оказания помощи заболевшим в пути, нанимались ослы и лошади для ослабевших и брались с собой палатки для устройства приюта заболевшим. Количество кавасов нанималось в соответствии с величиной каравана. Такое путешествие, включавшее в себя обозрение святынь Тивериады, Фавора и составляло 12-15 дней в зависимости от погоды и состояния дорог. В Назарете паломники останавливались на подворье ИППО, которое способно было принимать более 1000 человек. За помещение и место для ночлега паломники не платили ничего, но при большом количестве народа платили по 1-2 парички за место. Комната с отдельной кроватью и бельем стоила 1 руб. Бедные паломники могли получать бесплатно кипяток для чая из двух нагреваемых котлов. Также на подворье приготавливался горячий борщ или суп с символической платой по 1 паричке. Состоятельные паломники могли позволить себе заказывать отдельные обеды стоимость до 1 руб. Т.к. на подворье не было ни часовни, ни церкви то молебны устраивались прямо во дворе, если позволяла погода. Караваны находились в Назарете два дня. В первый день паломники отдыхали и присутствовали на греческом богослужении в храме Благовещения, посещали малую гору Свержения, где имелась церковь, построенная ИППО на средства русской благотворительницы М.М Киселевой и посещали также большую гору Свержения, откуда любовались видами на Фавор, Кармил, Наин и Ездрелонскую долину. На другой день все присутствовали на Литургии в праздник Благовещения, которая пелась в основном по-славянски. Далее караван посещал Фавор и продолжал свой путь в Тивериаду, а оттуда в Иерусалим через Кану Галилейскую, посещая храм, построенный на средства ИППО[23].
 
    Такая картина складывалась до революции. После событий 1917 года, когда связь России и Святой Земли в основном прекращается, соответственно и прекращается паломничество на Святую Землю. Россия находилась под властью советского режима, а русские постройки подверглись использованию в других целях турками, англичанами и затем израильтянами. В XX веке со стороны Московской Патриархии на Святую Землю прибывали лишь небольшие группы паломников, состоявших, как правило из представителей духовенства и сотрудников Московской Патриархии. Со стороны Русской Православной Церкви заграницей приезжали немногочисленные паломники из русской эмиграции, для которых епископ Мефодий (Кульман) написал свой путеводитель по Святой Земле. Коренным образом ситуация изменилась с падением Советского государства в 1991 году, когда паломники получили возможность свободно посещать Святую Землю и посредством Русской Православной Церкви и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме стали возрождаться традиции русского православного паломничества. С декабря 1993 года паломничество приобретает массовый характер. С каждым годом интерес к паломничеству только возрастает и традиционный поток русских паломников не могут остановить никакие политические коллизии или локальные вооруженные конфликты. Постепенно возрождает свои традиции и Императорское Православное Палестинское Общество, в том числе и на Святой Земле. Год назад в Иерусалимском университете была проведена международная конференция «Иерусалим в русской духовной традиции», которая послужила началом доброй традиции возрождения той многогранной деятельности, которую Общество исторически проводило на Святой Земле. Паломник XXI века возвращается к своим корням – глубокой духовной связи России и Святой Земли.
 
Председатель Иерусалимского отделения ИППО
© Павел Викторович Платонов
 
Примечания


[1] Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политической присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX века». Глава 4. стр.109. М. Издательство «Индрик»
[2] Н. Н. Лисовой. В. Н. Хитрово – основатель ИППО. Издание Паломнического центра Московской Патриархии. М. 2003 г. стр. 17
[3] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г.
[4] Н. Н. Лисовой. В. Н. Хитрово – основатель ИППО. Издание Паломнического центра Московской Патриархии. М. 2003 г. стр. 35
[5] В.Н. Хитрово. Какими путями идут русские паломники в Святую Землю// Сообщения ИППО. 1901 г. Т. XII. Вып.3 стр.316.
[6] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Стоимость проезда на пароходах из портов Черного моря до Яффы и Афона. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.6
[7] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Документы, необходимые для выправления заграничного паспорта. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.7
[8] Там же стр. 10
[9] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. О пароходных билетах и багаже. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.12
[10] Там же. Отбытие их Одессы и проверка заграничных паспортов. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.16
[11] Там же. Продовольствие на пароходе. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.17
[12] Там же. Пребывание в Константинополе. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.18
[13] На Яффской железной дороге имелись вагоны двух классов, при чем вагоны II класса соответствовали III классу русских железных дорог.
[14] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Пребывание в Яффе. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.22
[15] Плата взималась франками или турецкими пиастрами. Шли в ход и русские деньги, но по расценкам извозчиков.
[16] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Прибытие в Иерусалим и встреча русских паломников на подворье. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.23
[17] Там же. Помещение в отдельных комнатах. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.26
[18] Там же. Продовольствие в столовых I и II класса. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.29
[19] Уже с 1907 года место для погребения усопших русских паломников стараниями о. начальника Миссии о. Леонида устраивались рядом с церковью св. Марии Магдалины в Гефсимании, где для бедных отводились бесплатные могилы, а для состоятельных, без вынимания костей по прошествии трех лет за плату.
[20] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Поклонение Св. местам Иерусалима и его ближайших окрестностей: горы Елеонской и селения Горняя. ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.38
[21] Вход в мечеть, где покоился прах св. праотцев тогда не допускался.
[22] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Посещение Вифлеема и Дуба Мамврийского. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.38
[23] Там же. Путешествие в Назарет. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.46
 

<< Вернуться назад


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com