Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Архив новостей 2005 годаАнонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Новости

11 марта 2009
Книгу «Библия, как памятник культуры» рекомендуют изучать в белорусских школах

В издательстве «Зорны верасень» готовится к изданию книга А. О. Горанского и С. В. Мандрик «Библия как памятник культуры», рекомендованная Учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» в качестве пособия для учреждений образования, предоставляющих среднее специальное образование.

Библия – это одна из важнейших для человечества книг, содержащая религиозные учения и откровения, глубокие философские размышления и непреходящие общечеловеческие нравственные ценности и потому, несмотря на глубокую древность, не устаревающая по своей значимости в наши дни. Библия оставила неизгладимый след на всей современной культуре – она послужила источником вдохновения для всех видов искусства, а ее духовность во многом определила обычаи, общественные идеалы и этические нормы многих стран мира, в том числе и Беларуси. Поскольку Библия чрезвычайно глубоко вошла в жизнь человечества, знакомство с этой Книгой необходимо для любого человека, независимо от его отношения к религии, поскольку это непременная предпосылка высокой образованности и культуры.

Целью данного издания является первоначальное знакомство учащихся с Библией и утверждение на ее основании необходимых для них нравственных ориентиров. Так как для многих эта Книга и мировая духовная культура вообще не являются частью повседневной жизни и культурного сознания, в первых трех главах пособия («Предварительные сведения. Понятие культуры и религии. Многообразие подходов к определению феномена религии в истории общественной мысли», «Сфера науки и религии. Основные философско-религиозные мировоззренческие системы (деизм, пантеизм, теизм)», «Соотношение религии и нравственности, проблема страданий и зла в Библии и мировых религиях») рассматриваются религиоведческие вопросы о сущности, возникновении и многообразии религии, соотношении религии и науки, религии и морали; эти знания необходимы для адекватного понимания Библии, которая является, прежде всего, религиозным феноменом. Последующие главы («Библия как памятник мировой культуры, история написания Библии, ее состав и структура», «Библия о мире и человеке», «Основные сюжеты книги Бытие», «Эпоха исхода. Моисей и Синайское законодательство», «Исторические и пророческие книги Библии», «Новый Завет и его нравственное учение» «Система ценностей в христианской культуре») знакомят читателей с историей и условиями возникновения Библии, ее структурой и языком, с основными сюжетами, изложенными в библейских книгах и связанными с ними религиозными традициями и нравственным учением.

В книге будут размещены иллюстрации, а также учебная программа курса «Библия как памятник культуры».

Данное пособие разработано выпускниками Института теологии БГУ, магистрами гуманитарных наук С. В. Мандрик и А. О. Горанским на основании опыта преподавания соответствующего курса в средних и средних специальных учебных заведений города Минска, где данный предмет и методика его преподавания вызывали заинтересованность и положительные отклики учащихся и преподавателей. Рукопись прошла рецензирование (рецензенты – заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков БГУ доктор исторических наук профессор В. А. Федосик и кандидат исторических наук доцент Л. П. Томилина), которое выявило такие достоинства книги, как объективный беспристрастный подход и понятный доступный язык при изложении материала, а также устремленность к нравственному воспитанию учащихся посредством общечеловеческих ценностей и нравственных норм, содержащихся в Библии.

Для знакомства с книгой предлагаем один из параграфов пособия

9.2. Учение Иисуса Христа – Нагорная проповедь

Нагорная проповедь содержит сущность евангельского учения. Она начинается девятью заповедями блаженства, которые, в отличие от ветхозаветных десяти заповедей, где преимущественно рассматриваются внешние поступки человека и налагаются строгие запреты, говорят о внутренней настроенности человеческой души и излагают не требования, а условия, при соблюдении которых человек может достичь нравственного идеала. В начале Своей речи Иисус Христос девять раз произносит слово «блаженны…», которое означает высшую радость и счастье. После грехопадения люди утратили подлинное счастье, и даже правильное представление о нем, само это слово стало звучать как несбыточная мечта и недосягаемый идеал. Но Иисус Христос зовет всех разделить эту высшую радость и предлагает людям счастье как конкретную, достижимую реальность, относящуюся не только к будущей жизни, но начинающую осуществляться уже сейчас по мере того, как человек освобождается от гнета греха. Первая заповедь блаженства – «Блаженны нищие духом…» призывает человека увидеть свою духовную неполноту и обратиться к Богу за помощью (Мф. 5, 3). Под нищими духом понимаются не вообще бедные и страдающие, но скромные, осознающие свое несовершенство и беспомощность и желающие преодолеть это бедственное положение. Такая самооценка не является отчаянием или пессимизмом, напротив, она полна надежды на реальную возможность стать лучше и стремления к этому. О том же говорит вторая заповедь блаженства «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Плачущим, под которыми подразумеваются те же осознающие свои недостатки и желающие исправления люди, обещается утешение, в более широком смысле понимаемое как спасение, то есть освобождение от последствий греха. Третья заповедь говорит о кротких, которые станут наследниками новой земли: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5,5). Слово «кроткий», то есть не превозносящийся, мягкий, незлобивый, мирный, скромный, обозначает качество совершенно противоположное высокомерию, насилию и другим свойствам лиц, стремящихся к преобладанию над другими. Кроткие кажутся бессильными, но они не нуждаются в силе власти и могуществе преобладания, так как не стремятся к тому, чтобы им служили, но сами с готовностью помогают другим. Слова четвертого блаженства «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) обращены к тем, кто стремится к нравственной жизни и жаждет ее. Тут говорится о том, что желание нравственной жизни (правды) не должно быть пассивным, но, напротив, энергичным и деятельным, поскольку только при активном стремлении можно делать добро, ведь голодный человек не только думает о еде, но прилагает все усилия, чтобы утолить голод. Сразу за блаженством, в котором говорилось о жаждущих правды следует пятая заповедь о милосердии: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Милосердие, прежде всего, выражается в деятельной любви и помощи нуждающимся, а также в терпеливом отношении к другим. Далее в шестой заповеди говорится об основании, на котором строится внешнее нравственное поведение человека: «Блаженны чистые сердцем..» (Мф. 5, 8). Под «сердцем» понимается внутренняя сущность человека, а внутренняя чистота противопоставляется обманчивой внешней доброжелательности, которой часто прикрываются недобрые намерения. Седьмая заповедь – «Блаженны миротворцы…» (Мф. 5, 9) обращена к тем, кто трудится для установления, сохранения или восстановления мира, то есть к тем, кто прикладывает все усилия к тому, чтобы и самим примириться с другими, и другим не давать повода для ссоры с собой и тем самым восстановить полноту и цельность жизни. В восьмой и девятой заповедях (Мф. 5, 10–12) говорится о реальности счастья, которого достигнут придерживающиеся предыдущих принципов, хотя на их пути могут возникнуть временные трудности и скорби, мужественное преодоление которых является вернейшим доказательством правильного пути к нравственному идеалу. Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос говорит о любви, и милосердии ко всем без исключения людям: «…любите врагов ваших…» (Лк. 6, 27–36; Мф. 5, 43–48). Слово «любить» в Его повествовании значит не столько эмоциональное переживание, сколько решимость и готовность делать добро всякому нуждающемуся человеку. Людей часто подстерегает соблазн любить лишь тех, от кого можно ждать ответной любви, как это делают помогающие только тем, кто близок по вере, социальному положению, национальности или по взаимным услугам. Однако такой мотив добрых поступков не является по своей сути нравственным. Любить врага, значит любить в нем такого же человека, а его вражду считать болезнью и несовершенством. Люди не должны осуждать друг друга, присваивая себе звание и власть высшего судьи: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37–38; Мф. 7, 1–12). Эта заповедь не запрещает проводить различие между добром и злом или отрицательно оценивать плохие поступки людей; но настаивает на том, что все должны помнить о том, что в основе оценки поступков лежит принцип меры. То есть необходимо прилагать меру, которая применяется к оценке других людей, прежде всего к себе, и, следовательно, можно требовать от другого только того, что считаешь обязательным для себя самого. Определяя основной принцип отношения людей друг к другу, Иисус Христос провозглашает «золотое правило» нравственности: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12). Далее Христос говорит о том, что ни дела милосердия, ни нравственные поступки не должны быть исполнены напоказ, ради славы среди людей, так как в этом случае, как и при любви только к определенным категориям людей, мотивы таких действий не могут быть признаны нравственными. Выставление добрых дел напоказ приводит к лицемерию и ханжеству, когда от доброго дела остается лишь видимость без содержания. Предостерегая людей от неверного поведения, Иисус Христос указывает, что они должны поступать так, чтобы не только никто не знал об этом, но даже и сам человек не осознавал, что совершил доброе дело. Этим подчеркивается, что делание добра должно стать для людей такой же естественной и органической потребностью, как дыхание, которое здоровый человек попросту не замечает. С одной стороны, цель такой анонимной помощи – не унижать достоинство нуждающегося, а с другой – сам человек должен забыть о том, что он кому-то помог, и не рассчитывать на похвалу людей, иначе такие действия будут неискренними, но будут преследовать некие корыстные цели. Нравственное учение Иисуса Христа – это не просто закон, от человека не требуется формального исполнения всех «пунктов» морального кодекса, но ожидается полное духовное перерождение, которое является главным средством нравственного обновления личности.

Заказы принимаются по адресу:
220040, г. Минск, ул. Некрасова, 20.
Справки по тел.: 296-66-17, тел./факс 292-09-86
Книгу можно будет также приобрести в киоске Академии последипломного образования (220040, г. Минск, ул. Некрасова, 20).
Возможна доставка почтой.

Приход Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

<< Вернуться назад


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com