29 декабря 2008
В Консерватории представлена опера Антона Рубинштейна «Христос»
«Коллекцию редких партитур» представили в Театре оперы и балета Петербургской консерватории. Так называется серия концертов – рождественский подарок петербуржцам от народного артиста России Сергея Стадлера. На выступлении 24 декабря оркестр исполнил два забытых произведения: оперу Антона Рубинштейна «Христос», которая почти столетие считалась утерянной, и ораторию Людвига Бетховена «Христос на Масличной горе».
Опера А.Г. Рубинштейна «Христос» была написана в Германии, издана в Лейпциге в 1894 году и тогда же прозвучала в концертном исполнении на сцене консерватории Штутгарта. Либретто написано на немецком языке по одноименной поэме Генриха Бультхаупта. Семь картин оперы - это семь самых ярких и значимых эпизодов Евангелия: рождение Христа и поклонение волхвов, Нагорная проповедь, Гефсиманский сад, Благовещение, искушение Христа в пустыне, Тайная вечеря, суд Пилата, сообщает «Санкт-Петербург.ру».
Для исполнения оперы требуется участие многочисленных хоров и десятка солистов. Антон Григорьевич Рубинштейн надеялся показать оперу в России, но не успел – композитора не стало через полгода после завершении произведения. Прозвучав единственный раз в Германии, «Христос» был обречен на более чем вековое забвение, так как партитура оперы считалась бесследно исчезнувшей. Фрагменты оперы спустя почти столетие были обнаружены в библиотеке Консерватории, передает РИА Новости.
Другая редкая вещь – оратория Бетховена «Христос на Масличной горе» – это первое из созданных Бетховеном произведений с использованием библейского сюжета. Оратория была написана в 1801 году, премьера состоялась в апреле 1803 года. Сам композитор критически относился к своему сочинению, находя его чрезмерно драматическим. Несмотря на то, что произведение имело успех при жизни композитора, со временем оно стало исполняться все реже и реже, уйдя в тень других, более поздних и совершенных, работ Бетховена. И вот сейчас произошло второе рождение на сцене Театра оперы и балета.
При подготовке концерта Стадлер старался не привлекать профессиональных музыкантов. Обработку забытых партитур он поручил студентам Консерватории, которые, справились с задачей, несмотря на сложность музыкальных произведений.
Добавим, что сценическая премьера оперы «Христос» состоялась в декабре этого года в Перми. Режиссер-постановщик оперного спектакля – Георгий Исаакян, дирижер – Антон Шароев, правнук А.Г. Рубинштейна.
Как отмечает газета «
Известия», Георгий Исаакян, говоря с залом о Боге, вносит в этот разговор личные авторские интонации – через игру пространством и временем, через сценографию, через цитирование (например, выдерживая сцену Тайной вечери в цветовой гамме одноименной картины Иванова). Примечательно, как режиссер решает сцены с участием заглавного персонажа оперы. Иисус Христос не появляется перед зрителями. Есть только голос, доносящийся до аудитории с высот пространства оперного зала.
<< Вернуться назад