30 октября 2008
Изданы «Размышления о двунадесятых праздниках» митрополита Вениамина (Федченкова)
В книге подробно разбираются церковные праздники от Рождества Богородицы до Сретения Господня. Она поможет современным христианам усвоить дух Церкви, почувствовать красоту песнопений, постичь смысл и глубину совершаемого торжества.
Очередной том творений митрополита Вениамина (Федченкова) «Размышления о двунадесятых праздниках», выпущенный издательством «Правило веры» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра), посвящен праздничным богослужениям Православной Церкви. В него вошли описания двунадесятых праздников – особых дней, раскрывающих «общение человека с Богом и Бога с человеком». Это Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне и относящийся к ним «один из самых затененных», по словам Владыки, праздник Обрезания. Описание каждого праздника завершается обширными выписками из святых отцов, чем освещаются разные грани празднуемого события.
Укорененный в духе Православной Церкви, митрополит Вениамин раскрывает читателям «благодать праздника». Он внимательно рассматривает и описывает и свои мысли о значении и значимости праздника, и тексты песнопений, и свои ощущения, и отношение верующих людей – по многолетнему опыту – к происходящему в храме торжеству.
Откровения Владыки удивительны. И так как они поддержаны словами богослужения, то его понимание праздника становится своим и для читателя. Это помогает «усвоить дух Церкви». И мы, в доступной нам мере, начинаем чувствовать красоту церковных песнопений, постигать смысл и глубину совершаемого торжества, во время которого мир Божий и успокоение входят в нашу душу.
Тексты печатаются по авторской машинописи. «Рождество Пресвятой Богородицы» публикуется впервые. Орфография и пунктуация в тексте соответствуют современным нормам за исключением некоторых случаев, в которых сохранено авторское написание отдельных терминов. Книга снабжена подробными комментариями, а также Словарем богослужебных терминов, встречающихся в тексте.
Приведем фрагмент воспоминаний о митрополите Вениамине знавшего его близко в Париже митрополита Антония Сурожского (Блума). «У Владыки Вениамина было одно потрясающее свойство, подобное которому было и у Владыки Владимира (Тихоницкого) на rue Daru. Когда они принимали участие в службе, даже не служа, они как-то поднимали службу, и она от земли возвышалась к небу. Я помню, как Владыка Вениамин стоял на службе, и от того служба делалась цельной и возносилась.
У него была какая-то изумительная простота, таких простых людей надо с фонарем искать. Я помню, как-то на Трехсвятительском подворье - я пришел почему-то поздно, и вижу: Владыка Вениамин лежит на каменном полу, завернувшись в свою черную монашескую мантию, даже без подушки, - просто лежит. Я ему говорю: "Владыка, что Вы здесь делаете?" - "Ты знаешь, я здесь спать устроился" - "Как, у Вас разве комнаты нет?" - "Знаешь что, сейчас на моей кровати спит один нищий, на матрасе другой, еще один спит на подушках, а еще другой - на моих одеялах. Так я здесь устроился, потому что в мантии моей мне тепло".
Вот это для него типично. В это время действительно было голодно. Но Владыка Вениамин умел вдохновить всю службу, вот так ее к небу возносить. Этим он для меня памятен: своим лежанием на каменном полу и возношением богослужения к небу».
<< Вернуться назад