Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Архив новостей 2005 годаАнонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Новости

16 сентября 2008
Предстоятель возглавил церемонию открытия Марфо-Мариинской обители после реконструкции

15 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил торжественную церемонию открытия Марфо-Мариинской обители милосердия после реконструкции.

     
  Марфо-Мариинская обитель  
 
Марфо-Мариинская обитель
 
 

Предстоятель Русской Православной Церкви является почетным председателем Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания».

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

В церемонии также участвовали сопредседатели программы: президент ОАО "РЖД", председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы В.И.Якунин и мэр Москвы Ю.М.Лужков.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

В торжествах, посвященных открытию Марфо-Мариинской обители после реставрации, приняли участие митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр, супруга Президента России С.В. Медведева, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы В.И.Ресин, а также благотворители и участники возрождения обители милосердия.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

Усилиями участников программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания» реконструирован архитектурный комплекс обители, состоящий из 15 зданий, и регенерирована территория уникального памятника федерального значения.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

По прибытии в воссозданную обитель, Его Святейшество, в сопровождении начальницы обители Н. А. Молибога, осмотрел покои Великой княгини Елизаветы Федоровны, воссозданный храм святых праведных Марфы и Марии, экспозицию фотовыставки, посвященной восстановлению обители.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

В Покровском соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам торжества с Первосвятительским словом.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на торжественной церемонии открытия Марфо-Мариинской обители милосердия после реконструкции

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Многоуважаемые Юрий Михайлович, Владимир Иванович, уважаемая Светлана Владимировна!

Уважаемые дамы и господа! Дорогие братья и сестры!

Сегодня состоялась церемония торжественного открытия Марфо-Мариинской обители милосердия после проведения реставрационных и восстановительных работ.

Москвичи и весь народ российский стали свидетелями, как всего за полтора года святая Обитель была возрождена из руин. Мы от всего сердца благодарим всех, кто принимал участие в этой грандиозной работе, особенно членов Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия, К 100-летию со дня основания» во главе с ее сопредседателями - Юрием Михайловичем Лужковым, Владимиром Ивановичем Якуниным, и Митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром, а также рабочую группу, руководителей градостроительного и архитектурного комплекса Москвы, строителей и всех благотворителей Обители.

Мы помним, что на последнем заседании Попечительского совета программы, в июне этого года, когда работ в Обители предстояло выполнить еще очень много, Юрий Михайлович Лужков заверил нас, что Обитель будет восстановлена до Дня города. И слово свое сдержал. Спасибо Вам. Действительно, Марфо-Мариинская обитель предстала перед нами в возрожденном, первозданном виде.

Трудно поверить, что совсем недавно все здания находились в аварийном состоянии. Покои Великой княгини, храм вятых праведных Марфы и Марии стояли в строительных лесах, поддерживающих стены. По внутренним помещениям невозможно было ходить, везде лежали строительные материалы, стены и полы были разобраны, красивейшая лепнина в комнатах и фрески уничтожены. Территория обители представляла собой большую свалку строительного мусора. Внутренние коммуникации работали с перебоем и требовали капитального ремонта.

Казалось, что на возрождение Обители уйдет много времени. Но вот прошло всего полтора года и ее невозможно узнать, Уже завтра состоится освящение Покровского храма Марфо-Мариинской обители Великим чином. Обитель засияла прекрасным брильянтом в ожерелье московских монастырей и храмов. Вместе с ней обрела новую жизнь и древняя улица Большая Ордынка.

За время, прошедшее с нашей последней встречи, и непосредственные участники Программы, и десятки миллионов людей стали свидетелями увековечивания памяти Алапаевских и царственных мучеников в связи с 90-летием их мученической кончины. В этом году была отмечена годовщина подписания Акта о восстановлении канонического общения Русской Православной Церкви в Отечестве и за границей.

В этой череде - реставрация и реконструкция Марфо-Мариинской обители, основанной Святой преподобномученицей Елизаветой Федоровной. Это добрый знак восстановления единства всего Русского мира. Мне радостно отметить, что программа успешно завершает свою работу и вступает в фазу возрождения Обители во всей многогранности ее деятельности и полноте духовной жизни как Всероссийского центра милосердия.

Сегодня мы сердечно благодарим Правительство Москвы, Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, руководителей различных организаций, выполнивших большой комплекс работ в Обители, реставраторов, художников, архитекторов, историков, искусствоведов - представителей всех строительных профессий, которые в течение многих месяцев по архивным документам, фотографиям, письменным свидетельствам очевидцев и чертежам скрупулезно возрождали Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Особую признательность выражаем благотворителям. Именно с их помощью Обители был возвращен первозданный архитектурный облик.

В завершение хочу выразить удовлетворение работой Попечительского совета Программы и рабочей группы. И, вероятно, наступило время, когда надо подумать, как вдохнуть в восстановленные стены обители подлинную духовную жизнь. Я думаю, что это задача предстоящего служения начальницы, духовника и сестер обители. Ведь одна из главных добродетелей святых сестер Марфы и Марии - это деятельная любовь к ближним, соединенная с молитвой. Это самоотверженный труд на благо ближним - служение убогим и сирым, нуждающимся, больным и страждущим.

Молитвами святой преподобномученицы Елисаветы да благословит Господь то дело, начало которому она положила своим служением и подвигом. После того как обитель восстановлена в ее первоначальном благолепии и красоте, воссоздан храм покрова Пресвятой Богородицы, восстановлены покои великой княгини и сестринский корпус, нужно завершить незаконченное и начать духовное возрождение обители. Оно должно осуществляться с молитвой, с любовью к ближним, нуждающимся в помощи, поддержке и утешении.

При жизни великой княгини Елисаветы Феодоровны здесь находили приют, заботу, лечение нуждающиеся в помощи и поддержке. Когда началась I Мировая война, и даже после революции, помощь здесь оказывалась и белым, и красным. В этом и есть смысл служения ближним, не взирая на лица и политическую принадлежность. В этом задача и нашего предстоящего служения.

Я еще раз хочу сердечно поблагодарить сопредседателей программы, всех членов Попечительского совета, благотворителей и тех, кто своим трудом жертвами и любовью этому святому месту способствовал его возрождению.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

С приветствиями к участникам церемонии также обратились В.И.Якунин и Ю.М.Лужков.

Обращаясь к Святейшему Патриарху В. Якунин, в частности сказал:
«Ваше Святейшество, я думаю, будет абсолютно справедливо, что мы члены Попечительского совета, представители фонда Андрея Первозванного, все участники этого благого дела скажем слова благодарности именно Вам. Ведь именно Ваша последовательная, настойчивая позиция смогла сплотить разных людей, которые своим трудом смогли восстановить обитель. Сегодня много дискуссий разворачивается на страницах прессы по поводу взаимоотношений Церкви и государства. Мне представляется, что слаженная работа всех участников проекта по восстановлению Марфо-Мариинской обители дает совершенно однозначный ответ – речь идет о духовном возрождении общества, об объединении сил всех граждан России направленных на восстановление не только экономической, но, самое главное, духовной мощи нашего государства.

Я думаю, Вы со мной согласитесь: не часто бывает в нашей жизни, когда проект, окончание которого планировалось на следующий год, заканчивается в предыдущем году.

Я хотел бы поблагодарить всех людей, кому дорога идея единства и верности России, которые своим личным вкладом нас поддерживали.

Еще раз позвольте от нашего имени, от имени всех присутствующих поблагодарить Святейшего Патриарха за ту неустанную заботу о духовном возрождении нашего общества, элементом которой являлась на первый взгляд чисто инженерная задача по восстановлению зданий в центре Москвы. Это не так, восстанавливались не здания, восстанавливалось значительно больше: восстанавливалась история, наше отношение к истории, дух нашего общества.

Спасибо Вам, Ваше Святейшество, за Вашу работу, низкий поклон Вам от всех нас».

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

Мэр Москвы Ю. М. Лужков, в своем приветствии к участникам торжеств отметил: «Возвращая эту обитель, мы возвращаем исконную историческую память о том добре, которое совершала Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Мы возвращаем обществу то добро, которое оно должно совершать как основу для своих мыслей и дел».

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

К знаменательному событию Святейший Патриарх Алексий и сопредседатели программы по возрождению Марфо-Мариинской обители подготовили памятные дары – икону преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны, серебряную скульптуру преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, книгу «Милосердия великая подвижница. Восстановлению Марфо-Мариинской обители милосердия посвящается», фотоальбом «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. 2007-2008» и другие.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

В.И.Якунин преподнес Его Святейшеству копии уникальных архивных документов, относящихся к истории Марфо-Мариинской обители милосердия.

После выступления Святейшего Патриарха и сопредседателей программы состоялось награждение активных участников программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия».

Святейший Патриарх Алексий наградил членов рабочей группы, непосредственно занимавшихся восстановлением святыни орденами и медалями Русской Православной Церкви.

Орденом Андрея Рублева, II степени, награждены:
- первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, начальник Управления экономического развития в строительной отрасли Левченко А. Н.;
- председатель Комитета по культурному наследию г. Москвы Шевчук В. А.;
- советник Мэра г. Москвы Гейвандов А. А.;
- президента компании «Coalco AG» Анисимова В. В.

Орденом прп. Ефросинии Московской, III степени, награждена:
- член Попечительского совета благотворительного фонда поддержки образования, культуры и спорта «ЮТИС» Анисимова Е. В.

Орденом Андрея Рублева, III степени, награждены:
- заместитель директора государственной компании ОАО «Атомэнергпром» Обозов С. А.;
- председатель Совета директоров, президент корпорации «Mirax Group» Полонский С. Ю.;
- председатель Совета директоров, президент ОАО «Межотраслевой вексельный дом топливно-энергетического комплекса» Рудов С. Ю.;
- вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Тони О. В.;
- генеральный директор «АНД-Корпорация» Васильев В. К.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

На территории обители состоялся краткий концерт духового оркестра ОАО «РЖД».

* * *

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

Программа «Восстановление Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания» действует с декабря 2006 года. В ходе реализации программы отреставрированы храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Марфы и Марии при лазарете, Голгофа, общежитие сестер милосердия, покои Великой княгини Елизаветы Федоровны, воскресная школа с квартирой священника, жилой дом (воскресная школа), ограда, сторожка и часовня, домик садовника, павильон в парке, гараж и хозяйственный навес.

     
  Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
 
 

А также произведено благоустройство и озеленение территории Марфо-Мариинской обители.

     
   
 
 
 
 

Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна

(Статья из XVIII тома «Православной энциклопедии»)

Елисавета Феодоровна (20.10.(1.11.)1864, Дармштадт (совр. земля Гессен, Германия — 18.07.1918, близ г. Алапаевска Верхотурского у. Пермской губ., ныне в Свердловской обл.), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), вел. кнг. Полное имя — Элизабет Александра Луиза Алиса (в семье ее называли Элла), названа в крещении Елизавета в память о св. Елизавете Тюрингской. Дочь вел. герц. Гессен-Дармштадтского Людвига IV и вел. герц. Алисы, урожденной принцессы Великобритании и Ирландии. Старшая сестра имп. мц. Александры Феодоровны. Получила хорошее домашнее образование, большое внимание уделялось музыке и рисованию. В семье детей воспитывали в христ. атмосфере, прививали милосердие, учили заботе о больных, формировали культуру общения с людьми разных социальных слоев. После смерти матери от дифтерии (14 дек. 1878) Элла воспитывалась в Англии под наблюдением бабушки, англ. кор. Виктории.

В нояб. 1883 г. в Дармштадте состоялась помолвка принцессы Эллы и вел. кн. Сергея Александровича, 3 июня 1884 г.— венчание в ц. Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце в С.-Петербурге. Супруги жили в доме Белосельских-Белозерских (Сергиевский дворец), построенном архит. А. И. Штакеншнейдером в 1846–1848 гг. на Невском проспекте. Здесь бывали члены имп. фамилии, гос. деятели, иностранные посланники, деятели культуры и искусства. Вел. княгиня участвовала в домашних спектаклях, в постановке «Евгения Онегина» исполняла роль Татьяны, Онегина играл цесаревич Николай (Николай II Александрович).

Вел. княгиня знакомилась с историей России, учила рус. язык, брала уроки рисования у академика исторической живописи М. П. Боткина. Совместная жизнь супругов строилась на христ. началах. В духовной жизни на Эллу большое влияние оказывал муж. Как паломники они посетили Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. монрь (в сент. 1886) и Св. землю (в сент.—окт. 1888), после чего вел. княгиня решила перейти в Православие. 1 янв. 1891 г. она написала отцу: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии... Я все время думала, и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж». Она отметила, что муж никогда не старался принудить ее к выбору правосл. веры, предоставляя это ее совести. «Как было бы просто,— продолжала она,— оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем, притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь?! Я думала, и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена. Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Таин вместе с моим мужем... Я не могу откладывать этого» (Миллер. 2002. С. 69-70). Во 2-м письме отцу, который не одобрил ее решения, она писала: “...я лгала все это время, оставаясь для всех в моей старой вере... Это было бы невозможным для меня продолжать жить так, как я раньше жила” (Там же. С. 73). По просьбе вел. княгини для ее отца протопр. Иоанн Янышев составил “Пункты различия между православным и протестантским вероучением”, на полях текста Элла оставила приписки. “Даже по-славянски,— писала она,— я понимаю почти все, никогда не уча его” (Там же. С. 74). В ответе брату Эрнсту она объясняла свое решение тем, что ее привлекает именно основа веры. “Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем,— подробно описывала она свое состояние.— ...Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение” (Там же. С. 77). Кроме англ. кор. Виктории и сестры Виктории Баттенбергской родственники вел. княгини не одобрили ее решения. В письме от 5 янв. 1891 г. цесаревичу Николаю Элла подтвердила свое решение перейти в Православие: “...хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т. к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение” (Материалы к житию. 1996. С. 10–11).

13 апр. 1891 г., в Лазареву субботу, вел. княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета. Согласно традиции, отчество Феодоровна давали нем. принцессам в честь почитаемой Феодоровской иконы Божией Матери. «Это событие, отпразднованное всей Россией совместно с величайшим из праздников христианских,— сообщал архим. Антонин (Капустин) в письме вел. кн. Сергею Александровичу,— имело свой отголосок и в Святой Земле, хранящей в своей признательной памяти живыми и цельными светлые образы августейших паломников 1888 г.». В память о Палестине архимандрит передал в подарок Е. Ф. «несколько античных вещиц», найденных при раскопках.

В связи с назначением Сергея Александровича московским генерал-губернатором 5 мая 1891 г. супруги прибыли в Москву и вначале расположились в Александринском дворце на территории Нескучного сада, затем переехали в особняк на Тверской. Живя летом в окрестностях Саввина Сторожевского монастыря, Е. Ф. регулярно посещала службы в церкви с. Ильинского Звенигородского у. Московской губ. Она продолжала изучение рус. языка и литературы с гофлектриссой Е. А. Шнейдер, помогала деревенским детям, открыла для них школу. Занималась живописью. Сохранились портреты фрейлины Е. Н. Козляниновой (ГЭ) и З. Н. Юсуповой (частное собрание), выполненные Е. Ф. на высоком художественном уровне. Много рисунков Е. Ф. предоставляла для экспозиции на благотворительных выставках. 3 июня 1892 г. Е. Ф. присутствовала при освящении в Угличе дворца Димитрия Иоанновича, св. царевича Угличского и Московского, и открытии в нем музея отечественных древностей.

Благотворительная и общественная деятельность. Е. Ф. активно занималась делами милосердия. Она была председателем Петровского благотворительного общества в С.-Петербурге, Убежища для слабосильных и выздоравливающих детей, Царско-сельского благотворительного общества, Первого с.-петербургского дамского комитета Российского общества Красного Креста. В 1896 г. основала в С.-Петербурге Елизаветинскую общину сестер милосердия, которую регулярно посещала, несмотря на переезд в Москву, присутствовала при освящении зданий общины, храма во имя вмч. Пантелеимона, работала с отчетами правления.

     
  Великий князь Сергей Александрович и Елизавета Феодоровна  
 
Великий князь Сергей Александрович и Елизавета Феодоровна
 
 

Великокняжеская чета с вниманием относилась к празднованию в Москве дня прп. Георгия, особо отмечала в этот день георгиевских кавалеров. Е. Ф. уделяла внимание 51-му Черниговскому драгунскому полку, шефом которого была. Участвовала в благо-творительных базарах, в организации московских праздников цветов (1-й состоялся 20 мая 1901 на Беговом круге (ныне Московский ипподром на Беговой ул.)). Средства, вырученные от этих мероприятий, поступали на благотворительные нужды. Е. Ф. являлась председателем Общества помощи погорельцам, во время наводнения 1908 г. пострадавших сел.

Е. Ф. принадлежит важная роль в развитии музеев, художественных, муз. и теаральных союзов. Она работала в подготовительном комитете X археологического съезда, в организации раскопок на территории Московского Кремля, в приобретении и дарении Историческому музею различных экспонатов (древних монет, крестов, икон, старинного оружия), помогла в открытии Екатерининского, Владимирского, Суздальского и др. залов музея. Е. Ф. любила церковное пение и особенно ценила Синодальный хор, заботилась о сохранении и развитии муз. и театральной культуры в стране. В течение ряда лет была попечительницей Филармонического общества. Помощь актерам и творческой интеллигенции проявлялась в создании приюта для престарелых театральных деятелей, в подготовке съездов Театрального общества и бенефисов выдающихся актеров, в покупке оборудования для театров, в постановке спектаклей и организации концертов, благотворительных спектаклей для учащихся и т. д. Е. Ф. помогала Строгановскому и Синодальному училищам, курсам сестер милосердия общины Иверской иконы Божией Матери, художественным и муз. школам.

Открытие и освящение (18 янв. 1904) Шелапутинских ремесленных училищ состоялось при поддержке Е. Ф. 17 янв. 1892 г. был утвержден Устав Елисаветинского общества по оказанию помощи детям неимущих родителей, его председателем был назначен Б. А. Нейдгарт. В детские ясли, сады, приюты общества поступали дети малоимущих родителей, сироты, которые получали здесь профессиональное образование. За 25 лет работы общество открыло десятки детских приютов в приходах церквей Москвы и ее уездов и оказало помощь 9 тыс. детей. Испросив благословение у Московского митр. Леонтия (Лебединского), Е. Ф. разделила город на 11 благочиний, которые в свою очередь образовали более 200 Елисаветинских комитетов. Во главе групп Е. Ф. поставила отцов-благочинных. При каждом столичном приходе создавались детские ясли и приюты. За 20 лет Елисаветинское благотворительное общество открыло 36 учреждений для призрения детей. Для награждения тех, кто в течение ряда лет самоотверженно выполняли свой долг, было принято положение о нагрудном знаке Елисаветинского благотворительного общество, утвержденное 2 мая 1900 г. Право на ношение знака 1, 2 и 3-й степени удостоверялось дипломом за подписью Е. Ф. Высшей формой награды общество было занесение имен его членов на мраморные доски, сооруженные на стене зала заседаний Совета общество.

Общество попечения о неимущих и нуждающихся детях было создано раньше Елисаветинского благотворительного общества, но работа по финансовым причинам на неск. лет приостановилась. Задачей общества было обучение профессии вне зависимости от социального происхождения и возраста. В 1893 г. в результате ходатайства собрания попечителей перед государем Е. Ф. принимает общество под свое покровительство. В 1895 г. благодаря значительным пожертвованиям Е. Ф. началось строительство дома для 1-го приюта общества. Защита прав детей, которые подверглись истязанию в различных ремесленных заведениях, рассмотрение жалоб на жестокое обращение с ними побудили к созданию специального Комитета общества, возглавленного П. Н. Обнинским.

Е. Ф. была почетным председателем Дамского тюремного комитета, опекавшего детей, чьи матери отбывали наказание. Были организованы швейные мастерские для освобожденных из-под стражи женщин, где они получали жалованье и могли обеспечить одеждой себя и своих детей. Дамский комитет организовал приют для освобожденных из тюрем женщин. С 1893 г. благотворительная деятельность в тюрьмах отмечалась знаком в виде синего эмалевого креста, который был вставлен в металлический круг с надписью: «Человеколюбием исправлять». В 1898 г. Дамский тюремный комитет создал школу тюремных надзирательниц, стремясь т. о. внедрять культуру общения в практику повседневной жизни арестанток.

В дни русско-япон. войны Е. Ф. развернула работу по оказанию всесторонней помощи армии: открыла склад пожертвований в помощь раненым и нуждающимся, организовала бесплатное размещение больных и раненых, вернувшихся с войны. Комиссия по размещению воинов состояла при Особом комитете Ее Имп. Высочества вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (12 февр. 1904 — 1 сент. 1907), который открыл в своих губ. и уездных учреждениях 807 лазаретов по всей России (за исключением С.-Петербургской губ. и Финляндии) и оказал помощь 25 535 нижним чинам и 1350 офицерам. Гр. А. А. Олсуфьева вспоминала, что “великая княгиня была полностью поглощена этой работой… она думала обо всем, что могло бы помочь здоровью и благоустройству солдат…” (Olsoufieff. 1922. P. 4). В Кремлевском дворце Е. Ф. организовала работу женщин. “Это было целое министерство… разделенное на 12 отделов, каждый со своими функциями и задачами в оказании помощи фронту” (Ibid. P. 4–5). Основные направления этой работы: снабжение складов Ее Имп. Высочества в Ляояне, Мукдене (Шэньяне), Харбине и складов Красного Креста в Никольске (ныне Уссурийск) и Чите необходимыми вещами и медицинскими пособиями; снаряжение и содержание 9 летучих санитарных отрядов; снабжение необходимым инвентарем и вещами плавучих лазаретов; снаряжение 4 этапных лазаретов на 200 чел.; снаряжение и содержание отряда для борьбы с инфекционными заболеваниями и т. д. Отчеты об отправлении пожертвований на фронт публиковались в “Еженедельнике” и различных газетах. Особенно Е. Ф. заботилась том, чтобы “помочь в духовных нуждах русскому человеку... путем отправки множества походных церквей, оборудованных всем необходимым для богослужения” (Ibid. P. 4). 25 окт. 1908 г. в московской Всехсвятской роще было освящено устроенное Е. Ф. Сергиево-Елисаветинское убежище для увечных воинов, где они могли обучаться ремеслам.

Во время революции 1905 г.— было принято решение о переезде великокняжеской семьи в Кремль. 4 февр. от взрыва, произведенного террористом И. П. Каляевым на Сенатской пл. в Кремле, погиб вел. кн. Сергей Александрович. Этот день стал для Е. Ф. последним в ее светской жизни. 7 февр. Е. Ф. ездила в тюрьму, где содержался Каляев, оставила ему Евангелие и икону, после чего обратилась к Николаю II с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено. На месте убийства мужа Е. Ф. воздвигла памятник-крест, сделанный по проекту В. М. Васнецова. На памятнике были начертаны слова Спасителя, сказанные Им на кресте: “Отче, отпусти им, не ведают ибо, что творят” (ср.: Лк. 23. 34). По инициативе Е. Ф. для сохранения памяти о муже П. В. Жуковским в Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. монастыре в Кремле под наблюдением акад. Р. И. Клейна был создан храм-усыпальница вел. кн. Сергея Александровича.

Московское Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. (по случаю дня тезоименитства государя Е. Ф. находилась в эти дни в С.-Петербурге) дало повод Е. Ф. написать о том, что “революция не может кончиться со дня на день, она может только ухудшиться или сделаться хронической, что, по всей вероятности, и будет. Мой долг,— отмечала Е. Ф.,— заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания. Я попросту считаю себя подлой, оставаясь здесь, предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом из какого-нибудь окна, чем сидеть тут, сложа руки… Не надо бояться смерти, надо бояться жить” (Джунковский. 1997. С. 135).

     
  Императрица Александра Федоровна (слева) и Великая княгиня Елизавета Федоровна (справа)  
 
Императрица Александра Федоровна (слева) и Великая княгиня Елизавета Федоровна (справа)
 
 

Е. Ф. выбрала особую форму подвижничества — благотворение. Она вложила свои капиталы в устроение обители милосердия. В 1907 г. она вместе с буд. духовником обители прот. Митрофаном (впосл. прписп. Сергий (Сребрянский)) приступила к созданию устава новой обители сестер милосердия. В мае того же года Е. Ф. купила усадьбу с большим садом на Б. Ордынке, где в окт. открыла лазарет для раненых. 20 нояб. следующего года Московский митр. Владимир (Богоявленский) утвердил Устав обители, цель которой “трудом сестер обители милосердия и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби”.

10 февр. 1909 г. Марфо-Мариинская Московская жен. обитель официально начала свою деятельность. 9 сент. того же года Дмитровским еп. Трифоном (Туркестановым) был освящен 1-й храм обители — во имя святых Марфы и Марии, т. н. больничный. 9 апр. 1910 г. в этой церкви еп. Трифон посвятил в звание крестовых 17 сестер обители во главе с Е. Ф., давших обет послушания, нестяжания и целомудрия без монашеского пострига и обещавших творить добрые дела в духе христ. любви, заботы о бедных и больных. 10 апр. 1910 г. Московским митр. Владимиром Е. Ф. была утверждена в должности настоятельницы. Духовно окормляли сестер прот. Митрофан Сребрянский и прп. Алексий (Соловьёв), мон. Зосимовой пуст. Сестрами могли стать правосл. вдовы и девушки в возрасте от 21 до 40 лет. Их подразделяли на крестовых (более опытных) и учениц. Все сестры после прохождения соответствующего обучения в обители были обязаны посещать бедных и оказывать им помощь. В обители бесплатно обучали на курсах медсестер, выдавали лекарства, проводили электролечение, делали массаж, инъекции, оперировали; работала б-ка; были созданы приют для си-рот, воскресная школа, столовая для бедных, в которой готовилось свыше 300 обедов ежедневно.

Кроме непременного участия в богослужениях 2 раза в неделю духовник обители проводил с сестрами беседы катехизического и святоотеческого характера. В храме обители 4 раза в неделю читались акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного Спаса и Покрова Пресв. Богородицы; на обратной стороне — образы св. жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая должна была творить 100 Иисусовых молитв. В интерьере обители преобладал белый цвет, в убранстве использовался ситец светлых тонов. Сестры носили специально сшитые для них светлые длинные платья и белые апостольники, напоминавшие одеяние св. Елизаветы Тюрингской. В 1911 г. Е. Ф. подала в Святейший Синод прошение о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконисс. Решение вопроса было отложено до Поместного Собора РПЦ.

В 1908–1912 гг. был построен Покровский храм обители в новгородско-псковском стиле XVI в. по проекту архит. А. В. Щусева и расписан худож. М. В. Нестеровым. П. Д. Корин расписывал подземный храм-усыпальницу. 8 апр. 1912 г. состоялось освящение храма митр. Владимиром, еп. Трифоном и Серпуховским еп. Анастасием (Грибановским). Деятельность Марфо-Мариинской обители была обращена на поддержку бедных, больных и страждущих. Сестры служили в бесплатных учреждениях обители: больнице, амбулатории, аптеке, приюте для сирот, воскресной школе, б-ке, столовой для бедных, доме для чахоточных женщин на Донской ул. В обители больные получали и духовную помощь: соборование, беседы, молитвы, ежедневные службы о болящих в ц. святых Марфы и Марии. С осени 1913 г. сестры оказывали медицинскую помощь обитателям ночлежных домов Хитрова рынка, бездомные дети препровождались в приюты.

Е. Ф. спала на деревянной кровати без матраца, с жесткой подушкой 2–3 часа в сутки и в полночь молилась в церкви, посещала больных в лазарете. Все время, свободное от благотворительных трудов, Е. Ф. посвящала паломническим поездкам. Она неоднократно посещала Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, Оптину пуст., Саввин Сторожевский монастырь, Тихонову пуст., Соловецкий, Саровский, Новоиерусалимский монастыри, Сергиев скит, Зосимову пуст., обители, расположенные возле С.-Петербурга, а также древние монастыри в поволжских, уральских, псковских, орловских, нижегородских, тверских поселениях. Е. Ф. участвовала в праздниках прославления Божиих угодников, таких как прп. Серафим, игум. Саровский, сщмч. Ермоген, и в торжествах, связанных с вторичным обретением мощей кнг. блгв. Анны Кашинской. В письме Николаю II Е. Ф. назвала дни, проведенные в 1909 г. в Кашине, «идеальным повторением Сарова» (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254). Е. Ф. постигала смысл “духовного учительства” через паломничество и в процессе чтения житийной и святоотеческой литературы, а также в беседах со схиархим. Гавриилом (Зыряновым), священниками Алексием и Германом Зосимовскими, схиигум. исп. Фамарью (Марджановой), оптинскими старцами иеромонахами преподобными Нектарием (Тихоновым) и Анатолием (Потаповым).

Паломничество Е. Ф. в монастыри Урала было прервано первой мировой войной. В Москве Е. Ф. организовала Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. В Марфо-Мариинской обители был открыт госпиталь. В дни войны Е. Ф. возглавляла десятки учреждений в качестве попечителя либо председателя. 29 июля 1914 г. на заседании комитета, состоявшемся в доме Е. Ф. в Марфо-Мариинской обители, было принято решение об открытии постоянного коорди-нирующего органа (канцелярии комитета) и о начале приема денежных и вещевых пожертвований, а также об учреждении «Еженедельника», в котором будут освещаться все эти вопросы. Одна из главных задач комитета состояла в обеспечении работой жен солдат, призванных на войну. Под мастерские были отданы дома генерал-губернатора, Российского благородного собрания и Старогостиный двор. Семьям воинов также оказывалась сельскохозяйственная помощь, дети лиц, призванных на войну, обеспечивались всем необходимым. 27 сент. 1914 г. комитет вел. княгини принял решение об открытии ряда детских учреждений для сирот. По призыву Е. Ф. артисты и художники России проводили благотворительную работу в пользу воинов и их семей. Своеобразной помощью фронту было издание открыток-репродукций с картин великих рус. художников (напр., репродукция с картины Нестерова “Милосердие”) и рисунков Е. Ф., календарей и т. д. Е. Ф. отправила воинам рус. армии неск. составов с рождественскими подарками. В 1914 г. в продажу поступила переизданная кн. “Под благодатным небом”, принадлежавшая Е. Ф.; прибыль, полученная от продажи книги, была отдана в пользу детей воинов. К этому изданию Е. Ф. привлекла выдающихся художников: Нестерова, В. Д. Поленова, Н. К. Рериха, Корина и др.

Комитет Е. Ф. проводил сбор средств для содержания бездомных детей в приютах и окончания строительства помещений для детских трудовых артелей. Средства комитета, привлеченные с момента его создания и до 1 янв. 1916 г., позволили оказать помощь семьям 75 тыс. призванных воинов, в приютах проживали 45 тыс. детей воинов (в т. ч. в яслях — 30 тыс.); остро нуждающимся было выдано 7,8 млн обедов; в бесплатных и дешевых квартирах размещались и получали пособие 25 тыс. лиц, чьи родственники были призваны в действующую армию; для нужд армии было изготовлено более 25 млн предметов обмундирования; бесплатно или по льготной цене выдано топлива примерно 89 тыс. семей воинов; денежные пособия получили ок. 341,5 тыс. семей; общее число зарегистрированных нуждающихся семей воинов, которым оказывалась та или иная помощь учреждениями Е. Ф., превышает 895 тыс. Подавляющее большинство просьб нуждающихся было удовлетворено. В 1914 г. Е. Ф. начала работу по организации Братского кладбища при ц. Всех святых на Соколе, на котором был построен храм Преображения Господня по проекту архит. Щусева.

В июне 1915 г. комитет вел. княгини принял решение выделить 500 тыс. р. на расширение Сергиево-Елисаветинского убежища для увечных воинов, где раненые солдаты и дети погибших солдат обучались сапожному, портновскому, переплетному делу. Е. Ф. занималась подготовкой и отправкой на фронт походных церквей. В 1915–1917 гг. в обществе получили распространение безосновательные обвинения имп. Александры Феодоровны и Е. Ф. в шпионаже в пользу Германии. Е. Ф. в письмах имп. Николаю II отмечала, что Г. Е. Распутин пребывает «в духовной прелести», отношения между Е. Ф. и имп. Александрой Феодоровной резко ухудшились из-за разногласий по поводу оценки поступков и поведения Распутина.

13 апр. 1916 г. митр. Макарий совершил Божественную литургию в храме Марфо-Мариинской обители и благодарственный молебен по случаю исполнившегося 25-летия со дня вступления Е. Ф. в лоно правосл. Церкви. В этот день прот. сщмч. Иоанн Восторгов, обращаясь к верующим, собравшимся в обители, отметил, что жизнь вел. княгини свидетельствует об истинности ее веры. «В такой христианиза-ции,— говорил о. Иоанн,— когда «жизнь истинствует», и заключается прогресс ду-ховный… православия нельзя теперь от нее взять даже ценою мученической смерти…» (Моск. ЦВед. 1916. № 17. С. 226–230).

После Февральской революции частная благотворительность была прекращена. 10 марта 1917 г. был издан приказ комиссара Временного правительства Москвы о назначении В. Н. Григорьева комиссаром всех учреждений, бывших в ведении Е. Ф. 24 марта Е. Ф. сложила с себя обязанности председателя Комитета по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну.
26 авг. 1917 г. в Марфо-Мариинской обители был освящен храм во имя арх. Ми-хаила. 21 нояб. Е. Ф. присутствовала в Успенском соборе Московского Кремля на интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) (см.: Урусова Н. В. Материнский Плач Святой Руси. М., 2006. С. 112). 24 янв. следующего года Е. Ф. заказала Корину написать образ прор. Илии (в собрании И. С. Остроухова). Возможно, это был последний заказ Е. Ф.
И. К. Кучмаева, Л. Б. Максимова

     
   
 
 
 
 

Елисавета Феодоровна и Палестинское общество

Важным духовным опытом стало для вел. княгини участие в жизни Палестинского православного общества (ППО, с 1889 Импе-раторское), председателем которого был ее муж. ППО, созданное 21 мая 1882 г., работало под патронатом России. В число его почетных членов входили представители царской семьи во главе с Александром III и имп. Марией Феодоровной. Определяющим моментом в жизни Е. Ф. стало паломничество с супругом и его братом, вел. кн. Павлом Александровичем, в Св. землю в сент.—окт. 1888 г. для участия в освящении ц. Марии Магдалины в Иерусалиме, построенной в память об имп. Марии Александровне. Торжественная закладка храма состоялась в янв. 1885 г. в Гефсимании. Место для строительства и идею храма-мемориала подсказал начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) архим. Антонин (Капустин) во время паломничества вел. князей Сергея и Павла Александровичей с их двоюродным братом, вел. кн. Константином Константиновичем, в Св. землю 21–31 мая 1881 г. По просьбе вел. кн. Сергея Александровича архимандрит взял на себя общее руководство строительством. Храм был освящен 1 окт. 1888 г., в праздник Покрова Пресв. Богородицы. Элла вышила ковер для жертвенника. Распространено мнение, что она высказывала желание быть погребенной в Гефсимании, но эта версия не находит подтверждения в источниках и документах, содержащих лишь сведения о том, что ее свекровь, имп. Мария Александровна, мечтала о паломничестве в Св. землю, но по болезни не смогла его совершить и просила похоронить ее там. Элла если и произнесла в Гефсимании подобные слова, то, очевидно, имела в виду желание имп. Марии Александровны. В любом случае есть высокий смысл в том, что мощи Е. Ф. почивают в том самом храме, который строился в память др. подвижницы из той же царственной семьи.

Маршрут паломничества 1888 г. включал мн. достопримечательности и св. места Вост. Средиземноморья. Помимо К-поля Элла побывала в Смирне, Ефесе, Бейруте, Баальбеке, Дамаске, Хайфе, Назарете, Кане Галилейской, на горе Фавор. Осмотрела первые школы и больницы, построенные ППО. Очевидцы вспоминали, как она была растрогана крестным ходом в храме Гроба Господня, осмотром святынь храма в сопровождении араб. правосл. историка и богослова архим. Герасима (Яреда). В Яффе утром 6 окт. 1888 г., перед тем как покинуть Св. землю, вел. князья участвовали по просьбе архим. Антонина в закладке ц. во имя апостолов Петра и Павла и прав. Тавифы. В духовной жизни вел. княгини иерусалимское паломничество сыграло особую роль. Отношения, сложившиеся между великокняжеской четой и ППО, повлияли и на «выбор веры» — вопрос, который встал перед ней с приездом в Россию. По законам Российской империи Элла имела право не принимать Православия. Участие в жизни общества облегчило для нее постепенное укоренение в Православии.

После смерти мужа Е. Ф. по своему желанию была утверждена председателем ППО. Главным хранителем традиций общества был ген. М. П. Степанов, один из его членов-учредителей, секретарь в 1882–1889 гг. и бессменный помощник председателя с 1889 до 1917 г. как при Сергее Александровиче, так и при Е. Ф. Вся переписка Е. Ф. по делам ППО с С.-Петербургом, где находились Совет и канцелярия общества, и с Иерусалимом осуществлялась через Степанова, его знания и опыт в этих вопросах были незаменимы. Уважительные и доверительные отношения связывали Е. Ф. с вице-председателями общества Н. М. Аничковым (до 1908), Н. Н. Селифонтовым (1908–1910) и кн. А. А. Ширинским-Шихматовым (1910–1917), секретарями ППО А. П. Беляевым (1903–1906) и А. А. Дмитриевским (1906–1918). Е. Ф., прислушиваясь к советам, решала принципиальные вопросы сама, в т. ч. о назначении на ключевые для ППО посты. Так, при назначении преемника скончавшемуся в авг. 1906 г. Беляеву Е. Ф. поставила непременным условием, чтобы пост секретаря общества занял человек, всецело преданный интересам Русской Палестины, знающий ее историю и проблемы, готовый посвятить себя только работе в ППО. Обсудив несколько предложенных кандидатур, Е. Ф. остановила свой выбор на проф. Киевской ДА Дмитриевском и не ошиблась: в лице историка-византиниста, создателя школы рус. исторической литургики ППО и в целом рус. дело на Востоке обрели апологета, летописца и археографа. Пост вице-председателя ППО занимал член Гос. совета, сенатор Аничков, педагог, более 40 лет отдавший делу народного образования и прошедший путь от учителя уездного училища до товарища министра народного просвещения.

В связи с событиями русско-япон. войны и революции резко снизились доходы общества от ежегодного общецерковного «вербного» сбора и частных пожертвований. Было решено обратиться к т. н. бессарабскому капиталу (доходам от имений, преклоненных к св. местам на Востоке), который находился в 3 ведомствах: в Святейшем Синоде, Министерствах внутренних дел и народного просвещения. 22 апр. 1905 г. Аничков вручил Е. Ф. докладную записку о пособии обществу по 25 тыс. р. в год от каждого из 3 ведомств. 28 мая ею были подписаны рескрипты на имя К. П. Победоносцева, А. Г. Булыгина и В. Г. Глазова. 10 июня император утвердил общий доклад 3 ведомств о пособии обществу начиная с 1905 г. в течение 4 лет. Впосл. субсидия в 75 тыс. р. была испрошена вновь на 4 года по 1912 г. включительно.

Финансовые проблемы общества были настолько серьезными, что высказывались предложения о закрытии школ ППО в Сирии. В ответ на эти опасения Е. Ф. заявила о своей готовности поддержать общество. Ей удалось также решить деликатный вопрос об освобождении ППО от обязательства ежегодно выделять значительную сумму на содержание РДМ и на ремонт и содержание ц. Марии Магдалины в Гефсимании.

В 1907 г. в С.-Петербурге и Иерусалиме праздновали 25-летний юбилей ППО. Торжественное собрание прошло 21 мая в купеческом зале Петергофского дворца в присутствии членов имп. фамилии, Святейшего Синода, министров и почетных членов ППО, на др. день 2-е собрание состоялось в Сергиевском дворце в С.-Петербурге, которое посетили многочисленные депутации с приветствиями и адресами от разных ведомств, учреждений и обществ. Был подведен итог 25-летней работы обществ: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, Православное Палестинское общество имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тыс. паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10400 учащимися; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению» (Юбил. торжества ИППО. 1907. С. 398–399).
Предметом особой заботы Е. Ф. была школьная сеть общества. В июле—авг. 1913 г. в Назарете проводился учительский съезд для обсуждения педагогической реформы учебных заведений ППО в Сирии и Палестине. 23 июня 1914 г. Совет об-ва утвердил программы и инструкции для учительских семинарий, принятые Е. Ф. 22 окт. 1914 г.

Е. Ф. возглавляла ППО с 1905 до 1917 г. Некоторые, особенно зарубежные, исследователи (напр., Ф. Г. Ставру) пытались найти различия в деятельности ППО при правлении вел. кн. Сергея Александровича и под рук. Е. Ф. Они утверждали, что в 1-й период общество более активно, чем при Е. Ф., внедрялось на Ближ. Восток, его деятельность отвечала идеям панславизма и характеризовалась, по их мнению, склонностью к грекофобии; 2-й период отмечен преобладанием идей грекофильства и космополитизма. Как свидетельствуют документы и источники, и при Сергее Александровиче не было агрессии в деятельности ППО, и Е. Ф. активно руководила об-вом, в основном следуя той линии, которую наметил вел. кн. Сергей Александрович. После 1905 г. изменилась ситуация в России, и это отразилось на системе внешне-политических приоритетов ППО. Е. Ф. после гибели супруга больше внимания уделяла своей духовной жизни, Марфо-Мариинской обители, но по-прежнему входила в главные проблемы деятельности возглавляемого ею ППО и выполняла все обязательства, соответствующие ее должности. Став председателем ППО Е. Ф. унаследовала права на церковный участок в Мирах Ликийских, приобретенный в 50-х гг. XIX в. А. Н. Муравьёвым, но потом для России утраченный, и на капитал в 240 тыс. р., собранный благодаря многолетним народным пожертвованиям на восстановление Мирликийского храма. В 1910 г. было принято решение купить на эти деньги участок земли в Бари, где почивают мощи свт. Николая Чудотворца, и приступить к строительству нового подворья ППО. 7 янв. 1911 г. из Москвы в Италию выехала делегация, в составе которой был духовный писатель и проповедник, активный деятель Московского отдела ППО прот. Иоанн Восторгов. Было найдено подходящее место для строительства. 2 февр. Е. Ф. обратилась к имп. Николаю II с просьбой произвести в 1911 г. во всех храмах и монастырях империи тарелочный сбор на сооружаемый для подворья храм. 12 мая Николай II учредил Барградский комитет и стал 1-м жертвователем, пожаловав от своего имени и от имени имп. Александры Феодоровны 10 тыс. р. Е. Ф. принадлежала инициатива поручить работу над проектом архит. Щусеву, к-рый только что закончил строительство собора для Марфо-Мариинской обители в Москве. Для руководства строительством в Италии была учреждена специальная Строительная комиссия. Закладка храма состоялась 9 мая 1913 г., в день праздника перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бари. 23 дек. того же года временная рус. церковь в Бари была освящена малым освящением прот. Николаем Федотовым, 24 дек. в ней была совершена 1-я литургия.

После Февральской революции и отречения от престола имп. Николая II Е. Ф. сочла необходимым отказаться от председательства, чтобы ни в чем не повредить в сложившейся ситуации дальнейшей деятельности ППО. 6 апр. 1917 г. Совет ППО (уже неимператорского) принял отставку Е. Ф.
Н. Н. Лисовой
 

<< Вернуться назад


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com