Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Архив новостей 2005 годаАнонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Новости

23 июля 2008
23 июля исполняется 935 лет преставления прп. Антония Печерского, начальника всех русских монахов

Антоний принял монашеский постриг в одном из афонских монастырей и через некоторое время вернулся на Русь, вокруг него сложилась монашеская община, положившая начало Киево-Печерской Лавре.

     
  прп.Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Божией Матери)  
 
прп.Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Божией Матери)
 
 

А. В. Назаренко, А. А. Турилов

АНТОНИЙ (+ 1073), прп., основатель Киево-Печерского монастыря, один из основоположников русского монашества

(Статья из II тома «Православной энциклопедии»)

Память 10 июля, 2 сент., 28 сент.– в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.

Сохранившиеся сведения об Антонии довольно противоречивы. В Повести временных лет (ПВЛ; 10-е гг. XII в.) в составе «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь» (под 1051), а также в Киево-Печерском патерике (30-е гг. XIII в.) сохранились существенные следы жития Антония (Патерик содержит прямые ссылки на житие) или, вернее, повести о начале Печерской обители и о ее первых подвижниках, созданной в последней четв. XI в., но впоследствии (между сер. XIII и сер. XVI в.) утраченной (названное житие не следует смешивать с житием Антония, которое вошло в печатный Печерский патерик и представляет собой компиляцию XVII в.). По предположению А. А. Шахматова, следы жития Антония содержались в Начальном своде, созданном в Печерском монастыре в 90-х гг. XI в., откуда и были заимствованы в ПВЛ. Эта «антониевская» традиция в ряде случаев (в частности, в отношении хронологии) заметно отличается от др. печерской традиции – «феодосиевской», т. е. данных жития прп. Феодосия Печерского и некоторых свидетельств летописного Сказания об основании Печерского монастыря, что затрудняет восстановление основных хронологических вех деятельности Антония.

Антоний был родом из Любеча; его мирское имя Антипа сообщается только в одном списке ПВЛ – в составе «Летописца Переяславля Суздальского»; редакция сер.– 2-й пол. XV в. (ПСРЛ. Т. 41. С. 56). Антоний принял монашеский постриг в одном из афонских монастырей (что это был русский монастырь Ксилургу – распространенная, но ни на чем не основанная догадка) и через некоторое время вернулся на Русь. Сведения о 2 путешествиях Антония на Афон (2-е было предпринято якобы вследствие междоусобия после смерти св. равноап. кн. Владимира в 1015) появляются только во 2-й Кассиановской редакции Патерика (1462) и являются следствием стремления редактора преодолеть хронологические противоречия своих источников. Еще более позднего происхождения (XVIII–XIX вв.) местные афонские предания о пострижении Антония в Великой лавре св. Афанасия или монастыре Эсфигмену. Согласно упомянутому реконструируемому древнему житию Антония, преподобный вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее нач. 30-х гг. XI в., когда к нему пришли прп. Моисей Угрин, а затем Иларион, будущий святитель, Митрополит Киевский. В житии Антоний представлен в сане иеромонаха, который сам постригает в монашество и рукополагает во священники; после поставления игуменом Варлаама он удаляется в затвор, где и пребывает 40 лет до самого преставления.

В «феодосиевской» традиции наблюдается совсем иная, хронологически более достоверная картина. Вернувшись на Русь, Антоний не ранее 1051 г. поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на Митрополию свт. Иларионом. Вскоре иноческий подвиг Антония получил известность, и уже после смерти киевского кн. Ярослава Мудрого (1054) вокруг Антония начала складываться община монашествующих, среди которых были постриженики из ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича – Варлаам и Ефрем, будущий святитель, митрополит Переяславский, что вызвало конфликт с князем. Антоний сам не постригал в монахи, а благословлял делать это прп. Никона, т. к. тот имел сан священника («прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну»). Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, Антоний поставил Варлаама игуменом образовавшегося монастыря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, Антоний тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Святой горы. По благословению Антония была построена Успенская церковь над большой пещерой, затем – кельи и ограда, по совету и благословению Антония в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение русских князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между Антонием и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины которого не вполне ясны (Изяслав гневался на Антония «за Всеслава»). Во всяком случае идущее от М. Д. Приселкова представление о наличии в Печерском монастыре своеобразных противоборствовавших «политических партий» («антониевской» – против Изяслава Ярославича и «феодосиевской» – против его брата черниговского, а затем киевского кн. Святослава) надо признать упрощением. Так или иначе в 1069 г. Антоний был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного монастыря, в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался, успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке каменного Успенского собора монастыря, место для которого было чудесным образом указано по молитвам святого. Антоний был погребен в своей пещере.

В отличие от прп. Феодосия Печерского в отношении Антония определенных сведений о времени его канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже даты преставления Антония. Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его житие. Иконы Антония и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288?) изображены предстоящие Антоний и прп. Феодосий. Первое твердое свидетельство церковного почитания Антония вне Киево-Печерского монастыря – посвящение Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Желтикове Успенском монастыре Тверским еп. Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика (ПСРЛ. Т. 11. С. 156). С рубежа XIV–XV вв. в списках Пролога 2-й редакции, происходящих из Северо-Восточной Руси, таких как Спасо-Прилуцкий (Абрамович Д. И. О Спасо-Прилуцком Прологе СПбДА // Новый сб. статей по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 286) и Успенский Прологи (ГИМ. Усп. 3-перг.) 1410–1425 гг., под 7 (реже под 3) мая помещается переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», именуемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония» (нач.: «Князю Ярославу, сыну Володимерю, княжащю в Киеве»). Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились, при том что данная разновидность отличается большой архаичностью состава, указывающей на формирование сборника скорее в домонгольское время. В середине - 3-й четверти XV в., возможно одновременно с написанием службы Антонию, создается и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке житием (нач.: «Великому князю Володимеру Святославичу царствующу в Киеве, при сем бысть блаженный Антние от града Любеча»), также на основе Сказания о Печерском монастыре. Текст помещается под 10 июля и снабжен стихом: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет»; памятник встречается в украинско-белорус. списках XV–XVI вв. Стишного Пролога особой редакции (старший список – Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 100. 1496 г. Л. 363–364), к созданию которой, возможно, имел отношение Пахомий Логофет (Турилов. Южнославянские памятники). Даты памяти Антония 7 (изредка 3) мая и 10 июля существовали в традиции XV–XVII вв. параллельно: майская – по преимуществу в Прологе (хотя иногда к ней бывают приурочены и песнопения, напр., тропарь и кондак в сборнике 2-й пол. XV в. книгописца Евфросина – РНБ. Кирилло-Белозер. № 6/1083. Л. 247 об.– 248), в XVII в. она попадает и в печатные издания этого сборника (Сергий. Месяцеслов. Т. 1. С. 349); июльская же – в богослужебных книгах. Окончательно июльская память стала главенствующей не ранее 2-й пол. XVII в. При архим. Варлааме (Ясинском; 1684–1690; впосл. митр. Киевский) установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в 1843 г.– празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских.

В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря Антонию был посвящен один из 4 престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о церкви во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. Около 1522–1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской церкви был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором (1648) нижегородского Печерского в честь Вознесения монастыря. В московском во имя Страстной иконы Божией Матери женском монастыре при трапезной находилась церковь во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящена в 1899).

Мощи Антония почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой святого, рядом расположена пещерная церковь во имя Антония и его келья, описанные в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) 1638 г., где упоминается, что «Москва» пыталась захватить мощи Антония.

Э. П. Р.

     
  Киево-Печерская лавра (вид на нижнюю лавру)  
 
Киево-Печерская лавра (вид на нижнюю лавру)
 
 

Гимнография

В 1459–1461 гг. по благословению свт. Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию (самый ранний список: РНБ. Сол. № 518/537, кон. XV в.). Служба бденная, содержит 2 канона святому, в 7–9-й песнях канонов помещен словесно-буквенный акростих: «Повелением святейшего архиепископа Великого Новогограда влыдыки Ионы благодарное сие пение принесеся великому Антонию Печерскому моею рукою Пахомиа иже от Святые горы» (Спасский. С. 115). В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (также как и в др. печатных Уставах XVII в.) под 7 мая выписано бдение Антонию с указанием о переносе пения последования, если память Антония совпадает с каким-либо праздником Цветной Триоди. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг. В 1-й песне канона прославляются основатели Печерского монастыря – Антоний и прп. Феодосий (Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 364 об.). Вероятно, в нач. XVIII в. была составлена еще одна служба – полиелейная, общая Антонию и Феодосию Печерским, в Минее (МП) она помещена под 2 сент., к ней добавлены 2-й тропарь, 2-й кондак, икос, 2-й канон, составленные свт. Ростовским Димитрием (Туптало). В XIX в. составлены акафисты – общий Антонию и прп. Феодосию (К., 1865) и Антонию (К., 1888; автор – А. Ф. Ковалевский).

Припевы Антонию и Феодосию Печерским встречаются в великорусских нотных (крюковых) рукописях XVII – нач. XX в. В украинско-белорус. нотолинейных Ирмолоях XVII–XVIII вв. помещаются ирмосы и стихиры Антонию. (Ясиновский Ю. Украiнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi Iрмолоi 16–18 стт. / Каталог i кодикологiчно-палеографiчне дослiдження. Львiв, 1996. № 108, 333, 335 и подобны А. и Феодосию Печерским (Там же, № 101).

Ист.: Акафисты и каноны. К., 1686; Патерик Киевского Печерского монастыря / [Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указ.); ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926–19282 (по указ.); Т. 2. СПб., 19082. Стб. 144–148, 184–187; Минея (МП). Июль. С. 521; Сент. С. 58; Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 132, 152.

Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 290; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48; Шахматов А. А. Киево-печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС. 1897. Вып. 2/3. С. 795–844; он же. Житие Антония Печерского и Киевская летопись // ЖМНП. 1898. Март. С. 105–149; он же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 257–289; Голубинский. История канонизации. С. 59–60; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х–ХII вв. СПб., 1913. С. 167–178; Розанов С. П. К вопросу о Житии прп. Антония Печерского // ИОРЯС. 1914. Вып. 19/1. С. 34–46; Пархоменко В. А. В какой мере было тенденциозно не сохранившееся древнейшее «Житие Антония Печерского»? // Там же. С. 237–242; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 114–116; Heppell M. The «Vita Antonii», a Lost Source of the «Paterikon» of the Monastery of Caves // Bsl. 1952–1953. T. 13/1. P. 46–58; Bosley R. D. A History of the Veneration of SS. Theodosij and Antonij of the Kievan Caves Monastery from the Eleventh to the Fifteenth Century. Yale Univ: Diss. 1980; idem. A. A. Šachmatovs. These einer verschollenen Vita des hl. Antonij // Sprache und Literatur Altrusslands. Münster, 1987. S. 1–5. (Studia slavica et baltica; T. 8); Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev – the Facts and the Fiction: The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism // СТЕФАНОС: Studia byzantina ac slavica Vladimiro Vavøínek ad annum sexagesimum quintum dedicata. Praha, 1995. P. 637–668 (Bsl. T. 56/1–3) (Библиогр.); Артамонов Ю. А. К истории Жития Антония Печерского // Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3; Турилов А. А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV – 1-й пол. XVI в.: Парадоксы истории и географии культурных связей // Славянский альманах 2000. М., 2001. С. 255–258, 273–274.

И. Б. Черномаз

     
  Божия Матерь с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими  
 
Божия Матерь с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими
 
 

Иконография

Известно несколько типов изображения Антония: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы Антония и прп. Феодосия Киево-Печерских, которые игумен монастыря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой – развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и не ленмься и[...]а бо о сем Г[...]д помощьника», слева – прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на которой руки Богородицы возложены на плечи Антония и Феодосия. Последний восходит, скорее всего, к украинской гравюре XVII в. Старейший известный образец – в киевском издании «Акафистов» (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от Антония) и Алексия (справа от Феодосия), напр., в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q 339. Л. 173об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский).

При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем собор был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями Антония и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена»); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни. По описанию 1655 г. архидиакона Павла Алеппского, в местном ряду иконостаса церкви Успения Богородицы находилась икона преподобных Антония и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитой модели иконостаса, изготовленной по изволению Никона, Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском монастыре (Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, XVI в.? (под записью) киевских писем (Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, Антоний двуперстно благословляет, в левой руке свиток. Антоний вместе с Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в середине - третьей четверти XVI в. (в игуменство прп. Корнилия) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерского монастыря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585–1587 гг. Псково-Печерский монастырь был исключительно богат иконами с изображением Антония. В местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы Антония и Феодосия, вложенные в 1583–1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых «на золоте», в церкви 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе.

В молении перед Богородицей с Младенцем, с видом Успенского собора внизу в центре, преподобные представлены на колоколах Киево-Печерской лавры, 1719–1720 гг., на украинской иконе начала XIX в. (НКПИКЗ), на ростовских эмалевых иконах середины XIX в. и 2-й поовины XIX в. (ЦМиАР). Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы – на иконе конца XVIII в. (Петров. Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской – на иконе начала XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии – на литом складне (выговское литье) конца XVIII – начала XIX в. (ЦМиАР).

Изображение Антония в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол. XV в.: с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» из Кириллова Белозерского монастыря (ГРМ); «Успение Богородицы» из владимирского Княгинина монастыря (ГТГ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» московской работы (ГММК) – везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены «София, Премудрость Божия – Свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские», происходящей из церкви вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя Антония, 2-я пол. XVI в. (ГРМ) – фронтально, в рост, в куколе. Так же Антоний представлен на обороте новгородской таблетки «Распятие Христово – Сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские», 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ) – в нижнем ряду, в числе преподобных; на украинской иконе «Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ); в клейме на офорте «Вид Эсфигменской обители на Афоне» 1847 г. (Гос. лит. музей, Москва) и др.

К единоличным изображениям Антония относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) – по пояс; на иконе начала XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикаревым,– на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе конца XVI в. (ВГИАХМЗ) из церкви во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР).

В композиции «Древо Киево-Печерских святых»: на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архимандрита Иосифа (Тризны) 1655 г., работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПИКЗ) – Антоний и Феодосий представлены насаждающими древо.

В изображении Собора Киево-Печерских святых (известно в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) Антоний представлен, как правило, в центре, перед группой святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: икона 1-й пол. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры? (ЦМиАР) – с развернутым свитком в правой и четками в левой; раскрашенная литография 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ).

Софийский иконописный подлинник 2-й четверти XVII в. предписывает изображать Антония «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» (РНБ. Соф. № 1523. Л. 151, 7 мая); в более позднем подлиннике, 30-х гг. XIX в., упомянуто его преставление: «Погребают его священницы, и диякони, и князи, и народи, стары и русы, всяким подобием» (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 183 об., 10 июля), указаны варианты надписей на свитках: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыню. Господи, утверди мя на месте сем, да будет на нем благословение Святые горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин» (Л. 155 об., 6 мая), «Любяй Бога ангельское житие поживет, бдя, постяся, поя и моляся присно, по всяком человеце добрая помышляя» (Л. 233 об.).

В Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30, кон. XV в.) под 1051 г. помещена «Повесть об основании Печерского монастыря», где на 5 миниатюрах изображен Антоний в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в сюжетах: пострижение святого на Афоне и его возвращение в Киев (Л. 90 об.); устройство Антонием кельи на берегу Днепра в пещере, где подвизался свт. Иларион, митр. Киевский, и труды преподобного (Л. 91 – вверху); вел. кн. Киевский Изяслав Ярославич испрашивает у преподобного благословения и молитв (Л. 91 – внизу); Антоний поставляет прп. Варлаама во игумены Печерской обители и уходит в пещеру (91 об.); прп. Варлаам, игумен Киево-Печерский, и братия испрашивают у Антония благословение на расширение монастыря, и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92). Некоторые из сюжетов воспроизведены в изданиях Киево-Печерского патерика, напр., 1661 г. (с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Леонтий Тарасевич), где имеются изображения принесения варягом Симоном варягом пояса и венца к преподобным Антонию и Феодосию, успения Антония и проиллюстрировано «Повествование о создании Великой Печерской церкви»: явление Богородицы, Антония и прп. Феодосия «мулярам» во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к Антонию и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа Антонию.

В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы Антония и Феодосия Печерских являлись своеобразной «издательской маркой» (Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные Антоний и Феодосий изображены по сторонам Успенской церкви, рядом с входами в Ближние и Дальние пещеры (Агапит диак. Главизны. К., 1628). Антоний представлен в композиции «Печерская церковь – Виноградная лоза» (гравюра мастера Илии в издании Киево-Печерского патерика, 1661 г.), на рамке титула к «Акафистам» (К., 1663), выполненной мастером Илией, изображены Антоний и прп. Феодосий, «насаждающие древо»,– Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: «Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом» (Акафисты. К., 1636); заставка «Богоматерь «Знамение» с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием» (Триодь Цветная. Львов, 1642) – Антоний без куколя; «Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия», гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); «Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами» (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка «Богоматерь с Младенцем с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия» работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) – в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в «Трубах словес проповедных» Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) – с избранными преподобными на полях. Образ Антония с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680).

Известны аллегорические композиции с образом Антония: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу,– Антоний и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу,– Антоний с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) – в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) – Антоний представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3–5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, № 4465. С. 29–33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24;
Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143–144. № 92; Т. 2. С. 35–36, 65, 492. № 380, 416, 1028;
Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13–15;
Украинские книги кирилловской печати XVI–XVIII вв. / Каталог изданий, хранящихся в ОРГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1–2;
Гусева А. А. Старопечатная книга // 1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426;
Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря // Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200–203, 211;
Сорок сороков. Т. 1. С. 212;
Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55–56;
Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70–71. Кат. 16;
Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 110.

<< Вернуться назад


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com