Главная / История Святой Земли / Христианство и другие религии в фокусе политики / Святая земля во времена крестоносцев / Крестоносцы и крестовые походы / Саладин. Падение Иерусалимского королевства. Гибель Фридриха Барбароссы Саладин
Саладин вырос в семье военачальника. В1152 году он поступил на службу к султану Нуреддину. В ряде сражений проявил себя храбрым воином и способным военачальником. Среди соотечественников Саладин пользовался необычайной любовью. Его биограф Бахааддин восторженно описывал его правоверность и великодушие, его чувство справедливости и сострадания к бедным и слабым, его щедрость и храбрость.
Султан Саладин (1138—1193 гг.).
Предводитель войска мусульман был выдающимся полководцем.
Этот владыка Египта и Сирии превратил Египет в могущественную страну.
Европейцы с уважением относились к нему
Более того, он даже оправдывал слабости Саладина. «Соблюдение поста плохо вязалось с его темпераментом», — писал он. Саладин не мог с подобающей строгостью выдерживать рамадан, месяц поста. Точно так же до самой своей смерти (1193 г.) он не выполнил и свой долг перед Аллахом: не совершил положенное мусульманину паломничество в Мекку.
Саладина уважали даже франки. Миннезингер (поэт-певец) Вольфрам фон Эшенбах, знавший Саладина лишь по рассказам, воспевал его как благородного человека, ни в чем не уступавшего христианам.
Саладин был мудрый тактик и политик. Он сознавал силу своих врагов, как сознавал и собственные слабости. Крестоносцы были сильны, когда держались вместе. Но поскольку между ними шли бесконечные распри за власть, Саладин сумел привлечь на свою сторону некоторых баронов, а затем начал натравливать их друг на друга.
Падение Иерусалимского королевства
Мало-помалу египетский султан Саладин вверг государства крестоносцев в полную изоляцию, объединившись сначала с сельджуками, а потом с Византией. Ему было на руку, что крестоносцы не ладят между собой. Король Иерусалима Балдуин IV был правителем слабым и больным, он страдал лепрой (проказой), весьма распространенной на Востоке. Военная угроза все усиливалась, но сроки перемирия между христианами и мусульманами еще не истекли. В 1184—1185 годах крестоносцы отправили в Европу посланцев, чтобы объяснить там всю серьезность положения. На Западе уже начали собирать деньги, но пока мусульмане не пустили в ход оружие, здесь не призывали к новому крестовому походу. Весной 1187 года, еще до истечения срока перемирия, христианский сеньор Рено Шатильонский, рыцарь-разбойник, овладел крепостью Керак, расположенной на крутой горе на другой стороне Иордана, напал на караван, который направлялся из Дамаска в Аравию, разграбил его и заковал в цепи купцов. Саладин потребовал освободить купцов, однако Рено отказал. Султан поклялся, что убьет Рено своей рукой; он велел объявить священную войну в Месопотамии, Сирии и Египте, вторгся в Иерусалимское королевство (1187 г.) и осадил Тивериаду.
Воины армии султана Саладина
Христиане расположились на западной стороне города. Их было, по преданию, 2 тысячи рыцарей и 18 тысяч пеших воинов, все в богатом вооружении. Стоял невыносимый зной. Однажды утром, когда было не так жарко, один из них, король Гюи, начал битву. Сражение продолжалось до полудня, затем рыцари, выбившись из сил, отступили к крутой скале близ Хаттина. Сарацины подожгли траву и кустарники; рыцари, измученные зноем и дымом, более не имели сил сражаться; они были отброшены на скалу, окружены, перебиты или взяты в плен. Среди пленных оказались иерусалимский король, великий магистр тамплиеров (члены католического духовно-рыцарского ордена) и Рено Шатильонский. В руки Саладина попал и Животворящий Крест, который служил христианам знаменем во время битвы. Султан Саладин, согласно своему обету, собственноручно убил рыцаря-разбойника Рено. Тамплиеры, иоанниты (члены духовно-рыцарского ордена) и другие пленники были казнены.
В течение нескольких недель все города королевства, исключая Иерусалим и Тир, сдались Саладину. Затем он осадил Иерусалим; когда ему удалось пробить брешь в стене, христиане капитулировали; Саладин согласился отпустить их, но без имущества, причем они должны были уплатить по 10 золотых монет с мужчины, 5 — с женщины и 30 тысяч — за всех бедных. Большинство этих изгнанников впоследствии погибли от нужды и лишений.
Саладин (европейский портрет XVIII в.)
Вступив в Иерусалим, Саладин велел сбросить с церквей кресты, разбить колокола и окропить мечети розовой водой или обкурить ладаном. Один арабский историк писал: «Читались манифесты, в которых султан объявлял о счастливом событии, звучали трубы, и все глаза наполнялись слезами радости, все сердца благодарили Аллаха за победу, все уста славословили его».
Гибель Фридриха Барбароссы
Падение Иерусалима повергло в скорбь христианский мир. Папа Урбан III призвал к новому крестовому походу. Вместе с французским королем Филиппом II Августом и английским королем Ричардом I Львиное Сердце Третий крестовый поход (1189—1192 гг.) возглавил германский король Фридрих I Барбаросса, император Священной Римской империи. Его правление совпало с периодом наибольшего расцвета империи.
Император Фридрих I Барбаросса
Немецкая армия численностью около 100 тысяч человек пошла на Восток по пути Первого крестового похода — вдоль Дуная и через Болгарию. Она двигалась организованно, соблюдая воинский порядок и дисциплину; император разделил ее на батальоны в 500 человек, каждый — с начальником во главе; кроме того, он образовал военный совет из 60 сановников. Германскому войску пришлось по пути сражаться с византийцами. Наконец немцы получили корабли, переправились через Дарданеллы и, вступив в горы Малой Азии, начали углубляться в стршу, опустошенную войнами. Вскоре у них не оказалось ни фуража, ни провизии; лошади стали падать. Истощенные и измученные беспрестенными нападениями турецких всадников, крестоносцы прибыли к Иконию (современный город Конья в Турции). Они разделились на два отряда: один через ворота ворвался в город, другой, предводимый самим императором, разбил турок с криками «Христос царствует! Христос побеждает!».
Крестоносец (XIII в.)
Несколько дней крестоносцы отдыхали в городе. Затем армия по горным тропинкам перешла Тавр. Наконец она прибыла в Сирию, в долину реки Салефа, и расположилась здесь на отдых; вечером Фридрих, пообедав на берегу реки, захотел выкупаться в ней и был унесен сильным течением. Отчаяние деморализовало германское войско. Большинство воинов вернулись на родину, остальные отправились в Антиохию, где многие умерли от болезней (июнь 1190 г.).
Превосходство мусульманМусульмане имели превосходство над христианами во многих областях: с естественно-научными знаниями и с античной философией Греции они были знакомы гораздо лучше, чем христиане. Они унаследовали труды греко-римского врача Галена и досконально их изучили. Мусульмане и сами вели успешные наблюдения и проводили эксперименты, прежде всего в области медицины, химии, астрономии и математики. Это объясняется тем, что в исламском мире, в отличие от католической Европы, отсутствовал контроль за образованием и наукой со стороны Церкви.
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |