Главная / История Святой Земли / Христианство и другие религии в фокусе политики / Святая земля во времена крестоносцев / Крестоносцы и крестовые походы / Потеря Эдессы. Угроза с юга Потеря Эдессы
В течение первой половины XII века крестоносцы приходили на Восток малыми отрядами и помогали французским князьям довершать завоевание. Вскоре у крестоносцев появился опасный противник. Атабек Мо-сульский, Имад эд-Дин-Зенки, покорив уже многие из мусульманских княжеств Сирии, решил разрушить христианские государства. Эдесское графство, как ближайшее к мусульманам, первое подверглось нападению. Турки внезапно явились перед городом, подкопали стены, подперли подкопы бревнами и подожгли их; когда стена вследствие этого рухнула, они вошли через пролом в город и перебили жителей (1144 г.). Остальные христианские государства не успели оказать помощь Эдессе. Не принес никакой пользы и Второй крестовый поход (1147—1149 гг.), поводом для которого послужил захват турками Эдессы. Возглавляли поход французский король Людовик VII и император Священной Римской империи немецкий король Конрад III.
Людовик VII сражается в одиночку против нескольких сарацин
Германские крестоносцы, выступившие раньше, были разбиты турками в Малой Азии. Безуспешно закончились попытки французских крестоносцев овладеть Дамаском.
Битва крестоносцев с мусульманами
Атабек Нуреддин, Светоч Веры, удержал Эдессу, продвигаясь далее, овладел Дамаском (1154 г.) и начал наступать на передовые посты Иерусалимского королевства, к востоку от Иордана.
Атабек — титул главы княжества.
МОЖЕТ ЛИ ХРИСТИАНИН УБИВАТЬ?«Не убий»,— гласит пятая библейская заповедь, запрещающая убивать людей. Но Церковь уже давно говорила о том, что бывают и исключения. При этом она ссылалась на одного из отцов Церкви, святого Августина. В своих трудах он отстаивал мысль, что наряду с войнами несправедливыми существуют и справедливые, когда христианин имеет право убивать. Главное, чтобы намерения были справедливы. А так как мусульмане первыми подняли меч и захватили святые для христиан места, то борьба за их освобождение считалась правым делом. Также надо учитывать, что наряду с библейскими заповедями действовали светские правила и обычаи. Одним из них была кровная месть. Поскольку все христиане считались братьями и сестрами, то поругание и убийство любого христианина требовало отмщения.
Угроза с юга
Долгое время христианам с юга не грозило никакой опасности: халиф Египта жил в мире с ними. Положение дел переменилось, когда Нуреддин задумал распространить свою власть на Египет. Два генерала халифа оспаривали друг у друга звание визиря, которое давало власть (потому что халиф был государем лишь номинально); побежденный военачальник Шавер бежал в Дамаск и просил помощи у Нуреддина. Атабек послал в Египет войско под предводительством курдского князя Ширкуха. Шавер, получивший благодаря Ширкуху звание визиря, скоро убедился в том, как опасно для него присутствие его покровителя, и обратился за помощью к иерусалимскому королю. Христиане, соединившись с египетской армией, вынудили Ширкуха очистить страну (1164 г.). Однако в 1167 году Ширкух вернулся и взял Александрию. Союзники снова заставили его уйти из Египта. Но на этот раз христиане, возбужденные выгодами экспедиции (визирь платил им 10 тысяч золотых монет ежегодно), вздумали напасть на своего союзника. Они вторглись в Египет и принялись грабить (1168 г.). Шавер в отчаянии обратился за помощью к Нуреддину. Каирский халиф Аладгид послал ему пряди волос своих жен и писал в письме: «Женщины, чьи волосы я посылаю тебе, заклинают тебя охранить их от обид, которые ждут их со стороны франков».
Египетский кавалерист-мамлюк
(невольник, служащий в гвардии султана)
Ширкух снова вступил в Египет и на этот раз остался в нем; он казнил Шавера, принял титул великого визиря и сделался властелином Египта. Вскоре он умер. Ему наследовал его племянник Юсуф, сын Эюба, по прозванию Саладин (Салах-ад-Дин, Защитник Веры). Он воспользовался смертью халифа, чтобы уничтожить Каирский халифат (1171 г.). Затем, после смерти Нуреддина (1174 г.), он постепенно подчинил себе Сирию и Месопотамию и принял титул султана. Теперь иерусалимские христиане, которым грозила опасность и с юга, и с востока, уже не в силах были действовать наступательно. |
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |