Главная / Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах / Группа паломников из Москвы и разных уголков России на Святой Земле. 2-9 января 2006 года / 9 января 2006 года. Табха. Капернаум. 9 января 2006 года. Табха. Капернаум.
И вот, наступил последний день нашего паломнического путешествия. Его мы начали с посещения Табхи.
Табга - искаженная арабская форма греческого слова Гептапегон (Семь источников).
Главное значение Табги для библейской археологии и церковного Предания состоит в том, что здесь, поблизости, на склоне горы Блаженств (или, как называют иногда, Эремос, "уединение") совершилось евангельское чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами.
"Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики, приступив к нему, говорят: место пустынное, а времени уже много, - отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлеба? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших около пяти тысяч мужей (Мк 6, 34-44)".
Табха. Древняя крестильня VI века, найденная на раскопках руин церкви возле Хеврона.
Уже в самое раннее послеапостольское время Табга стала местом евхаристических собраний для здешних христиан. Как только христианство вышло из катакомб, в Табге появляется первый храм. Подобно многим другим святилищам Палестины, храм, посвященный Чуду умножения хлебов, прошел в своей истории несколько архитектурно-строительных этапов. От первой церкви (первой половины IV в.) остались фундаменты под нынешней всемирно-знаменитой мозаикой. При раскопках, проводившихся тридцать лет назад, в кладке фундамента была найдена монета византийского императора Гонория (395-408). Значит, храм уже существовал. В пятом веке на фундаментах древнего храма была воздвигнута трехнефная базилика, от которой и дошли до нас знаменитые мозаики на полу - с изображениями птиц, зверей, растений, башен. В VI в. ее описывал в своем хождении архидиакон Феодосий из Константинополя. В 614 г. базилика была уничтожена персами.
... В конце XIX века Галилея, как и вся Святая Земля, начинает привлекать все более пристальное внимание археологов и новых поселенцев. В 1879 г. в Палестину прибыл швабский каменщик Франц Келлер. Он работал во многих монастырях, исходил с топографическими обследованиями всю Святую Землю. Окрестности Геннисаретского озера так подействовали на его воображение, что он убедил президента Аахенского Палестинского Общества (ныне Немецкое Общество Святой Земли) приобрести здесь участок. Переговоры с бедуинскими шейхами и турецкой администрацией заняли несколько лет. Наконец, 6 февраля 1889 г. на собранные Обществом 9000 франков земля была куплена. Так возникло "Немецкая Табга". С немецкой основательностью новые владельцы превращают малярийный, заболоченный район в рентабельное сельскохозяйственное угодье.
Местность начинают активно посещать западные паломники. В 1900 г. здесь живет некоторое время известный немецкий писатель Карл Май, автор доныне популярных индейских приключенческих романов. Начинают интересоваться Табгой и археологи. В 1889 г. Г.Шумахер отметил Табгу на своей карте, как объект, подлежащий раскопкам, но осуществил их впервые лишь немецкий археолог Пауль Карге в 1911 г. Почти ровно тринадцать веков должно было пройти, чтобы знаменитая мозаика с пятью хлебами и двумя рыбами вновь увидела свет. Раскопки последующих лет выявили алтарь на камне, на котором сидел Спаситель, и рядом другой, на котором Он преломил хлеб. Перед престолом и находилась известная мозаика. Постепенно была раскрыто все пространство так называемой "второй византийской церкви" (первой считается упомянутая выше церковь эпохи Константина). В 1936 г. дюссельдорфский художник Б.Гауер осуществил реставрацию мозаик пола.
В 1976 г. по инициативе председателя Немецкого Палестинского Общества, архиепископа Кельнского кардинала Хефнера, было решено приступить к строительству новой трехнефной базилики, в точности повторяющей план "второй церкви" (по проекту кельнских архитекторов А.Гергина, Ф.Баумана и Л.Финка). На месте строительством руководил архитектор А.Ауер.
23 мая 1980 г. Латинский Патриарх Иерусалимский совершил торежственную закладку храма. Ровно два года спустя, 23 мая 1982 г., храм освятили не менее торжественно. Возглавлял богослужение кардинал Хефнер в сослужении семидесяти священников - из Европы, Азии и Африки. В церковном отношении храм подчиняется иерусалимскому бенедиктинскому аббатству при Сионской Успенской церкви.
Престол новой базилики находится непосредственно над камнем. "Преломления хлебов", как было и в первой, и во второй церкви. Великолепные, вновь отреставрированные мозаики, свидетельствуют, как считают искусствоведы о египетском влиянии. Возможно, это связано с Патриархом Иерусалимским Мартирием, который некоторое время жил в Египте и чье имя названо в ктиторской мозаичной надписи слева от алтаря. Перед алтарем, на линии алтарной преграды V в., стоят, справа и слева, в качестве своеобразного небольшого иконостаса, два простых прямоугольных киота. В каждом - по двусторонней иконе, работы художницы-монахини Марии (Пауль) из иерусалимской бенедиктинской женской обители на Елеоне. Иконы выполнены в византийском православном стиле, как нередко делается теперь в иконописных мастерских католических монастырей, пытающихся возродить утраченную в Западной Церкви традицию древней иконописи. Слева - икона Божьей Матери Одигитрии (на обороте - святой Иосиф, основатель первой, константиновской, церкви в Табге). Справа - Спас Благословляющий, с Евангелием (на обороте - святитель Мартирий Иерусалимский строитель второй церкви).
Храм в целом достаточно точно стилизован под византийскую базилику V века. Художник-реставратор Б.Гауер, почти год работавший над восстановлением древних мозаик, подсчитал, что они занимали 522 кв.м пола, и состояли почти из 7 млн. кубиков смальты.
Табха. Церковь Приумножения Хлебов
Табха. Древние мозаики с свастическим изображением креста
в полу Церкви Приумножения Хлебов.
Табха. Древняя мозаика и изображением хлеба и рыбы.
Табха. Чтение Евангелия в Церкви Приумножения Хлебов.
Совсем рядом, буквально через 200 м после автобусной площадки перед храмом "Умножения хлебов", есть калитка в другое католическое, но уже францисканское, владение. Тенистая аллея ведет к озеру, где, на самом берегу, на естественной скале видна маленькая церковь, из черных базальтовых камней, построенная францисканцами в 1938 г. Почти половину храма, воздвигнутого, как обычно, на византийской основе, занимает большой камень, именуемый по-латыни Mensa Christi - Трапеза Христова. По преданию, здесь происходила последняя беседа Спасителя с учениками.
Святой Евангелист Иоанн Богослов точно и взволнованно описывает эту встречу.
"Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: поси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его и сказал: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то припаясывался сам и ходил, куда хотел, а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая вразуметь, какую смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною (Ин 21, 15-23)".
Простой строгий интерьер соответствует величию события. В храме ничего нет - кроме престола в абсиде, за сохраненным в неприкосновенности священным камнем. Дверь справа ведет к ступеням, уходившим прежде, до обмеления последних лет, прямо к воде. Ступени подлинные, первого века, еще хранящие следы пречистых ног Иисуса.
Церковь первенства св.ап.Петра на берегу моря Галилейского
На берегу Галилейского моря
Завершили мы свое паломническое путешествие посещением Капернаума.
"И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исайю, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и теми смертной воссиял свет (Мф 4, 13-16)".
У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не "пришел", а "сошел", "спустился" - с гор, из Назарета, в низину, на берег - в Капернаум. Пришел всей семьей, "малой церковью": "Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его" (Ин 2,12). Переселение объяснялось религиозным конфликтом: помните, при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: "Дух Господень на Мне", - жители Назарета в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы.
Капернаум (Кафар-Наум: "село Наума") реально представлял собой небольшой рыбачий поселок. Но, как подобает городу, был огражден четырехугольником городских стен - почти игрушечных: в 1000 шагов длины, 500 ширины. Благодаря положению на границе двух тетрархов - братьев Иродов, Антипы и Филиппа, а тем паче "на пути приморском" - римской Via Maris, военно-торговой дороге, соединявшей Кесарию Стратонову (на Средиземном море) и Дамаск, в городе была таможня. Таможенную пошлину, мыт, взимал здесь с пересекавших границу "мытарь Матфей", призванный Господом, будущий Евангелист. Был в городке и военный блокпост, во главе с римским центурионом - тем самым "капернаумским сотником", слугу которого исцелил Иисус.
Вследствие небольших размеров, Капернаум в большей своей части раскопан и превращен в археологический музей-заповедник, который содержат францисканцы. Здесь все, как во времена Спасителя. Узкие улочки с тесными рыбачьими домами из темного базальта - и синагога, единственное светлое и величественное здание в городе, сложенное из плит белого, отполированного, как мрамор, известняка. Она, конечно, на два века "моложе", - воздвигнута в третьем веке, перестроена в пятом, - но стоит на месте той, евангельской, в которой учил Иисус, построенной для горожан центурионом ("он любит народ наш и построил нам синагогу", - говорили Христу иудейские старейшины Капернаума).
Капернаум. В греческом православном монастыре во имя 12 апостолов.
Третьим евангельским местом в Капернауме, После Белой Синагоги и Дома апостола Петра, является православный греческий храм во имя Двенадцати апостолов. Его белые стены и алые купола далеко видны на зеленом поле, за пределами францисканского участка. Храм построен, по преданию, на месте дома, где Господь исцелил паралитика.
"Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Мк 2,1-5, 11-12)".
Икона исцеления расслабленного
Чтения Евангелия в храме во имя 12 апостолов.
Чудотворный образ Страстной иконы Божией Матери
Икона Страшного суда
Русские паломники на греческом участке в Капернауме
На это как не было прискорбно нашим паломникам, но время нашего паломнического путешествия истекло и мы выдвинулись в аэропорт.
Прощай Святая Земля. "Аще забуду тебе Иерусалиме"....
Святая Земля
Святая Земля – благодати полна,
Здесь всё и вся славит Христа.
Ты радостью нам наполняешь сердца,
Пасхальною песней любви и добра.
Святая Земля – благодати полна,
Здесь нам открывается правда Христа,
Явившего нам волю Бога Отца
Победой над смертью любви и добра.
Святая Земля Ты нам даришь любовь,
Воскресшего Господа мы славим вновь.
Здесь Свет Вифлеема весь мир озарил,
Огнем Благодатным надежду вселил.
Святая Земля Ты нам даришь любовь,
Здесь Слово став Плотию, взывает к нам вновь,
Дорогой надежды, дорогой любви,
К обителям вечности нас приведи.
Использованы текстовые материалы из книги Н.Н.Лисового "Приди и виждь".
Фотографии предоставлены
паломниками Марией Маракуевой, Игорем Яковлевым и Павлом Платоновым.
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |