Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Группа паломников из Санкт-Петербурга и Челябинска. 18-25 февраля 2008 года Группа паломников из Санкт-Петербурга. 8-19 ноября 2007 года Группа паломников из Санкт-Петербурга, Мурманска и Сибири. 25 октября-5 ноября 2007 года Протоиерей Василий Ермаков на Святой Земле. Ноябрь 2005 г. Группа паломников из Москвы и Санкт-Петербурга. С 9 по 17 мая 2007 Паломническая делегация из города Тамбова. С 3 по 9 мая 2007 Группа паломников из Санкт-Петербурга. 19-30 апреля 2007 года Группа паломников из Санкт-Петербурга и Москвы. 12-19 апреля 2007 Группа паломников из Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга. 26 марта-2 апреля 2007 года Группа паломников из Москвы, Санкт-Петербурга, Праги, Орла и Орловской области, Рязани, Нижнего Новогорода, Барнаула, Сыктывкара и др. 6-13 марта 2007 года Победители I Всероссийского конкурса художественных работ «От Древней Руси к Новой России» на Святой Земле. 7-14 ноября 2006 года Группа паломников из Санкт-Петербурга. 16-23 октября 2006 года Паломничество на Святую Гору Синай. Группы паломников из разных городов Украины. 24-25 сентября 2006 года Группа паломников из Санкт-Петербурга. 13-20 марта 2006 года Группа паломников из Москвы и разных уголков России на Святой Земле. 2-9 января 2006 года Москва-Челябинск-Ростов на Дону-Иерусалим. С 17 по 25 августа 2005 года Москва-Рязань-Ростов-Красноярск-Волгоград-Липецк-Ельц-Ставрополь-Калуга-Иерусалим. С 30 августа по 6 сентября 2005 года Москва - Самара - Иерусалим с 17 по 29 августа 2005 Москва-Иерусалим. С 16 по 23 февраля 2005 г.Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
4 января 2006 года. Старый город Иерусалима.
 
В этот день нам предстояло пешее паломничество по старому городу Иерусалима. И наш маршрут начлася через Львиные ворота старого города. Хотя эти ворота с геральдическим то ли кошками, то ли пантерами имеют еще три названия: Гефсиманские (из-за непосредственной близости к Гефсимании), Стефановы (т.к. недалеко находится место с греческим православным монастырем на месте побиения камнями первого христианского мученика архидиакона Стефана), Овчьи (т.к. совсем рядом находится та самая Вифезда или овчья купель, описанная в Евангелии).
 
Львиные, Гефсиманские, Овчьи, Стефановы ворота сатрого города Иерусалима.
Львиные, Гефсиманские, Овчьи,
Стефановы ворота сатрого города Иерусалима.
 
Войдя в старый город Львиными воротами, мы приблизились к до­му свя­тых Иоаки­ма и Ан­ны, ро­ди­те­лей Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По пре­да­нию, они жи­ли в Иеру­са­ли­ме не­да­ле­ко от Ов­чих во­рот (это еще од­но, пя­тое обоз­на­че­ние все тех же са­мых Льви­ных во­рот).
Бла­го­че­сти­вые и со­сто­я­тель­ные лю­ди, Иоаким и Ан­на не име­ли, од­на­ко, де­тей, что счи­та­лось у ча­до­лю­и­вых ев­ре­ев осо­бым не­сча­сти­ем и поч­ти зна­ком гне­ва Бо­жия. Ког­да од­наж­ды Иоаким при­шел в Храм, что­бы при­не­сти по­ло­жен­ную жер­т­ву, свя­щен­ни­ки не при­ня­ли из не­го жер­т­вы, как у че­ло­ве­ка за­ве­до­мо не­у­го­див­ше­го Бо­гу. "И так горь­ко ста­ло Иоаки­му, что не по­шел он к же­не своей, а ушел в пу­с­ты­ню и по­стил­ся 40 дней и 40 но­чей, го­во­ря: не вой­ду ни для еды, ни для питья, по­ка не сни­зой­дет ко мне Гос­подь.
На ме­с­те до­ма Иоаки­ма и Ан­ны в ви­зан­тий­ское вре­мя был по­стро­ен храм, не­од­но­крат­но раз­ру­шав­ший­ся и вос­ста­нав­ли­ва­е­мый христиана­ми по­сле ра­зо­ре­ния. Но по­сте­пен­но весь ок­ру­жа­ю­щий квар­тал при­шел в за­пу­сте­ние, осо­бен­но по­сле зем­ле­тря­се­ния 1834 г.
В кон­це XIX ве­ка пред­ста­ви­те­ли Гре­ции ста­ли стро­ить здесь зда­ние сво­е­го кон­суль­ст­ва, и в ниж­нем эта­же, с по­мощью Рос­сии, ус­т­ро­и­ли скром­ную цер­ковь Рож­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ког­да вы вхо­ди­те в подъ­езд, цер­ковь рас­по­ло­же­на на­пра­во от вас, за стек­лян­ной дверью. Не толь­ко мно­гие ико­ны в хра­ме рус­ской ра­бо­ты, но с ра­до­стью уз­на­ешь здесь и ли­ки рус­ских свя­тых - Алек­сан­д­ра Не­вско­го, Вла­ди­ми­ра Крас­ное Сол­ныш­ко...
Из то­го же подъ­ез­да, спра­ва, име­ет­ся ле­с­т­ни­ца, ве­ду­щая вниз, в са­мое быв­шее жи­ли­ще свя­тых Бо­го­отец Иоаки­ма и Ан­ны. 8 (21 сен­тяб­ря) здесь со­вер­ша­ет­ся тор­же­ст­вен­ная, праз­д­нич­ная служ­ба.
 
Вход в греческий православный монастырь св.Богоотец Иоакима и Анны.
Вход в греческий православный монастырь св.Богоотец Иоакима и Анны.
 
После этого путь наш продолжался к евангельской Вифезде-овчьей купели. Участком владеют "Белые братья" униатский католический орден. Ушед­шие под зем­лю сте­ны древ­не­го во­до­ема ок­ру­же­ны раз­ва­ли­на­ми ви­зан­тий­ской цер­к­ви. Точ­нее, мы име­ем здесь де­ло с це­лым ар­хе­о­ло­ги­че­ским на­пла­сто­ва­ни­ем раз­ных вре­мен и пле­мен. Древ­не­ев­рей­ская ку­паль­ня для мытья овец, при­во­ди­мых для жертвоприноше­ния в Храм, рим­ские ба­ни, ис­поль­зо­вав­шие преж­ний во­до­ем, ви­зан­тий­ский храм, поч­тив­ший со­вер­шен­ное здесь Иисусом чу­до ис­це­ле­ния рас­слаб­лен­но­го (т.е. па­ра­ли­зо­ван­но­го), на­ко­нец, храм кре­сто­нос­цев, воз­двиг­ну­тый на ру­и­нах раз­ру­шен­ной перса­ми ви­зан­тий­ской цер­к­ви. Каж­дый из хро­но­ло­ги­че­ских уров­ней от­ме­чен ар­хе­о­ло­га­ми с по­мощью раз­но­цвет­ных таб­ли­чек.
 
Руины археологических словев в Вифезде.
Руины археологических слоев в Вифезде.
 
Вифезда. Овчья купель.
Вифезда. Овчья купель.
 
Затем наш путь продолжился мимо второй "станции" (возложения Креста) так называемого францисканцами Крестного хода на ули­це меж­ду Аль-Ома­рией и фран­ци­скан­ским мо­на­стыр­ским ком­п­лек­сом, вклю­ча­ю­щим в сво­их сте­нах две цер­к­ви и Биб­лей­ский Францисканский ин­с­ти­тут (Studium Biblicum Franciscanum), с биб­ли­о­те­кой и му­зе­ем, меж­ду ни­ми. Ког­да вхо­дишь с ули­цы че­рез же­лез­ные во­ро­та внутрь ком­п­лек­са, спра­ва от те­бя ока­зы­ва­ет­ся ка­пел­ла Би­че­ва­ния, сле­ва - цер­ковь Осуж­де­ния. В 1928 го­ду, что­бы ос­во­бо­дить мес­то для но­во­го хра­ма, воз­ве­сти ко­то­рый бы­ло по­ру­че­но Ан­то­нио Бар­луц­ци, ста­рую фран­ци­скан­скую цер­ковь Би­че­ва­ния пол­но­стью ра­зо­бра­ли. По­стро­ен­ная Бар­луц­ци ка­пел­ла, пред­став­ля­ет со­бой про­стую, стро­гую од­но­неф­ную цер­ковь, во внут­рен­нем уб­ран­ст­ве которой преж­де все­го об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние мер­ца­ю­щий ку­пол над ал­тар­ной ча­с­тью (хо­ром). Это, как во всех бар­луц­ци­ан­ских храмах, сти­ли­зо­ван­ная под Ви­зан­тию зо­ло­тая мо­за­и­ка. Вся внут­рен­няя по­лу­сфе­ра ку­по­ла за­ня­та ог­ром­ным тер­но­вым вен­цом.
 
В церкви Тернового венца в монастыре сестер Сиона.
В капелле Бичеваня в францисканском монастырском комплекесе.
Капелла Бичевания, восстановлена в 1928 году
итальянским архитектором А.Барлуцци.
 
Далее на путь шел через улицу Виа Долороза через арку "Ecce Homo" "Се Человек" к католическому монастырю сестер Сиона. По дан­ным со­вре­мен­ных ар­хе­о­ло­гов, ар­ка по­стро­е­на при им­пе­ра­то­ре Ад­ри­а­не, в 135 г. н.э., и пред­став­ля­ет со­бой во­с­точ­ные во­ро­та Элии Капитоли­ны. Воп­ре­ки во­ле им­пе­ра­то­ра-языч­ни­ка, ду­мав­ше­го сво­им стро­и­тель­ст­вом унич­то­жить па­мять о Рас­пя­том, ис­то­рия су­ди­ла ина­че: имен­но мо­ну­мен­ты, воз­двиг­ну­тые им на ме­с­тах еван­гель­ских со­бы­тий, по­мог­ли со­хра­нить их. Архитектурный комплекс монастыря вклю­ча­ет в се­бя ци­с­тер­ну вре­мен Иро­да и Ад­ри­а­на, но­ся­щую на­зва­ние Стру­ти­он (греч. "во­ро­бей"), ка­мен­ную мо­с­то­вую (греч.Лифостротон), дав­шую на­зва­ние все­му комплек­су, и, на­ко­нец, опи­сан­ную ар­ку, взя­тую в ар­хи­тек­тур­ный "фут­ляр" - храм Бо­го­ма­те­ри Сионской. В це­лом, рас­по­ло­же­ние мо­на­сты­ря сов­па­да­ет с се­вер­ной ча­с­тью кре­по­сти Ан­то­ния, по­стро­ен­ной Иро­дом Ве­ли­ким (ок 30 г. до Р.Х.) на ска­ли­стой платформе, за­ни­ма­ю­щей се­вер­ную часть Храмовой Го­ры. Кре­пость при­зва­на бы­ла за­щи­щать го­род с се­ве­ра 
 
В Струтионовых прудах комплекса монастыря Сиона.
В Струтионовой цистерне комплекса монастыря сестер Сиона.
 
Ци­с­тер­на Стру­ти­он слу­жи­ла вод­ным ре­зер­ву­а­ром для гар­ни­зо­на кре­по­сти. Она бы­ла сде­ла­на по при­ка­зу Иро­да по­сле то­го, как сте­на Анто­нии пе­ре­кры­ла во­до­про­вод­ный, про­ве­ден­ный еще в эпо­ху Хас­мо­ней­ской ди­на­стии (II век до Р.Х.) и обес­пе­чи­вав­ший по­треб­но­сти в во­де всех служб Хра­ма. По­зже, в 30-е го­ды II ве­ка н.э., им­пе­ра­тор Ад­ри­ан за­клю­чил бас­сейн под ка­мен­ные сво­ды, пре­вра­тив его в цистер­ну.
 
 
Струтионова цистерна
Струтионова цистерна
 
Сам Ли­фо­ст­ро­тон пред­став­ля­ет со­бой рим­скую мо­с­то­вую так­же эпо­хи Ад­ри­а­на, вы­мо­щен­ную по­верх сво­дов ука­зан­ной ци­с­тер­ны. Но ис­поль­зо­ва­ны для мо­с­то­вой бы­ли  по­длин­ные кам­ни еван­гель­ско­го Ли­фо­ст­ро­то­на, ос­тав­ши­е­ся от внут­рен­не­го мо­ще­но­го дво­ри­ка разрушен­ной Ти­том в 70 г. н.э. Ан­то­нии.
 
В Лифостротоне-каменной мостово
В Лифостротоне-каменной мостовой времен Спасителя.
 
Далее мы последовали к Темнице Спасителя или Претории. В этом зда­нии на­хо­дит­ся гре­че­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, по­свя­щен­ная воспо­ми­на­нию Стра­стей Хри­сто­вых, и не­боль­шой мо­на­стырь. Как ча­с­то бы­ва­ет в Иеру­са­ли­ме, штат мо­на­сты­ря со­сто­ит из единственного иеро­мо­на­ха-на­сто­я­те­ля, жи­ву­ще­го в пер­вом эта­же обыч­но­го жил­ого до­ма, в ниж­нем, по­лу­под­валь­ном, эта­же ко­то­ро­го рас­по­ло­же­на упо­мя­ну­тая цер­ковь. Пра­во­слав­ный кре­ст­ный ход на­чи­на­ет­ся здесь, на Виа До­ло­ро­за, у две­рей пре­то­рии, и за­кан­чи­ва­ет­ся у хра­ма Гро­ба Гос­под­ня - на ле­с­т­ни­це, ве­ду­щей к Гол­го­фе. Глав­ной свя­ты­ней хра­ма яв­ля­ет­ся Тем­ни­ца Иису­са.
 
 
Претория. Темница Спасителя.
Претория. Темница в которую был заключен Спаситель.
 
После этого мы оказались на Крестном пути Спасителя, почитаемого католиками францисканцами и сложившимся как традиция с крестоноского периода. Фран­ци­скан­ская тра­ди­ция вы­де­ля­ет на кре­ст­ном Пу­ти 14 так на­зы­ва­е­мых "стан­ций" - мо­лит­вен­ных ос­та­но­вок Кре­ст­но­го хо­да: 1 - ме­с­то осуж­де­ния Хри­ста, Ли­фо­ст­ро­тон, над ко­то­рым по­стро­ил Бар­луц­ци свою ча­со­вню, 2 -ар­ка и храм Ecce Homo ("Се Че­ло­век"), ку­да вы­вел Пи­лат не­вин­но осуж­ден­но­го, 3 - апок­ри­фи­че­ское ме­с­то пер­во­го па­де­ния Иису­са под тя­же­стью Кре­ста (здесь на­хо­дит­ся поль­ская ка­то­ли­че­ская ча­со­вня), 4 - ме­с­то по­след­ней встре­чи Иису­са с Ма­терью (ар­мян­ская ка­то­ли­че­ская ча­со­вня), 5 - ме­с­то воз­ло­же­ния Кре­ста на Си­мо­на Ки­ре­ней­ско­го, на­ча­ло мед­лен­но­го подъ­ема к Гол­го­фе (фран­ци­скан­ская ча­со­вня), 6 - дом Ве­ро­ни­ки, отершей пла­том лик Бо­же­ст­вен­но­го Стра­даль­ца (ча­со­вня ка­то­ли­че­ско­го мо­на­сты­ря "Млад­ших се­с­тер Иису­са", вос­ста­нов­лен­ная все тем же Бар­луц­ци, о чем по­зже), 7 - рим­ская ко­лон­на на ме­с­те вто­ро­го па­де­ния Иису­са (фран­ци­скан­ская ча­со­вня), 8 - ме­с­то бе­се­ды Иису­са с же­на­ми иеру­са­лим­ски­ми (крест на сте­не гре­че­ско­го пра­во­слав­но­го мо­на­стыр), 9 - "третье па­де­ние" Спа­си­те­ля при ви­де от­крыв­ше­го­ся Ему за Суд­ны­ми Вра­та­ми ме­с­та пред­сто­я­щей каз­ни. Ос­таль­ные пять "ос­та­но­вок" на­хо­дят­ся внут­ри хра­ма Гро­ба Гос­под­ня.
 
 
На Крестном пути Спасителя.
На Крестном пути Спасителя.
Ме­с­то воз­ло­же­ния Кре­ста на Си­мо­на Ки­ре­ней­ско­го,
на­ча­ло мед­лен­но­го подъ­ема к Гол­го­фе .
 
Конечно еж в этот день мы не могли не посетить величайшую святыню для любого русского человека "Порог Судных Врат" в Александровском подворье, расположенном на улице Даббаге, недалеко от Храм Гроба Господня. После создания в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества, здесь были произведены археологические изыскания. Председатель ИППО великий князь Сергей Александрович обратился с архимандриту Антонину Капустину, который в свою очередь попросил известного Иерусалимского архитекотра Конрада Шика руководить работами. Раскопки вскрыли уникальный памятник евангельского времени - так называемый Порог Судных Врат, через которые Иисуса вели на Голгофу, находившуюся тогда вне черты городских стен. Судными эти ворота назывались потому, что возле них римский чиновник, сопровождавший осужденного, зачитывал во всеуслышание окончательный, не подлежащий обсуждению или отмене приговор, вешал его на шею узнику и возвращался в преторию. Дальше Спасителя, как и других приговоренных к распятию на кресте, сопровождали лишь палачи и легионеры-охраники. По римскому праву, у Судных Врат можно было в последний раз остановить трагическую процессию, если находился кто-либо, кто заявил бы о наличии в его распоряжении новых фактов или обстоятельств, требующих остановки казни и юридического доследования дела. В тот единственный день истории, когда Порог Судных Врат пересек Христос, добровольно взявший на Себя грехи всех людей, всего человечества, никого не нашлось в Иерусалиме, кто захотел  бы или решился сказать слово в пользу Невинно Осужденного. 
 
На Пороге Судных Врат в Александровском подворье.
На Пороге Судных Врат в Александровском подворье.
 
"Кафоликон" в переводе с греческого обозначает "соборный". На  сегодняшний день этот храм является соборным храмом Иерусалимского Патриарха. Де­ло в том, что по­жар 1808 г. при­вел не толь­ко к пе­ре­строй­ке Ро­тон­ды и Ку­вук­лии, но и к пе­ре­пла­ни­ров­ке всей ар­хи­тек­то­ни­ки зда­ния. Вос­ста­нав­ли­вая храм, гре­че­ские ар­хи­тек­то­ры "вы­го­ро­ди­ли" внут­ри не­го осо­бы­ми, не­до­хо­дя­щи­ми до сво­дов сте­на­ми "сре­дин­ный" объ­ем, ко­то­рый и на­зы­ва­ет­ся те­перь Ка­фо­ли­кон.
 
 
В Кафоликоне в греческом Кафедральном соборе в комплексе Храм Гроба Господня.
В Кафоликоне. В греческом собрном храме в комплексе Храма Гроба Господня.
 
Пещера обретения Креста находится в самой низкой точке Храм Гроба Господня. Во времена римского периода сдеь была свалка. При равноапостольной императрице Елене было совершено обретения Креста. Но рас­пя­тых бы­ло трое, и кре­стов бы­ло най­де­но три. Нуж­но бы­ло уз­нать, на ка­ком имен­но был рас­пят Спа­си­тель. Ми­мо шла по­хо­рон­ная про­цес­сия. И епи­скоп  Ма­ка­рий, он был тог­да глав­ной  Иеру­са­лим­ской Цер­к­ви, пред­ло­жил де­рзно­вен­ное ре­ше­ние. По оче­ре­ди каж­дый из кре­стов воз­ло­жи­ли на усоп­шую жен­щи­ну. И ког­да ее кос­ну­лось Жи­во­тво­ря­щее Дре­во, мер­т­вая во­с­к­рес­ла...
 
 
В пещере обретения Честного Животворящего Креста Господня.
В пещере обретения Честного Животворящего Креста Господня.
 
После посещения основных святынь Храма Гроба Господня нам посчастливилось побывать в православной часовней во имя преп.Марии Египетской, где находятся величайшие святыни частичка Честного Животворящего Креста Господня, а также св.мощи многих святых. Здесь паломники и верущие пишут поминальные записки на ночную Литургию у Гроба Господня.
...Она родилась в Египте, в середине V  столетия, и долгие годы жила блудным промыслом в Александрии. Однажды, увидев множество народа, шедшего на пристань, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста, она присоединилась к ним и села на корабль. Когда наступил святой праздник и все пошли к храму, Мария тоже пыталась войти с народом в церковь. Голгофа в те времени представляла собой, как мы говорили, отдельное святилище. На нее был особый всход - там, где и сейчас наружная лестница  со двора ведет к устроенной крестоносцами часовне Совлечения Одежд. По этой лестнице (вернее, конечно, по той, что была на ее месте полторы тысячи лет назад), Мария и пыталась подняться к Животворящему Кресту. Но как будто некая сила отбрасывала ее назад. Она вновь и вновь пыталась растолкать народ и взойти - и не могла. Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а ее не пускала.
 Тогда Мария поняла, что это ее грехи преграждают ей путь к Кресту. Сердца ее коснулась благодать. Она отошла в угол церковной паперти и увидела перед собой икону Пресвятой Богородицы. В слезах покаяния, Мария обратилась к ней с молитвой: "Помоги мне, Пречистая, войти в церковь и поклониться Кресту Сына Твоего, будь мне Поручительницей к Родившемуся от Тебя. Как только увижу Святое Древо, тотчас отрекусь от мира и уйду, куда ты укажешь". И еще не кончив молитвы, услышала голос от иконы: "Если перейдешь за Иордан, там обретешь покой".
 И чудо свершилось. Великая  блудница вошла беспрепятственно в храм - и вышла из него великой подвижницей. Более сорока лет провела она затем в беспримерном отшельническом подвиге, не видя людей, в пустыне за Иорданом и мирно скончалась в Страстную Пятницу в 522 г.
 
 
В часовне преп.Марии Египетской под Голгофой. Частица Честно Животворящего Креста Господня.
В часовне преп.Марии Египетской под Голгофой.
Частица Честного Животворящего Креста Господня.
 
 
Мощи многих святых в часовне преп.Марии Египетской.
Мощи многих святых в часовне преп.Марии Египетской.
 
Затем крутая лестница вверх вела нас на Голгофу. Архитектурная история храма Гроба Господня многообразно отразилась и на судьбе Голгофы. Многострадальную гору, на которой распят был Спаситель, строители и реставраторы разных эпох "усекали", "выравнивали", "обтесывали".
 Современный вид Голгофа как единый архитектурный объект приобрела в результате общего ремонта храма после пожара 1808 г. Помимо наружной лестницы с улицы, которой практически не пользуются, на верх ведут, как говаривали в старых путеводителях, два "всхода" - правый, сразу от дверей храма, "латинский" (т.к. ведет к католическому приделу), левый, со стороны Кафоликона, "греческий" (т.к. ведет к главному, православному приделу). Обозначения чисто условные, сегодня паломники без разбора поднимаются по той и другой лестнице. Престол из розового мрамора, в один метр высотой, украшен спереди декоративными,  коринфского ордера, колонками, а по бокам опирается на утолщенные, как у нас, на Руси, говорят, "бочонком". Под престолом - обложенное серебряным кругом отверстие, в которое водружен был Крест Христов. Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола, в застекленных проемах, можно видеть серый камень "живой" Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения  в момент смерти Спасителя: "И вот, завеса в Храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслаяь; и камни расселились" (Мф.27, 51). На Голгофе никогда не бывает дневного света,  померкшего тогда, в тот единственный, страшный час. Только несколько рядов лампад спускаются со сводчатого потолка, освещая таинственный полумрак.
 
 
На Голгофе
На Голгофе
 
После того как мы посетили Храм Гроба Господня со всемы святынями, наш путь продолжался на гору Сион в Сионскую Горницу, находящуюся на сегодняшний день вне стен старого города. Горница Тайной Вечери, или Сенакль, как ее называют в Иерусалиме (на старофранцузский лад, от латинского coenaculum— «помещение для обеда», «столовая») связана с событиями последней трапезы Господа с учениками, двукратного явления Его им после Воскресения и, наконец, Сошествия Святого Духа на апос­толов в день Пятидесятницы.
Базилика на этом месте — «Матерь церквей» — была воздвигнута архиепископом Иоанном (386-417 гг.) Сожженная персами в 614 г., она была восстановлена архимандритом Модестом. Крестоносцы в XII в. воздвигли здесь храм, известный под названием Святой Марии Сионской. Его разрушил Саладин. Позже, в 1335 г., пребывавшее в развалинах святое место приобрели францисканцы, которые восстановили его и занимали более двух веков, пока так же не были изгна­ны (в 1552 г.) мусульманами — на сей раз турками-османами. Они ус­троили здесь мечеть Наби-Дауд, т.е. посвященную царю-пророку Давиду. Дело в том, что еще с XII в., с легкой руки известного путеше­ственника, испанского еврея Вениамина Тудельского, распространи­лась легенда о том, что в этом же доме, в нижнем этаже, находится «гробница Давида». Этой легенде дружно верили и крестоносцы, и сменившие их в Иерусалиме сельджуки, и мамлюки, и францисканцы, и османы. В 1948 г. место перешло к иудеям, превратившим мечеть в синагогу, а саркофаг, именуемый «гробницей Давида» в один из рели­гиозных и почти государственных символов Израиля.
Горница — помещение верхнего этажа — посвящена воспоминанию об установлении Иисусом Христом Таинства Евхаристии, о Тайной Вечери, о том, как Господь перед вкушением пасхального агнца омыл ноги своим ученикам — в урок смирения для всех нас. Комната за стеной, к востоку от Горницы, подняться в которую можно по восьми ступеням лестницы, посвящена воспоминанию о Сошествии Святого Духа.
В нижнем этаже находится описанный выше саркофаг — «Гробница Давида». Помещение, где он стоит, называется «Зал мучеников», так как посвящен памяти миллионов евреев, уничтоженных нацистами.
Интерьер Гробницы Давида стилизован под облик древней синагоги. Однако христианские граффити на стенах невольно выдают, что и это помещение принадлежало первоначально христианам. 
 
В Сионской Горнице.
В Сионской Горнице.
 
Затем наш путь продолжился в находящуюся рядом Успенскую Церковь, построенную немецкими католиками гор Кёльна. Когда-то на этом месте стоял дом Иоанна Богослова. Спаситель в  последние свои минуты на кресте как бы «усыновил» его Своей Матери. И сразу после этого Иоанн взял Ее жить к себе, на Сион. Позже Юстиниан построил здесь большую базилику, которую так и называли «Агиа Сион». Но она погибла в персидское нашествие.
Строительная история многих христианских памятников Иеруса­лима очень похожа. Естественно, крестоносцы воздвигли храм на Сионе. Естественно, Сападин его разрушил. Потом францисканцы соорудили небольшую капеллу, но и она была разрушена в 1490 г.
     В 1898 г. турецкий султан позволил приобрести это место германскому императору Вильгельму II — по случаю посещения кайзером Иерусалима. Вильгельм подарил этот участок немцам-католикам, и бе­недиктинцы (монахи ордена Св.Бенедикта, основанного в VI веке) по­строили здесь свое аббатство с собором в честь Успения Божьей Ма­тери. Собор строился в неороманском стиле, напоминающем средне­вековую крепость. Верхняя церковь украшена мозаиками, стилизо­ванными «почти под Юстиниана». Но важнейшей деталью декора стал оригинальный рисунок пола, совместивший, по воле заказчиков и ху­дожников, языческий круг зодиака с именами пророков и апостолов и символами Евангелистов (завершение художественных работ в со­боре относится к тридцатым годам нашего века).
 
Церковь Успения Божией Матери на горе Сион.
Церковь Успения Божией Матери на горе Сион.
 
     В крипте храма, в центре, помещена статуя, изображающая Ма­терь Божию на смертном одре. Хорос (паникадило) над ложем Марии содержит изображения святых женщин Библии, наиболее послуживших истории Боговоплощения.
 
Крипта нам местом Успения Пресвятой Богородицы.
Крипта нам местом Успения Пресвятой Богородицы.
 
Использованы текстовые материалы из книги Н.Н.Лисового "Приди и виждь".
Фотографии предоставлены
паломниками Марией Маракуевой, Игорем Яковлевым и Павлом Платоновым.
 
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com