Главная / Духовная колыбель. Поэтические страницы / Творчество классиков русской литературы / XX век / Блок Александр (1880-1921). Верю в Солнце Завета. Я, отрок, зажигаю свечи. На поле Куликовом (фрагмент). Рожденные в года глухие Александр Блок
(1880-1921)
Четыре стихотворения Александра Александровича Блока (1880 — 1921), вошедшие в данную антологию, представляют собою очень малую часть тех его стихотворных произведений, которые отчетливо связаны с образами и мотивами библии {в сущности, эта связь присутствует всегда — если не прямо в тексте, то в подтексте блоковской поэзии). Но и эта малая часть может дать представление о направленности исканий и ожиданий поэта, свойственных ему с первых шагов на его пути:
Я жду — и трепет объемлет новый, («Я жду призыва, ищу ответа...», 1901) Кажется знаменательным то, что первому из публикуемых стихотворений — «Верю в Солнце Завета...» (1902) предпослан эпиграф из Апокалипсиса: «И дух и Невеста говорят: прииди.» Это текст из заключительной ХХII-ой главы Откровения Иоанна Богослова, стих 17-ый: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». Множественные смыслы этого стиха — стиха свершения, освобождения, счастья — постепенно проступают в Откровении и особо поясняются главой XXI-ой: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я — Иоанн — увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как, невеста, украшенная для мужа своего (...). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.». Образы и настроения Апокалипсиса в высшей степени характерны для поэзии Блока. Только в отличие от распространенного до нынешнего дня понимания этой Книги как повествования о конце света. Блок читает ее так, как она создана Иоанном: это повествование о тяжком, мучительном пути к Солнцу Завета, к освобождению мира от скверны: «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые записаны у Агнца в книге жизни». (XXI, 27). Те же мотивы слышны и в стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи..» (1902; оба стихотворения входят в цикл «Стихов о Прекрасной Даме»). Ему предпослан эпиграф из Евангелия от Иоанна (III, 29): «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия-то радость моя исполнилась.» Это Иоанн Богослов передает сказанное другим Иоанном — Крестителем, Предтечей Спасителя. И в этих словах — зерно того грандиозного, трагического и светлого повествования, которое разворачивается в Апокалипсисе. Стихотворение «В ночь, когда Мамай залег с ордою...» (1908) входит в цикл «На поле Куликовом», который при публикации 1912 г. Блок сопроводил примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.» Публикуемое стихотворение связано с решающим моментом битвы. В нем ощутима связь и с размышлениями о судьбе России, пронизывающими весь цикл: Я не первый воин, не последний, ('Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»). Поэт предчувствует страшные, воистину апокалипсические испытания, которые ждут Россию: это ясно ощутимо и в последнем стихотворении — «Рожденные в года глухие...» (1914). Но вера в Солнце Завета не оставляет его: И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, — Те, кто достойней. Боже, Боже, Да узрят Царствие Твое! * * *
И Дух и Невеста говорят: прииди. Апокалипсис Верю в Солнце Завета, Все дышавшее ложью Заповеданных лилий Непостижного света 22 февраля 1902
* * *
Имеющий невесту есть жених;
а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. От Иоанна, III, 29 Я, отрок, зажигаю свечи, Люблю вечернее моленье Покорный ласковому взгляду, Падет туманная завеса. 7 июля 1902
На поле Куликовом. * * *
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою, — Разве знала Ты? Перед Доном темным и зловещим, С полуночи тучей возносилась И, чертя круги, ночные птицы Орлий клекот над татарским станом И с туманом над Непрядвой спящей, Серебром волны блеснула другу И когда, наутро, тучей черной 14 июня 1908
* * *
3. Н. Гиппиус
Рожденные в года глухие Испепеляющие годы! Есть немота — то гул набата И пусть над нашим смертным ложем 8 сентября 1914
Комментарии
«Верю в Солнце Завета...» Завет — в христианском понимании союз, договор Бога с человеком об искуплении грехов, о создании Царства Божия на земле. «Я, отрок, зажигаю свечи...» «Огонь кадильный...» Кадило — металлическая чаша, подвешенная на нескольких цепочках, заполненная тлеющим углем и ароматическими веществами; применяется при богослужении. Алтарь — возвышенная восточная часть христианского храма, где священники совершают богослужение. «В ночь, когда Мамай залег с ордою...» Мамай (? — 1380) — татарский полководец (темник), фактический правитель Золотой Орды. Непрядва — правый приток Дона; в междуречье Непрядвы и Дона развернулась Куликовская битва. «Рожденные в года глухие...» Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 — 1945) — поэт, прозаик, мемуарист.
Печ. по кн.: А. А. Блок. Собр. соч. в 8-ми тт. М.-Л., 1960-1963. Тт. 1,3.
БИБЛИЯ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ХРЕСТОМАТИЯ)
Под редакцией М. Г. Качурина
"КАРАВЕЛЛА" САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1995 Источник Библиотека Католической информационной службы "Agnuz" |
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |