Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Русская народная духовная поэзия Творчество классиков русской литературы Из Палестинских впечатлений. С. Пономарев. Май 1873 года. Иерусалим C нами Бог! Рождество Христово в русской поэзии ХVIII-XX веков. Сборник поэзии к 2000-летию Рождества Христова Современная духовная поэзия Стихи лиц духовного званияБиблия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Духовная колыбель. Поэтические страницы / Творчество классиков русской литературы / XIX век / Державин Гавриил (1743-1816). Соломон и Суламита. Бог. Помощь Божия. Доказательство Творческого бытия .Утешение добрым. Истина. Христос и др.
 
Гавриил Державин
(1743-1816)
 
Гавриил Романович Державин прославился уже первым своим словом. Появился Гаврюша на свет в 1743 г. крошечным недоноском, и его спасли от гибели варварским дедовским способом: обмазали ржаным тестом и положили в теплую печь - в сущности, запекли в хлебе.
 
Когда младенцу был год, родители его со страхом смотрели в окно на огромную комету в небе. И тут малыш ткнул пальчиком в комету и произнес свое первое слово: "Бог!" А в зрелые свои годы он написал оду "Бог", и до сих пор нет в русской поэзии более сильных, страстных и в то же время философских и величественных стихов о Боге...
 
Евгений Анисимов
 

Соломон и Суламита
 
I
Соломон (один)
 
Зима уж миновала:
Ни дождь, ни снег нейдет;
Земля зеленой стала,
Синь воздух, луг цветет.
 
Все взгляд веселый мещет,
Жизнь новую все пьет;
Ливан по кедрам блещет,
На листьях липы мед.
 
Птиц нежных воздыханье
Несется сквозь листов;
Любовь их, лобызанье
Вьет гнезда для птенцов.
 
Шиповый запах с луга
Дыхает ночь и день,—
Приди ко мне, подруга,
Под благовонну тень!
 
Приди плениться пеньем
Небес, лесов, полей,
Да слухом и виденьем
Вкушу красы твоей.
 
О! коль мне твой приятный
Любезен тихий вид,
А паче, ароматный
Как вздох ко мне летит.
 
II
Их переклик
 
     Суламита
 
Скажи, о друг души моей!
Под коей миртой ты витаешь?
Какой забавит соловей?
Где кедр, под коим почиваешь?
 
     Соломон
 
Когда не знаешь ты сего,
Пастушка милая, овечек
Гони ты стада твоего
На двор, что в роще между речек.
 
     Суламита
 
Скажи, какой из всех цветов
Тебе прекрасней, благовонней?
Чтоб не искать меж пастухов
Тебя,— и ты б был мной довольней.
 
     Соломон
 
Как в дом войдешь, во всех восторг
Вдохнешь ты там своей красою;
Введет царь деву в свой чертог,
Украсит ризой золотою.
 
     Суламита
 
Мне всякий дом без друга пуст.
Мой друг прекрасен, млад, умилен;
Как на грудях он розы куст,
Как виноград, он крепок, силен.
 
     Соломон
 
Моей младой подруги вид
Всех возвышенней жен, прекрасней.
 
     Суламита
 
Как горлик на меня он зрит,—
В самой невинности всех страстней.
 
     Соломон
 
Она мила,— тенистый верх
И кедр на брачный одр к нам клонит.
 
     Суламита
 
Он мил,— и нам любовь готовит
В траве душистой тьму утех.
 
III
Суламита (одна)
 
Сколь милый мой прекрасен!
Там, там вон ходит он.
Лицем — как месяц ясен;
Челом — в зарях Сион.
С главы его струятся
Волн желтые власы;
С венца, как с солнца, зрятся
Блистающи красы.
Сколь милый мой прекрасен!
Взор тих — как голубин;
Как арфа, доброгласен;
Как огнь, уста; как крин,
Цветут в ланитах розы;
Приятности в чертах,
Как май, прогнав морозы,
Смеются на холмах.
Сколь милый мой прекрасен!
Тимпана звучный гром
Как с гуслями согласен,
Так он со мной во всем.
Но где мой друг любезный?
Где сердца моего
Супруг? Вняв глас мой слезный,
Сыщите мне его.
Сколь милый мой прекрасен!
Пошел он в сад цветов.
Но вечер уж ненастен,
Рвет розы, знать, с кустов.
Ах! нет со мной,— ищите,
Все кличьте вы его,
Мне душу возвратите,—
Умру я без него.
 
IV
Соломон и Суламита (вместе)
 
Положим на души печать,
В сердцах союзом утвердимся,
Друг друга будем обожать,
В любви своей не пременимся.
 
     Хор дев
 
Любовь сердцам,
Как мед, сладка;
Любовь душам,
Как смерть, крепка.
 
     Соломон и Суламита (вместе)
 
Лишь ревность нам страшна, ужасна,
Как пламя яро ада, мрачна.
 
     Хор
 
Любовь сердцам,
Как мед, сладка;
Любовь душам,
Как смерть, крепка.
 
     Соломон и Суламита (вместе)
 
Вода не может угасить
Взаимна пламени любови,
 
     Хор
 
Любовь сердцам,
Как мед, сладка;
Любовь душам,
Как смерть, крепка.
 
     Соломон и Суламита (вместе)
 
Лишь ревность нам страшна, ужасна.
Как пламя яро ада, мрачна.
 
     Хор

Любовь сердцам,
Как мед, сладка;
Любовь душам,
Как смерть, крепка.
 
 
 
Властителям и судиям
 
Восстал Всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! - Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья, -
Но вы, как я, подобно страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един Царём земли!
1780(?)
Примечание. Стихотворение является переложением псалма 81.
 
Бог
 
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем - Бог!
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, -
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоём величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты свет, откуда свет истёк.
Создавый всё единым Словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть. Ты будешь ввек!
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Её содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вертятся, зыблются, сияют, -
Так звёзды в безднах под Тобой.
Светил возжженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры -
Перед Тобой - как нощь пред днём.
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, - и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною:
А я перед Тобой - ничто.
Ничто! - Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! - Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь - конечно есть и Ты!
Ты есть! - Природы чин вещает,
Гласит моё мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? - безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твоё созданье я. Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Моё бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие Твоё.
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной радости теряться
И благодарны слёзы лить.
1780-1784
 
Помощь Божия
 
Возведох очи мои в горы.
Псалом 120
 
Возвёл я мысленные взоры
В небесны, лучезарны горы, -
И помощь мне оттоль пришла.
Я помощь сильную приемлю
От Сотворившего всю землю
И в небе звёзды без числа.
Ноги моей в поползновенье,
Ниже в малейшее смятенье,
Он не допустит, и хранит,
Хранит меня и не воздремлет,
И всем моим Он нуждам внемлет,
И свыше на меня глядит.
Господь, Господь - мой покровитель,
Помощник, жезл и подкрепитель,
И щит Он на груди моей:
Ни солнце в день не опаляет,
Ни лунный свет не ужасает
Меня в тме бледностью своей.
Везде со мною пребывает,
Сопутствует, остерегает
От всякого меня Он зла,
Блюдет мой вход и исхожденье,
Предупреждает искушенье,
Чтоб злость вредить мне не могла.
Примечание. Ниже - ни даже, отнюдь не.
1793
 
Буря
 
Судно, по морю носимо,
Реет между чёрных волн;
Белы горы идут мимо,
В шуме их - надежд я полн.
Кто из туч бегущий пламень
Гасит над моей главой?
Чья рука за твёрдый камень
Малый чёлн заводит мой?
Ты, Творец, Господь всесильный,
Без Которого и влас
Не погибнет мой единый,
Ты меня от смерти спас!
Ты мне жизнь мою пробавил,
Весь мой дух Тебе открыт;
В сонм вельмож меня поставил, -
Будь средь них мой Вождь и Щит.
1794
 
Доказательство Творческого бытия
Из псалма 18
 
Небеса вещают Божью славу,
Рук Его творенье твердь;
День за днём течёт Его уставу,
Нощи нощь приносит весть.
Не суть речи то, иль гласы лиры,
Не доходит всем чей звон:
Но во все звучит глагол их миры,
В безднах раздаётся тон.
Се чертог горит в зыбях эфира,
Солнце блещет как жених,
Как герой грядёт к победам мира,
Мещет огнь очей своих.
С одного края небес лишь сходит,
Уж сретается в другом. -
Нет вертепов он куда не вводит
Теплоты своим лучом.
Всем закон природы зримый ясный
Может смертным доказать:
Без Творца столь стройный мир, прекрасный
Сей не может пребывать.
1796
 
Утешение добрым
 
Не ревнуй отнюдь лукавым,
Беззаконным не завидь:
Скоро смерть серпом кровавым
Их приидет поразить;
Упадут - и вмиг увянут,
Как подкошенны цветы.
Положись во всём на Бога;
Землю населя, трудись;
Добр будь, не желая многа,
В честь Господню насладись:
Он подаст тебе, что сердце
Пожелает лишь твоё.
Вышнему во всём доверься,
Будь во всём Ему открыт,
Крепко на Него надейся, -
В пользу всё твою свершит:
Вознесёт, как солнце, правду,
И невинность, яко день.
Посвятясь Творцу, мужайся,
Будь в Его законе твёрд;
Счастьем злых не ослепляйся,
Гордым не ходи вослед;
Не ходи, не раболепствуй,
Смертных Богом не твори.
Не печалься, не сердися,
Не злословь и злых глупцов;
Паче в доблестях крепися,
Умудряйся средь трудов.
Ты увидишь: зло поникнет,
Добродетель возлетит.
Подожди миг, и не будет
Самый вред тебе во вред;
Будто ветер пепел сдунет,
Так исчезнет злобы след:
Кротость же наследит землю
И сладчайший вкусит мир.
Яры взоры грешник мещет
И над праведником бдит;
Зубом на него скрежещет,
Втай везде его следит.
Но Господь врагу смеётся,
Близкий видя рок его.
Гавриил Романович ДЕРЖАВИН
Меч злодеи извлекают,
Лук натягивают свой:
Низложить они алкают
Правых сердцем и душой;
Но их луки сокрушатся,
Обратится меч им в грудь.
Лучше малое стяжанье,
Нажитое всё трудом,
Чем сокровищей собранье,
Скоро скоплено с грехом:
В праведных руках всё споро,
Грешников скудеет длань.
Добрых Бог благословляет:
Твёрдо ввек наследство их;
В люты глада дни питает
От щедрот Он их Своих;
Мытари ж, как овны, жирны;
Но иссохнет весь их ту к.
Грешник, взяв, не возвращает;
Праведник всегда даёт;
Семена ль кому ссужает,
То земля приносит плод;
На кого ж положит клятву,
Плод тех верно погублен.
Богом человек крепится,
Коль на добром он пути;
Хоть падёт, не сокрушится;
Встанет паки, чтоб идти:
Вышняго рука поддержит
Во всех случаях его.
Был я млад - и состарелся:
Добрых в крайности не зрел,
Чтоб в забвеньи род их зрелся,
Чтобы хлеба не имел:
Сами всех они снабжают,
И в довольстве чада их.
Уклонись от злодеяний,
Делай благо - Бог с тобой;
Он Судья - и воздаяньи
Держит всё Своей рукой:
Семя даже зла погибнет, -
Добродетель расцветёт.
Льёт всегда благочестивый
Токи мудрости из уст;
Муж человеколюбивый
Изрекает правый суд:
В сердце чистом Бог Правитель,
Тверды истины стопы.
Ищет, ищет беззаконный,
Чтоб невинность погубить;
Нет, он мнит, ей обороны,
А не видит, - Бог ей щит:
На суде ль ей быть случится,
Будет правою она.
Потерпи ж ещё немного,
Потерпи, храня закон;
Как приидет время строго
И на злобу грянет гром, -
Вознесёшься и получишь
Достояние твоё.
Видел, видел нечестивых,
Вознесенных яко кедр;
Но по неких днях бурливых
Я их места не обрёл;
Вопрошал ходящих мимо,
И никто не отвечал.
Ведай: честность и невинность
Увенчаются венцом;
Злость, нечестье, горделивость
Кончатся своим концом:
Бог Помощник людям добрым,
Воздаятель Он и злым.
1804
Примечание. Стихотворение является переложением псалма 36. Паче - особенно. Паки - опять, снова.
 
Истина
 
Источник всех начал, зерно
Понятий, мыслей, чувств высоких,
Среда и корень тайн глубоких,
Отколь и кем всё создано,
Числ содержательница счёта,,
Сосференного в твердь сию,
О Истина! о голос Света!
Тебя, бессмертная, пою.
Тебя, - когда и червь, заняв
Лучи от солнца, в тьме блистает;
Ко свету очи обращает,
Без слов младенец лепетав, -
То я ль души моей пареньем
Не вознесуся в Твой чертог?
Я ль не воскликну с дерзновеньем:
Есть вечна Истина, - есть Бог!
Есть Бог! я чувствую Его
Как в существе моём духовном,
Так в чудном мире сём огромном,
Быть не возмогшем без Него.
Есть Бог! я сердцем осязаю
Его присутствие во мне:
Он в Истине, я уверяю,
Он совесть - внутрь. Он правда - вне.
Так, Истина, слиясь из Трёх
Существ, единства скрыта лоном
Средь тел и душ и в духе оном,
Кто создал всё, Кто держит всех.
Её подобье в солнце зрится:
Лицом, и светом, и теплом
Живя всю тварь, Оно не тмится,
Ключ жизней всех, их образ в Нём.
Сильнее Истина всех сил,
Рожденна ею добродетель.
Чрез Дух Свой зреть её Содетель
В безмерности чудес открыл;
Её никто не обнимает,
Окроме Бога Самого,
Полк тщетно ангелов взлетает
Прозреть кивот судеб Его.
О Истина! трилучный Свет
Сый, - бывый, сущий и грядущий!
Прости, что прах, едва ползущий,
Смел о Тебе вещать свой бред;
Но Ты, - коль солнцев всех лампада,
Миров начало и конец,
От корней звёзд до корней ада
Объемлешь всё, - всего Творец!
Творец всего, - и влил мне дух
Ты в воле мудрой и в желаньях,
И неба и земли в познаньях
Парящий совершенства в круг;
Так можно ль быть мне в том виновным,
Что в выспренность Твою лечу?
Блаженством я Твоим верховным,
Тобой насытиться хочу.
Тобой! - Ты перло дум моих,
Отца наследье, сота слаще.
Ах! скрытный, далей чем,, тем вящще
Я алчу зреть красот Твоих,
Младенцам лишь одним не тайных.
Внемли ж! - и миг хоть удостой
Мелькнуть сквозь туч Тебя вкруг зарьных,
И отени мне облик Твой.
Нет, буйство! - как дерзну взирать
На Бога, облечённый в бренья?
Томиться здесь, там наслажденья
Ждать - смертных участь - и вздыхать.
О, так! - и то уже высоко
Непостижимого любить,
Небесной Истиною око
Уметь земное пламенить!
Слиянный в узел блеск денниц,
Божественная лучезарность,
Пространств совокупленна дальность,
Всех единица единиц!
О правость воль неколебимых!
О мера, вес, число всего!
О красота красот всезримых!
О сердце сердца моего!
Дум правило, умов закон,
Светило всех народов, веков!
Что б было с родом человеков,
Когда б Тебя не ведал он?
Когда бы совести не знали
Всех неумытного Судьи,
Давно б зверями люди стали.
Законы святы мне Твои.
Пускай предерзкий мрака сын
Кощунствует в своей гордыне,
Что правда - слабость в властелине,
Что руль правлений - ум один,
Что златом тверды царства, грады;
Но, ах! сих правил тщетен блеск:
Имперьи рушатся без Правды...
Се внемлем мы престолов треск!
О Истина, душевна жизнь!
Престол в сердцах Небесна Царства!
Когда дух лжи, неправд, коварства,
Не вняв рассудка укоризн,
К добру препятств мне вержет камень,
Ты гласом Божеским Твоим
Взжигай в душе моей Твой пламень
И будь светильником моим.
Ты жезл мой будь и вождь всегда,
Да токмо за Тобой стремлюся,
Твоим сияньем предвожуся,
Не совращаясь никогда
С путей. Тобой мне освещённых;
Любя Тебя, да всех люблю;
Но от советов, мне внушенных
Тобой, нигде не отступлю.
Да буду провозвестник, друг,
Поборник Твой, везде щит правды;
Все мира прелести, награды
Да не истлят во мне Твой Дух;
Да оправдаю я невинность;
Да соблюду присягу, честь;
Да зла не скрою ков, бесчинность,
И обличу пред всеми лесть.
Да буду соподвижник твёрд
Всех добродетелей с Тобою,
Ходя заповедей стезёю,
По правосудью милосерд;
Да сущих посещу в темницах,
Пить жаждущим, есть гладным дам,
Бальзам страдающим в больницах
И отче лоно сиротам.
Да отвращу мой взор от тех,
Кто Твоего не любит света,
Корысть и самолюбье мета
Единая чья действий всех,
Да от безверных удалюся,
Нейду с лукавыми в совет
И в сонм льстецов, - а прилеплюся
К друзьям Твоим, Твой чтущим свет.
И Ты, о Истина! мой Бог!
Моей и веры упованье!
За всё моё Тебя желанье,
За мой к Тебе в любви восторг,
Когда.сей плоти совлекуся,
Хоть был бы чист, как блеск огня,
Но как к Тебе на суд явлюся,
Не отвратися от меня.
21 июля 1810
Примечание. Неумытный - неподкупный, беспристрастный, честный.
 
Проблеск
 
Хранителя меня ты ангела крылами,
О мысль бессмертия! приосеняй,
Да в Нём, как в зеркале, души очами
Я будущих блаженств увижу рай;
Подобно путник как сверх вод, сквозь лес, в мрак нощи
Зрит проблеск от луны.
Коль не был горд и подл и лишь из самолюбья
Пронырством не пролез вельмож я в сонм,
Но с малых должностей всегда орудье
Был Бога и царя, их чтя закон:
Се зрю, се зрю себя седящим выше неба
Между князей духов!
Когда грустил, вздыхал и проливал слёз реки,
Что нравов простота и веры луч
В вселенной погасал, и человеки
Творились злей зверей средь бранных туч:
Утешенным себя в эдемских вижу кущах
Средь праотцев моих!
Коль сердцем кроток, тих, боголюбив душою,
Не тягостен рабам и добр я был,
Доволен отческих полей землёю
И жатвой чуждой дух мой не мутил:
Наследием себя взираю награжденна
Небесного Отца!
Когда не царские желал, искал награды,
И мзды чьей за труды, за подвиг мой;
Но домогался лишь везде единой правды,
Считая жребий всех за жребий свой:
Насыщенным себя я вижу правосудьем
От Истины святой!
Коль милостивым всем был, щедрым, милосердым
И бедным завсегда желал помочь,
Стыдился к страждущим глухим быть твёрдым,
Сирот и вдов не гнал от дома прочь:
О диво! в грозный день, в суд страшный, неумытный
Помилованным зрюсь!
Когда был сердцем чист, чужд козней и коварства,
Не ставил никому на лов сетей;
Но, искренней душой презря препятства,
Невинных в вред себе спасал людей:
О восхищение! зрю Бога лучезарна
К себе лицом к лицу!
Не из корысти коль себе хвалы и славы,
Но из желания лишь всем добра
Смиреньем укрощав враждебны нравы,
Судил, мирил, на сильных мощь не зря:
О несказанна честь! - за миротворство Божьим
Я сыном наречён!
Коль обносимым был и оклеветан лжами
За то, что истину и правду чтил,
Что Божьими блюдом, храним судьбами
И ими весь мой век поддержан был:
Весельем ангельским, небесным наслаждаюсь
В беседе я святых!
О радость! о восторг! толико быть блаженным,
Что удостоиться взирать Творца
И, светом окружась Его священным,
В чертоге опочить всех благ Отца,
Между своих друзей, родных, поднесь что милы
Так сердцу моему!
Когда-то там, о там! не здешне земно тленье,
Не преходящи сны мирских торжеств,
Но с ликом душ вовек Христу хваленье
На арфе возглашу в кругу Божеств,
И небо и земля, моря и преисподня
Послушают меня!
Давид, Иоасаф тогда свои псалтиры
Мне с радостью дадут, - да, да в них бряцав,
Во гармоничные созвучны лиры
Сольюся ангелов, сам ангел став;
В бессмертном превитать я буду озареньи,
Как ясный Божий луч!
Не оставляй же ввек, не оставляй, любезна
О мысль бессмертия! меня всегда;
Будь страж средь поприща сего мятежна
И не кидай меня ты никогда;
Но тешь меня, покой приятным вображеньем
Ты будущих блаженств.
Хотя болезнь когда, хоть смерть мне приразится,
Не преставай елей свой в грудь мне лить
И по последний вздох в уме твердиться,
Что в гроб иду не умирать, но жить,
Тех вечных благ вкушать, что в небе приготовил
Бог любящим Его.
6 августа 1810
 
На преодоление врага
 
Хор
Воскликни Господу, вселенна!
Его святое имя пой1
И ты, о лира восхищенна!
В хвалу Ему твой глас настрой.
Рцы Богу, коль дела Его предивны,
С высокой пал наш враг стремнины.
Весь мир Творцу поёт хвалебный лик:
Велик!велик!велик!
Приди и обозри, о смертный!
Непостижимы чудеса:
На чём стоят столпы несметны,
Держащи землю, небеса;
Зри, обращал как Бог понт в сушу,
Как хлябь разверз, простёр в ней путь
И там провёл живую душу,
И ветр не мог никак где дуть!
Хор
Воскликни Господу, вселенна!
Его святое имя пой!
И ты, о лира восхищенна!
В хвалу Ему твой глас настрой.
Рцы Богу, коль дела Его предивны,
С высокой пал наш враг стремнины.
Весь мир Творцу поёт хвалебный лик:
Велик! велик! велик!
Его всевидящее око
Сквозь бездн всех звёзд на мир сей зрит,
Что низко в нём и чтб высоко,
Над вражеской гордыней бдит
И нас ведёт к блаженной жизни,
Стопы склоняя на добро;
Чрез брань, беды и укоризны
Так чистит нас, как огнь сребро.
Хор
Воскликни Господу, вселенна!
Его святое имя пой!
И ты, о лира восхищенна!
В хвалу Ему твой глас настрой.
Рцы Богу, коль дела Его предивны,
С высокой пал наш враг стремнины.
Весь мир Творцу поёт хвалебный лик:
Велик! велик! велик!
Хотя вводил Он нас в напасти
И посылал на нас войны:
Но то Его был опыт власти,
Чтоб наши наказать вины.
Благословите ж, все языки,
Днесь Бога нашего, и вы,
Зря чудеса Его велики,
Хвалите, преклоня главы.
Хор
Воскликни Господу, вселенна!
Его святое имя пой!
И ты, о лира восхищенна!
В хвалу Ему твой глас настрой.
Рцы Богу, коль дела Его предивны,
С высокой пал наш враг стремнины.
Весь мир Творцу поёт хвалебный лик:
Велик!велик!велик!
Придите в храм наш и внимайте
Душ славословия трубу;
Но не на жертвы вы взирайте, -
На искрению Творцу мольбу;
И ежели язык неправду
Какую наш в сей час изрёк,
Да удалит от нас пощаду
И милость Он Свою навек.
Хор
Воскликни Господу, вселенна!
Его святое имя пой!
И ты, о лира восхищенна!
В хвалу Ему твой глас настрой.
Рцы Богу, коль дела Его предивны,
С высокой пал наш враг стремнины.
Весь мир Творцу поёт хвалебный лик:
Велик! велик! велик!
16 июля 1811
Примечания. Стихотворение представляет собой переложение 65-го псалма. Рцы - реки, говори.
 
Христос
 
Никтоже приидет ко Отцу,
токмо Мною.
Евангелие от Иоанна 14:6
 
О Сый, Которого пером,
Ни бренным зрением, ни слухом,
Ниже витийства языком
Не можно описать, а духом
И верой пламенной молить!
Твоею благодатью пленный,
Как бы на небо восхищённый,
Тебя дерзаю я гласить,
Тебя! - но Кто же сущий Ты,
Что человеком чтим и Богом?
Лице, как солнца красоты!
Хитон, как снег во блеске многом!
Из ребр нетленных льётся кровь!
Лучи - всю плоть просиявают!
Небесный взор, уста дыхают
Сладчайшим благовестьем слов!
Кто Ты, - что к нам сходил с небес
И паки в них вознёсся в славе? -
Вовек живый и там и здесь
Несметных царств Своих в державе,
В округе и средине сфер.
Хлеб жизни и живот струй вечных,
Сам свят, безгрешен; а всех грешных
Единая к спасенью дверь!
Кто Ты, - Кого из древних лет
Сивиллы, маги и пророки
Приход предвозвестили в свет;
Полк горних сил сквозь блеск далёкий
Дивился с трепетом Кому,
Что Бога и Царя небесна,
Бессмертна суща, бестелесна,
Сходяща видят смерти в тму?
Кто Ты, - в Котором сквозь эфир
С горы ниспадший зрелся камень,
Кем мира сокрушён кумир;
Тот лепый юноша, что пламень
Внутрь пещи в росу претворил,
И прежде, чем на свет явился,
Во тьме чудес предобразился
И чаяньем языком был?
Кто Ты, - Которого звезда
Час возвестила в мир явленья,
Казала путь к Кому ведя
Царям, волхвам для поклоненья;
Чей трон не в злате средь порфир,
Но в верте18, в яслях был возвышен,
Над Кем лик ангелов был слышен:
Сошёл во человеки мир!
Кто Ты, - вспять Иордан бежал
Кого омыть с стремленьем шумным,
В пустыне свет осиявал;
Глас Агнцем проповедал чудным,
Могущим всех грехи подъять.
Таинственным страша всех слухом,
Что, не родясь водой и духом;
Небес не можно достигать.
Кто Ты, - что отверзал слух, взор
Глухим, слепым - прикосновеньем
Кротил свирепость бурь и морь
Единым перста мановеньем?
И не Тебе ль был сонм духбв
Послушным, всякая стихия,
И глас не Твой ли из земныя
Взывал утробы мертвецов?
Не Ты ль величественный Муж
Во славе, в блеске несказанном
Между живых и мёртвых душ
На хблме зрелся лучезарном,
Как некий дивный Властелин
И днешня и грядуща мира?
Над Коим гром гремел с эмпира:
"Се Мой возлюбленнейший Сын!"
Как! - Неба Сын Ты? - ужас, мрак
Мои все пробегают кости!
Ты Бог? - но Твой поруган зрак
От человеческия злости!
Окровавленны красоты!
С злодеями на древе крестном
Висишь в томленьи скорбном, смертном,
Бледн, бездыханен, мёртв! - Кто ж Ты?
Кто Ты? - и как изобразить
Твоё величье и ничтожность,
Нетленье с тленьем согласить,
Слить с невозможностью возможность?
Ты Бог, - но Ты страдал от мук!
Ты Человек, - но чужд был мести!
Ты смертен, - но истнил скиптр смерти!
Ты вечен, - но Твой издше дух!
О тайн глубоких океан!
Пучина див противоборных!
Зачем сходил Ты с звездных стран
И жил в селениях юдольных?
Творец Ты, - мог всё с высоты;
Ты тварь, - почто же трепетала
Вся твердь, как жизнь Твоя увяла?
Открой, открой Себя мне Ты!
Открой Себя, открой, молюсь!
И се - глас слышу сердца в дверях:
"Доколь воплю, доколь толкусь
Воскреснуть в хладных маловерах?"
О Света Сын! О раб днесь тмы!
Свлеки с Себя покров Твой бренной
И мыслью, верой воскрыленной
Мой промысл о Себе вонми:
Премудрость, сила и любовь,
Бог Дух, в трёх светах Свет ввек живый,
Единством троичным до веков
В Своём совете положивый
Свою в тме славу проявить,
Воззвать из бездн созданье ново
Послал единородно Слово,
И словом: - тма - вселенной бысть.
Изобразилось естество,
Незримое всезримым стало
И в человеке Божество,
Как солнце в море, воссияло!
Всё покорилося ему,
Что благ был, кроток, чист, незлобен
И во зерцале как подобен
Творцу бессмертну своему.
Но поелику создан он
С свободною душой из персти,
То обаял мечтаний сон
Его и ухищренье лести:
Он, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог - и возгордился,
От Единицы отклонился
И отблеск в нём Ея погас.
Погас! - пал в тму вселенной царь,
Нетленье превратилось в тленье;
Ему совоздыхая тварь,
Доднесь страстей своих в боренье,
Век будет в пре - не утолить
Доколь гнев Отч сей низкой долей,
Что волей пал, и той же волей
Себя к Нему не возвратить,
И плоти не отвергнет так,
Ничто чтоб дух не отягчало;
Но пал как в толь глубокий мрак,
Что сил его восстать не стало;
То тут Любовь, времён в исходе,
Сошла смирить страстей злых ревы:
Сый воссиял от чистой Девы,
Как солнца луч от чистых вод!
Им пробудилось божество,
Уснувше чувств от оболыценья,
Духовно света существо,
Как искра камня от биенья,
Вспрянуло, - и явился Бог
В плоти его страданьем Слова:
На свет Им трисвятый зреть снова
Адам сподобиться возмог.
Адам бы падши не восстал,
Когда б в Христе не воскресился,
Не воскресясь - не воссиял,
Не воссияв - не возродился
В блаженство первородно вновь.
Се, как смирением, терпеньем,
Страданьем, скорбью, умерщвленьем
Возводит всех к Себе Любовь!
Так подлинно, без плоти дух
Не мог в тлен пасть. Без духа ж силы
И плоть слаба духов втечь в круг
К земле с прикованными крылы:
То по совету трисвяту,
Скудель в сан серафимск восставить,
Бессмертьем смертного прославить
Предоставлялося Христу.
И Им со славой, с торжеством
Явилась миру Божья сила:
Как запад, нас златым лучом
Святая кровь Его покрыла,
И осветила благодать,
Дав область в чад Его вчиняться
Младенцев смыслом умудряться"
И разум вере покорять, -
Чтобы, надеясь на Его
Одну мы благость, милосердье,
Могли искать себе того
Наследна, прежня озаренья,
Им кое только можно зреть:
Святым внутрь духом очищаясь,
Живясь, светлеясь, возвышаясь,
Любовью к Божеству гореть.
Се, что есть Сый, что есть Христос,
Что Бого-Человек, что Слово:
Он Самый Тот, Который взнес
Духовно и телесно в ново
Тем бытие, что, страждя Сам,
Всем подал ясные примеры,
Как силой доблести и веры
Входить возможно к небесам!
Так, Он един: никто другой
Слепца привесть не может к свету,
Потерянному чувств стезёй;
Лишь словом уст Его согрету .
Внутрь вскрыться могут очеса.
Поит струёй Он вечной жизни
И сладость древния отчизны
На землю сводит, небеса.
Он - сшедша Истина с небес,
Он - Добродетель воплощенна,
Отерша токи смертных слёз..
В лице подобострастна тлена
Сходил Он к смертну естеству
От уз греховных мир избавить,
На прежней степени поставить
И уподобить Божеству.
Так, без Него никто к Отцу
Его приближиться не может.
Без Сына дверь наград к венцу
Таинственную не проторжет.
Живёт в Отце, Отец же - в Нём;
Бездн, неба и земли посредник,
Ходатай, вождь, всех благ наследник
И подвигоположник Он.
Предвечной Правде, трисвятой
Противно было б бесконечно,
Чтоб смертный за проступок свой
Пред Вечным не был винен вечно.
Кто ж Бога удовлетворит?
Лишь Сын Его из милосердья,
Взяв на Себя всех преступленья,
Возмог мир миром примирить.
Се есть Христовых цель заслуг:
Да благость сблизить с правосудьем,
Да воцарить над телом дух, -
И сих великих дел орудьем
Он пребыл Сам, что Сам страдал:
Он мог призвать в защиту громы;
Но, волею на казнь ведомый,
Своей Он смертью смерть попрал.
И чрез пример явил сей Свой,
Что не мирские наказанья
На лобном нас мрачат хулой,
Равно и не корон сиянья
Богоподобными творят;
Но правда, вера, добродетель
Ввек провозвестник и свидетель
И блеск неложный света чад.
Се тако Иисус всех спас
И познан Человеко-Богом,
Что так ничей покоить глас
И сладость в нас лить в бедстве строгом
Не силён, как Его един.
Быв выше всех, - учил быть низшим,
Любить врагов, и сердцем чистым
Молил за них лишь Божий Сын.
Он Царь, Законодатель Тот,
Что уст Своих одним глаголом
Ко благу общу всех ведёт,
Равняет хижину с престолом:
"Просящему, - речет Он, - дай,
Болящего призри в больнице,
Печального утешь в темнице,
Голодна, жадна напитай".
Первосвященник Он, Пророк,
Кой верящим в Него любовью
Себя дал веры их в залог,
Запечатлев завет Свой кровью,
И так его тем утвердил,
Что Им обещанный, небесный
В языках огненных чудесный
Излил Свой Дух и научил:
Былинки злобно не сломить,
Но быть всем кротким, всем радушным,
Лишь по себе других судить
И не чрез рать Себе послушным
Быть миру, но чрез рыб ловцов
Простых велел, - и синагоги,
Ареопаг им пал пред ноги:
Се силён как закон Христов!
Христос весь благость, весь любовь,
Блеск свойствам даже трисвященным;
Весь круг бы без Него миров
Неполным был, несовершенным.
Бог-Ум мог всё предначертать,
Бог-Мощь - всё сздать; любви ж без Бога
Могли ль премудрость, сила строга
Горе к себе сердца воззвать?
Так, Бог и дивен и велик
Нам паче воплощеньем Сына:
Мог плоть и дух создать Он в миг,
Но связь сих крайностей едина
Всех удивительней чудес!
Адам пусть волею пал злою;
Но взнесся плотью он святою
В Христе превыше всех небес.
Отец и Сын и Дух Святый,
Незримый Свет триипостасный;
Но в плоти Сын прияв черты,
Как человек подобострастный,
Открыл Себя и научил
Чтить Бога истиной и духом.
Кумиров сверг Своим Он слухом,
Как силу ада сокрушил.
Христос нас Искупитель всех
От первородного паденья.
Он свет, - тмой необъемлем ввек;
Но тмится внутрь сердец неверья,
Светясь на лоне у Отца.
Христа нашедши, все находим7
Эдем свой за собою водим,
И храм Его - святы сердца
О Всесвятый! Превечный Сый!
Свет тихий Божеския славы!
Пролей Свои, Христе! красы
На дух, на сердце и на нравы,
И жить во мне не преставай;
А ежели и уклонюся
С очей Твоих и затемнюся,
В слезах моих вновь воссияй!
Услышь меня, о Бог любви!
Отец щедрот и милосердья!
Не презрь преклоншейся главы
И сердца грешна дерзновенья
Мне моего не ставь в вину,
Что изъяснить Тебя я тщился,
У ног Твоих коль умилился
Ты, зря с мастикою жену.
1814.
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com