Главная / Поклонники XXI века: портрет крупным планом / Паломники-миряне / Сергей Иванов: «Иерусалим – такое место, которое дарит чудо» - г. Москва «Иерусалим – такое место, которое дарит чудо»
Интервью с паломником Сергеем Ивановым из Москвы,
посетившим Святую Землю 5-8 января 2008
Сергей Иванов у Вифлеемской Звезды Сергей, не могли бы Вы рассказать немного о себе, чем занимаетесь в России, и что подвигло Вас прибыть на Святую Землю?
Я руководитель большой компании, не буду говорить какой, это 6 тысяч человек подчиненных и 5 заводов. Мне кажется, любой православный христиан мечтает посетить Иерусалим. Любой человек в России, кто ходит в церковь, мечтает кто-то больше кто-то меньше побывать на Святой Земле, и Иерусалим для каждого русского человека – это святой город, с которым связана вся наша вера. Мы долго мечтали с женой об этом, но, наверное, всё в свое время происходит. Получилось так, что мы никогда не выезжали на отдых до Рождества Христова, а в новогодние каникулы всегда хочется отдохнуть. И в этом году был такой первый компромисс, что выезжаем, вроде бы, как отдохнуть, а совершаем еще и паломническую поездку, дающую возможность поклониться святыням и встретить Рождество на Святой Земле. Такая идея вдохновила нас.
Молитва в приделе Яслей в Рождественской пещере Как Вы считаете, является ли важным возрождение традиций русского православного паломничества на Святую Землю, или у России достаточно много других проблем, которыми важно сейчас заниматься?
Судя по себе, я считаю, что это очень важно, потому что, только побывав здесь, ты можешь реально понять всё. Когда кто-то рассказывает, а я очень много читал впечатлений и путевых заметок, это всё очень интересно, что-то цепляет, что-то нет, но это всё чьи-то впечатления, чьи-то воспоминания. Только когда сам попробуешь, сам по всем местам пройдешь, ты можешь реально ощутить, что у тебя внутри происходит, как вера твоя в каких-то очень далеких уголках души начинает «подсвечиваться», раскрываться и как-то совсем по-новому звучать. Это великое дело, и словами непередаваемо.
Базилика Рождества VI века в Вифлееме Мы ведь все «Фомы неверующие», нам всем нужно подтверждение своей веры, мы не можем верить, как преп. Серафим Саровский, который никуда не ездил, сидел и молился, и не достичь нам таких духовных высот, которых он достиг. Нам нужны какие-то события, которые нас толкают, начинают двигать вперед, нам нужен «святой батюшка», который нас бы вел, светоч такой, нам нужно чудо, без чуда мы не можем, нам недостаточно внутренних духовных переживаний, нам обязательно нужно, чтобы сверху нас что-то долбило, и мы вот так стукнулись лбом и тогда бы сказали: «Да, Господи! Ты существуешь! Поэтому я в Тебя буду верить».
Храм св. Симеона Богоприимца в Катамонах в Иерусалиме В этом смысле Иерусалим – это как раз такое место, которое дарит чудо. У нас уже был опыт ощущения и воздействия святынь. Мы почувствовали очень большую разницу, когда переехали из Новосибирска, где очень мало святынь, да практически и нет, в Москву – город, где от количества святынь, древнерусских, православных, нас прямо в хорошем смысле придавило, и мы поняли, что Москва – действительно святой город. И каким бы теперь его Вавилоном не называли, по-разному его можно воспринимать, да это город для работы, а не для жизни, но он остается святым городом, поскольку здесь столько собрано истории, здесь каждый метр – история государства Российского и православия на Руси. И вот эти пять дней в Иерусалиме, так же как переезд в Москву, просто переворачивают сознание.
А какие из святынь здесь на Святой Земле наиболее коснулись Вашего сердца, оставили какое-то глубокое духовное переживание?
Для меня всегда Спаситель и Божия Матерь были почему-то духовно далеки. Обычно я знал, что вот поклонился преп. Сергию Радонежскому, своему небесному покровителю, и я теперь ему молюсь, поклонился блаж. Матроне Московской – вот она рядом со мною, ездил к блаж. Ксении Петербуржской, и она уже рядом, мы ей молимся, что-то просим, также и преп. Серафим Саровский – вот он наш русский святой рядом с нами или св. Иоанн Кронштадтский, даже свят. Николай Чудотворец каким-то удивительным образом прямо родной, домашний, хотя жил далеко от Руси, и т.д. Таким образом христианство начинаешь воспринимать через святых, которые тебе близки, и происходит такая подмена, ведь истина, и спасение, и вся наша церковь – это Христос, а принимаешь Его почему-то через святых, и Он был для меня где-то далеко, на какой-то такой недосягаемой высоте. Матерь Божия была ближе, через свои чудотворные образы Иверской, Владимирской, Казанской, они русские такие, с Россией связаны и очень нам близки.
Место Успения Пресвятой Богородицы в католическом храм на горе Сион Так вот самыми ключевыми по впечатлениям, которые Святая Земля на меня произвела, оказались те святые места в Иерусалиме, которые непосредственно связаны со Спасителем и Божией Матерью. Я не буду даже пытаться подобрать слова для описания внутренних переживаний, потому что эти чувства просто невозможно описать.
Часовня-Кувуклия над Гробом Господним Конечно, невероятный подъем ощутил от посещения Гроба Господня – это тебя поднимает, опускает, заворачивает, перетряхивает, воодушевляет, хочется плакать, хочется радоваться, и если про внутреннее состояние говорить, то здесь очень хорошо молится, просто и невероятно легко.
Молитва у Гроба Божией Матери в Иерусалиме Раньше для меня внимание в молитве всегда было недосягаемым состоянием, я постоянно блуждаю мыслью, а во время паломничества, наоборот, трудно не молиться, ты едешь в машине или в автобусе, мысль куда-то ушла, и рука сама тянется за молитвословом, ты его открываешь и читаешь о ключевых событиях, связанных с Божией Матерью и со Спасителем. И самые важные места из Писания – вот они перед тобой, их можно ощутить и видеть воочию: пройти весь Крестный путь, постоять у Гроба Господня, увидеть Голгофу, и тут же тебе рисуется яркий образ евангельских событий. Или заходишь в темницу и страшно становится, как Спаситель на этих холодных камнях целую ночь сидел, на этих камнях не можешь даже руки просто 5 минут подержать. Крест – главный символ нашей веры, но опять же только здесь ты понимаешь его истинный смысл, как Фома неверующий. Здесь все воспринимается очень ярко, и реально начинаешь понимать, что делал Господь в каждый момент своего пребывания на земле, что Он совершил для меня лично, что Он реально сделал от рождения, что такое ясли, пещера Рождества. Все евангельские символы вдруг преображаются в конкретику. Это самое невероятное впечатление.
Сергей и Ирина Ивановы у "Стопочки" - места
Вознесения Спасителя Сергей, мы с Вами совершили духовное путешествие по Иерусалиму, посетили русские подворья и постройки, и увидели, что величие, которым обладала Россия в дореволюционный период, во многом утерялось, благодаря разрушительной деятельности советских лидеров, в частности, Хрущева. Как Вы думаете, в 21-м веке у России есть шанс возродить традиции православия, те традиции христианства, которые были ей присущи в дореволюционный период?
Начнем с того, что я безнадежный оптимист, учился за границей, много ездил, и Господь сподобил посмотреть, что такое Запад, что такое Восток, как живут в США, Западной Европе, Юго-Восточной Азии, а сам я вообще из Бурятии – региона с традиционной религией буддизма, и у меня была возможность уехать заграницу, и было даже такое настроение в послеуниверситетское время. Слава Богу, не уехал. Сейчас я четко понимаю, что я был заграницей временно, любому русскому человеку на чужбине очень тяжело.
Часовня 1-го и 2-го обретения честной главы св. прав. Иоанна Предтечи
в русском монастыре на Елеоне
Весь мой жизненный опыт убедил меня, что надо верить в Россию. Но про шансы возрождения православия в России сложно сказать, никто не знает, когда будет конец света, и от каждого из нас зависит, отсрочим мы его или нет, будем ли мы жить в России по-христиански или нет. Я лично верю, что всё изменится.
Сергиевское подворье
Императорского Православного Палестинского Общества в центре Иерусалима Искреннюю веру я увидел, побывав в храме Гроба Господня, там я три раза поклонился и один раз пришел на вечернюю службу, ночью там не было туристов, а были паломники и богомольцы, вот тогда я и увидел как раз такое отношение к святыням, о котором читаешь в литературе конца 19-го-начала 20-го веков. Наши русские богомольцы, какими бы они ортодоксальными не были, какими бы они центристскими не были, они верят от всей души, верят по-настоящему, если уж пришли к святыне, то святыню почитают, поэтому я верю, что и в России всё будет в порядке, потому что по-другому быть не может, а если будет не в порядке, то значит мы заслужили этого. А с точки зрения того, что делать, то надо с себя начинать, вот за себя и попробуй подержать ответ, и каждый, наверное, так должен делать. И воспитывать детей в христианских традициях.
Спасо-Вознесенский храм в русском монастыре на Елеоне В 1991 году в России пал советский режим, с тех пор прошло определенное время. Как вы считаете, можно ли констатировать некие изменения в ментальности российских людей, вступивших уже в 2008 год, или никаких изменений не наблюдается, всё осталось на месте?
Мне сложно судить об этом, поскольку советское время пришлось у меня на период детства и юношества, когда всё казалось светлым, хорошим, поэтому объективно судить о том, что было тогда в советском строе я не могу, я сейчас с этим разбираюсь и не разобрался еще, честно скажу. Пока я еще не могу вынести внутреннюю оценку того, что было тогда, и что сейчас происходит.
Вы посетили Святую Землю, увидели ее давнюю историю, духовность, культуру, смешение разных цивилизаций, что Вы передадите своим родным, близким, вернувшись домой?
«Любите друг друга». Скажу, что нужно верить, и можно верить, даже ничего не видя, не обязательно увидеть и уверовать, можно верить и в деревне, и где угодно. Моя прабабушка всегда является для меня таким ярким примером, она никогда никакими богословскими вопросами не интересовалась, знала начало и конец утреннего и вечернего правила. Читала там до «Верую» и в конце «Достойно», и всё, и жила так, что, дай Бог, мне так прожить с таким внутренним настроем душевным.
С каким сердцем Вы уезжаете из святого града Иерусалима?
Слов нет, чтобы описать. Состояние одухотворенности. Я не знаю, конечно, как на мне отразится это событие в дальнейшем, но ощущение испытываешь, как после причастия, хочется подольше сохранить благодать. Не знаю, насколько этого хватит, не буду загадывать, но хочется, чтобы это яркое впечатление внутри отпечаталось ярким образом, который светил бы в душе ярким светом, вёл, останавливал, а когда «заваливаешься», помогал.
Огромное спасибо Вам, Сергей!
Вопросы задавал
Гид в Израиле, Иерусалиме и Святой Земле Павел Платонов
7 января 2008 года. Рождество Христово
Иерусалим
Фото Павла Платонова
См. Сергей и Ирина Ивановы. Путевые заметки. Москва - Иерусалим - Аман - Акаба - Аман - Москва |
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |