Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Путевые заметки паломника "Ветка Палестины". Фотоальбом паломника "Вдохновение Святой Земли". Виртуальный пленэр "Наш путь пролегает от рая до рая...". Поэтические строкиНовости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Наши паломники о Святой Земле / Путевые заметки паломника / Путевые записки православного поклонника на Святой Земле. Кирилл Андреев
Путевые записки православного поклонника на Святой Земле
 
День первый
 
На Святую землю мы прилетели в пятницу днем. После довольно пасмурного и прохладного Питера, Святая Земля встретила нас жгучими, и потому вдвойне приятными лучами солнца. Небо было безоблачным (как и на протяжении всего паломничества), температура воздуха в тени +27 градусов по Цельсию. При выходе из здания аэропорта имени Бен Гуриона, находящегося в городе Тель-Авив, на остановке, заросшей кустами бугенвилии, нас уже ожидал туристический автобус. Пока группа собиралась у автобуса, удалось поближе рассмотреть необычные кусты бугенвилии, которые имеют разноцветные – нежные розово-белые цветки из трех лепестков в виде чашечки. На площадке росли кусты с розовыми и белыми цветами, иногда попадались кусты с бело-розовыми цветками.
 
Древние оливы в Гефсимании - свидетели Евангельских событий
Древние оливы в Гефсимании - свидетели Евангельских событий
 
На Средиземное море мы не поехали, так как в этот день был еврейский новый год, и пляжи в этот день не работали. А мы направились к  первому месту нашего поклонения - к  храму, где покоятся мощи святого великомученика Георгия Победоносца, находящимся в городе Лидды (древний город Лод). Первый храм построен первоначально в конце IV века, впоследствии много раз подвергался разрушениям, но вновь отстраивался. Под алтарем церкви находится усыпальница, в которой под спудом есть кенотаф (пустая рака) в воспоминание, что здесь года-то были мощи святого великомученика Георгия. Часть мощей находится в храме в маленьком серебряном мощевике, доступном для поклонения верующих. В маленькую усыпальницу-крипту под алтарь ведет узкая круговая лестница. В центре крипты находится надгробная плита из белого мрамора с рельефным изображением святого великомученика Георгия. Пустые ниши изображения заполнены маслом. Справа от алтаря на колонне висят кандалы, которыми, по преданию, в темнице был прикован святой Георгий Победоносец. По молитвам великомученика Георгия от них получают исцеление от головной боли. Храм принадлежит греческой церкви, но служительница хорошо разговаривает по-русски. Возле выхода из храма рядом с древним колодцем для сбора и хранения дождевой воды растет банановое дерево, а из соседнего сада свисают ещё не зрелые плоды инжира. Мы временно укрылись в теньке под раскидистыми ветвями дерева, поджидая отставших спутников, а затем вошли в прохладные недра нашего скоростного автобуса.    
 
Дальше путь лежал в Иерусалим. По дороге мы прослушали лекцию нашего радушного гида Ларисы о возникновении города Иерусалима с древнейших времен и до наших дней. Иерусалим состоит из старого и нового города. Мы едем через новый город узкими улочками, мимо зазывающих продавцов лавок с сувенирами, предметами старины, церковной утварью, овощами и фруктами, автобус ехал к Храму Гроба Господня, находящемуся в старом городе, который огорожен высокой стеной. Через Новые ворота старого города уже пешком мы идем к Храму Гроба Господня по довольно шумным по-восточному улочкам города. После очередного поворота мы выходим к площади, лежащей несколькими ступенями ниже. Нам открывается Храм Гроба Господня.
 
Левая колонна перед входом в Храм треснула. Из неё во время противостояния армянкой православным грекам, которых не пустили в Храм на пасху и ожидали сошествия огня на площади перед входом в Храм, вышел благодатный огонь. При входе в храм находится камень миропомазания. Над ним висит множество серебряных лампад. За камнем на стене современная фреска, отражающая крестные страдания Спасителя: от пригвождения Господа к Кресту до положения Его во Гроб. При входе можно убедиться, что камень миропомазания мокрый от вылитого на него приезжающими паломниками благоухающего масла. Но говорят, иногда камень увлажняется, и на нем проступают капельки мира. Затем мы восходим на Голгофу (по-арамейски: череп) по крутой вырубленной в скале лесенке. Голгофа разделена на два предела: католический, на месте пригвождения Господа ко Кресту, и православный, на месте, где был распят Спаситель и двое разбойников. В центре под престолом металлический круг обозначает место последних крестных страданий Иисуса Христа. Вложив в отверстие круга руку можно прикоснуться к месту в скале, на котором стоял Крест с распятым на нём Христом. С Голгофы вниз ведет лестница к месту, откуда видна трещина в скале, возникшая от удара грома, в которую пролилась кровь Спасителя и, по преданию, попавшая на череп Адама, находившийся под Голгофой.
 
Налево от камня миропомазания под особым сводом находится Кувуклия (царская опочивальня в пер. с греческого) Святого Гроба в виде четырехугольной часовни с православным куполом в виде маковки. По бокам часовни стоят двенадцать больших подсвечников, по два от каждой христианской конфессии. В этот день мне не суждено было попасть внутрь и поклониться ко Гробу Господню.     
 
В гостиницу нас привезли под вечер. Меня поселили в номер под именем Князев. Так закончился первый день пребывания нашей группы на Святой земле.
 
День второй
 
Будильник в номере прозвенел в 6.30 по местному времени (в 7.30 по московскому). Мы спустились на этаж «L» - Lobby (по-английски - приёмная). В столовой был накрыт шведский стол. После завтрака мы сели на комфортабельный автобус, и мимо старого города, поехали в Вифлеем. Вифлеем находится на расстоянии 7 километров от Иерусалима в Палестинской автономии. При выезде находится укрепленный блок-пост с массивными каменными укреплениями, построенными здесь в связи с частыми обстрелами. Пост охранялся солдатами Израиля. В Израиле действует всеобщая воинская обязанность, как для мужчин, так и для женщин. При этом, мужчины служат в армии три, а женщины - два года. В армии Израиля личное оружие – автомат, необходимо носить на всем протяжении службы, даже во время отпусков и увольнений.
 
Итак, наша группа ехала к Вифлеему, а местные арабские ребятишки махали нам с дороги, и некоторые даже увязались бежать за нашим несущимся автобусом. Почти везде на домах и заборах расклеены плакаты воинственных мусульманских вождей.
 
Уже в Вифлееме (по-еврейски - Дом хлеба) мы идем по улочкам к Храму Рождества Христова. К нам со всех сторон бросаются арабы, предлагая что-нибудь купить. Некоторые не отстают даже до подножия Храма. Стойко отбиваясь от их назойливых просьб, стараюсь проявлять максимальную любезность.
 
Храм Рождества Христова был построен святой царицей Еленой, но в 529 году разрушен при восстании самаритян. Заново храм отстроен при императоре Юстиниане уже в конце VI века.
 
Вход в Храм ведет через Врата смирения, получившие такое название из-за их невысокой величины (не более одного метра тридцати сантиметров в вышину). Невольно кладя первый поклон при входе, по одному заходим в притвор Храма, по бокам которого стоят розово-коричневые колонны. В центре правой колоннады на одной из колонн как бы высечен четырехконечный крест, образуемый пятью отверстиями (четыре на концах и одно посредине), так что правильно вложенные пальца руки образуют иерейское благословение. По преданию, когда один всадник-турок скакал на лошади по храму ради увеселения, из этой колонны вылетели пчелы и стали жалить турка. Всадник бежал. После этого турки прониклись уважением к православной святыне и стали с опаской относиться к Храму Рождества Христова.
 
Храм Рождества Христова принадлежит христианским конфессиями, в том числе: православным грекам, католикам, армянам, коптам, сирийцам. Он богато украшен множеством свисающих лампад, а иконостас выполнен в Византийской традиции. На иконостасе висят русские иконы, подаренные Храму до революции представителями русской царской семьи. Служители алтаря Кафоликона – центрального греческого храма в базилике Рождества – греческие монахи, были очень доброжелательны к русским поклонникам. Под алтарем Кафоликона находится пещера, в которой родился Спаситель. Справа от алтаря находится чудный образ Вифлеемской Божьей Матери. Это единственный образ, где Богородица изображена улыбающейся. Под алтарем храма находится вертеп, где родился Иисус. На колонне слева от входа просматривается чудесно обновляемая фреска, изображающая Спасителя. По словам очевидцев, в 1996 г., накануне интифады (противостояния евреев и арабов), из глаз Иисуса Христа текли слезы.
 
Нам пришлось немного подождать перед входом, так как в это время в пещере служили клирики армянской церкви. Узкая боковая лестница ведет в пещеру, вырубленную в скале, и в центре под престолом звезда обозначает место рождения Иисуса. Слева от входа немного пониже находятся ясли, куда был положен Иисус. В настоящее время этот предел принадлежит католикам. Пропев тропарь Рождеству Христову, через круговую лестницу поднимаемся обратно в верхний храм. Через двери храма, расположенные справа от алтаря, мы вышли во внутренний дворик и спустились в пещеры, где, по преданию, похоронены избитые по приказу Ирода младенцы.
 
Наверное, предвидя наше желание увезти частицу святыни с собой на родину, Лариса повезла нас в местный магазин сувениров, после посещения которого, наша группа отправилась к Лавре Саввы Освященного. Дорога к Лавре пролегает по безводной Иудейской пустыне, петляя между скал и расщелин, иногда образуя крутые повороты на краю пропасти. Наконец, автобус подъехал к Лавре. Вход в монастырь со дня основания разрешен только мужчинам, и поэтому, оставив поклонниц у ворот, мужская часть группы входит в монастырь. Монах при входе оповестил братию о нашем прибытии ударами в подвешенный кусок железа. Внизу во внутреннем дворике нас встретил другой приветливый монах. Его объяснения были на-английском. Вначале он повел нас в храм Благовещения Пресвятой Богородица, в котором справа почивают мощи преподобного Саввы Освященного. Затем насельник привел нас к обрыву, с которого открывается вид на расщелину, по дну которой течет Кедронский поток. На противоположной стороне, на скале, видны пещеры, в которых подвизались древние монахи. Крест на скале указывает пещеру преподобного Саввы. В лавре есть целебный источник Саввы Освященного. Затем мы пошли в первый монастырский Храм святителя Николая. Храм высечен прямо в скале, и в нем в «костнице» лежат черепа иноков. Затем монах повел нас в трапезу, где угостил местными напитками.
 
После посещения Лавры преподобного Саввы Освященного, мы поехали к Лавре преподобного Феодосия – друга и сподвижника преподобного Саввы. Обе Лавры находятся неподалеку друг от друга. Лавра преподобного Феодосия находится на месте, где, по преданию, в  пещере, остановились трое волхвов по пути из Вифлеема в Иерусалим, и где им явился ангел, повелевший идти иным путем в свою страну. Святой Феодосий долго искал это место, ожидая божественного указания, и, наконец, при посещении этого места во второй раз, в кадиле преподобного Феодосия самопроизвольно зажегся огонь, что было знаком свыше. В настоящее время здесь размещается греческий православный женский монастырь.
 
Недалеко от Лавры находится другой греческий православный монастырь на «поле пастушков», где, как говорит предание, пастухам явилось ангельское воинство и возвестило о рождении Спасителя. На том месте растет древняя олива – свидетельница тех событий. Путь к оливе пролегает через небольшую виноградную аллею. Сверху отовсюду свисает уже спелый виноград, маня своим изобилием, так что невозможно удержаться, чтобы не оторвать хотя бы немного ягод. Под лучами солнца виноград золотиться и светится. Мы прячемся от палящего солнца в тени древних олив. Попробовав сочного винограда, невольно тянешься к зрелой оливе, которая на вкус горька. Наш гид объясняет, что прежде, чем олива станет пригодной в пищу, её особым образом вымачивают в воде и приготавливают.
 
После посещения монастыря мы поехали обратно, и через КПП въехали в Израиль.
 
В гостиницу группа прибыла уже под вечер около семи, а нам ещё предстояло немного отдохнуть перед ночной воскресной службой в Храме Гроба Господня.
 
К храму Гроба Господня мы подошли около половины двенадцатого ночи, когда перед закрытыми воротами, ведущими на площадь перед Храмом, уже собралась значительная толпа паломников, в основном из Одессы, в сопровождении духовенства. Все начали петь величания и тропари, и на словах «Святейший Владыка благослови…» заскрежетал замок, и решетка распахнулась. Богомольцы потекли к Храму Гроба Господня.
 
Служил патриарх Иерусалимский вместе с русским православным архиепископом. Пели по-гречески, но некоторые особенно важные молитвы: «Отче наш», «Символ веры» и другие пели по-русски. В начале службы для паломников был открыт вход в Кувуклию Святого Гроба (греч. кувуклия – царская опочивальня) и все богомольцы могли войти внутрь на поклонение. Служба закончилась после трех часов ночи, и мы пошли к гостинице по ночному Иерусалиму, иногда встречая гуляющую молодежь.
 
День третий
 
Сегодня мы покинули гостиницу в Иерусалиме, чтобы отправиться в Галилею на север Израиля. Но прежде мы посетили гору Сион. Гору, занимающую большое место в истории церкви: здесь было установлено таинство евхаристии (причастия) на Тайной Вечери, о ней есть упоминание в откровении Иоанна Богослова. По преданию в доме евангелиста Матфея на этой горе Спаситель совершал омовения ног своим ученикам. На горе Сион находился дом апостола Иоанна Богослова, который является местом успения Пресвятой Богородицы.
 
Интересна также дохристианская история этой горы. В древности гора Сион находилась за пределами города и, по причине частых набегов кочевников, была не безопасна для проживания горожан, поэтому здесь, в основном, селились бедняки. Чтобы удержать здесь жителей и расширить поселения, Иерусалимские власти оказывали материальную помощь жителям этого района. Обустраиваться и богатеть район горы Сион стал после эпидемии, захватившей весь старый город, но обошедший стороной гору Сион и его жителей. В настоящее же время это один из самых дорогих и ухоженных районов Иерусалима.
 
С обзорной площадки под террасой на Сионе, где остановился наш автобус, открывается впечатляющий вид на Кедронский поток, на гору Елеон и её окрестности, а также на часть стены Старого города. На горе Елеон можно распознать Гефсиманский сад, где Господь провел последние часы перед заключением под стражу, по необычным для Израиля золотым маковкам русского православного храма - церкви святой Марии Магдалины, расположенной на территории Спасо-Вознесенского женского монастыря. На месте Успения Пресвятой Богородицы находится католический храм.
 
Затем наш путь лежит через Иудейскую пустыню на север в Галилею - к месту начала проповеди Христа. По пути мы делаем остановку, чтобы посетить местечко Хозева. С выжженной солнцем стоянки автобусов, крутой петляющей тропой, уходящей вниз, мы спускаемся к древнему монастырю Георгия Хозевита. Тропу, по которой мы идем, облюбовали не только паломники и монахи, но и местные бедуины, готовые всегда прийти на помощь ослабевшим и просто любопытным странникам, чтобы прокатить их вниз на верблюде или осле. Наконец, горы расступились, и обогнув нависшую над нами скалу, мы ступили в узкую долину, по дну которой весело журчит бурный поток. Здесь начинаешь понимать силу воды. После безжизненной пустыни в долине по берегам ручья растут могучие оливковые, пальмовые и финиковые деревья. Воздух наполнен влагой и прохладой. Вдоль русла обильно растет трава, переливчато поют птицы. Это настоящий оазис в пустыне. Уже от тропы становится виден греческий монастырь святого Георгия Хозевита, выстроенный иноками на отвесной скале ущелья. По мосту под кронами раскидистых деревьев мы проходим сквозь арку монастырских ворот с приветствием иерусалимского патриарха Диодороса, сделавшего много для восстановления и благоукрашения обители. Дальше крутая лестница ведет наверх в монастырь, где в одной из комнат с балконом в долину, гостеприимная братия монастыря угощает наст холодным соком, сладостями и кофе. Здесь можно немного передохнуть в теньке и с балкона полюбоваться замечательным видом на растущие внизу деревья и журчащий поток, наполняющий эту безмолвную долину жизнью.
 
В монастыре покоятся мощи святого Георгия Хозевита, а в «костнице» - останки перебитой персами в 614 году братии монастыря и других подвизавшихся здесь праведников. По преданию, после избиения братии обители, ослепленный святой Георгий Хозевит сам хоронил всю убиенную братию.
 
В монастыре находится пещера, в которой, по преданию, скрывался пророк Илия.
 
На обратном пути около ручья нас уже ждал верблюд со своим хозяином, любезно предлагавшим сфотографироваться на фоне животного, и при желании покататься на нем. Верблюд провожал каждого прохожего внимательным немигающим взглядом. После недолгого подъема мы вновь нырнули в прохладу нашего автобуса и устремились дальше на север. Дальше мы едим мимо безжизненных горы на плато Иудейской пустыни. Но вот справа засеребрилась соленая гладь Мертвого моря. Затем слева, посреди деревьев, показался монастырь святого Герасима Иорданского. Теперь мы несемся вдоль Иордана, мимо места Крещения Господня. Пейзаж долины реки Иордан разительно отличается от безжизненной, покрытой песком и камнем гористой местности Иудейской пустыни, радуя глаз своими цветущими садами банановых и финиковых деревьев. Чтобы плоды не клевали птицы и для лучшего созревания, их гроздья оборачивают в черные сетчатые мешки. Иногда мы проезжаем мимо отдельно стоящих белых домиков.              
 
Наконец, мы въехали в город Галилея, раскинувшийся в устье Иордана и Галилейского (или Генисаретского) озера. Здесь мы с пением «во Иордане крещахуся», погружаемся в священные воды Иордана. В этот же день мы едем к развалинам древнего Капернаума («Его города») на берегу Галилейского озера, где Господь начал свою проповедь. Посреди утопающего в зелени садика с пристанью находится греческий храм двенадцати апостолов, выкрашенный в необычный розовый цвет с белыми и розовыми куполами. Вся территория сада обнесена забором. О некогда славном и густо населенном города ныне напоминают лишь развалины почерневших фундаментов и отдельно лежащие камни.
 
На ночь мы размещаемся в центре города Тиверия (или Тверия) в уютной гостинице с прекрасным шведским столом.
 
День четвертый
 
Рано утром группа выезжает к горе Фавор. Дорога, ведущая к горе раньше пролегала посреди малярийных болот, однако сейчас эти территории превращены в цветущий сад. Все дело в растущих по бокам дороги огромных эвкалиптах, поглощающих огромное количество воды. Именно они способствовали осушению болотистой почвы и превращению её в благоприятные сельхоз угодья, засаженные различными растительными культурами.
 
Ещё издалека видна возвышающаяся над всей Ездрелонской равниной гора Фавор, самая большая в округе, которая занимает значительное место в библейской и христианской истории. Упоминание о ней встречается ещё в библии в книге судьи Кубор. На её склоне в 13 веке произошла битва с египетским султаном Бейбарсом, в которой были разгромлены крестоносцы, а все сооружения на горе разрушены. Первоначально на горе было три храма, построенные святой царице Еленой, но они не избежали участи других. В 1844 году здесь поселяется архимандрит Иринарх, последователь учеников старца Паисия Величковского, вместе со своим учеником Нестором. Их трудами и молитвами началось восстановление православного монастыря на горе Фавор, по преданию, воздвигнутого на месте Преображения Господня. По свидетельству очевидцев в праздник Преображения Господня гору Фавор покрывает облако. Раньше на гору взбирались пешком по дороге из 4340 ступеней, а сейчас наверх ведет извилистая дорога, по которой паломников подвозят на микроавтобусах. В греческом монастыре, расположенном на северном склоне, мы посещаем храм Преображения Господня, где находится чудотворная акафистная икона Богородицы. Рядом с храмом за оградой стоят три каменные кущи. Еще дальше, в глубине, примыкая к монастырской стене, располагается оливковый сад. С горы открывается прекрасный вид на окрестности Галилеи. На самом верху горы Фавор располагается католический монастырь, принадлежащий францисканскому ордену. Вся гора буквально утопает в зелени, к небу тянутся ветви деревьев и кустарника.
 
Следующей нашей остановкой является город Назарет, где Спаситель и Богородица жили 28 лет. В настоящее время, город разделен на две части: на верхний, где живут евреи, и на нижний, где живут арабы. В Назарете мы посещаем храм святого архангела Гавриила, воздвигнутый над источником Божьей Матери, где Мария получает благую весть (евангелие – греч. благая весть) от Архангела Гавриила о рождении Иисуса. В настоящее время источник действующий. Отвод от него доставляет воду в город. Выйдя из прохлады храма, мы попали под палящие лучи Галилейского солнца. Пройдя по площади, мы садимся в автобус и направляемся в Кану Галилейскую, находящуюся поблизости. В Кане произошло первое чудо Спасителя – претворение воды в вино. На месте дома Симона Кананита (по преданию, именно на его браке присутствовал Иисус с Богородицей), стоит православный храм, принадлежащий греческой церкви. В храме находятся два больших сосуда на подобие тех, которые использовались для хранения вина во времена Христа. Рядом с храмом можно приобрести свадебное вино из окрестностей Каны. Там же продается и вино большой выдержки (до 12 лет).
 
После Каны наш путь пролегает обратно к Галилейскому озеру, где мы обедаем «рыбкой Петра», то есть той рыбой, выловленной в Галилейском озере, которую когда-то ловили святые апостолы. Затем часть группы отправляется в часовое путешествие на небольшом рыболовном судне по озеру. Наш баркас несется с большой скоростью навстречу ветру, разрезая своим носом волны. На борту судна мы ещё раз можем насладиться сказочным видом Галилеи и окрестностей с озера, полюбоваться его просторной тихой голубой гладью, по которой когда-то ходил Господь и протянул руку усомнившемуся, тонущему апостолу Петру. Мы расположились на носу баркаса, овеваемые легким ветерком, под мягким послеполуденным солнцем.
 
Примерно через час морского путешествия мы пристаем в бухте и соединяемся с частью группы, пожелавшей совершить автобусную экскурсию по берегу. Уже вместе мы выезжаем к следующему месту поклонения – древней Табхе, которая также находится на берегу Галилейского озера. Здесь Иисус совершил чудо насыщения пяти тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами. На этом месте в ранние века христианства был построен храм, от которого до наших дней дошла воссозданная в 20 веке замечательная мозаика с изображением чуда. Сейчас на этом месте находится церковь Приумножения хлебов. После посещения храма мы отправляемся на пляж, чтобы окунуться в водах Галилейского озера и смыть усталость переходов и переездов.
 
Уже ближе к закату мы посещаем участок, принадлежащий русской духовной миссии, на месте древней Магдалы с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. На этом маленьком участке земли, чем-то напоминающем юг России, прямо из земли бьют холодные радоновые ручьи, вода от которой собирается в купальни, вытекая в тихие заводи озера. Нависшая скала скрывает бассейн, вырубленный в горной породе. Недалеко от пристани, находящемся на этом участке видны рыбацкие лодки с рыбаками. Дорожки присыпаны песком и мелкой галькой. К бассейну ведет проход между маленьких скал. Вода в нем холодная, придающая свежесть. После купания идем вдоль скалы к другому, уже теплому бассейну с плавающей в нем мелкой рыбешкой. У первого источника стоит стул с видом на Галилейское озеро. Приятно сидеть и наслаждаться тишиной под темнеющим небом.
В гостиницу в Тверии мы приезжаем уже затемно.
 
День пятый
 
Плотно позавтракав, покидаем уютную гостиницу, и отправляемся снова на юг, в Иерусалим.
 
Дорога в Иерусалим вновь пролегает через Иудейскую пустыню, на краю которой  как чудесный оазис, стоит монастырь святого Герасима Иорданского, утопая в зелени. Монастырь расположен недалеко от Мертвого моря, на месте, где по пути в Египет останавливалось Святое семейство. Монастырских посетителей ещё при подходе встречают маленькие собачки, провожающие путников внимательным взглядом. По обочине дороги в монастырь растут раскидистые финиковые деревья, между которыми пробиваются наполняющие воздух сладким благоуханием кусты мяты с желтыми, оранжевыми и розовыми цветочками. Из внутреннего дворика обители направо вниз ведут ступеньки  в прохладную пещеру, где находится чудотворный образ Божьей Матери Млекопитательница. Помазавшись маслом, разлитым перед иконой, мы возвращаемся во внутренний дворик, весь увитый висячими растениями. Во дворике щебечет многоголосый хор птичек. По приятному обычаю всех монастырских обителей греческой церкви нас угощают прохладительными соками. Снова мимо садового оазиса, обрабатываемого местными тружениками, мы выходим к нашему автобусу и отправляемся просолиться водами Мертвого моря.
 
Удивительно, как эта выжженная солнцем, совершенно безжизненная, превращающая все в соль, местность манит прибывающих сюда людей со всего света. Любая жизнь, в том числе приносимая водами реки Иордан, попадая в море, погибает. Однако, грязь, в которой водятся микроорганизмы, смешанная с солью обладает целительной силой. Мы в обилии намазывали её на себя, потом смывали, снова мазали, оздоровляясь. Купание в воде необычно, так как тебя постоянно выталкивает наверх при этом надо быть очень осторожным и не опускать в воду лицо. От обилия содержащейся в воде соли и микроорганизмов лицо начинает жечь и его необходимо срочно промывать пресной водой из душа, находящегося на берегу. Накупавшись, мы загораем, но и здесь надо знать меру, чтобы не обгореть, а потом снова купаемся.
 
Наконец, мы продолжаем наш путь к Иерусалиму. Дорога ведет наверх из долины, по которой течет Иордан, впадающий в Мертвое море. На горе Елеон мы посещаем русский Спасо-Вознесенский монастырь. Землю для этого монастыря купил архимандрит Антонин Капустин – великий миссионер, долгое время возглавлявший русскую духовную миссию на Святой Земле. Практически все земли, находящиеся в ведении русской православной и русской зарубежной церкви, приобретены и облагорожены его трудами и молитвами. Монастырь располагается недалеко от самого места Вознесения Спасителя, и на его территории находится камень, с которого Пресвятая Дева Мария наблюдала за вознесением Иисуса Христа. Здесь же была обретена честная глава святого Иоанна Крестителя. Над этим местом возведена часовня св. Иоанна Предтечи. Железная решетка огораживает место обретения главы Иоанна Крестителя. Служитель церкви, открыв железную решетку и откинув ковер, показав древнюю мозаику, изображающей различных животных, обитавших в Израиле. На мозаике также сохранилось единственное в этих местах древнее изображение собаки.
 
Затем мы поднялись на самый верх горы Елеон, к месту Вознесения Спасителя, где в настоящее время расположенная небольшая каменная часовня, принадлежащая мусульманской общине. Внутри базилики находится камень с отпечатком ноги Иисуса Христа при Вознесении, так называемая «стопочка». С обзорной площадки горы Елеон  открывается замечательный и таинственный вид Святого города, раскинувшегося на горе Елеон Гефсиманского сада, горы Сион, стен старого города.
 
На следующий день – праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, и мы идем на вечернее богослужение в Троицкий кафедральный собор русской православной церкви, расположенный недалеко от гостиницы.        
      
День шестой
 
День начался с утреннего праздничного богослужения в Храме Гроба Господня. В этот день служил  Иерусалимский патриарх. Греческое духовенство отличает облачение с изображением символа «ф» с черточкой наверху, что по-гречески символизирует два греческих слова Тапфиту Филокас – гробо - хранители. Данный символ украшает все греческие храмы и обители. Завершается служба величественным крестным ходом в Храме. После праздничного богослужения мы идем к месту, где усердием святой царицы Елены был обретен Животворящий Крест Господень. Путь к месту воздвижения Креста Господня пролегает мимо придела поругания, в которого расположен камень бичевания. Здесь Спасителя подвергли бичеванию. Некоторые поклонники, прикладывая ухо к камню, слышат удары бича. Место Воздвижения Креста Господня находится в правой от входа стороне пещеры. Осмотрев сверху место, по 29 ступеням довольно крутой лестница, на стенах которой нацарапаны маленькие крестики, мимо места, где располагалась святая царица Елена при раскопках, спускаемся в храм равноапостольной царицы Елены.
 
Вскоре мы выходим из храма Гроба Господня, чтобы совершить путешествие по крестному пути Христа, называемому Via Dolorosa (Дорога Скорби) или Страстному пути. Этот путь состоит из четырнадцати остановок. Он начинается с Претории, где Иисус Христос был осужден на крестную смерть, и заканчивается на Голгофе и пещере, где он был погребен. Все остановки отмечены часовнями и храмами. Раньше этот путь вел за город, сейчас же это центр Иерусалима. Этот путь пролегает по оживленным улочкам восточного города, с его лавками, кричащими продавцами, однако, несмотря на царящую вокруг суеты, у каждой остановки можно постоять и мысленно перенестись на более чем две тысячи лет назад. О мучениях Спасителя напоминают отдельные сохранившиеся детали: вот около третьей остановки археологи откопали камни древней мостовой. Скорее даже не камни, а каменные глыбы, размером, примерно, метр на полтора, неплотно уложенные, с выступающими концами. Наверное, зацепившись за один такой камень, упал Спаситель под тяжестью Креста. Вторая остановка находится во дворе римской крепости Антония, называемого Лифостротон. Здесь же недалеко находится темница, где недолгое время в заключении находился Иисус Христос. В настоящее время на этом месте располагается церковь Сестер Сиона. Полом церкви служит древняя мостовая - лифостротон, на которой сохранился выдолбленный римскими легионерами рисунок для игры в кости. Завершается Страстной путь в Храме Гроба Господня.
 
После крестного пути Via Dolorosa мимо Купальни Вифезда, через Львиные –(Гефсиманские) ворота мы направляемся ко Гробу Божьей Матери, находящейся у подножия горы Елеон. Гроб Богородицы находится в подземной Церкви, к которой ведет  широкая лестница, уходящая вниз. По пути ко Гробу, на местах погребения праведных Иоакима, Анна (справа), и Иосиф Обручника (слева) находятся престолы. Дорога наверх ведет в Гефсиманский сад. В саду до сих пор растут восемь древних олив, уцелевших со времен Христа. За огороженным садом стоит величественная католическая церковь Всех Наций, в которой всегда темно из-за тусклых витражей на окнах. Престолом служит камень моления Спасителя о Чаше. Церковь была построена на пожертвования всех католических стран мира.
 
Еще выше по склону лежит Гефсиманский русский православный монастырь с церковью святой Марии Магдалины, выполненной в русском стиле с куполами-маковками. На территории монастыря были откопаны ступени, ведущие из деревни Бейтании (деревни бедных) в Иерусалим. По этой дороге в Иерусалим шел Спаситель. Рядом находится пещера, в которой оставались двое учеников Христа во время его Моления о Чаше, а также место, где, по преданию, апостолу Фоме, опоздавшему к погребению Богородицы, упал пояс от её Пречистой ризы.
 
Обходя с юга Иерусалимскую крепость, через широкие врата мы вернулись в старый город и направились в гостиницу.
 
День седьмой
 
На западе от Иерусалима находится «пустынька» святого пророка Иоанна Предтечи в селении Эвен-Сапир. Это очень благодатный район. По пути мы проезжаем куриные фермы, роскошные сады. Всё здесь напоминает о размеренной сельской жизни. Мы входим за стены монастыря и идем к пещере, где скрывались от преследователей святая праведная Елизавета с младенцем Иоанном. Рядом с пещерой бьет холодный источник, наполняющий своей водой маленький пруд. В пруду плавают большие рыбы, с удовольствием поедающие бросаемые им кусочки хлеба. По очереди мы заходим на узкую огороженную терраску, выбитую в скале, и прыгаем по очереди в ледяную воду святого источника. Вода в нем на вкус сладкая, с большим содержанием минеральных солей. Ожидая купающихся, мы отдыхаем в теньке под раскидистыми деревьями, нависшими над прудом. В монастырском саду растут акриды, которыми питался Иоанн Предтеча, живя в пустыне. Они коричневые на вид и похожи на большие стручки гороха. При выходе из монастыря растут огромные двухметровые кактусы.
 
После посещения пустыньки, отправляемся в Горненский русский женский монастырь, где матушка-игуменья кормит нас вкусным щавелевым супом по-русски. В монастыре у врат церкви Казанской иконы Божьей Матери находится камень, с которого Иоанн Креститель сказал свою первую проповедь.
 
Камень, с которого Иоанн Предтеча сказал свою первую проповедь
Камень, с которого Иоанн Предтеча сказал свою первую проповедь
Горненский монастырь в Иерусалиме
 
Затем мы едим в город Хеврон к Мамврийскому дубу. Хевронская обитель находится на территории Палестинской автономии. В монастыре находится древняя гробница с камнями миропомазания. Рядом лежит камень, закрывавший вход в гробницу, характерной для времен Христа. Рядом стоит Башня архимандрита Антонина Капустина, с которой он любил наблюдать в подзорную трубу за ходом строительства огромного храма во имя Праотцев. После осмотра святых мест и достопримечательностей монастыря, немногочисленная братия обители приглашает нас во внутренние покои в трапезную на чай.
 
Этот день закончился прощальной трапезой в Иерусалиме в помещении Православного научно-просветительского общества в Иерусалиме «Россия в красках», с руководителем общества Павлом и нашим гидом Ларисой.
 
День восьмой
 
В этот день мы выезжаем в город Яффы, находящийся на территории современного города Тель-Авив, и посещаем русский монастырь святого апостола Петра. В монастыре находится могила святой праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром, которая является покровительницей ткачей. Невысокий холм рядом с храмом Петра и Павла с воздвигнутым на нем крестом получил название Русской Голгофы. Именно сюда стекались прибывающие по морю из России или уезжающие обратно на родину паломники, находя здесь кратковременный отдых.
 
Перед отлетом мы окунаемся в воды Средиземного моря, купаемся и загораем.
 
Невозможно описать всю глубину пережитых, благостных впечатлений, оставшихся от недолгого, но настолько сильного и неизгладимого соприкосновения с этим Святым местом. Впечатления со временем растворяются в житейской суете, но никогда не забудутся. Многие паломники, или как это было принято говорить на Руси – поклонники, уносят и увозят со Святой земли побольше памятных сувениров и святынь, но мне захотелось увезти описание наших шагов по Израилю. При этом, во время написания дневника, мне было радостно вновь мысленно окунуться в ту атмосферу тихой, светлой жизни и вновь проследовать по нашим маршрутам, которыми я, может быть, пройду ещё раз.
 
Кирилл Андреев. Санкт-Петербург
Святая Земля
Сентябрь 2006 года
Фото присланы автором
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com