Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Зима 2018. № 51 / РОССИЯ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ / В Иерусалиме проходят съемки фильма о председателе ИППО великой княгине Елизавете Федоровне
 

В Иерусалиме проходят съемки фильма о председателе ИППО великой княгине Елизавете Федоровне 
 

Режиссер из Татарстана Алексей Барыкин снимает документальный фильм о великой княгине Елизавете Федоровне, сыгравшей особую роль в судьбе Казанского Богородицкого монастыря. Проект приурочен к 100-летию со дня гибели великой княгини, возглавлявшей в 1905-1917 гг. Императорское Православное Палестинское Общество.
 
С режиссером пообщался корреспондент "Российской газеты".
 
 Притча о добродетели и зле

Казанский режиссер создает картину о великой княгине Елизавете Федоровне, простившей убийц мужа
 
В столице Татарстана начинаются съемки документального фильма о великой княгине Елизавете Федоровне Романовой, судьба которой была тесно переплетена с городом.

Корреспондент "РГ" пообщался с режиссером Алексеем Барыкиным и узнал, кто из российских звезд снимется в картине и что поразило автора в истории святой преподобномученицы.

С чего все началось?

Алексей Барыкин: Этот проект мы уже несколько лет обсуждали с Андреем Колмаковым - меценатом, который финансирует съемки. На его средства создавалась и наша предыдущая картина "Заступница" о Казанской иконе Божьей Матери.

Подумали, хорошо было бы снять фильм о Елизавете Федоровне к столетию ее гибели. Она сыграла большую роль в судьбе Казанского Богородицкого монастыря. Там сейчас как раз воссоздается храм, в котором великая княгиня обустроила своими силами подземную часовню (пещерный храм). На том самом месте, где была обретена Казанская икона.

После уничтожения собора на восемьдесят лет была утеряна и часовня. А вообще история Елизаветы Федоровны меня как режиссера привлекала своей драматичностью и символизмом. Великая княгиня, сестра императрицы, красивейшая женщина своего времени, которая простила убийц мужа, отказалась от богатства, посвятила жизнь помощи бедным и была сброшена в шахту большевиками.

Это история библейского масштаба. Это не просто рассказ о человеке, это притча о добродетели и зле, о судьбах России, это портрет эпохи. А для режиссера - большой вызов и большая ответственность. Когда работаешь над такой темой, чувствуешь, что не зря живешь и не зря творишь.

В годовщину кончины Елизаветы Федоровны мы не единственные, кто снимает о ней кино. Один из актеров, с которым мы изначально договаривались об участии в фильме, это Сергей Безруков. Но в итоге он отказался, поскольку уже снимается в проекте Первого канала, посвященного Елизавете Федоровне.

Не пугает такая конкуренция?

Алексей Барыкин: Нет. Мы же за фильм про Казанскую икону взялись, хотя множество картин об этом снято, в том числе выдающимися режиссерами. Я не исключаю, что наша работа будет интереснее. Не потому, что мы особо гениальные, просто Первый канал снимает форматное кино. У режиссера есть рамки, которые ограничивают творчески. А мы в этом плане свободнее.

Как работали над сценарием?

Алексей Барыкин: Сначала размышляли над концепцией фильма. Можно было снять простую документальную картину, собрать из хроник материал. Мы решили, что будем делать со звездами, все серьезно.

Сценарий я писал больше полугода. Прочитал очень много разных исследований, книг. Причем некоторые не удалось найти в интернете и мне пришлось полностью их переснимать. Много нашел в Алапаевском монастыре, основанном рядом с Напольной школой, где Елизавету Федоровну и других князей держали перед тем, как убить.

Я сидел там и фотографировал на мобильный телефон тысячи страниц, поскольку стараюсь не полагаться на какой-то один источник. В этой истории много сложных моментов, по поводу которых высказываются противоположные мнения.

Первая, с кем вы договорились об участии в фильме, была Илзе Лиепа?

Алексей Барыкин: Да. Меня поразило, что между ними есть что-то общее. Они не то чтобы сильно похожи, но в типажах есть что-то близкое, какие-то особые благородные черты лица. Илзе тоже протестантской традиции, приняла православие и крестилась с именем Елизавета. А потом я узнал, что она серьезно интересовалась личностью Елизаветы Федоровны. Так что это было не случайно.

А других актеров как нашли?

Алексей Барыкин: Вообще съемки таких фильмов - это большая ответственность. Здесь нельзя наврать, внести отсебятину. Но и сделать фильм скучным и формальным тоже не хочется. И вот как все это делать, никто точно не знает. Поэтому артистов к таким фильмам я ищу, полагаясь на волю Божию. Ищу каких-то указаний.

И к выбору Александра Михайлова меня подтолкнуло стечение обстоятельств. Несколько разных людей его называли. А Андрея Мерзликина порекомендовал Николай Бурляев. Мне показался интересным сам его образ, типаж. У нас в фильме несколько рассказчиков. И каждый выполняет свою задачу. Если Михайлов олицетворяет собой царскую православную Россию, то Мерзликин, наоборот, новую, советскую, атеистическую Россию. И он, как мне показалось, интересно контрастирует с Михайловым в этих образах.

Изучали архивные документы?

Алексей Барыкин: У нас были три серьезные экспедиции: Казань, Москва - Марфо-Мариинская обитель и Алапаевск. Там мы прошли по всему "крестному пути" Елизаветы Федоровны. Общались с историками, которые изучают эту тему. В Казани съемки ведутся по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. А наш научный консультант - проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий.

Я не ожидал, что наша работа вызовет такой резонанс. Люди узнавали, над чем мы работаем, и высказывали свои соображения. Сама Илзе Лиепа очень увлекалась этой темой, она тоже включилась в обсуждение. Компетентно, со знанием фактов.

О чем-то мы спорили. Например, как преподнести тему ее отношения к Распутину. Там была нравственная дилемма. С одной стороны, она простила убийц мужа, но при этом считала, что убийство Распутина оправданно. И из-за этого у нее произошла ссора с сестрой, императрицей Александрой Федоровной.

Или эту тему обойти? Понятно, что есть беспроигрышная версия, как снять картину. Таких фильмов много, где в благообразной форме все это сказано, обойдены все острые углы. Но имеем ли мы право это обходить?

Вы не житие снимаете...

Алексей Барыкин: Да, совершенно верно. Мы делаем историю живого человека. И естественно, что он в чем-то несовершенен. И так ее добродетели настолько очевидны. Хотя не исключено, что тему Распутина я не буду поднимать.

Когда изучали материалы, что вас поразило?

Алексей Барыкин: Было несколько открытий. Само по себе интересно царское окружение, семья великих князей. И впервые я серьезно столкнулся с дискуссией о муже Елизаветы Федоровны, Сергее Александровиче.
 
л
Великий князь Сергий Александрович и
великая княгиния Елисавета Феодоровна.
Фотография К. Бергамаско
 
С одной стороны, это человек, которого много лет историки представляли исчадием ада. И тут вдруг противоположная точка зрения, что это был святейший человек, который строил храмы и причащался трижды в неделю. И тоже много фактов приводят, это подтверждающих. Он основал Палестинское общество. Столько храмов им было построено на Святой земле!

И опять вопрос: вот как его подать в фильме? Мне кажется, что вторая версия тоже не вполне соответствует действительности, потому что не бывает идеальных людей. Я к нему хорошо отношусь. Прочитав материалы с той и другой стороны, я понял, что это человек, сильно оболганный историей. Но это не означает, что он был идеален.

Очень большое впечатление на меня произвела история останков Алапаевских мучеников. Ее обычно обходят в фильмах. Это такой драматический боевик, с того момента как Колчак их нашел. Об одном этом уже можно целый фильм снять.

Их много раз перезахоранивали, прятали, маскировали под тифозные трупы, очень сложно транспортировали. Отряд красных их пытался отбить в Монголии. Около года их везли.

Представляете, в каком состоянии были сами тела? Но тело Елизаветы Федоровны оставалось нетленным, более того, оно мироточило. Есть свидетельства людей, которые приходили и собирали это миро в бутылочки.

Вы полетите в Иерусалим на съемки?

Алексей Барыкин: Да, мы отправляемся 14 февраля. Будем снимать и в старом городе, но наша главная цель - храм Марии Магдалины, где находятся ее останки. Это очень красивое и интересное место. Мы сначала думали, что проведем там чисто документальные съемки, но в итоге решили, что поедем с Илзе Лиепой и будем снимать ее синхроны.

Когда будет премьера?

Алексей Барыкин: В июле. Планируем приурочить ее ко дню кончины Елизаветы Федоровны. Рассчитываем, что фильм завершим в конце марта - начале апреле. А потом будем заниматься прокатными удостоверениями, афишами, дисками. В отличие от "Заступницы", мы не собираемся много использовать виртуальную студию, хромакей. Хотим от этого отойти и сделать как можно больше натуральных планов. Это вообще тренд современного кино: меньше компьютера, больше реальности. А значит, надо строить более сложные декорации. То есть не просто фон, а среду, с которой актер взаимодействует. Но зато на монтаже время сэкономим, ведь "Заступницу" из-за компьютерной графики, которая занимала у нас 25 минут фильма из 50, мы монтировали месяцев семь. Здесь же у нас не будет такого запаса времени.
 
Олег Корякин (Казань)
Российская газета - Неделя - Волга-Урал №7497 (34)
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com