Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Лето 2015. № 41 / НАСЛЕДИЕ ИППО / Значение деятельности Императорского Православного Палестинского Общества для развития медицины на Ближнем Востоке (к 130-летию создания). Л.Е. Горелова, Е.А. Афанасьева
 
Значение деятельности Императорского Православного Палестинского Общества для развития медицины на Ближнем Востоке (к 130-летию создания)
 
В 2012 г. исполнилось 130 лет Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО). Связи России с ближневосточным регионом всегда были обширны, многоплановы и в каждый период имели свои характерные особенности. Тысячи паломников со всех уголков Руси с самого времени ее крещения приходили на поклонение Святым местам. Долгие годы труды ИППО в Святой Земле были известны только узкому кругу востоковедов. 
 
Особую страницу в развитие духовных и культурных связей между Россией и Палестиной вписала Русская духовная миссия в Иерусалиме, деятельность которой, начавшаяся в 1848 г., прерывалась только в период Второй мировой войны. 
 
Ее первыми начальниками были такие известные ученые-востоковеды, как епископ Порфирий Успенский, архимандриты Леонид Кавелин и Антонин Капустин. Кроме того, в начале 1858 г в Иерусалиме был создан специальный Палестинский комитет под председательством брата Александра II Великого князя Константина, а с 1864 г преемницей комитета стала Высочайше утвержденная Палестинская комиссия при МИД Российской Империи, просуществовавшая до 1889 г. 
 
Основные задачи комиссии — помощь православным паломникам из России, поддержка интересов православия на Ближнем Востоке, просветительская, гуманитарная, медицинская помощь арабскому населению Палестины. Средства, которыми располагала Духовная миссия, были предельно ограничены. Лишь благодаря частным благотворительным пожертвованиям Духовная миссия смогла организовать ряд приютов для паломников. Были устроены приюты для паломников при Мамврийской дубе, на горе Елеонской и в Иерихоне, где им могли оказать при необходимости и медицинскую помощь. В связи с этим стало высказываться все больше пожеланий о создании частного общества. Еще Порфирий Успенский, первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, говорил об организации частного общества, которое с большей эффективностью могло бы выполнять названные выше функции, и не было бы связано с МИД Российской империи. Однако условия для создания подобного общества появились лишь после победоносной освободительной войны на Балканах, на волне православного энтузиазма. 
 
У истоков общества стоял Василий Николаевич Хитрово — общественный деятель, совершивший в 1876 г. свое первое паломничество по святым местам и навсегда ставший поборником развития русско-палестинских паломнических и научных связей. В 1881 г. В. Н. Хитрово представляет в МИД записку о разграничении сферы деятельности Духовной миссии и русского консульства (основанного в 1858 г.) и создании Православного Палестинского общества (ППО) в Иерусалиме. До самой своей смерти в 1903 г В. Н. Хитрово оставался душой и организатором общества, исполняя многотрудные обязанности его секретаря. Ему принадлежат программы общества по просветительской деятельности и оказанию медицинской помощи в Палестине в период с 1882 по 1903 г. 
 
Устав общества был утвержден 8 мая 1882 г, а 21 мая того же года состоялось торжественное открытие ППО. Общество состояло из 42 членов-учредителей. Почетными членами становились за особые заслуги в изучении Палестины и за ученые труды по палестиноведению, а также в случае принесения в дар не менее 5 тыс. руб. [1]. В списках Совета общества значатся Великая княгиня Елизавета Федоровна, член Государственного Совета Н. М. Аничков, академик М. П. Боткин, профессор П. Ф. Лесгарт и другие известные люди России. Первым председателем ППО был избран Великий князь Сергей Александрович, занимавший этот почетный пост в течение 22 лет. В 1905 г после его трагической гибели председателем общества стала его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна [2]. 
 
В 1889 г. общество получило звание Императорского (ИППО). В тот же год ему были переданы все обязанности, дела и капитал упраздненной Палестинской комиссии (он составлял 223 705 руб., включал 5 странноприимных домов в Иерусалиме, яафу в Назарете для паломников, госпиталь на 40 мест и аптеку, построенные в Иерусалиме в 1863 г) [3]. 
 
В уставе общества отмечалось: «Православное Палестинское Общество учреждается исключительно с учеными и благотворительными целями ...» [4]. Устав определял три главных направления деятельности ИППО: содействие тысячам православных верующих из России в совершении поклонения святым местам; благотворительная и просветительская работа среди местного арабского населения, включая организацию медицинской помощи, строительство больниц, амбулаторий, школ, училищ и учительских семинарий, поддержку православных храмов, изучение истории Святой земли и прилегающих регионов, издательская деятельность. Для осуществления этих задач ИППО нуждалось в значительных средствах, которые складывались из ежегодных взносов действительных членов (500 руб. серебром) и членов-сотрудников (200 руб. серебром), правительственных субсидий и частных пожертвований. Однако все же главным ресурсом деятельности общества был ежегодный кружечный сбор по церквам Империи [5]. 
 
Медицинская помощь паломникам и местному населению, просветительская деятельность составляли основу работы ИППО. В 1883 г. ИППО командировало в Палестину авторитетного врача и известного путешественника Александра Васильевича Елисеева. В 1881—1893 гг. А. В. Елисеев совершил 7 путешествий в страны Африки, Ближнего и Среднего Востока. Он проводил серьезные антропологические исследования, подробно изучал быт и нравы местного населения, производил археологические раскопки. Однако основной сферой его деятельности была медицина [6]. Елисеев изучал эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней в Египте, Каменистой Аравии и Палестине, большое внимание уделял народной арабской медицине. Среди заболеваний, распространенных в этих регионах, А. В. Елисеев выделяет сифилис, проказу и глазные болезни [7]. В своих работах Елисеев предстает и как талантливый гигиенист. Его книга «Болезни пустынь», в которой подробно описана патология, возникающая под влиянием особых природных условий, стала новым этапом медико-географических исследований в России, одним из первых медицинских описаний этой ландшафтной зоны. В своих отчетах он рекомендовал расширить сеть странноприимных заведений в Палестине, открыть амбулатории. К сожалению, этот выдающийся врач-путешественник умер 22 мая 1895 г. в тридцатисемилетнем возрасте вскоре после возвращения из Эфиопии. За несколько дней до смерти доктор Елисеев для спасения жизни ребенка, подобно чеховскому Дымову, отсасывал из его горла дифтерийные пленки. Однако умер Александр Васильевич не от дифтерии, а от «крупозного бронхита» [8] вследствие повторной простуды. 
 
Неожиданная кончина ученого прервала многие его творческие планы, в том числе и по изучению Ближнего Востока в сотрудничестве с Палестинским Обществом. Но начатое им дело продолжалось. К 1914 г. общество имело подворья в Иерусалиме, Назарете, Хайфе, где одновременно могли получить медицинскую помощь до 8 тыс. паломников. 
 
Лечебные учреждения ИППО на Ближнем Востоке были открыты как для русских паломников, так и для местных жителей без различия вероисповедания и национальности. Среди местного населения были распространены малярия, болезни органов желудочно-кишечного тракта, различные травмы и трахома. Д. В. Истомин называл глазные болезни бичом страны [9]. 
 
Чтобы местное население могло общаться с русскими врачами, были организованы русские школы для местного населения. Первая русская школа открылась менее чем через год после основания Общества в селе Мджель около Назарета. В 1907 г., когда отмечалось двадцатипятилетние ИППО, в Палестине, Сирии и Ливане функционировала уже 101 школа с общим числом учащихся 11 246 человек [10]. 
 
Особое место в просветительской деятельности общества занимали мужская семинария в Назарете и женская в Бейт-Джале, где арабские юноши и девушки готовились стать учителями в православных школах. Такое большое число учебных заведений требовало контроля за состоянием здоровья их воспитанников, что также входило в обязанности русских врачебных заведений на Ближнем Востоке. Кроме того, они работали в Русском госпитале в Иерусалиме, проводились научные медицинские исследования. 
 
ИППО содержало несколько лечебных учреждений на Ближнем Востоке. Особое место среди них занимал Иерусалимский госпиталь, открытый в 1863 г. Палестинским комитетом. «План госпиталя был начертан по образцу лучшего в то время госпиталя на Востоке, Смирнского, построенного голландцами, с некоторыми даже улучшениями и приспособляясь к палестинским условиям» [11]. В 1885 г. на частные пожертвования московского генерал-губернатора князя В.А.Долгорукова и московского купечества при госпитале был возведен корпус для инфекционных больных. 
 
Здание больницы Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме
Здание больницы Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме
 
В Иерусалимском госпитале лечились как паломники, так и местные жители. Медицинское обеспечение и питание были бесплатными. Посетивший в 1894—1895 гг. по поручению Великого князя Сергея Александровича русские благотворительные заведения на Ближнем Востоке Д. В. Истомин свидетельствовал, что «лучшаго продовольствия желать нельзя» [12]. Штат госпиталя — главный врач, лекарский помощник, аптекарь, фельдшерица, несколько сестер милосердия и сиделок. Врачу госпиталя были подчинены также все амбулатории общества в Палестине и Сирии. По отзывам иностранных врачей, русскому госпиталю принадлежало  первое место в Иерусалиме среди медицинских учреждений. Иерусалимский госпиталь был центральным и самым крупным русским врачебным заведением на Ближнем Востоке. 
 
В 1885 г в Иерусалим прибыл из Петербурга с ревизионной проверкой доктор М. М. Касторский, отметивший образцовое состояние лечебной деятельности [13]. Все медикаменты для русского госпиталя в Иерусалиме поставлялись известной французской фирмой «Pharmacie centrale de France» через Марсель и всегда имели безупречное качество. Хирургическая помощь была поставлена на самом высоком уровне. Так, в госпитале имелись, например, редкие даже в хорошо оснащенных столичных лечебных заведениях аппараты для переливания крови и промывания желудка. 
 
С Иерусалимским госпиталем связаны имена многих русских врачей, фельдшеров, фармацевтов. Среди них необходимо отметить деятельность Дионисия Федоровича Решетилло (1845—1908), служившего в Иерусалимском госпитале с 1879 по 1890 г. Он работал практическим врачом в госпитале и изучал этиологию малярии, от которой в Палестине страдали местное население и, конечно, прибывавшие из России паломники. Д. Ф. Решетилло был создан фундаментальный труд «Болотные лихорадки в Палестине» [15]. В январе 1890 г. Д. Ф. Решетилло возвратился в Петербург для защиты докторской диссертации, в которой сделал выводы о причинах малярии в безболотной местности. В дальнейшем Д. Ф. Решетилло — приват-доцент на кафедре кожных болезней медицинского факультета Московского университета занимался в основном изучением проказы [15] и использованием радия в лечении кожных болезней. 
 
Сменил Д. Ф. Решетилло на посту главного врача Иерусалимского госпиталя в июле 1891 г. врач В. Я. Северин. Он более 20 лет заведовал всеми медицинскими учреждениями ИППО в Сирии и Палестине. Д. В. Истомин в отчете о командировке в 1895—1896 гг. по учреждениям ИППО писал, что В. Я. Северин «весь живет интересами своего учреждения и пациентов», отмечая его «сердечно-участливое попечение о больных» [16]. 
 
Штат больницы, кроме заведующего ею врача, состоял из лекарского помощника, аптекаря, фельдшерицы, нескольких сестер милосердия и сиделок. Незнание арабского языка создавало определенные трудности для медицинского персонала госпиталя в общении с местными жителями, находившимися на лечении в больнице или приходившими за врачебным советом и бесплатными лекарствами в амбулаторию, открытую еще в 1889 г В. Я. Северин за годы пребывания в Иерусалиме освоил арабский язык в той мере, которая позволяла ему в несложных случаях собрать анамнез и объяснить пациенту правила приема лекарств. В 1896 г. при больнице и амбулатории появился переводчик, что, однако, не улучшило положение. 
 
Русская больница Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. Больные в верхнем коридоре
Больница в Иерусалиме была рассчитана (на 54 кровати) с амбулаторного (на 22,000 посещения)
 
Врач — Виктор Яковлевич Северин. *Д. (6 Июля 1891 г.). Он же заведует врачебными учреждениями общества. Лекарский помощник—Алексей Иванович Иванов. (1 Мая 1490 г.). Лекарский помощник — Василий Никифорович Куфаев. (9 Декабря 1897 г.). Сестры — Пелагея Осиповна Зобнина. *С. (1 Августа 1897 г.; с 28 Ноября 1889 г.). Елена Антоновна Копержинская. (1 Марта 1898 г.; с 24 Сентября 1894 г.). Еликонида Петровна Васильева. (28 Октября 1895 г.). Анна Ивановна Коршунова. (28.Октября 1895 г.). Елена Леонидовна Караяни. (1 Марта 1897 г.). Т. Г. Филиппова. (1 Сентября 1899 г.). Е. Г. Дулина. (15 Сентября 1899 г.). Сиделки Елена Юткина. (1 Октября 1891 г.; с 1 Января 1890 г) Прасковья Житкова. (15 Июля 1896 г.; с 23 Октября 1892 г.). Ульяна Переходова. (1 Октября 1899 г.; с 1 Марта 1894 г.). Матрена Дружинина. (7 Мая 1895 г.). Елена Миронова. (11 Ноября 1895 г.; с 1 Декабря 1890 г.). Марья Житкова. (14 Ноября 1896 г.). В. Григорьева. (20 Апреля 1899 г.). Прислуга при аптеки Анна Батина. (1 Августа 1898 г.; с 1 Мая 1898 г.). Кастелянша — Марина Вяльцева. (1 Сентября 1891 г.; с 29 Апреля 1891 г.). Прачка—А. Кисова. (1 Октября 1899 г.). Сторожа—Ахмет Хабаби. (28 Ноября 1889 г.). Салех Мухажед. (1 Января 1898 г.). © Иерусалимское отделение ИППО  
 
Для работы в медицинских учреждениях было необходимо готовить местные кадры со знанием арабского и русского языков. В 1880 г. при ИППО открылась Бейт-Джальская женская семинария с медицинской амбулаторией — закрытый пансион, который готовил сельских учительниц. Девочки арабского происхождения с 12-летнего возраста обучались в семинарии 6 лет по комплексной русско-арабской программе. Лучших воспитанниц направляли в Россию для получения высшего образования. В семинарии изучались арабский, русский, древнегреческий, европейские языки, математика, история, география, педагогика, а на 5-м году обучения начинали читать курс гигиены. Воспитанницы старшего практического класса дежурили в амбулатории, где осваивали приемы оказания доврачебной помощи [17]. Знания в области медицины позволяли сельским учительницам завоевывать авторитет у местного населения, что было важно для успеха просветительской деятельности ИППО. 
 
Бет-Джала. Амбулатория Императорского Православного Палестинского Общества. Общий вид здания © Иерусалимское отделение ИППО
Бет-Джала. Амбулатория Императорского Православного Палестинского Общества. Общий вид здания
© Иерусалимское отделение ИППО
 
Вот характерный штрих, рисующий разницу в целях деятельности европейских миссионерских обществ и ППО: «Первые старались арабов-мусульман обращать в христианство, резко высказывались против ислама. А вот в школах Палестинского Общества не только никогда не делали этого, но старались знакомить арабов-христиан со славным прошлым нашего народа, даже с возникновением ислама, знакомили с историей родной литературы» [18]. 
 
В августе 1888 г Православным обществом при содействии графини О. Е. Путятиной была открыта амбулатория в Назарете. Руководство ИППО очень тщательно подбирало сотрудников для своих медицинских учреждений. Назаретскую амбулаторию возглавляли известные российские врачи супруги А. И. Якубович и А. А. Якубович, опытный фельдшер О. К. Проданюк, многие годы проработавшая в Одесской городской больнице. В работе амбулатории были выделены специальные часы для приема и осмотра учащихся русских школ в Палестине и воспитанников Назаретской мужской семинарии. Таким образом, ИППО, помимо заботы об образовании, брало на себя заботу о сохранении здоровья детей местных жителей. 
 
В часы приема в амбулатории дежурили воспитанники Назаретской мужской семинарии — закрытого учебного заведения, готовившего учителей для школ общества. Ее воспитанники, как и в женской семинарии, изучали фельдшерское дело, а практику проходили в Назаретской амбулатории. Выпускник семинарии назначался учителем сельской школы при условии прохождения им практики в амбулатории общества. Таким образом, учитель мог в случае необходимости оказывать медицинскую помощь. По окончании семинарии выпускникам с дипломами вручались аптечки с лекарствами, которые они использовали в своих школах. Назначение выпускника семинарии учителем сельской школы делалось при условии, что он проходил практику в амбулатории общества и мог в случае необходимости оказывать медицинскую помощь, так как жители деревень нередко погибали от незнания элементарных гигиенических правил. 
 
ИППО стремилось к открытию как можно большего числа медицинских учреждений: амбулатории в Вифлееме (1896), в Дамаске (с 1897 г.), в Хомсе (с 1904 г.). Местное население охотно пользовалось предоставляемыми ИППО бесплатным медицинским обслуживанием и лекарствами. Так, за 1906 г. в амбулаториях ИППО было зарегистрировано 126 827 посещений [19]. Деятельность ИППО и русских медицинских учреждений заслужила у местного населения доверие и горячие симпатии [20]. 
 
После Октябрьской революции 1917 г. общество стало именоваться «Российское Палестинское общество». Были конфискованы все его средства в русских банках, дом в Петрограде, в котором размещались штаб-квартира общества и библиотека. В 1919 г. Российское Палестинское общество было включено в систему Академии наук СССР, полностью прекратив свою просветительскую и благотворительную деятельность на Ближнем Востоке и организацию паломничества. С 1954 г общество издавало небольшим тиражом «Палестинский сборник», сохраняя связующую нить с дореволюционным периодом своей истории, рассказывая на его страницах о благотворительной и просветительской деятельности ИППО. 
 
С восстановлением 25 мая 1992 г. исторического названия общества и приданием ему статуса международной общественной организации можно надеяться на постепенное возрождение всех изначальных направлений деятельности ИППО. Несомненно, что судьба каждого медика, трудившегося в заведениях ИППО, так же как каждый из многочисленных аспектов медицинской деятельности ИППО, нуждается в дальнейшем тщательном исследовании. 
 
 
© Л.Е. Горелова,
© Е.А. Афанасьева <ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Минздравсоцразвития России;  ФГБУ НИИ истории медицины РАМН, Москва 
 
Литература 
 
1. Устав Православного Палестинского общества. — СПб., 1883. — С. 2. 
2. Хитрово В. Н. // Православный Палестинский сборник. — СПб., 1881. — Т. 1, вып. 1. — С. 94. 
3. Дмитриевский А. А. Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1881—1907 гг.). — СПб., 1907. — С. 87. 
4. Устав Православного Палестинского общества. — СПб., 1883. — С. 1. 
5. Дмитриевскии А. А. Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1881—1907 гг.). — СПб.. 1907, —С. 208. 
6. Елисеев А. В. // Природа и люди. — 1895. — № 31. — С. 489. 
7. Елисеев А. В. Поездка в Египет. Каменистую Аравию и Палестину. — СПб.. 1895, —С. 5. 
8. ЕлисеевА.В. (некролог)//Природа и люди. — 1895. — №31. — С.З. 
9. Истомин Д. В. Учреждения Императорского Православного Палестинского общества в 1895 г. — СПб.. 1896. — С. 41. 
10. Дмитриевский А. А. Русские учебно-воспитательные и странноприимные учреждения в Палестине и Сирии. — Киев. 1907. — С. 20. 
11. Дмитриевский А. А. Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1881—1907 гг.). — СПб.. 1907, — С. 86. 
12. Истомин Д. В. Учреждения Императорского Православного Палестинского общества в 1895 г. — СПб.. 1896. — С. 41. 
13. Дмитриевский А. А. Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1881—1907 гг.). — СПб.. 1907, — С. 94. 
14. Решегтито Д. Ф. // Православный Палестинский сборник. — СПб.. 1891, —Т. 9. № 1, — С. 1. 
15. Решегтито Д. Ф. Проказа. Изложение истории географического распространения, статистики, бактериологии, распознавания, лечения, законодательства и общественной профилактики проказы. — СПб.. 1904. 
16. Истомин Д. В. Учреждения Императорского Православного Палестинского общества в 1895 г. — СПб.. 1896. — С. 42. 
17. Истомин Д. В. Учреждения Императорского Православного Палестинского общества в 1895 г. — СПб.. 1896. — С. 44. 
18. Оде-Василъева К. В. Взгляд в прошлое // Палестинский сборник. — М.; Л.. 1966. — Вып. 13 (76). — С. 175. 
19. Деятельность Православного Палестинского общества в Сирии // Православный Палестинский сборник. 1992. — Вып. 31 (94). —С. 124. 
20. Цит. по: Мухаммед Омар Касаб // Православный Палестинский сборник. — М.. 1992. — Вып. 31 (94). — С. 71. 
Поступила 17.08.12
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com