Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
 Православное паломничество
 
История религиозных путешествий в Римской и Византийской империях позволяет проследить, как складывались и развивались культура и традиции христианского паломничества. Начиная с первого столетия по Рождеству Христову, с того времени, которое многие исследователи называют апостольским веком, первые христиане стали ходить на поклонение в места, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Однако в то время в Римской империи происходили гонения на последователей Иисуса Христа, поэтому паломничество носило тайный характер и было немногочисленным. Постоянные и многолюдные паломничества к главной святыне христианского мира – храму Воскресения Господня в Иерусалиме – начались в первой трети IV века, после признания в 313 году христианства равноапостольным римским императором Константином Великим под влиянием примера его матери, святой равноапостольной императрицы Елены. Её паломническое путешествие в Иерусалим в 325–327 годах привело к воздвижению Креста Господня, уточнению топографии ключевых центров евангельской истории и положило начало обустройству святых мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.

С.14
 
В 325 году, во время проведения Первого Вселенского Никейского Собора, император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов – в Вифлееме, на месте рождения Иисуса Христа, и в Иерусалиме над Гробом Господним. Территорию же Палестины, которая в те времена была провинцией Римской империи, он объявил Святой землёй. К 325–327 годам предание возводит также строительство двух храмов: в Хевроне, у Мамврийского дуба, и на Масличной горе. Путешествие императрицы Елены и её окружения можно и нужно рассматривать как первое крупное паломничество к святым местам, связанным с жизнью, крестной смертью и воскресением Спасителя.


В эпоху Константина Великого в Иерусалим стали стекаться тысячи богомольцев, положив тем самым начало массовому паломническому движению в Святую Землю.
 
Из источников IV–V веков явствует, что главной целью при посещении святых мест было участие богомольцев в богослужениях. Особенностью таких богослужений и сейчас является то, что они проходили в тех же местах, где совершались события евангельской истории. Богомольцы праздновали Рождество в Вифлееме, Крещение – на Иордане, Воскрешение Лазаря – в Вифании, канун Входа Господня в Иерусалим – в Виффагии, на Страстной неделе паломники молились на Масличной горе, в Гефсимании и так далее, заканчивая этот круг богослужений в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова на Пасху. Святая Земля была с первых веков существования паломнической традиции большим храмом со множеством алтарей, у которых, в соответствии с евангельской историей, поочерёдно совершалось богослужение, и каждое такое место имело особенное литургическое значение.
 
В начальную пору паломничества сформировалась традиция внешнего облика богомольца. Для мужчин это наличие бороды и длинных волос, калиг – обуви христианских паломников, тёмного, как правило, выгоравшего за время пути плаща, шляпы с весьма широкими полями, сумы и выдолбленной из тыквы бутыли на ремне.

С.15
 
Образ паломника был немыслим без посоха или клюки, на которые приходилось опираться во время долгого путешествия.
 
«Богомольцы, ходившие на поклонение в Святую Землю, приносили оттуда на родину ветку пальмы, поэтому со временем получили обобщающее название паломники. Возникновение этого термина связано с особенностями христианской паломнической традиции. Паломнический сезон в Святой Земле начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы. Главным праздником, притягивавшим в Святую Землю, была и остаётся по сей день Святая Пасха. Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим. Паломники, принимавшие участие в крестном ходе до стен Иерусалима, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима» (1, с. 39).


По древней традиции паломник, оказавшийся в Иерусалиме, сразу же стремится достичь храма Воскресения Христова, чтобы поклониться Гробу Господню. Гроб Господень – святое место воскресения Христа Спасителя, которое было устроено по типу обыкновенных одиночных пещерных гробниц. Она была высечена в скале, на склоне невысокого холма, в виде двух последовательных камер почти правильной четырёхугольной формы. Образовавшаяся пещера была расположена входом на восток, а место погребения имело вид ложа, высеченного сбоку погребальной камеры, справа от входа. С IV века Гроб Господень находится внутри храма Воскресения Христова в Иерусалиме. При входе в храм паломник совершает краткую молитву и крестное знамение, после чего входит вовнутрь и припадает к Камню Миропомазания, до которого дотрагивается рукой и целует. Камень Миропомазания находится в храме Воскресения Христова напротив входа, у подножия Голгофы. Согласно преданию, на него было положено снятое с Креста безжизненное тело Спасителя, помазано миром и уготовано к погребению.
 
Поклонившись Камню Миропомазания, паломник поднимается на Голгофу – небольшую гору, на которой был распят Иисус Христос. Это место две тысячи лет назад находилось вне Иерусалима, к северо-западу от

С.16
 
его стен. Со времён Константина Великого Голгофа находится в храме Воскресения Христова. Если на Голгофе идёт богослужение, паломник принимает в нём участие, после чего подходит к месту распятия Спасителя, совершает краткую молитву и земной поклон, преклоняет колени и прикладывается к святыне. После этого он покидает Голгофу, спускается вниз и идёт мимо Камня Миропомазания в ротонду, где в центре находится Кувуклия – так по-гречески называется Гроб Господень.


Кувуклия состоит из двух частей – придела Ангела и Святой Гробницы. Для того чтобы войти в Святую Гробницу, паломнику нужно склонить голову, так невысок вход в неё. В пещере Святой Гробницы паломник опускается на колени, благоговейно дотрагивается до каменного ложа, на котором лежал Спаситель, и совершает краткую молитву. Православные паломники стараются коснуться устами и челом головной части мраморной плиты, которой покрыто Святое Ложе. Выходить из часовни принято спиной, лицом к Святому Гробу. Почти всегда вереница, а чаще – толпа паломников из разных стран стоит перед Кувуклией, ожидая своей очереди войти и помолиться на святом месте, поэтому старинный обычай позволяет каждому провести у Святой Гробницы не больше двух-трёх минут, а в праздничные дни и того меньше.


Напротив входа в Кувуклию находится главный храм всего комплекса – Кафоликон, что означает по-гречески «соборный храм», являющийся кафе-
 
С.17
 
дральным собором в честь Воскресения Христова Иерусалимской Православной Церкви. Участие в богослужении в Кафоликоне является обязательным для всех православных паломников, поклоняющихся Гробу Господню.
 
Паломники после богослужения в храме Воскресения Христова с молитвами совершают обход вокруг Кафоликона и поклоняются расположенным там святыням. Особенно почитаем придел Богоматери Плачущей, названной в честь одноименной чудотворной иконы. В приделе Тернового Венца под алтарём находится Колонна Поругания, на которой сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом. Колонна Поругания считается чудотворной. На Страстной седмице, перед Пасхой, её освобождают от стеклянного футляра, и паломники могут прикладываться к ней целый день. После богослужения они спускаются для молитвы в подземный храм во имя святой равноапостольной императрицы Елены, ниже которого находится особое святое место – придел Обретения Креста Господня.
 
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме притягателен для паломников в любое время года, но особенно их привлекает возможность присутствия на богослужении и схождении Святого Благодатного Огня, а также – встрече Пасхи. Первые 5–10 минут Святой Огонь не обжигает людей, которые просто купаются в его пламени. Многие паломники, по древнему обычаю, уносят с собой Огонь в специальных фонарях, а также опалённые этим благодатным пламенем свечи.
 

Паломничество в христианстве никогда не было обязательной традицией. Однако испокон веков на Руси и в других христианских странах оно почиталось благочестивым делом. Первыми русскими паломниками, чьи имена известны древним источникам, можно считать святую равноапостольную великую княгиню Ольгу и людей, сопровождавших её в поездке в Константинополь в середине Х века. В XII – первой половине XIII столетия русские паломнические путешествия к святым местам, расположенным на территории Византийской империи, стали устойчивой традицией Руси.
 
С.18
 
Монгольское нашествие в 30–40-е годы XIII века на столетия прервало традицию паломничества. Но уже в середине XIV века отдельные отечественные богомольцы вновь стали путешествовать к святыням православного Востока. Возрождалось и внутреннее паломничество в пределах русских княжеств, сумевших выжить и подняться после монгольского завоевания.
 
Падение Константинополя и гибель Византии при одновременном возвышении Московской Руси привели во второй половине XV века к изменению русского паломничества. Паломники стали посещать десятки русских святых мест, овеянных вековыми традициями, чудесами и преданиями.
 
С именем великого князя Ивана III Васильевича связано возникновение традиции больших, на несколько месяцев, богомолий – паломничества царского семейства к отечественным святыням. Такие богомолья совершались всеми государями из рода Рюриковичей и дома Романовых. Вслед за великими князьями к святым местам отправлялись бояре и дворяне, купцы и простые люди. Так сложилась традиция хождения к русским святыням по маршруту, который сохранился и в советское время под названием Золотое кольцо.
 
Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «издревле паломничество по святым местам являлось одной из наиболее важных душеспасительных традиций русского народа. Излюбленным духовным подвигом православных паломников были порой чрезвычайно длительные хождения пешком по великим просторам Святой Руси. Русские люди с посохом и сумой доходили даже до древней Палестины, чтобы поклониться местам крестных страданий и Воскресения нашего Господа» (2, с. 3).
 
Литература и источники
 
1. Житенёв С. Ю. История русского православного паломничества в X–XVII веках. М., 2007.
2. Кирилл, митрополит, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В добрый путь. Журнал «Православный паломник», № 1 (1). М., 2000.
 
Журнал «Русская история» № 3(17) 2011 г., С. 14–19.  


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com