В монастыре в день праздника преподобного Сергия царь Алексей Михайлович устраивал для монастырской братии праздничный стол «от государя». Он потчевал братию кушаньями из своих рук, подавая им на стол разнообразные царские разносолы, а после трапезы царь жаловал денежной «ручной или поручной милостыней» и полотенцами. Но и монастырская братия не оставалась перед царём и знатными боярами в долгу. Она посылала «со столами и с кормами» к царю и к приближённым государя.
После завершения праздничного богомолья царь Алексей Михайлович торжественно выезжал из монастыря. До монастырских ворот его провожала вся лаврская братия, а игумен и его окружение провожали царя далеко за пределы Троицкого монастыря…
Путешествовали в Троицкий монастырь и русские императрицы. Императрица Екатерина Вторая в мае 1775 года, в один из первых приездов из Петербурга в Москву, совершила паломничество в Троице-Сергиеву обитель (в 1777 году Троице-Сергиев монастырь получает статус Лавры). Государыня императрица шла в монастырь пешком, но рядом её сопровождала царская карета и многочисленная свита придворных дам, фрейлин, министров и слуг. Екатерина Вторая останавливаться в обветшалых путевых дворцах не желала. Преодолев за день 10 или 15 вёрст, императрица садилась в карету и возвращалась назад в Москву, в Кремль, – для ночного отдыха. Наутро она в пышной карете и в сопровождении множества прислуги возвращалась на место вынужденной остановки и вновь продолжала свой пеший путь к преподобному Сергию. А вечером снова в Москву – отдыхать в царских постелях. Утром же – опять на Троицкую дорогу. И снова шла пешком в монастырь, безропотно совершая свой духовный паломнический подвиг.
Как только архиепископ Московский и Калужский и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Платон получал известие, что императрица Екатерина Великая приближается к обители, то начинался молебен «о здравии ея императорскаго величества и их императорских высочеств…».
Во второй половине XIX века отошли в прошлое богомольные походы русских царей, пешие и конные, разобрали по ветхости их деревянные путевые дворцы. И простых паломников, ходивших по Троицкой дороге к преподобному Сергию Радонежскому, значительно поубавилось, так как в 1862 году усилиями русских предпринимателей от Москвы до Сергиева Посада была проложена железная дорога, одна из первых железнодорожных магистралей в дореволюционной России. Поезда следовали с Ярославского вокзала Москвы до станции «Сергиево» и находились в пути чуть более двух часов.
Выезды императора Николая Второго «к Сергию» уступали своей пышностью и торжественностью богомольным походам XVII века. Но по своей набожности и трепетном почитании святынь последний августейший паломник был не менее религиозным, чем его благочестивый предок – царь Алексей Михайлович.
К 1903 году специальный строительный комитет при ведомстве путей сообщения построил пять императорских поездов для поездок по столичным окрестностям, России и за границу. Особым «царским поездом» считался состав из десяти вагонов, на котором царь совершал как официальные деловые поездки, так и путешествия по святым местам.
День и время отправления «царского поезда», а также маршрут передвижения были строго засекречены. Для безопасного передвижения поезда в 1905 году была изготовлена его точная копия, которую обычно отправляли в путь раньше, чем сам «царский поезд». В вагонах лжецарского поезда располагалась охрана, более трёхсот человек, охранявших в пути августейших путешественников. А в последних вагонах этого поезда располагались гараж с двумя царскими автомобилями и небольшая зенитная установка на случай нападения террористов.
1 июня 1912 года, простившись со всеми прибывшими на проводы лицами, августейшая семья Николая Второго вошла в вагон, и в 12 часов 40 минут императорский поезд отправился одним днём в Троице-Сергиеву Лавру.
Город Сергиев Посад принял нарядный, праздничный вид, летний пассажирский вокзал был превращён в роскошный павильон, украшенный национальными флагами, устланный дорогими коврами и декорированный лавровыми деревьями. Весь путь от пассажирского вокзала до обители преподобного Сергия был украшен мачтами с флагами и арками. В одной из больших арок вблизи посадской Пятницкой церкви были выложены из зелени первые слова Российского государственного гимна «Боже, царя храни!». Каждая арка была украшена по-своему разноцветными материями и красиво выделялась на фоне массы флагов, развевающихся по сторонам улиц, по которым должен был проследовать государь император. У Святых ворот обители царственных путешественников встретил владыка-митрополит и ректор духовной академии епископ Федор с крестным ходом, хоругвями и иконами. В Троицком соборе, где находится рака с мощами преподобного Сергия Радонежского – печальника земли русской, августейшие паломники с особым трепетным отношением приложились к святым и целебным мощам своего «кормителя и заступника», как считали преподобного Сергия их благочестивые предки…
А вечером, по возвращении августейших паломников в Москву, в Успенском соборе Московского Кремля был отслужен благодарственный молебен по древнему обычаю русских царей дома Романовых.
Религиозный дух богомольных походов «к Сергию» с древних времён формировал духовно-нравственный облик русских царей и цариц, их августейших детей. Вместе с народом они двигались по одному и тому же «богодвижимому» пути. С единым молитвенным рвением поклонялись чудотворным иконам и мощам святых угодников Божиих…