Русская
Палестина — удивительное явление отечественной
и мировой духовности
и культуры, созданное трудами наших предков, подвижников Русской Церкви
и Православного Палестинского Общества, остается
и сегодня наиболее надежным, полуторастолетним историческим опытом, апробированным инструментом церковного свидетельства
и духовного влияния России
на Ближнем Востоке.
Наш общий долг — сохранить
и укрепить этот важнейший островок отечественной духовности
и культуры
в мире, способный служить лучшей «визитной карточкой» новой России
в мировом сообществе.
Впервые мысль
о создании Общества (светского, даже частного) для ведения материальной стороны паломнического дела
и для более основательного
и системного развития научно-археологических исследований, обременительных для церковных властей
и вполне чуждых для дипломатов, возникает
в переписке архимандрита Антонина (Капустина)
в конце 1860-х годов. Палестинский Комитет,
во главе которого стоял брат Александра
II великий князь Константин Николаевич,
с возведением комплекса «Русских построек» исчерпал свои задачи
и был (в
1864 году)преобразован
в Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИДа —
с иным статусом
и гораздо меньшими возможностями.
В
1869 году архимандрит Антонин (Капустин)
в одной
из своих корреспонденции
из Иерусалима писал: «Из отчетов немецкого „Общества Святого Гроба“, устроившегося
в прирейнских провинциях Пруссии, видно, что взносы его в
1868 году простирались до 15,5 тысяч таллеров.
Это в одной,малейшей части католического мира!
С такими пособиями можно, конечно, идти вперед всякой пропаганде. Когда сравнишь эти тысячи
с темнулем, которым располагает наша Палестинская Миссия, и
ее убогих деятелей
с иезуитами и „сестрами“ (имеется
в виду „Монастырь сестер Сиона“, основанный католиком, еврейским выкрестом, женатым
на племяннице Ротшильда, Ратисбоном
в Иерусалиме в
1865 году. — В. С), то
волей-неволей пожелаешь, чтобы
что-нибудь было, чего нет…
И в самом деле,
не могло бы разве и
у нас,
в великой
и христолюбивой России, составиться „Общество Святого Гроба“, например, или иначе как, чтобы спасти еще остающуюся горсть православных жителей первохристианской земли (то есть Палестины. — В. С.)
от раскрытой пасти волка?»1
53
Вскоре
он нашел для воплощения своего замысла выдающегося соратника
и единомышленника
в лице
В. Н. Хитрово.
Василию Николаевичу Хитрово (+1903), человеку деятельному
и нестандартному, Императорское Православное Палестинское Общество более всего обязано
в своей истории. Совершив в
1871 году первое паломничество по святым местам, — впоследствии
он еще шесть раз, уже
с исследовательскими
и деловыми, организационными целями посетит
Палестину,—
он навсегда сделался беззаветным ревнителем русских православных интересов
у Гроба Господня, активнейшим поборником укрепления позиций Православия
на Востоке2.
Мысль о «Православном Палестинском Обществе» зреет
в течение семидесятых годов (прошлого столетия. — Ред.)
в его переписке
с архимандритом Антонином, оказавшем огромное нравственное
и богословское влияние
на формирование его научных
и церковно-политическихвоззрений
в палестинском вопросе.
Но пробудить внимание
к этой проблеме
в русском общественном сознании было в те годы
не так просто. Официальным инстанциям
в Петербурге казалось, что
и так
в Иерусалиме ведется слишком активная работа, общество проявляло редкостный религиозный индифферентизм
и нигилизм, Палестинская Комиссия
(в лице прежде всего
Б. П. Мансурова) возлагала преимущественные надежды
на коммерческую оборотистость РОПИТа (Русского общества пароходства
и торговли), русские паломники,
в массе своей охотно жертвовавшие всей жизнью сбереженные средства
на древние, принадлежавшие грекам святыни (храм Гроба Господня, Вифлеем, Гефсимания),
не считалинужным уделять
что-либо нашим русским храмам
и подворьям.
Одним словом,
В. Н. Хитрово
в своем палестинском энтузиазме был
в Петербурге
не менее одинок, чем архимандрит Антонин
в Иерусалиме.
Успеху его стараний
на рубеже 80—90-х годов способствовало множество обстоятельств как объективного, так
и субъективного характера. Здесь прежде всего следует назвать подъем православно-патриотического сознания
в русском обществе, связанный
с освободительной
русско-турецкойвойной
1877–1878 годов, когда русские войска едва
не дошли
до Константинополя. Восточный вопрос
и русское дело
на Востоке приобрели совершенно новый, победоносно-наступательный ракурс.
Среди субъективных, но
не менее важных факторов следует отметить назначение обер-прокурором Святейшего Синода в
1880 годугосударственно
и православно мыслящего
К. П. Победоносцева
и паломничество 21—31 мая
1881 года
в Святую Землю братьев вступившего
на престол императора Александра
III — великих князей Сергия
и Павла Александровичей.
Последний факт имел принципиальное династическое значение.
В свое время император Александр
II сказал первому председателю Палестинского Комитета, статс-секретарю Оболенскому: «Это для меня вопрос сердца». Этому сердечному отношению
к Святой Земле
и русскомуприсутствию
в ней император оставался верен всю жизнь
и завещал его своим преемникам — Александру
III и Николаю IP. Важное значение придавала заботе
о русских православных паломниках
и императрица Мария Александровна, память
о которой достойно увековечена
ее сыновьями
в Церкви Марии Магдалины
в Гефсимании (1885-1888).
Устав Православного Палестинского Общества был высочайше утвержден
8 мая
1882 года, а
21 мая
во дворце великого князя Николая Николаевича Старшего,
в присутствии членов императорской фамилии, русского
и греческого духовенства, ученых
и дипломатов, после молебна
в домовой церкви состоялось его торжественное открытие.
День был выбран
не случайно.
В этот день Православная Церковь
54
празднует память святых равноапостольных Константина
и Елены. Императрица Елена, мать Константина, много сделала для христианского возрождения Иерусалима
и Палестины.
Ей принадлежит честь первых археологических раскопок
в Иерусалиме, обретение Голгофы
и КрестаГосподня.
На Руси с «Оленина дня» (21 мая) традиционно начинался летний
строительный сезон.
К
этой же дате было приурочено, как отмечалось выше, первое паломничество Сергия Александровича
с братом
и племянником, великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом, печатавшимся под инициалами «К. Р.»),
в Святую Землю в
1881 году. Именно великий князь Сергий
и стал в
1882 году,
с подачи
В. Н. Хитрово, учредителем
и первым председателем Православного Палестинского Общества (звания Императорского оно было удостоено чуть позже, в
1889 году).
Помянем
и других деятелей, стоявших
у колыбели Общества: первым вице-председателем был избран
Т. И. Филиппов, его помощником —
В. Н. Хитрово (он
и впоследствии
до самой смерти оставался душой
и главным «двигателем» ИΠПО). Первые три члена Совета: великий русский историк-византист академик
В. Г. Васильевский; библеист, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии
И. Е. Троицкий, и
Б. П. Мансуров — главный деятель вышеупомянутой Палестинской Комиссии, объединенной в
1889 году
с ИППО4. Имена основателей
и активных сотрудников Общества золотыми мемориальными буквами начертаны
на черных мраморных досках
в храме святого Александра Невского
у Судных Врат, раскопанных архимандритом Антонином
на средства ИППО подлинных городских ворот первого века Христовой эры, через которые Спасителя вели
на Голгофу.
Общество призвано было, согласно Уставу, осуществлять три основные функции:
— организацию
и обустройство русских паломников
в Палестине
(их проходило к
1912 году через учреждения Общества до
30 тысяч человек).
Эту функцию Общество делило
с Русской Духовной Миссией, которая
по-прежнему осуществляла духовное руководство православными паломниками, прибывавшими
из России;
— помощь
и поддержку Православию
на Ближнем Востоке путем благотворительной
и просветительной работы среди местного арабского населения. Общество содержало к
1912 году свыше
100 школ, училищ, учительских семинарий
в Палестине, Сирии, Ливане.
В подходе
к этойзадаче Общество также выступало наследником
и продолжателем религиозно-просветительных начинаний РДМ: вспомним
о первых училищах
и типографиях, основанных
в Иерусалиме еще архимандритом Порфирием; вспомним
и Бет-Джальскую школу для девочек, основанную архимандритом Антонином в
1860 году
и переданную им
20 лет спустя
в ведение ИППО (в
1888 году школа была преобразована
в женскуюучительскую семинарию)5;
— научно-исследовательскую
и издательскую работу по изучению исторических судеб
и современного положения Палестины
и всегоближневосточного региона, библейской филологии
и археологии, организации научных экспедиций
и раскопок, пропаганде знаний
о Святой Земле
в российском обществе.
В канун Октябрьского революции
в целях расширения объема научных изысканий
и придания им целенаправленного системного характера планировалось создание
в Иерусалиме по окончании Первой мировой войны Русского археологического института — подобного тому, который успешно функционировал
в начале века
в Константинополе6.
Не пытаясь охватить
в нашем докладе всех аспектов истории ИППО, ограничимся несколькими важнейшими штрихами.
55
Общество продолжало пользоваться августейшим вниманием
и поддержкой императорской фамилии.
Во главе его стояли преемственно упомянутый выше великий князь Сергий Александрович
(с момента основания Общества до
1905 года),
а после его гибели — вдова покойного, великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне причтенная
к лику святых Русской Православной Церкви. Через подворья
и гостиницы ИΠПО ежегодно проходило до 10—12 тысяч русских православных паломников7.
Просветительная работа ИППО доныне памятна среди арабской интеллигенции
не только Палестины, но
и Сирии,
и Ливана.
Пять народных школ было устроено
в Бейруте при содействии влиятельной русской благотворительницы
и педагога
М. А. Черкасовой.
В 1895 году Патриарх Антиохийский Спиридон обратился
в ИППО
с просьбой принять
в свое ведение женскую школу
в Дамаске
и несколько мужских училищ,
а затемпостепенно Общество распространило свою просветительную деятельность практически по всей Сирии. Общее число учившихся
в школах ИППО арабских детей простиралось до
11 тысяч человек.
Не останавливаюсь подробнее
на количественных
и качественных показателях русской просветительной работы, —
ее исследованию
и итогам были посвящены многие доклады организованной нами научной конференции
1990 года8.
В религиозно-просветительной
и собственно педагогической своей деятельности Общество, как
и Русская Духовная Миссия, свято следовало заветам зачинателей славянского православного миссионерства — равноапостольных Кирилла
и Мефодия. Кирилло-Мефодиевская традиция предполагает предельно уважительное отношение
к традиции
и культуре народа, среди которого православные проповедники совершают свой религиозно-просветительный подвиг, бережное использование его языка
и духовного наследия.
Так, и
в Сирии, и
в Палестине —
в отличие
от французских или английских школ,
в которых преподавание велось
(и ныне ведется) исключительно
на европейских языках, —
в школах
и учительских семинариях ИППО преподавание осуществлялось
на арабском. Разумеется,
в них учили также русскому языку
и литературе.
Как пишет британский исследователь Дерек Хопвуд, «то, что школа была русской и
в ней преподавался русский язык, создавало
ей определенную репутацию
и атмосферу. Знание русского языка было предметом гордости»9.
Но при этом приобщение
к русскойклассике с
ее признанными, воспитанными
на Евангелии,
на Пушкине
и Достоевском «всечеловечности» и «всеотзывчивости»,
не сужало,
а расширяло ментальность
и духовный кругозор учащихся, облегчало им выход
в пространство мировой культуры.
Первая мировая война,
а затем
1917 год радикально изменили ситуацию. Связи России
с Палестиной надолго были прерваны.
В марте
1917 годаОбщество перестало называться «императорским»,
в апреле великая княгиня Елизавета Федоровна сложила
с себя полномочия Председателя, чтобы через год окончить трагически свои дни
в Алапаевской шахте. Храмы, школы, больницы
и подворья
в Святой Земле были оставлены
на произвол судьбы.
В советских условиях Общество было встроено
в систему Академии наук
и деятельность его
в последующие десятилетия вынужденно сводилась только
к научной работе.
Тем не менее —
и это важно
подчеркнуть — государственные интересы, которые всегда стояли
за деятельностью Общества, способствовали тому, что даже
в самые «антиимператорские» и «антиправославные» времена никто
не посягнул
на существование ИППО. Общество продолжало функционировать даже
в годы Гражданской войны.
Оно было временно закрыто
в мае
1923 года —
и открыто вновь в
1925 году —
в связи
с неудавшейся попыткой Наркомата иностранных
56
дел СССР воспрепятствовать передаче земельных владений
и имуществ Общества
в Палестине под «опеку» английской администрации, под предлогом «упразднения Общества
и перехода всего его имущества
в собственность государства» (нота
Г. В. Чичерина министру иностранных дел Великобритании от
18 мая
1923 года)10.
Возобновление активной работы Общества
в начале 1950-х годов было связано
с изменением ситуации
на Ближнем Востоке и, прежде всего,
с созданием государства Израиль в
1948 году. Тогда был принят новый устав Общества, восстановлен выпуск «Палестинского Сборника» — одного
из авторитетнейших востоковедческих изданий.
И
все же, разумеется, Российское Палестинское Общество при АН
СССР — так
в эти годы называлось
ИΠПО — представляло собой, хотя
и насыщенную научными силами,
но сравнительно мало известную корпорацию, скорее хранительницу славных востоковедческих традиций, чем центр
живого дела.
На рубеже восьмидесятых-девяностых годов, когда председателем Общества стал ректор Дипломатической Академии, доктор исторических наук
О. Г. Пересып-кин, ныне Чрезвычайный
и Полномочный Посол России
в Ливане, Общество сумело добиться восстановления основных направлений своей уставной деятельности.
В январе
1990 года
мы организовали большой международный научный симпозиум «Россия
и Палестина: культурно-религиозные связи
и контакты
в прошлом, настоящем
и будущем».
В симпозиуме приняло участие около
50 специалистов,
в том числе ученые
из арабских стран, Израиля, Англии, США, ФРГ
и Канады.
Осенью
того же года
мы впервые смогли осуществить паломническую поездку группы членов Общества
в Святую Землю — для участия в «Иерусалимском форуме: представители трех религий
за мир
на Ближнем Востоке».
25 мая
1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление восстановить историческое имя
и статусИмператорского Православного Палестинского Общества
и рекомендовал правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению
и возвращению ИППО его имущества
и прав.
Дело здесь было не
в том, чтобы обрести громкий «императорский» титул. Главное — правопреемство, возможность продолжения той работы, которую вели
во имя Русской Церкви
и Отечества наши дореволюционные предшественники.
Мы сумели
в том же году издать
и восстановленный
в своем православном имени «Православный Палестинский
Сборник» — 94-й
с начала издания (первый вышел в
1881 году
и содержал книгу
В. Н. Хитрово «Православие
в Святой Земле»), 31-й
со времени возобновления
в советское время (в
1954 году)
и первый —
с восстановленным названием «православный».
В соответствии
с принятым в
1992 году новым уставом ИППО, максимально приближенном
к первоначальному,
1882 года, был восстановлен институт почетного членства. Комитет почетных членов ИППО возглавляет Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II. Представители православной иерархии входят как
в число почетных членов, так и
в состав действующего Совета Общества.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия ИППО организовало целый ряд паломнических поездок
в Святую Землю,
в которых принимали участие иерархи
и клирики различных епархий.
В январе
1994 года
в нашем паломничестве участвовала большая группа преподавателей
и студентов Московской Духовной академии (МДА)
во главе
с тогдашним
ее ректором епископом Филаретом;
в декабре
того же года — группа клириков
и мирян Санкт-Петербургской епархии
во главе
с ныне покойным митрополитом Иоанном;
в феврале
1995 года — вновь преподаватели
и студенты МДА.
57
В октябре
1994 года
в Москве,
в Свято-Дан иловом монастыре, состоялась международная научная конференция «Святая Земля
в русскойдуховной традиции», посвященная столетию
со дня кончины выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, начальника Русской Духовной Миссии
в Иерусалиме в
1865–1894 годах, архимандрита Антонина (Капустина). Организатором конференции выступило тогда ИΠ ПО — совместно
с Русской Православной Церковью, Российской академией наук, Государственным Историческим музеем, Государственным Эрмитажем
и Государственной Публичной Исторической библиотекой России.
В юбилейный год, помимо данной конференции, организованной, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, вновь, как и
в прежниегоды, совместно
с Отделом внешних церковных сношений и ИΠПО,
мы планируем также провести международные научные конференции, посвященные 150-летию Русской Духовной Миссии и 115-летию ИППО
в Ливане,
в Православном Университете Баламанд, и
в Палестине —
в Назарете".
В заключение
хотел бы привести замечательные слова, сказанные в
1896 году
в годичном собрании Смоленского отдела ИППО одним
из авторитетных иерархов Русской Церкви, активным сотрудником ИППО архиепископом Никанором (Каменским).
«Дело, совершаемое русскими людьми чрез Палестинское Общество, беспримерно
в тысячелетней истории
России,— писал маститый богослов. — Прежде русские люди вносили Свет Христов
в среду своих инородцев финского
и отчасти монгольского племени —
к людям, погруженным
в первобытный мрак.
В Палестине же русские люди являются деятелями
на древней христианской почве
и действуют совместно
с культурнымисилами Европы. Миссионерам Запада
не изгладить того зла, которое совершили крестоносцы, уничтожая Православие, а
не сливаясь
с ним, ибо сила не
в разрушениях, а
в правде. Правда
же —
в Православии, носителем которого
и является ИППО, как Русь Святая, объединяющая
в своейбезграничной широте любви
и современных обладателей Палестины,
и достояние Православия
в Палестине
во все века.
По всему этому каждый православно-русский человек должен вседушевно примкнуть
к Императорскому Православному Палестинскому Обществу, как святому, высочайшему
и родному делу.
Не отдавать ему должного
внимания — это значит До преступности быть равнодушным
к самомусвятому
на земле,
к своим народным стремлениям,
к своему великому просветительному призванию
в мире.
Русские люди идут
в многострадальную Святую Землю не
с оружием
в руках, а
с горячим
и искренним стремлением послужить
на пользу Святой Земле
и своими трудами полагают ничем
не сокрушимые ограждения вокруг драгоценнейших остатков святой старины вообще
и Православия
в особенности.
И эти русские люди, несмотря
на скромность своего почина, совершают мировое дело,
на которое
с вниманием,
а иногда и
с изумлением взирает весь мир.
В Святой Земле совершается, можно сказать, первый гигантский шаг великого русского народа
на всемирно-историческом просветительном поприще, вполне достойный великой православной России»12.
Сегодня Русская Духовная Миссия
и Императорское Православное Палестинское Общество, вернувшее себе
в последние годы историческое имя
и традиционный статус, делают под омофором Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия
II все возможное, чтобы восстановить духовную
и материальную основу русского православного присутствия
в Святой Земле.
58
Икона святой праведной Елисаветы,
подарок великой княгине Елизавете Федоровне
от Императорского Православного Палестинского Общества
________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Архимандрит Антонин. (Капустин) Из Иерусалима//Херсонские епархиальные ведомости, № 19,1 октября 1869. С. 651.
2
Памяти В. Н. Хитрово. СПб., 1903.
3
Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество за
25 лет. СПб., 1907. С. 5.
4 Лисовой Η. Η.
Ключ к Вифлеему.
Из истории Императорского Православного Палестинского Общества // Православный Палестинский Сборник (ППС). 31(94) (1992). С.
3–6.
5
Дмитриевский А. А. Бет-Джальская женская семинария
и посещения
ее Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Дамианом // СИППО, 1911, № 1. С.
65–73.
6
Ряжский П. И. Вопросы, связанные
с восстановлением деятельности Императорского Православного Палестинского Общества
в Святой Земле по окончании войны
с Турцией. [Пг., 1915].
С грифом: Доверительно. С. 40.
7
Пересыпкин О. Г. Палестина, близкая нам // ППС 31(94) (1992). С.
148–154.
8
Хопвуд Д. Русская просветительская деятельность
в Палестине до
1914 г. //
Там же. С.
11–17.
9
Там же.
10
Грушевой А. Г. Императорское Палестинское Общество (по петербургским архивам) // Архивы русских византинистов
в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. С. 134.
11 Обе конференции были своевременно
и успешно проведены:
в Баламанде —
в октябре,
в Назарете —
в конце ноября
1997 года.
В них приняли участие
ученые-историки, члены ИППО
из Москвы
и Петербурга; представители ливанской и, соответственно, израильской научной общественности;
а также члены Русской Духовной Миссии
в Иерусалиме
и представительства Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархате.
12 Православное Палестинское Общество
на служении Церкви
и русскому народу.
По поводу
XXXV-летия деятельности Общества
в Святой Земле (1882-1917). Пг., 1917. С.
36–37.
Богословские труды № 35 (1999)