Их Императорские Высочества Великий Князь Сергий Александрович, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна
и Великий Князь Павел Александрович предприняли путешествие
в Святую Землю
с целью присутствовать при освящении построенного близ Иерусалима,
на средстваГосударя Императора
и Его Августейших Братьев
и Сестры, храма
в память
в Бозе почивающей Государыни Императрицы Марии Александровны,
а также для обозрения
в Сирии
и Палестине учреждений Православного Палестинского Общества, председателем которого, как известно, состоит Великий Князь Сергий Александрович.
12 сентября, в 11-м часу вечера, «Кострома» бросила якорь
в Босфоре,
не доходя
Буюк-Дере, а
на следующий день,
к полудню, перешла
в Долма-Бахче, где
и простояла
во все время пребывания Их Императорских Высочеств
в Константинополе. Великим Князьям
и Великой Княгине был оказан
в столице Турецкой империи самый радушный прием,
и внимание Султана
к своим Высоким Гостям продолжалось
во все время дальнейшего путешествия Их Императорских Высочеств по Сирии
и Палестине: всюду были разосланы приказания местным властям употребить все усилия, чтобы вполне обеспечить путешествие Их Высочеств
в условиях наиболее торжественных
и благоприятных. Великие Князья
и ВеликаяКнягиня, кроме "Константинополя, посетили,
до Иерусалима, Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, развалины Бальбека, Дамаск, Кайфу, Назарет, Кану Галилейскую
и Фавор,
и всюду Им был оказан
не только официально-торжественный,
но вполне восторженный прием.
Не говоря уже
о местных властях, которые сделали все
от них зависящее, чтобы
в точности исполнить инструкции своего повелителя, — нельзя
не обратитьвнимание
на местных жителей, которые
с неподдельным энтузиазмом всюду встречали Августейших Путешественников: все поездки Их Высочеств по Сирии
и Палестине были рядом триумфальных шествий:
в овациях смешивались положительно все без различия национальности: греки, турки, арабы, евреи.
Что же касается Султана, то
на каждом шагу
он старался показать Их Высочествам, как высоко
он ценит дружбу
с Россией
и чтоодно
из его главных желаний — упрочить эту дружбу.
29-го сентября, в 7-м часу утра, «Кострома» бросила якорь
у Яффы.
Во все время плавания, начиная
от Одессы и
до Яффы, погода была тихая, штилевая, так что все переходы были совершены при самых благоприятных условиях.
В 7 часов утра, после приема на «Костроме» местных властей, представителей Патриарха, начальника Российской Духовной Миссии о. Архимандрита Антонина, членов российского консульства
в Иерусалиме, представителя Палестинского Общества
в Палестине Д. Д. Смышляева
и др. — Их Высочества съехали
на берег
и тотчас же
в экипажах направились по шоссе к Св. Граду.
В расстоянии часа пути
до Иерусалима, в с. Колонии, Великие Князья и Их свита переоделись
в парадную форму.
В предместьях Иерусалима толпы народа ожидали приезда Их Высочеств
и бегом бросились сопровождать Их экипаж; дома консульств были разукрашены флагами; две триумфальные арки были сооружены
на пути следования,
из коих одна против построек Палестинского Общества; улица, вдоль стен русских казенных построек, была красиво убрана флагами, гирляндами цветов
и вензелями;
на стенах теснились русские обыватели Св. Града
и паломники; раздалось русское «ура».
Из храма Св. Троицы, находящегося посреди Русских Построек, доносился трезвон колоколов.
У Яффских ворот Иерусалима стоял турецкий батальон
с музыкою
на правом фланге.
Их Высочества оставили экипажи
и ровно в
4 часадня вступили в Св. Град, причем
со стен башни царя Давида был сделан салют
из орудий.
От Яффских ворот Их Высочества направились пешком
к храму Св. Гроба Господня. Открывали шествие
30 кавасов
с серебряными булавами,
за ними шли Великие Князья, Великая Княгиня, свита, русское консульство
и власти; батальон сопровождал шествие по сторонам шпалерами.
У врат храма Их Высочества были встречены при звоне святоградских колоколов блаженнейшим Никодимом, Патриархом святого Града Иерусалима
и всея Палестины,
в полном облачении
со всем святоградским братством
и Российскою Духовною Миссиею.
Патриарх приветствовал Августейших Паломников краткою речью; затем, осенив Их Высочеств крестом
и окропив святою водою, ввел
в самыйхрам
и повел прямо
в Кувуклию, хранящую
в себе святая святых — Св.
Гроб Господень; по пути Великие Князья
и Великая Княгиня приложились
к камню миропомазания,
на котором, по преданию, тело Спасителя было положено по снятии
со креста,
и обвито пеленами
с благовониями,принесенными Никодимом. После этого, обойдя
с крестным ходом вокруг Кувуклии, Их Высочества вошли
в нее, приложились сперва
к камню
в пределе Ангела
и затем, вступив
в пещеру, пали ниц перед Живоносным Гробом.
По выходе
из пещеры, Их Высочества отслушали краткое молебствие, совершенное перед Кувуклиею Патриархом совместно
с нашей Духовной Миссиею и
с возношением
на славянском языке Его Блаженством Имен Царствующего Дома
на эктении; пели русские певчие. Святость места, торжественность службы
на нашем родном языке — производили
на всех присутствовавших глубокое впечатление.
По окончании молебствия, Великие Князья
и Великая Княгиня, предшествуемые Патриархом
и духовенством, проследовали,
с зажженнымисвечами
в руках, по общему поклонническому пути, останавливаясь
на местах, освященных событиями последнего дня земной жизни Спасителя, при пении певчими нарочно составленных
и приспособленных
к каждому святилищу стихир.
На Голгофе, перед местом, где был распят Господь, была вновь отслужена краткая лития
с чтением страстного евангелия.
Из храма Гроба Господня Их Высочества,
в сопровождении Патриарха, направились
в греческую патриархию.
На улицах города народ
с восторгомприветствовал Августейших Гостей;
из окон и
с крыш жители посыпали путь Их Высочеств цветами.
Пробыв
с четверть часа
у патриарха, Их Высочества отправились пешком
до Яффских ворот
и оттуда проследовали
в экипажах
на казенныеРусские Постройки, где
в доме консула было отведено помещение для Великих Князей
и Великой Княгини.
З0-го сентября, в
4 часа дня, Их Высочества направились
в новопостроенный храм св. Марии Магдалины, близ Гефсимании.
В дверях храма Патриарх, одетый
в мантию, епитрахиль
и омофор, встретил Великих Князей
и Великую Княгиню
с крестом и св. водою,
и ввел Их
в церковь
на приготовленное для Их Высочеств место
на левом клиросе.
По прочтении Блаженнейшим Никодимом коленопреклоненно молитв Патриарха Каллиста, Его Блаженство вошел
в алтарь и, благословив
и приготовив по чину св. мощи, положил их
на аналое перед местного иконою Спасителя. Вслед затем началось всенощное бдение, которое служил один
из иеромонахов нашей Духовной Миссии.
На следующий день, 1-го октября, Их Императорские Высочества изволили прибыть
в церковь равноапостольной Марии Магдалины, к 7.30 часам утра. Великие князья и Их свита были
в парадной форме.
По пути следования Их Высочеств,
от дома русского консульства
до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой следовал
за экипажем Великих Князей
и Великой Княгини, а
у ворот церковной ограды стоял почетный караул
с музыкой, которая, при приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн.
По выходе
из экипажа,
у ворот, Их Высочества направились пешком
к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви
и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином
на вершинеЕлеонской горы;
на площадке, против храма, были выстроены матросы,
в числе
90 человек,
с клипера «Забияка»
и крейсера «Кострома»,
с офицерами
на правом фланге.
На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима,
Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство
и слишком 150-человек русских паломников. Великий Князь Сергий Александрович поздоровался
с командою, обошел
ее фронт,
и затем Их Высочества поднялись по лестнице
в церковь,
в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом
с двумя архиереями
и нашей Духовною Миссиею
в облачении. Когда Их Высочества вступили
в церковь, Патриарх поднял
с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Великие Князья
и Великая Княгиня, а
за Ними
и все присутствовавшие последовали
за крестным ходом. Открывали
и замыкали шествие по
10 матросов,
а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами. Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе
из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились
и духовенство, а
за ним и Их Высочества вступили
в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы патриарх читал по-славянски.
Пока Его Блаженство приготовлял ковчег со св. мощами, св. миро, антиминс
и все остальные предметы, необходимые для освящения, Их Высочества находились
в алтаре.
При положении св. мощей
в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную памятки все присутствовавшие опустились
на колени. Минута была торжественная и
в высшей степени трогательная.
По окончании освящения, началась божественная литургия, которую совершил Блаженнейший Никодим
с прочим вышеназванным духовенством.
Перед отпускною молитвою Патриарх вышел
из царских врат
с крестом
и обратился к Их Высочествам
с следующими словами:
«Ваши Императорские Высочества.
Благословен Бог, исполнивший Ваше желание, побудившее Вас предпринять такое длинное путешествие. Сердечно приветствуем это предпринятое
и уже совершенное Вами дело.
Сей храм, Вами воздвигнутый, близ храма Гроба Богоматери,
в вечную память Благочестивейшей Матери Вашей, будет
в то же время вечным памятником любви
и благоговения
к родившей всех Вас Матери Церкви. Благое сердце Его Императорского Величества Всероссийского Государя
и усердие как Ваших Императорских Высочеств, так
и прочих порфирородных Ваших Братьев, воздвигли бессмертный памятник
на святых местах
в лице этого храма,
в котором отныне будут приноситься горячие молитвы
о Благочестивейшем Государе Императоре
и Государыне Императрице,
о Государе Наследнике Цесаревиче и
о всем Царствующем Доме. Заупокойные молитвы будут приноситься
за приснопамятную Императрицу
в сем храме, посвященном имени соименной Ей св. Марии Магдалины. Благодарность чад
к родителям всегда бывает видна из
их дел,
а Ваше дело есть дело благодарности ко
в Бозе почившей Матери и,
в то жевремя, есть памятник благочестия, благоугодный Богу, ибо Бог прославляется
во святых Его и
в Его Божественных обителях.
Да дарует Господь Бог, молитвами святыя равноапостольныя Марии Магдалины, невредимое здравие, мир, славу
и победу
на врагов Его Императорскому Величеству Императору Всероссийскому Александру Александровичу, Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Феодоровне
и Благоверному Государю Цесаревичу
и Великому Князю Николаю Александровичу
и всему Царствующему Дому,
и Вам,принявшим
на Себя исполнение Царского желания, да дарует Господь сердечную радость, да исполнит желание сердец Ваших,
Ее жеИмператорскому Высочеству Благоверной Государыне
и Великой Княгине Елисавете Феодоровне да даст Господь Бог жизнь мирную, долговременную
и радостную.
Да благословит всех Вас Господь Бог
от Сиона и да узрите благая Иерусалима
во вси дни живота Вашего. Аминь».
По отбытии Великих Князей
и Великой Княгини
из церкви
на церковном, дворе было предложено от Их Высочеств угощение всем русским паломникам
и матросам.
В тот же день, вечером, состоялся у Их Высочеств обед,
на котором присутствовали Патриарх
с двумя архиереями, сослужившими ему при освящении храма, начальник Российской Духовной Миссии Архимандрит Антонин, действительный статский советник
М.К. Ону, советник российского посольства
в Константинополе, командированный
в Иерусалим
на время пребывания там Их Высочеств, наш генеральный консул
в Бейруте, действительный статский советник
К. Д. Петкович,
генерал-адъютант
и два флигель-адьютанта Султана, состоящие при Великих Князьях
во время путешествия Их Высочеств по Сирии
и Палестине; местные власти; графиня
О. Е. Путятина, стоящая
во главе всех женских учреждений Палестинского Общества в Св. Земле;
Д. Д. Смышляев; русское консульство; офицеры «Забияки» и «Костромы»; архитектор Франгия, строитель новоосвященного храма,
и другие лица. Накануне, Великий Князь Сергий Александрович вручил многим лицам, участвовавшим как
в постройке церкви, так и
в деятельности Палестинского Общества в Св. Земле Высочайше пожалованные ордена.
В том числе Патриарх получил бриллиантовые знаки ордена св. благоверного великого князя Александра Невского; Архимандрит Антонин — св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени; губернатор Иерусалима
Реуф-паша — Анны 1-й степени;
тот же орден получил наш генеральный консул
в Бейруте К. Д. Петкович, оказывающий постоянное содействие деятельности Палестинского Общества
в Сирии;
Д. Д. Смышляев — св. равноапостольного князя Владимира 3-й степени; архитектор Франгия — св.
Анны 2-й степени,
и проч.
Храм,
о пяти куполах, построен
в строгом русском стиле, по проекту тайного советника Гримма.
Он стоит
на террасе,
на которую вход по двумя расходящимся лестницам; церковь построена
из белого местного камня;
из него же выточены замечательно искусно все наружные украшения,
в виде колонок по сторонам окон,
и всевозможные изящные узоры.
Над алтарем возвышается небольшой купол,
а колокольня стоит над
юго-западным углом церкви.
Над входными западными вратами красуется большое мозаичное изображение св. равноапостольной Марии Магдалины, прекрасно исполненное
в Венеции,
в мастерской Сальвиати, по эскизу профессора Васильева. Крыша — цинковая,
и все впечатление, производимое внешним видом церкви, — белое, радостное, светящееся.
Надо отдать справедливость строителю-архитектору Франгия, который, невзирая
на всю трудность, сумел
в таком совершенстве выполнить присланный ему проект.
Со стороны главного фасада,
на столбах,
на которыхдержится западная часть террасы, между лестницами, вырезана
на мраморных досках,
на четырех языках: русском, греческом, латинском
и арабском, надпись: «В память
в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны». Внутренность церкви состоит
из притвора,соединенного арками
с среднею частью. Стены расписаны изящным орнаментом
в двух теплых, красновато-коричневых тонах.
Над иконостасом,состоящим
из темно-бронзовых ажурных частей, связанных между собою легкими византийскими мраморными колоннами
и такими жедугообразными карнизами, равно как
на противоположной стене и
на боковых стенах — написаны большие изображения
из жизни св. Марии Магдалины; прекрасная живопись иконостаса принадлежит кисти профессора Верещагина (местные иконы
и царские двери)
и профессораВасильева (Тайная Вечеря). Помост церкви
и солея — мраморные, мозаичные. Люстра,
из кованого железа, состоит
из двух обручей, висящих
на цепях; она освещается красными лампадами. Решетка
у солеи также
из кованого железа. Престол,
в виде трапезы, состоит
из старинноймраморной колонны, найденной
у самого места Вознесения Господня.
Все впечатление внутренности церкви цельное, уютное, располагающее
к молитве. Можно смело сказать, что этот храм, по изяществу, богатству внутренней отделки, церковной утвари (работы Овчинникова
и Хлебникова, по рисункам
г. Гримма)
и облачений (Жевержеева), будет служить драгоценным
и вполне достойным памятником Той, Которой так дорого было Православие
и Которая так сердечно заботилась
о православных и Св. Земле.
По месту, положения лучше того, которое занимает храм, выбрать
было бы трудно: храм стоит
у подножия Елеонской горы, соприкасаясь к «месту моления
о чаше», вблизи
от Гробницы Богоматери, как раз против Золотых Ворот Св. Града, красующегося
на противоположной стороне Иосафатовой долины; чрез эти врата, как известно, Спаситель въехал
в Иерусалим
на осле. Отныне святая гора Елеон украшена двумя русскими храмами: один стоит
у подножия, другой
на вершине горы.
В Иерусалиме Их Императорские Высочества оставались до 5-го октября и
за время Своего там пребывания посетили: Сион, Крестный путь, Елеонскую гору, Иосафатову долину, Силоамскую купель, Вифанию, Вифлеем, Омарову мечеть
и учреждения Палестинского Общества. Накануне отъезда. 4-го октября, Их Императорские Высочества отслушали панихиду
в церкви св. Марии Магдалины по
в Бозе почивающей Государыне Императрице и
в тот же день завтракали
у Патриарха.
В ночь с 4-го на 5-е октября, Их Императорские Высочества сподобились приобщиться Св.
Тайн на Гробе Господнем.
В день отъезда Патриарх,
в присутствии Августейших Паломников, отслужил напутственный молебен у Св. Гроба Господня.
В 3 часа дня состоялся выезд
из Иерусалима, и в
7 часов вечера Их Императорские Высочества прибыли
в Яффу, где остановились
на ночлег
в доме о. Архимандрита Антонина,
в саду св. праведной Тавифы. 6-го октября, в
9 часов утра, состоялась
в этом саду закладка церкви
во имя ев, перзоверховных апостолов Петра
и Павла и св. праведной Тавифы.
Их Высочества положили первые камни. После закладки храма Великие Князья
и Великая Княгиня переехали на «Кострому», которая в 10V, часов утра снялась
с якоря
и направилась
в Порт-Саид.
Из учреждений Православного Палестинского Общества Их Высочествами были осмотрены: женская школа
в Бейруте, состоящая под ведением
М.А. Черкасовой;
в Назарете — женская школа
М.С. Савельевой, мужской пансион
А.Г. Кезма
и амбулаторная лечебница
г-жи Якубович;
в Мжделе — церковь, построенная
на средства Палестинского Общества;
тут же были представлены Их Высочествам воспитанники мждельской сельской школы, учрежденной
тем же обществом;
в Иерусалиме — строящиеся: странноприимный дом на
400 человек
и дом
на месте раскопок, близ храма Гроба Господня;
в Бейт-Джале — женская школа.
Все осмотренное произвело самое отрадное впечатление: дело Палестинского Общества, благодаря умению
и усердию его местных деятелей, поставлено
на твердую почву
и заслуживает
к себе полного доверия. Остается уповать, что Господь и
в будущем
не оставит этого святого дела
во славу Православия в Св. Земле.
Правительственный вестник, С.-Петербург,
27 октября
1888 г.
АВП РИ, ф. РИППО, on. 873/1, д. 293, л.
47–48 об.