Почетный член ИППО, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «Под сенью креста»
23 сентября
в Государственном Эрмитаже
в рамках Года Италии в России и Года России в Италии открылась выставка
из собрания крупного миланского коллекционера Джованни Кова Минотти «Под сенью креста. Западноевропейские кресты
и распятия
VIII —
XIX веков». Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Министерством культурного достояния и деятельности в сфере культуры Итальянской Республики, областью Ломбардия, муниципалитетом г. Милана при содействии Посольства Итальянской Республики в Российской Федерации, Генерального консульства Итальянской Республики
в Санкт-Петербурге, Итальянского института культуры в Москве, Ассоциации
Ротари-Милан Монфорте.
Самый ранний памятник этой коллекции относится
к VIII веку
и происходит
из Византии.
Там еще нет Спасителя, но
39 других экспонатов позволяют проследить трансформацию изображения этого образа
на протяжении
12 веков. Ранние романские кресты представляли Христа
в роли всемогущего правителя, готового бороться
за распространение Веры. Готика сместила акценты.
Бог все более начинает походить
на обычного человека проделавшего скорбный
земной путь.
«Это показывает Христа прежде всего человеком страдающим, – рассказывает Марта Крыжановская, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа. – Основная идея такого Христа, что человек приходит
к бессмертию через страдание».
Одна
из особенностей коллекции
в том, что представленные кресты
не имеют отношения
к признанным центрам декоративно-прикладного искусства Европы, эти памятники средневековья создавались большей частью при старых церквях
в малоизвестных провинциях.
Церемонию открытия выставки возглавили посол Италии
в России Антонио Дзанарди Ланди
и Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Санкт-Петербургского
отделения ИППО.
По оценке посла Италии
в России выставка одинаково важна для
наших стран.
«Мы знаем, что
в России кроме распятия есть много других изображений
и символов религиозного характера, – говорит Антонио Дзанарди Ланди, посол Италии
в России. – Это иконы
с русскими святыми,
и обязательная троица – Спаситель, Богородица
и святой Николай,
но для итальянцев нет ничего важнее Распятия, оно есть
в каждом итальянском доме».
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа считает, что «крест важен для всех культурных традиций мира. Кроме того, крест является изумительной структурой для философских
и культурных размышлений вокруг него».
Миланский коллекционер Джованни Кова Минотти собирал средневековые кресты, когда большинство подобных памятников уже заняли свои места
в фондах крупнейших европейских музеев. Предположение
о сказочном богатстве итальянских провинций возникает одновременно
с досадной догадкой
об истощении рынка антикварных предметов
в России.
Экспозиция
из сорока алтарных и процессионных крестов и распятий включает произведения различных стран, среди которых преобладают регионы Италии.
Самым ранним является византийский серебряный крест VIII века, простой по форме и украшенный только полудрагоценными камнями, без
каких-либо фигурных изображений.
В более поздних памятниках центральное место занимает фигура распятого Христа, а декорировка распятий становится сложнее и разнообразнее: слоновая кость, бронза, дерево. Справа
от изображения Спасителя помещается изображение Мадонны,
слева — апостола
Иоанна,
а на оборотной стороне чаще всего изображается Христос Вседержитель, окруженный апокалиптическими символами евангелистов:
Льва — Марка,
Орла — Иоанна,
Быка — Луки,
Ангела — Матфея.
Иногда к этим изображениям прибавляются
и другие образы. Такая иконография связана с основной идеей христианства: смертью Христа
во имя спасения рода Человеческого. В романский период
(XI–XIII века)
эти фигурные изображения еще достаточно грубы и даже примитивны.
Для романского художника важны
не правдоподобие деталей и точность передачи,
а наиболее яркое воплощение идеи. Среди выразительных серебряных рельефов, украшающих крест XI века, помимо фигур строго канонического типа, есть вставка с изображением «облака», внутри
которого — условно
бесконечное количество открытых глаз, что соответствует изобразительной концепции раннего Средневековья. Интересны по своей технике и иконографии несколько крестов с живописными или эмалевыми вставками.
В эпоху Готики
(ХI–XV века) профессиональное умение мастеров позволяет уже шире передать сложность окружающего мира. Фигуры делаются более правильными анатомически, появляются
какие-то реалистические черты, открытая эмоциональность заменяется продуманным и тонким изображением сюжета. Основной темой готических распятий являются Страдания, через которые прошел Иисус
во имя справедливости и вечной жизни человечества. Редким и необычным является выполненный
из золоченого серебра с двадцатью драгоценными
и полудрагоценными камнями небольшой
крест-реликварий XIII века, внутри которого хранится частица Святого Креста. Среди предметов искусства, представленных
на выставке, обращает
на себя внимание принадлежащий лиможской школе большой крест-реликварий, который богато украшен эмалями, представляющими сюжеты
из Нового Завета; а, также, медный крест с рельефными позолоченными фигурами, украшенный аметистами и лазуритами.
Эпоха Возрождения
(XIV–XVI века) привнесла в искусство широкий интерес к окружающему миру, и произведения ювелиров наполнились яркими и живыми деталями, однако фигура распятого Христа продолжала оставаться основным композиционным центром.
Пышность стиля Барокко
(XVII–XVIII века) также нашла свое отражение в памятниках религиозного культа, что особенно заметно
во все более разнообразных и усложненных формах самого креста и разнообразии используемых для этого материалов. Особую популярность получили изделия
из слоновой кости.
Экспозиция «Под сенью креста. Западноевропейские кресты и распятия
VIII–XIX веков»
дает возможность проследить развитие и увидеть разнообразие этих видов церковных памятников
на протяжении двенадцати столетий.
К выставке подготовлен цветной иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2011), предваряемый несколькими вступительными статьями итальянских и русских авторов, рассказывающих
об истории коллекции, о значении креста
в системе христианских символов,
об общих христианских корнях итальянского и русского искусства.
Кураторы
выставки — Сергей Олегович Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства, доктор искусствоведения; и Марта Яновна Крыжановская, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.