Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
 
Русские в Святой Земле
 
 
Автор: Назаренко Александр Васильевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, председатель научного совета РАН «Роль религии  в истории», член Совета Императорского Православного Палестинского Общества. Публикация  из журнала «Русская история» № 3(17)  2011 г.,  стр. 20-23

К концу Х века, когда Русь была просвещена благодатным светом крещения, паломничества  к святым местам уже давно стали органической частью христианской культуры.




Безусловно, главным  из таких мест была страна, где некогда разворачивались ветхозаветные  и евангельские события, где была явлена миру спасительная Крестная тайна, – страна,  во всех языках именуемая  не иначе как Святой землёй. Поэтому неудивительно, что  со временем в утверждении связи между Русью  и Святой землёй первенство стали приписывать крестителю Руси князю Владимиру. Например, в митрополичьем летописном своде первой половины  XVI века, так называемой «Никоновской летописи», под  1001 годом читаем, что Владимир среди прочих стран посылал своих послов и  в Иерусалим «съглядати земель их».

Ловить позднего летописца  на слове  не стоит,  но всё же кроется  за этим много большее, чем просто благочестивый вымысел.  В представлениипотомков Владимир святой никак  не мог разминуться  со Святой землёй.  Две святости – новая  и исконная – обязаны были встретиться, воссоединиться по закону симпатического притяжения, дабы  родилось то, что  со временем получит название Святой Руси. Святая Земля и Святая Русь сольются  в сознании русских людей  до неразличимости  в единое пространство Православия, так что  в русских духовных стихах именно по Святой Руси станет разъезжать святой Егорий и по ней бу-

С.20

дет скитаться Богоматерь  во время Страстей Господних.  В таком высшем духовном, историософском смысле посольство Владимира есть отражение самого что ни  на есть  исторического факта.

О двух русских паломничествах  в Иерусалим в  XI столетии известно  из вполне достоверных источников, например, «Жития преподобного Феодосия Печерского», созданного  в Киево-Печерском монастыре  в конце  XI или начале  XII столетия. Согласно «Житию…», в 1060-е годы «иде в святый град Иерусалим» настоятель киевского монастыря Святого Димитрия  и бывший игумен Печерского монастыря, предшественник Феодосия  на этом посту, Варлаам.  А четвертью века ранее  в Святую Землю жаждал попасть сам юноша Феодосий, «слыша  о святых местех, идеже Господь наш Иисус Христос плотию походи».  От кого  он мог слышать эти рассказы? Вероятно,  от паломников, которые  не миновали  и егородного Курска.  К одной  из таких групп будущий подвижник собрался было даже присоединиться,  но помешала строгая мать. Следующее по времени свидетельство  о русских людях  в Святой Земле относится уже  к самому началу  XII столетия – это знаменитое «Хожение» игумена Даниила, состоявшееся, вероятно, в 1106–1108 годах. Даниил, игумен одного  из монастырей  в Черниговской земле, исходил  не толькоИерусалим  и его окрестности – Гефсиманию  с пещерой гроба Богоматери, Вифанию, Вифлеем,  но побывал также  на Иордане,  в монастыряхИудейской пустыни  и даже  на севере,  в Галилее, –  в Назарете, Кане,  на Фаворской горе  и Тивериадском озере.

Игумен Даниил, как  и его современники  и предшественники, пользовался словом «странник».  В древнерусском языке слово «страна» значило «чужая страна», а  «в страну ити» значило «отправляться  в чужие края»,  и потому под «странниками» подразумевались именно странствующие по чужим землям, прежде всего паломники.

С.21



Двенадцатый век – эпоха расцвета древнерусского паломнического движения  в Святую Землю. Первостепенной его предпосылкой явилось наличие там  в то время крестоносного государства.  В это же время  в древнерусском языке появился сам термин «паломник», восходивший к латинскому palmarius. Латинское слово,  в свою очередь, происходит  от palma – следствие существующего  до сих пор обычая захватывать с собой пальмовую ветвь  в знак совершённого паломничества.  Это заимствование  не книжное,  а изустное,  из всех славянских языков оно свойственно только древнерусскому.

Паломничество стало настолько значительным фактором церковной  и общественной жизни Руси  XII века, что церковь  в лице некоторых иерархов уже  в середине столетия вынуждена была предпринимать меры для его разумного ограничения.  К новгородскому епископу Нифонту (1131–1156) обратились иеромонахи Илия  и Кирик  с вопросами,  правильно ли они делают, что «боронят» своим духовным чадам, которые «ходили бяху роте (давали обет. – А. Н.), хотяче  в Ерусалим». Епископ вполне разделил озабоченность обоих  и повелел заменять эту «роту» обычной епитимией; главную причину подобной меры Нифонт сформулировал так: «Та бо рота губит землю сию». Паломничества могли пагубно сказываться  на жизни Новгородчины только при одном условии – если они надолго вырывали  из хозяйственной жизни большое количество людей. Понятно, что человеку состоятельному нельзя запретить отправиться  в паломничество  на собственные средства. Другое дело – простой люд, многие  из них присоединялись  к паломническим караванам, по словам епископа, «абы порозну (праздно. – А. Н.) ходяче ясти и пити». «А еще  и прилыгати начнет…» – задумчиво прибавляют авторы, анонимные члены Константинопольского Патриаршего Синода, в ответе Сарайскому епископу Феогносту (1276).

В 1160-е годы  в Иерусалиме или его ближайших окрестностях начали появляться русские монастыри. Тогда состоялось одно  из наиболееизвестных русских паломничеств – путешествие  в Иерусалим полоцкой  княжны-инокини преподобной Евфросинии,  о котором подробно рассказывается в её «Житии…» – памятнике весьма древнем, написанном вскоре после кончины святой.  Так вот, оказывается, что  во времяпребывания  в Иерусалиме княжна обитала  «у святыя Богородици  в русском монастыри». Аналогичное указание находим и в «Житии святого Саввы Сербского» середины  XIII века. Автор «Жития…», ученик святого Саввы – Доментиан, уверяет, что  во время своего первого паломничества  в Святую Землю в  1229 году Сербский архиепископ жил  в лавре Святого Саввы Освящённого под Иерусалимом,  «у святогоМихаила  в русском монастыре, вблизи великой церкви (то есть лаврского собора. – А. Н.)». Примерно современны «Житию преподобной Евфросинии» данные одного латинского источника – «Паломничества  в Святую Землю» Вюрцбургского пресвитера Иоанна, побывавшего в Иерусалиме около  1165 года.  Со всей определённостью Иоанн Вюрцбургский включает Русь  в перечень народов, которые «содержали» в Иерусалиме свои «часовни  и церкви».

Русский Михайловский монастырь был загородным, находясь  на территории лавры Святого Саввы  в Иудейской пустыне, между Иерусалимом и Мёртвым морем. Там,  в лавре Святого Саввы, хотела быть погребённой  и Евфросиния Полоцкая, но  не получила  на то благословения и упокоилась  в лавре Святого Феодосия Киновиарха. Долго жившее здесь предание указывало  на погребение Евфросинии  в лаврской церкви Пресвятой Богородицы.  Это делает естественным предположение, что небольшой, как  и Михайловский, русский Богородичный монастырь был также пригородным, существуя при лавре Святого Феодосия.

Даниилово «Хожение» даёт повод отметить одну характерную черту древнерусских текстов, отразивших паломничества  XII века – совершенное отсутствие  в них неприязни к «латинству». Позволительно  было бы  не придавать особого значения тому, что «сорок калик» в процитированном выше летописном сообщении, покидая Ие-

С.22

русалим, берут благословение  у латинского Патриарха.  Но вот  с какими словами в «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой» обращается к латинскому Патриарху русская сановная паломница: «Владыко святый, сотвори милость  на мне, повели, да отворят ми ся врата Христова», то есть те городские ворота, через которые, по преданию, некогда въехал  в Иерусалим Христос  и которые потому стояли запечатанными. Патриарх исполнил просьбу,  и Евфросиния вошла  в город «по стопам» Спасителя. Даниил говорит  о короле Балдуине  с неизменным почтением, а самое большее, что  он позволяет себе  в отношении «латиньстих попов» – лёгкая бытовая ирония над тем, как они  во время литургии в Святогробской церкви  «в велицем олтари начаша верещати свойскы», да вполне понятное удовлетворение  от того, что  от Святого Огня его «кандило» зажглось, а от «фряжских кандил»  «ни едино же възгореся».

После поражения при Хаттине  от египетского  и сирийского султана Салах  ад-Дина (Саладина) в  1187 году крестоносцы вынуждены были оставить Иерусалим  и снова вернулись туда только в 1229-м, усилиями германского императора Фридриха  II (1212–1250), чтобы через пятнадцать лет, в 1244-м, окончательно покинуть Святой град. Такие перемены пагубно сказались  на паломничестве.  С 1240-х годов паломничество  из Руси надолго погрузилось  в экономический  и политический упадок вследствие монгольского нашествия.  На пространствевсего  XIII века  сколько-нибудь внятные сведения  о паломничествах  в Святую Землю исчезают  со страниц русских источников, возобновляясь только  с середины следующего,  XIV столетия.

В этой связи обращает  на себя внимание довольно многочисленная группа артефактов русской работы – иконки  с изображением Гроба Господня, как правило, резные по камню, реже – по кости или литые  из металла. Композиция  их стереотипна: под сенью стилизованной Кувуклии, Святого Гроба, представлена сцена явления  ко Гробу жён-мироносиц; справа  от Гроба – ангел; иногда более или менее отчётливо виден апостол – Пётр или Иоанн, заглядывающий  в Гроб.  В науке эти достаточно дешёвые изделия обычно так или иначе соотносят с потребностями паломников. Однако  не противоречит ли такому толкованию  их датировка XIII–XIV веками, которую дают искусствоведы? Не правильнее ли  было бы предположить, что возникновение  и широкое распространение этих специфических реликвий именно  в периодрезкого ослабления паломничества  ко Гробу Господню стали результатом такого ослабления?  Ведь обычной паломнической реликвией предыдущего периода был  крест-мощевик (энколпион),  в который вкладывались частички святынь.  А замена материального свидетельства о паломничестве  на изображение святыни могла быть выражением паломнического «голода»,  не находившего себе утоления  в реальномприкосновении  к благодатным останкам.

С.23

Назаренко Александр Васильевич,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН,
председатель научного совета РАН «Роль религии  в истории»,
член Совета Императорского Православного Палестинского Общества.
Публикация  из журнала «Русская история» № 3(17)  2011 г.
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com