Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Осень 2005 № 2 / ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ / Иудейская пустыня. У Преподобного Харитона Исповедника в Фаранской Лавре.
Иудейская пустыня.
 
У Преподобного Харитона Исповедника.
 
(Глава из книги П.Платонова. "Дети Израиля на Святой Земле")
 
     После похода в Малую Галилею, что находится на горе Елеон, мы решили не прерывать добрую традицию паломничества к Святым местам и поехать  в монастырь Преподобного Харитона Исповедника в Иудейской пустыне. Пять лет назад, восстановили  там заброшенную Обитель, и сейчас она находится в ведении РПЦЗ (Русской Православной Церкви за рубежом). Вот в одно из воскресений, в день празднования  памяти преподобного Харитона Исповедника, мы решили выехать туда сразу же после Литургии в Горненском русском женском монастыре в Иерусалиме.
 
                        Святая Земля – благодати полна,
                        Здесь всё и вся славит Христа.
                        Ты радостью нам наполняешь сердца,
                        Пасхальною песней любви и добра.
 
     Собрались все вместе и поехали по направлению к Иорданской долине в сторону Мёртвого моря. Монастырь находится совсем недалеко от северных окраин Иерусалима, рядом с недавно отстроенным израильским поселением Мэайян Фаран (источник Фара по-арабски - источник мыши). Старую дорогу снесли, по-видимому, из соображений безопасности жителей поселения.
     Подъехали к блокпосту – въезду в поселение, где нам устроили проверку охранники, вооруженные автоматами израильского производства «Узи». Довольно вежливо спросили нас: куда мы, кто мы и откуда; и приставили к нам даже вооруженного охранника - мужчину в возрасте, оказавшегося не то сирийским евреем, не то друзом (1). Он  прекрасно говорил с нашим водителем на арабском.
     Оказалось, что большая часть ущелья с источником Фара, граничащая с этим поселением, была объявлена израильским национальным заповедником, охраняемым государством. Сюда же, в этот заповедник, вошла и территория монастыря. Недалеко от монастыря поселилась одна израильтянка-поселенка, выкупив одиноко стоящий дом на спуске в ущелье. Теперь он превращен в укреплённую крепость, с мешками песка на крыше и огневыми точками пулемётных гнёзд, обнесённую вокруг колючей проволокой.  В этом доме она, впоследствии выйдя замуж, и живет со своей семьей. Заодно, перед серпантином живописного съезда к монастырю, поставили ещё один дополнительный блокпост и кассу, где с посетителей теперь взимается плата за посещение заповедника-17 шекелей с человека. Надо же людям, здесь поселившимся, на что-то жить. Одними голыми скалами, пусть даже живописными, сыт не будешь. Вот и  привнесли сюда немножко цивилизации. А за цивилизацию полагается уже платить. Т.е. в ущелье, купаться в реке без оплаты строго воспрещается. Мы объяснили проверяющим, что заповедник нам не нужен, что мы едем только в монастырь. Охранник бросил недовольно на иврите нашему водителю что-то, типа: «даю тебе не больше пяти минут отвезти твоих пассажиров вниз, но если ты не вернешься вовремя, то попадешь в неприятные истории». Тон, конечно совсем негостеприимный, но что поделаешь, спорить с такими парнями  совершенно бесполезно. Мы договорились с водителем, что  заберёт он нас через несколько часов на этом же блокпосте.
     Стали съезжать вниз. За небольшой узкой дорогой нависала совершенно отвесная пропасть. При одном взгляде, захватывало дух. Наконец, оказались на дне ущелья. Пейзаж открылся перед нами прекрасный и необыкновенный. Горная река протекала внизу, образуя местами тихие заводи. Вода - чистейшая, как слеза. Впоследствии выяснилось, что здесь водится форель. А она, как правило, любит только чистую горную воду. Вокруг раскинулись живописные и величественные скалы бежево-коричневых оттенков. В некоторых местах этих каменистых гор, называемых Фаранской пустыней, виднелись многочисленные пещеры, где подвязывалось множество монахов-аскетов, несших подвиг отшельничества. Например, преподобный Кириак отшельник Палестинский (556). Память 29/12сентября. Хотя, по словам старшего брата обители преп. Харитона Исповедника – инока Онуфрия, преп. Кириак, скорее всего, подвязался в другом месте.
     Непосредственно перед самим монастырем, раскинулась довольно-таки большая зеленая роща. Среди тени её деревьев виднелись развалины древней византийской обители. Именно у этих древних камней, один из наших паломников рассказал нам о подвиге преподобного Харитона Исповедника.
     Преподобный Харитон Исповедник жил в начале 4-го века и как христианин пострадал в городе Иконии при императорах Галерии (305-311), Максимиане (305-313) или Ликинии (311-324). В исповедническом подвиге его укреплял пример святой первомученицы Феклы, уроженки его родного города (память 24 сентября),  которую он глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал Веру в Единого Истинного Бога - Христа-Спасителя. За Веру свою преп.Харитон претерпел жестокие мучения, был заключен в тюрьму, но по Промыслу Божию остался жив, и когда гонения на христиан утихли, он, по смерти императора, был отпущен на свободу. Украшенный ранами за Христа и весь уже уготованный, чтобы принести и жизнь свою в жертву Спасителю, Харитон, получив свободу, отрекся от мира и от всего, что в мире. Взяв крест свой, пошел он путем трудным. Умер для мира, стал жить только для Бога, а чтобы возблагодарить Господа, решил всю жизнь свою посвятить служению  и пошел в Иерусалим поклониться святыням Святого Града. В то время в горах  Иудейской пустыни были странствующие монахи-гермиты или анахореты (отшельники в переводе с греческого). Упоминания о них относятся еще ко II веку. Первый церковный историк Евсефий Кесарийский в 6-й главе своей книги «Церковная история», упоминает Наркиса - епископа Иерусалимского, живущего в конце II века,  ушедшего из Иерусалима в Иудейскую пустыню, по причине напастей на него со стороны клира и его сослуживцев. Анонимный составитель жития Харитона, также упоминает странствующих отшельников, которые селились в районе Мертвого моря в пещере Кальмон. А впоследствии здесь стали создаваться многочисленные обители и Лавры.
     До нашего времени дошли такие островки тех времен, как монастыри преподобных:  Харитона Исповедника, Георгия Хозевита, Герасима Иорданского, Феодосия Великого, которые сейчас благоустроились, населены двумя, тремя монахами, чтобы как-то принимать немногочисленных паломников и туристов, посещающих эти места. Единственный монастырь, который сейчас действительно живёт монашеской жизнью в Иудейской пустыне - это лавра Преподобного Саввы Освященного. Монастырь имеет очень строгий устав. Туда, также, как и на Афон, женщины не допускаются. Именно Святой Савва послужил в создании Устава Иерусалимских Богослужебных традиций, с указаниями о порядках монашеской жизни, известного под общим названием  Типикон. Интересно, что начало Типикона было составлено преподобных Харитоном Исповедником, св.Савва же довел этот труд до конца. Впоследствии, Устав значительно повлиял на всю христианскую монашескую жизнь Востока и Запада, и был принят Поместными Православными Церквями в качестве руководства к церковному Богослужению.
     Во время жизни преподобного Харитона Исповедника, по этому ущелью проходила дорога из Иерихона в Иерусалим. Дорога извилистая и долгая. По словам местных современных монахов, если совершить пешее паломничество по этому пути, то, скажем, от Иерихона до Вади-Кельт (ущелье Кельт в переводе с арабского) – монастыря преп. Георгия Хозевита, не менее 30-40 минут и дальше до монастыря преп.Харитона Исповедника идти придется не менее пяти часов, если еще продолжить путь, то можно дойти до Иерусалима. Почему именно здесь? Потому что вода была от Айн-Фара (источник Фара, по-арабски источник мыши) - горного потока чистейшей родниковой воды, проходящего здесь. А в пустыне без воды нельзя было выжить, иначе, если не пить, то можно получить обезвоживание организма вплоть до смертельного исхода.
     После окончания земной жизни преподобного Харитона, в этих местах странствовали тысячами монахи-воски, как их называли. Воски в переводе с греческого - пастухи. Это были нищенствующие и странствующие монахи, не имеющие ни постоянной обители, ни постоянного места жительства. Они странствовали здесь среди Иудейских гор, питаясь теми скудными дарами природы, которые находили в пустыне. Ночевали там, где их заставала ночь. Среди них были как подвижники, которые молились за весь мир в тихой, скрытой для всех глаз, покаянной молитве Богу, так и те, которые находились в различных ересях (арианство, оригенство или манихейство, монофизиты и т.д.). И до, и во времена Харитона, были монахи-отшельники в районе Иерихонской долины и Мертвого моря.
     До нас дошли воспоминания некой паломницы Игерии, посетившей в 80-х годах IV столетия Иорданскую долину и не упоминающей ни одного монаха в этом районе, но зато она вспоминает монахов, которые сопровождали её из Иерусалима в Иордан и также монахов, поселившихся на горе Небо в Иордании. (2) Следующее упоминание в житиях Порфирия епископа Азы. Это сочинение было написано в 420 году. Он родился в Греции в 347 году. Первые упоминания о монахах-восках встречаются в житие преп.Саввы Освященного, а также в некоторых Сирийских источниках. «После этого (после своего отшельничества) Савва начал принимать всех приходящих к нему. Многие отшельники и воски (воски - особого рода отшельники, которые, покинув обитель, удалялись в пустыню и вели там кочевую жизнь, питаясь лишь травами и кореньями), прослышав об этом, приходили к нему и оставались. В их числе были: святой Иоанн Молчальник-епископ Колонийский. Память 3 ноября. Скончался в 558 году, ставший позже настоятелем Новой Лавры, блаженный Иаков, основавший на Иордане так называемую Лавру «с башнями», блаженный Фирмин, устроитель Лавры в Махмасе, славный монашескими подвигами Севериан, основатель обители Перикарпавариха, Юлиан, по прозванию Кирт (Сгорбленный), устроитель Лавры Несклерава на Иордане, а также многие другие, чьи имена написаны в книге жизни. Каждому Савва отводил подобающее место, где были небольшая пещера и келия»... (3)
     Здесь проходили и караваны купцов, и паломники, спешащие посетить те или иные монастыри, и многие монашествующие паломники, ищущие уединенную пещерку для совершения своих молитвенных подвигов.
     И вот однажды, монах Харитон шёл этой дорогой в паломничество в Иерусалим, чтобы помолиться благодарственной молитвой Господу за освобождение из тюрьмы. Дорога эта, где порой кроме бедных монахов, проходили и богатые купцы с караванами, навьюченными тяжестью дорогих товаров, привлекала  также и различных разбойников, которые часто грабили караваны и проходящих мимо путников без охраны. А сами потом укрывались с награбленным в окрестных труднодоступных пещерах отвесных скал. Монах Харитон как раз шел по дороге в Иерусалим, когда на него напали разбойники, которые вскоре разочаровались. Потому что ничего ценного у странствующего монаха не оказалось и разбойники были из-за этого очень разозлены. Они связали Харитона, увели в пещеру и бросили его там с намерением впоследствии убить. А сами продолжили заниматься своим разбойничьим промыслом. В ожидании смерти, святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и отпила из кувшина с вином, но перепила, по-видимому, потому что срыгнула всё назад в кувшин с вином, причём вместе с ядом. Вернувшиеся в пещеру разбойники, развязали пленника, чтобы решать, что с ним делать. Обычно в таких случаях, если пленник был здоров и физически крепок, то его продавали в рабство, если же он был слабый, то просто убивали. В это время им на глаза попадается тот самый сосуд с вином, которое употребила змея, и они решили выпить вина и быстро опустошили сосуд. Вскоре яд начал действовать и все разбойники упали замертво. Таким образом, монах Харитон оказался совершенно свободным, в пещере, заваленной золотом и другими богатствами.
     Благочестивый монах рассмотрел произошедшее как Промысел Божий. Награбленное разбойниками золото, он раздал нищим в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь и основал в этом самом месте Обитель, названную позже его именем. Итак, пещера чудесного спасения была обращена в Церковь. Преп.Харитон впоследствии расширил её и соединил со следующими пещерами. Кстати, это была и первая Лавра на Святой Земле, с очень строгим уставом, с молитвой, начинающейся в полночь и оканчивающейся к полудню. Трапеза совершалась один раз в день, а вареная пища предлагалась только по праздникам. Позже, стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой Лаврой» о чём нам напоминают многочисленные развалины, некогда былого величия.  В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. Последние дни преподобный провёл в Фаранской Лавре, первой, им основанной, и здесь же завещал его похоронить. Впоследствии, вместе с всеобщим оскудением монастырей гор Иудейской пустыни, Фаранская Лавра также пришла в запустение, и к XIX веку здесь были лишь развалины некогда монастырских построек и пустыня вокруг. 
     Неутомимый труженик Палестинский, бывший долгие годы начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин Капустин, неоднократно добивался покупки этого участка, среди других своих приобретений на Святой Земле. Он даже смог в пещере, обустроенной под Церковь совершить Литургию в 1871 году. Но покупку участка ему так не удалось осуществить, а в 1903 году, то, что осталось от Фаранской Лавры, было приобретено в собственность иеросхимонахом Пантелеимоном – настоятелем Афонской Русской Обители Воздвижения Креста Господня. Именно иноки с Афона восстановили и заново отстроили Лавру. Впоследствии обитель подверглась пожару и из Афонской братии остался лишь один инок о.Герасим, который снова восстановил обитель и своими руками всё носил, таскал, а когда он представился, то  место это отошло к Русской Духовной Миссии Зарубежной Церкви, которая представила сюда наблюдающего иеромонаха, бывающего здесь  по нескольку дней в месяц. Начальник Миссии посещает обитель на день памяти преподобного Харитона Исповедника 28 сентября. Лет пять назад, здесь поселились, правда, совсем немногочисленные, но постоянные насельники. Это история...
     А мы, пройдя вдоль живописного источника,поднимаемся вверх к монастырю. Показалась большая пещера причудливой формы. Справа виднелись двери монастыря с табличкой  на четырёх языках: русском, английском, иврите и арабском.
 
Монастырь Преподобного Харитона Исповедника
Русская Духовная Миссия
РПЦЗ
 
     У входа нас гостеприимно встретили немногочисленные насельники Обители. Их было четверо: два монаха и два трудника. Мы стали подниматься в монастырь, что занимает территорию практически на отвесной скале. Справа, правда, есть небольшое пространство, где ближе к обрыву - подземная гробница – место погребения преп.Харитона. Дальше вперед размещаются некоторые хозяйственные постройки и т.д. Пещерная Церковь находится прямо в скале, и чтобы подняться туда, нужно использовать специально укрепленные в скале металлические лестницы. В это время  в монастыре было духовенство  из Миссии РПЦЗ. Мы подошли к начальнику Миссии под благословение, а уже потом вернулись к подземной гробнице-месту погребения преп. Харитона. Её накануне заботливо украсили сестры из Елеонской Обители, приехавшие сюда помолиться на престольный праздник. Здесь мы пропели тропарь и величание преподобному Харитону.  Совсем забыл сказать, что при самом входе нас встретила красивая собачка по имени Лайка. Она оказалась доброго и игривого нрава и после того, как приветливо встретила нас, стала играть и резвиться с нашими детьми. Дети безбоязненно бросали ей камешки, а она  быстро и охотно приносила их назад и просила продолжения игры. Далее нам любезно разрешили бить в колокола в небольшой колокольне, устроенной в русском стиле над древней мозаикой, чтобы мозаику просто не затоптали посетители. Наши дети пробовали бить в колокола и это их, без сомнения, приводило в восторг. Затем, дети вместе с взрослыми увлеклись захватывающим подъемом по металлическим лестницам в пещерный Храм. Все поддерживали друг друга. Это было целое приключение. Возле входа в Храм есть небольшая обзорная площадка с прекрасным видом на окрестные горы. Храм совсем небольшой, насколько позволяли размеры пещеры. Крошечный, сделанный из дерева красивый алтарь и множество икон. Один из трудников рассказал, что недавно неведомые благодетели пожертвовали Храму 15 прекрасных икон, а кто именно, никто не знает. Здесь нас встречал уже другой брат. Мы ожидали от него рассказа о Храме, немножко истории. Но он почему-то переключился на нашего ивритоговорящего провожатого и стал ему любезно на иврите рассказывать историю монастыря, пещерного Храма и т.д. Мы, впрочем, на него не обиделись и стали петь величание преп. Харитону на церковно-славянском, а затем на греческом и даже на арабском. Потом прикладывались к иконам, к частичкам мощей святых, ставили свечи. И новое испытание - спуск вниз.Тот, кто был лестницей ниже, поддерживал спускающихся за ним. И вот так, постепенно, поддерживая друг друга все спустились.
      Мы подошли к столу, где братия приготовила праздничную трапезу и даже бутылку белого вина, очень хорошего на вкус. Мы были приятно обрадованы такому, оказанному нам, теплому приёму. За столом пошёл разговор на духовные темы. Произносились тосты с «высокими речами». Этим важными событиям не могли помешать даже, во множестве летающие вокруг, осы, привлеченные сюда едой. Речи наши им, скорее всего, были мало интересны. Несколько позже к нам присоединилась братия монастыря – попить чайку, а кто хотел - кофе. Чай был просто изумительный – зеленый с лимоном. Я такого вкусного зеленого чая в жизни не пробовал, хотя долго жил в средней Азии, где понимают, что такое зеленый чай. За чаепитием ребята рассказали нам немножко о своих буднях, послушаниях. В обычные дни, как правило, людей гораздо меньше бывает. Сегодня  после престола многолюдно.  И кто бы не пришёл, всех угощают чаем, кофе, едой, если надо, независимо от вероисповедания. В праздник позволено посещение также туристам израильтянам. И они большими группами с детьми, осматривали живописную территорию монастыря. На прощание, один из трудников монастыря показал нам уникальное приспособление – холодильник, работающий без электричества от газового баллона. Ведь электричества в монастыре совсем нет. Вот и приходится приспосабливаться. Паломников хочется чем-то угостить. А  вокруг жара  такая стоит. По такому же принципу монахи устроили холодильник  и в Лавре преподобного Саввы Освященного.
     Но   пришло время расставаться с радушными хозяевами. Настроение было замечательное и мы пошли с Богом. Один из послушников на прощание начал нам задавать провокационные вопросы: «А как Вы относитесь к поддерживаемому в Московской Патриархии движению экуменизма, Вы понимаете, что это не канонично». Мы недоуменно развели руками, сказав, что в Церкви МП движения экуменизма мы не замечаем. Но парнишка этот, по-видимому, успокаиваться не собирался и с отца диакона теперь перешёл на меня. Наверное, увидел во мне чуть ли не официального представителя Московской Патриархии. Я прекрасно понял, куда он клонит. Всё как «в старой сказке про белого бычка» о том, что Церковь МП «сергианская» как они её называют, обвиняя нас в выдуманной ими же «фантастической ереси, исходя из декларации митрополита Сергия Страгородского 1927 года о лояльности к советской власти». А дальше уже пошли скоропалительные выводы разгоряченного молодого разума в Иудейской пустыне «а Вас не смущает, то, а Вас не смущает сё». И о том, что оказывается «мы, т.е. христиане, что принадлежим к Московской Патриархии, повинны во всех смертных грехах и все пропадём, если будем в Русской Православной Церкви Московской Патриархии». При этом, конечно, подразумевается какая-то кристальная каноническая чистота Русской православной Церкви за Рубежом, причём совершенно огульно, политизировано, ни в чём неаргументированно. И  вот так просто, захотелось молодому послушнику, «чувствуя свою бесспорную и безусловную правоту»,  обвинить целую Поместную Церковь, да еще и в смертных грехах церковного раскола и безблагодатной схизмы. Когда я его стал расспрашивать: «на какие, простите меня, брат, источники информации хотя бы опираетесь»? Внятного ответа так и не получил. Какие-то туманные ссылки на некую неведомую книжку диакона Андрея Кураева, которой наверняка и в природе то нет. Отца Андрея, на самом деле, мы очень любим и уважаем.
      Я ему на это спокойно сказал, что монашествующие на сегодняшний день, к сожалению, оторваны от реальной жизни и от трезвого понимания житейского бытия. О чём можно рассуждать, интересно, сидя за стенами монастыря, например, здесь в Иудейской пустыне, когда не говорю уже о старцах, духовников нормальных и трезвомыслящих практически не осталось. Это раньше, до революции у нас в России был период 150-ти лет непрерывного старчества в Оптиной Пустыни, да, можно было к кому-то обратиться. Причем свободно можно было любому придти к старцу - и монаху и мирянину. Что-то непонятно в духовной жизни, сложных канонических вопросах -пошёл к старцу потолковать. Там примут, всё объяснят, правильно духовно направят, помолятся за тебя. Сейчас такого нет. Богоборческий XX век оставил свой разрушительный след в Церковной жизни и особенно это коснулось монастырей. И многие благочестивые традиции прервались и исчезли совсем из духовной жизни. Сейчас, у большинства монашествующих, да и не только у монашествующих, но у многих мирян, лучший духовник – это книга. Потому, что часто просто не к кому обратиться. Книг о духовной жизни появилось много и разных: канонических, неканонических, политизированных, деполитизированных, хороших и откровенно плохих. Чтобы во всём этом море разобраться, где тут правда историческая, а где тут ложь, нужно применить немало труда и усилий. Нужно обращаться к опытным и бывалым в духовной жизни священникам. Но этого, к сожалению, нет. И что у нас остается – «сам себе духовник, сам себе режиссер, исследователь истории». Зачем к кому-то обращаться, какие там опытные бывалые священники. Я сам уже бывалый монах лет шесть или семь в монастыре или скажем десять-пятнадцать, это уже чуть ли не "старец" по их понятиям. Т.е. пошла «геронтомания» - младостарчество (по-гречески геронта-старец). Книжек почитали, как преподобные спасались в IV-м веке в пустыне. Но у них и Вера совсем другая была. Им было не до устройства холодильников газовыми баллонами, и пользования всеми удобствами сотовой мобильной связи, автомобилями, тракторами, любой техники и всеми другими достижениями современной цивилизации. У них были, Слава Богу, Аввы с большой буквы. Можно долго перечислять преподобных Иудейской Пустыни: Савва Освященный, Герасим Иорданский, Феоктист Палестинский, Феодосий Палестинский, Харитон Исповедник, Ефимий Великий и Зосима Палестинский и т.д. Пошел к авве, потолковал, если что непонятно, попросил святых молитв. Преподобные аввы учили своих духовных чад покаянию, смирению, но ни в коем случае не осуждали целые Поместные Церкви, а тогда ересей хватало, одних манихеев и монофизитов  было полно. Cлучалось, что и аввы заблуждались, потом возвращались в лоно Матери Церкви, как было, например, с преподобным Герасимом Иорданским. А что остается у наших современных послушников? Молитва? Да, но ведь и молитвы-то нет. Идёт пересказ чьих-то политизированных идеологизированных рассказов или иной раз просто каких-то «бабьих басен» на уровне сплетен. Вот, что зачастую остается некоторым нашим, духовно бедным и самих себя обкрадывающих, монашествующим. А мира в душе никакого нет. И такие послушники даже не понимают, а что же с ними происходит? А не предают ли они  таковыми своими действиями Мать Россию и Святую Православную Церковь? А живут ли они  обетами, данными Богу при постриге? А находятся ли они в послушании и относятся  ли благоговейно к своим настоятелям? Вот это всё сложные вопросы нашей реальной современной духовной жизни.
     Вернусь немного в историю и, в ответ на обвинения, предъявленные нам Зарубежной Церковью. К вопросу о том, что декларацию митрополита Сергия о лояльности нельзя было принимать, приведу один очень интересный исторический документ. Он мне попался недавно и связан непосредственно с историей Русской Православной Церкви за Рубежом, в частности её приходов в Германии в период 2-й мировой войны. Это письмо от 12 июня 1938-го года Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского) Адольфу Гитлеру. Декларация митрополита Сергия, по сравнению с этим письмом, вообще представляется каким-то безобидным посланием. Приведу текст этого преданного и наполненного заверениями о любви, письма:
     «Моления о Вас будут возносится не только в сем новопостроенном храме... (имеется ввиду выделение в 1936 году денег нацистским правительством на строительство кафедрального православного собора Воскресения Христова в Берлине, строительство которого было закончено к 12 июня 1938 года. Также были осуществлены реставрации и ремонт 19-ти православных храмов  по всей Германии-прим.авт.)  и в пределах Германии, но и во всех православных церквах. (далее на основании такой позиции, была принята формула поминовения за богослужением в немецких приходах РПЦЗ «Боголюбивого вождя народа Германского». -прим.авт) ...Ибо не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью пред Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит молитвы Богу о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам Свою всесильную помощь. Ваш подвиг за германский народ и величие германской империи сделал Вас примером, достойным подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за свои национальные сокровища и вечные ценности». (4)
    Все эти исторические факты только говорят, что церкви  приходилось идти на компромисы с властью, которая часто была тоталитарной и богоборческой, как то нацизм и коммунизм.
      А то, что территория его монастыря находится на территории еврейского государства Израиль, где религия иудаизм не отделена от государства, объявившего территорию монастыря своим национальным природным заповедником? И ещё много можно продолжать задавать «смутительных вопросов».
     В любом случае, мы тепло попрощались с этим послушником и пошли каждый своей дорогой. Впоследствии выяснилось, что послушник этот оставил насовсем Обитель и уехал из Святой Земли.
     А скалы вокруг все те же. И также радуют приходящих сюда путников своей вечной и, никем тысячелетиями нетронутой, красотой. Мы же продолжали свой путь наверх по серпантину дороги. Преподобный Отче Харитоне, моли Бога о нас!!!
 
Примечания
 
(1) Немногочисленный народ в Израиле, живущие в основном на севере страны, но исповедующие свое религиозное направление, отличное от ислама, хотя национальный язык у них арабский - прим.авт.
(2) Воспоминания паломницы Игерии
(3) Палестинский патерик. Житие преп.Саввы Освященного. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Стр.187
(4) Назаров М. "Меньшее зло? Русская Зарубежная Церковь в годы «второй гражданской войны»". Цитируется по книге «Кровью убеленные». 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com