Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество Информация об ИППО История ИППО Судьба Русской Палестины Документы ИППО Новости отделения ИППО в Иерусалиме Лекции ИППО ИППО и паломничество Визит официальной делегации Императорского Православного Палестинского Общества во главе с председателем С.В.Степашиным на Святую Землю. 14-17 декабря 2008 г. Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества возвращено России и нуждается в безотлагательной реставрации К 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества Официальное заявление Международной общественной организации Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) Заявление Управления делами Императорского Православного Палестинского Общества о несанкционированном использовании материалов ИППО коммерческими сайтами «Символ веры», «Православный Иерусалим» и сетью аффилированных блогов от 23 сентября 2011 годаРДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Императорское Православное Палестинское Общество / Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества возвращено России и нуждается в безотлагательной реставрации / 28 февраля 2010. Международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре»: для плодотворного научного общения на Святой Земле собрались члены ИППО из разных городов
Международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре»: для плодотворного научного общения на Святой Земле собрались члены ИППО из разных городов

28 февраля 2010 года в Тель-Авиве и Иерусалиме состоялся международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре». В круглом столе принимали участие приехавшие из Москвы преподаватели и аспиранты Государственной академии славянской культуры, среди которых есть члены Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), член Санкт-Петербургского отделения ИППО и профессор Санкт-Петербургского государственного университета М. В. Рождественская, преподаватель Еврейского университета Е. Л. Румановская, а также председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов и секретарь отделения Т. Е. Тыжненко.








Инициатором мероприятия выступила Государственная академия славянской культуры (ГАСК), делегация которой приехала в паломничество по Святой Земле. Мероприятие прошло в рамках XIII этапа Международной миротворческой миссии «Юность славянского мира», проходившего в Израиле в период с 22 февраля по 1 марта 2010 года, при поддержке Российского культурного центра в Тель-Авиве и Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), которые организовали его проведение на Святой Земле.

Делегация ГАСК в течение недели совершала паломничество по святым местам, посетив святыни Иерусалима, Вифлеема, Галилеи, приняла участие в ночном богослужении у Гроба Господня в  Иерусалиме. Духовным наставником делегации был архимандрит Иероним (Карпов) – духовник Академии, настоятель храма Успения на Городке в Звенигороде Московской области.

Завершилось паломничество научным мероприятием — проведением международного круглого стола «Святая Земля в русской культуре», которое проходило в течение всего дня и состояло из двух частей.

Первая часть мероприятия проходила в Российском культурном центре в Тель-Авиве, где собрались представитель Патриарха Иерусалимского архимандрит Евсевий, представители Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, монахини Русской Православной Церкви заграницей из Гефсиманского монастыря, председатель Правления ассоциации «Дружбы и сотрудничества граждан Израиля и России» Павел Аронсон, представители израильской общественности, журналисты.

Ведущими круглого стола были профессор Александр Александрович Крюков – директор Российского культурного центра в Тель-Авиве; профессор Алла Кирилловна Конёнкова – ректор ГАСК, кандидат культурологии, профессор, зав. кафедрой искусствоведения, член Императорского Православного Палестинского общества; профессор Михаил Николаевич Громов – первый проректор ГАСК, член Императорского Православного Палестинского общества и архимандрит Иероним (Карпов) – духовник Академии.

Директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор А.А.Крюков
Директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор А. А. Крюков
приветствует участников и гостей круглого стола

Член ИППО профессор М.Н.Громов
Выступает член ИППО профессор М. Н. Громов


Директор  Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор Александр Александрович Крюков торжественно открыл мероприятие, выступив с приветственным словом, затем после краткой презентации Государственной Академии славянской культуры профессор Алла Кирилловна Конёнкова представила известных российских ученых — участников круглого стола.

Первым выступил с докладом на тему «Историческая, культурная и сакральная уникальность Святой Земли» профессор, доктор философских наук М. Н. Громов (Институт философии РАН, ГАСК). Михаил Николаевич отметил, что представление о Святой Земле, исходящее из библейских и евангельских текстов, уже более тысячи лет входит в сознание русских людей. В России, помимо Библии, существовал огромный корпус творений и сопутствующих ей толкований на отдельные тексты. Сюжеты на псалтирь постоянно присутствуют в русской литературе. Докладчик подчеркнул, что не было бы русской литературы, русской музыки, живописи и архитектуры сакральной, без участия и вхождения в состав нашей культуры ветхозаветного наследия. Мы приняли это через Византию, которая впитала в себя ценности восточной средиземноморской культуры. Замечательный синтез – Иерусалима и Афин — явился в Константинополе.


Выступает профессор В. С. Глаголев


Выступает профессор Ю. А. Евдокимов


Профессор Владимир Сергеевич Глаголев в своем выступлении на тему «Святая Земля в сердце русского человека» поделился со слушателями своими ощущениями от пребывания на Святой Земле: «все мы переполнены впечатлениями, которые  получили за несколько дней паломничества по этой удивительной, насыщенной символикой, искусством, удивительно согретой человеческими сердцами трудников Святой Земле. Наиболее устойчивый процесс российских паломнических связей, когда поток паломников пошел на территорию Святой Земли, конечно, связан с созданием Императорского Православного Палестинского Общества в 1882 году. Здесь огромное количество фотографических и документальных свидетельств того времени».

Профессор Александр Юрьевич Евдокимов в своем докладе «Политика императора Николая I по защите Святой Земли» обратился к сложной теме внешней политики России, целью которой была защита интересов христиан в Святой Земле.  Как сказал докладчик, «когда мы несколько дней паломничали по Святой Земле, то прозвучала среди из наших коллег мысль, что здесь, на Святой Земле, порой демонстрируется не объединение, а разъединение христиан». Небольшой экскурс в историю показал, что на Святой Земле всегда было неспокойно. Кроме того, до известного периода здесь была проблема в защите от ересей внутри самого христианства. XIX век – это логическое продолжение многовековой борьбы за защиту наших духовных ценностей. Николай I назвал Турцию «больным человеком на Босфоре» и для защиты православных христиан в Святой Земле начал военые действия против Османской империи, сторону которой приняли Франция и Англия. Считается, что борьба закончилась поражением России, но это можно оспорить по многим аспектам.

Затем к диалогу подключились израильские участники круглого стола.


Представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий приветствует участников круглого стола


Выступает председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов


Выступает секретарь Иерусалимского отделения ИППО Т. Е. Тыжненко


С приветственным словом к участникам международного научного мероприятия обратился представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий, который отметил, что связи между Византией, Грецией и Иерусалимской Патриархией существуют с момента Крещения Руси через Византию, что сразу же положило начало традиции русского паломничества в Святую Землю. Также греческие Иерусалимские патриархи посещали Святую Русь и искали там помощь моральную, духовную и, в том числе, финансовую, поскольку святые места и Гроб Господень были в опасности. В коммунистический период связи между Грецией, Иерусалимом и Россией были прерваны, но после посещения Святой Земли Патриархом Алексием I между патриархиями возникла договоренность посылать с Святой Земли учиться в Россию священников. «Нам необходимо усилить связи между Греций, Иерусалимской Патриархией и Россией. Я хотел передать вам патриаршее благословение нашего Иерусалимского Патриарха Феофила, который поручил мне прийти сюда к вам. Вчера у Гроба Господня мы молились за Россию, пусть сегодняшнее заседание пройдет с успехом»,— сказал архимандрит Евсевий.

Далее выступили члены Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов в своем докладе на тему «Роль ИППО в организации быта и нужд русских православных поклонников в конце XIX начале XX веков» отметил важное значение Императорского Православного Палестинского Общества не только в приеме на Святой Земле русских паломников, число которых в начале ХХ века исчислялось тысячами, но и в просвещении православного арабского населения. Благодаря ИППО было создано и содержалось более 100 православных школ на Ближнем Востоке. Кроме того, ИППО проводило большую научную и издательскую работу. Докладчик подчеркнул: «Безусловно, историческая заслуга Императорского Православного Палестинского Общества состоит в создании целого культурного русского острова в сердце Иерусалима, который служил русским православным паломникам. ИППО сумело снять напряженность в русских делах в Святой Земле, оно вобрало в себя и паломничество, и издательскую деятельность, и культуру, что всё вместе отражало многогранную связь российского общества со Святой Землей. Императорское Православное Палестинское Общество исторически поднимало престиж России в ближневосточном регионе, благодаря его деятельности Россия имеет сейчас такой авторитет в арабских странах».

Павел Викторович Платонов попросил российских ученых передать низкий поклон профессору Изольде Константиновне Кучмаевой – члену Императорского Православного Палестинского Общества, Президенту и основателю ГАСК, с которой они вместе принимали участие в организации международной научно-общественной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции» в 2005 году, проходившей в Иерусалимском университете, и поблагодарить ее за прекрасную работу по исследованию жизни небесной покровительницы ИППО преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Секретарь Иерусалимского отделения ИППО Т. Е. Тыжненко затронула тему первого Августейшего паломничества в Святую Землю, которое в мае 1859 года совершили великокняжеские супруги Константин Николаевич и Александра Иосифовна. Александра Иосифовна, после принятия православия, всецело посвятила себя воспитанию своей семьи и делам широкой христианской благотворительности. И, когда представилась счастливая возможность побывать на Святой Земле и ознакомиться с бытом российских паломников в Иерусалиме, она с радостью решилась сопутствовать своему Августейшему Супругу. 28-летняя великая княгиня отправилась в далёкое путешествие со своим первенцем великим князем Николаем Константиновичем, которому исполнилось всего лишь 8 лет, оставив дома троих малолетних детей – Ольгу, Веру и Константина. Материал о паломничестве Татьяна Евгеньевна почерпнула из писем великой княгини Александры Федоровны. Докладчица поделилась с аудиторией своими воспоминаниями: «С необычайным трепетом держала я в руках рукопись, написанную  в 1859 году великой княгиней, хранящуюся в отделе Национальной библиотеки в С.-Петербурге (бывшая Публичная  библиотека им М. Е. Салтыкова-Щедрина). На первой странице значилось «Письма с Востока к моим родным. 1859 г.». На следующей — «Фонд № 531. Ед.хр. № 164». «Александра Иосифовна, кн. (жена кн. Константина Николаевича). Письма с Востока моим родным. 1859 г. Автограф А. С. Норова и писарская копия с редакторской правкой карандашом, Авраама Сергеевича Норова. Путевые заметки о путешествии Ал-ры Иос-ны с мужем и сыном на фрегате «Громобой» от Афин до Иерусалима и о пребывании у турецкого султана. 1859 г. 27 лл.»».


Выступает преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская


Выступает член ИППО профессор А. К. Конёнкова


Своими открытиями, сделанными в рукописном отделе Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, поделилась и следующая докладчица — преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме, кандидат филологических наук Е. Л. Румановская, которую с Иерусалимским отделением ИППО связывает давняя дружба, Елена Леонидовна неоднократно принимала участие в лекциях и конференциях, проводимых по линии ИППО и его Иерусалимского отделения. Ее доклад назывался «Новые источники для изучения  русского паломничества в Святую Землю». «Курс, который  я читаю в еврейском университете в Иерусалиме, посвящен паломничеству  и читаю я его на языке иврит. Сложилось так, что паломническая литература всем давно хорошо известна. Она изучена и продолжает изучаться в России, а в Израиле ее не всегда изучают, потому что не все владеют русским языком, поэтому возникают любопытные казусы. Например, к паломничеству игумена Даниила в Святую Землю нет библиографического комментария, или есть такие места, которые он называет по-своему, сейчас они звучат по-иному, и на карте их найти просто невозможно». Владение двумя языками облегчает для Е. Л. Румановской проведение научных исследований. «Два документа, которые мне удалось обнаружить  в рукописном отделе Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, послужили основанием для издания моей книги «Два путешествия в Иерусалим». Это обзор паломнических путешествий некоего монаха Серапиона (до пострижения Стефана) в 1830–31 г.г. и дворянина Н. П. Поливанова – племянника А. С. Норова в 1861 г. Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором прослеживаются связи печатаемых дневников с однородной литературой на русском языке 1805–1862 гг.»

Завершилась первая часть круглого стола ярким выступлением в сопровождении мультимедийной презентации ректора ГАСК профессора Аллы Кирилловны Конёнковой, которая рассказала о евангельской теме в русском изобразительном искусстве XX века. Русское искусство XX века – это очень сложное явление и включает в себя смешение очень многих направлений, но хотя все направления разные, они обладают внутренним единством, и перед исследователями сейчас стоит задача – разобраться в этих направлениях. Мы знаем, что в середине XX века основным направлением было официальное направление, подчиненное идеологии, но творчество не удержишь, и постепенно возникло «другое искусство» или, как его называют, «андеграунд» или «нонкомформизм». Часто художники этого направления обращались к религиозным темам, что позволяло им быть более свободными от давления какого-либо социального или политического заказа, выражая именно то, что они хотели сказать о жизни через обращение к Евангелию.


А. К. Конёнкова от имени руководства ГАСК передает А. А. Крюкову в дар книги, изданные ГАСК


Участники круглого стола поблагодарили директора Российского культурного центра в Тель-Авиве Александра Крюкова за организацию мероприятия. А. К. Конёнкова от имени руководства ГАСК передала А. А. Крюкову в дар несколько книг, изданных преподавателями Академии, а председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов подарил Российскому культурному центру проспект с хроникой событий на Сергиевском подворье ИППО за 2009 год и документальный фильм, рассказывающий о евангельских святынях Иерусалима. В ответ Александр Александр Крюков пригласил участников круглого стола и гостей на чаепитие.




Экскурсия по Сергиевскому подворью ИППО в Иерусалиме


Архимандрит Иероним и П. В. Платонов в народной трапезной Сергиевского подворья


Затем все члены делегации, гости круглого стола, переехали в Иерусалим на Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, где председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов провел обзорную экскурсию по подворью, гости увидели своими глазами помещения «Конторы Управления русских построек ИППО в Иерусалиме», квартиру эконома, помещения восточного корпуса с уникальной фреской 1890 года, комнату, где жили В. Н. Хитрово, И. Е. Репин, А. А. Дмитриевский, Н. А. Кошелев и другие известные люди. После насыщенной экскурсии участники и гости посетили народную трапезную русских построек Иерусалима, где им был предложен чай из тульского самовара, пожертвованный Сергиевскому подворью семьями Фадеичевых и Осиповых из России. Чаепитие была весьма актуально в условиях дождливой и холодной погоды в этот день в Иерусалиме.

Ведущими  второй части круглого стола, проходившей  на Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества, были П. В. Платонов и А. К. Конёнкова.


С докладом выступает научный сотрудник ГАСК С. И. Михайлова


Выступает аспирант академии О. Ю. Робинов


Выступление научного сотрудника академии С. И. Михайловой с докладом на тему: «Русская архитектура на Святой Земле: вклад архимандрита Антонина (Капустина)» сопровождалось редкими фотографиями XIX века по архитектуре Святой Земли, которые докладчица, по ее признанию, черпала из фотоальбомов Иерусалимского отделения ИППО, представленных на сайтах «Россия в красках» и «Православный поклонник на Святой Земле», Светлана Игоревна выразила большую благодарность, что эти замечательные материалы так бережно хранятся, находятся в свободном доступе и всем можно увидеть уникальные фотографии, сохранившиеся с конца XIX века. Эти фотографии для иллюстрации своего доклада С. И. Михайлова выбрала неслучайно. «Поскольку мы сами проехали по Святой Земле и своими глазами посмотрели на храмы отца Антонина сегодня, я выбрала для оформления своего выступления фотографии именно конца XIX века, чтобы мы видели, какими эти храмы были изначально, и насколько бережно это всё сохраняется, в том виде, как это было при архимандрите Антонине (Капустине)». Вклад о. Антонина в архитектуру русских храмов Светлана Игоревна выразила теплой фразой, почерпнутой из письма отца архимандрита Антонина - Иоанна Леонтьевича Капустина своему сыну Андрею Ивановичу:   «и пусть посмотрят, и увидят греки, что и русские любят Бога».

Интересную тему связей Святой Земли и России поднял в своем выступлении аспирант академии О. Ю. Робинов, доклад которого был посвящен теме «Вифанский и Гефсиманский скиты в Троице-Сергиевой лавре». В конце 17–19 веков в живописных местах Свято-Троицкой лавры были основаны несколько обителей, где могли найти уединение  и молитвенный покой монахи Троице-Сергиевой лавры. Как известно, Лавра привлекала большое количество паломников, там всегда было много народу, а монахам хотелось молитвенного уединения. И первый такой скит построил митрополит Московский, а тогда еще епископ Платон (Лёвшин). Он получил название – пустынь Вифания, и впоследствии указом Государя был учрежден 2-классным монастырем. Место было выбрано лично архиепископом Платоном.


Студентка ГАСК М. Голдинова выступает с докладом


Выступает доцент О. Ю. Иванова


Доклад «Образ Святой Земли в русской эмали  второй половины XIX и в начале XX веков» студентки очного отделения факультета изобразительного искусства ГАСК Марии Голдиновой был основан на изучении небольшой коллекции ростовской эмали второй половины XIX века, хранящейся в экспозиции при домовом храме ГАСК во имя преп. Серафима Саровского. Образ Святой Земли в иконе на эмали находит выражение в традиционных ветхозаветных и евангельских сюжетах. Несмотря на различные влияния, которым подвергалась русская финифть, икона на эмали не утратила древней связи с иконописной традицией. Ремесленность исполнения способствовала сохранению не только византийской, но и древнехристианской иконографии. В середине XIX века в Ростове написание финифтевых икон стало народным творчеством.

Доцент ГАСК, кандидат культурологии, преподаватель древних языков О. Ю. Иванова рассказала о влиянии  новозаветных событий, происходивших на Святой Земле, на одного из представителей русской литературы. Доклад на тему «Библейские мотивы в творчестве И. Ф. Анненского» был посвящен неожиданной персоне. «У нас принято говорить о библейских мотивах в творчестве Лермонтова, в творчестве Пушкина, Толстого и т. д., а Иннокентий Федорович Анненский – это  фигура, я бы сказала, языческая  в русской литературе, поскольку, как правило, библеизмов у Анненского мы не наблюдаем. И вообще ничего очевидного в творчестве Анненского не существует, он слишком не напоказ писал». По мнению Ольги Юрьевны, для того, чтобы каким-то образом интерпретировать творчество Анненского с позиций библейского мировоззрения, необходимо сделать интеллектуальное усилие и хорошо выстроить ассоциативную связь со всем тем, что было когда-то написано предыдущим культурным слоем, наследником которого он был.


Выступает преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская


Далее преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская затронула малоизученную и интересную тему «Евреи глазами русских паломников XIX века». Русские православные паломники XIX века, приезжая в Святую Землю, видели вокруг себя множество новых вещей, они видели святые места. Но замечают ли они евреев, которые на тот момент составляли значительную часть всего населения Старого города Иерусалима? Судя по описаниям, все видят башню Давида, которая к царю Давиду не имеет никакого отношения, «Сион», «Гробницу Иудейских царей», что вписывается в концепцию «смерти всего Ветхого Завета». Муравьев в 1830 году описывает Иерусалим следующим образом: «везде образ и память смерти вокруг Иерусалима, кладбище целого народа в Иерусалиме, гробы пророков к востоку на Елеоне, гробы странных к югу Геены, гробы судей и царей к северу». Образованные люди читали Библию по-французски. Норов, который читал на семи языках, знал иврит и арабский языки, Муравьев читал Библию на  французском и цитировал Шатобриана. Необразованные паломники приезжали с набором «легенд». Но все они почти не упоминают нигде о евреях. Монах Серапион о евреях пишет в своем дневнике один единственный раз в том же 1830 году. Он рассказывает легенду о еврее Руде, который жил от момента распятия Христа до момента, когда царица Елена – мать императора Константина приехала в Иерусалим, и этот еврей указывает на то самое место, где был честной Животворящий Крест и кресты разбойников в пещере Обретения. Человек прожил полгода в Иерусалиме, обошел все святые места и не заметил ни одного еврея.


Выступает член ИППО М. В. Рождественская


Выступает председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов


Тему паломнических описаний продолжил доклад члена Санкт-Петербургского отделения ИППО, профессора кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ М. В. Рождественской на тему «О «райско-палестинском» тексте в древнерусской книжности». В частности, Милена Всеволодовна отметила: «Можно перечислить многие описания в древнерусской книжности, посвященные Святой Земле. Мы знаем описания игумена Даниила, мы знаем записки Ионы Малого, Зосимы, мы знаем хождения Антония Новгородского, Арсении Суханова, но вот что удивительно, первым описанием Святой Земли, первым памятником жанра паломнической литературы по праву считается «Хождение игумена Даниила». Игумен Даниил дал определенную модель описания Святой Земли, которая потом устойчиво сохраняется в древнерусской книжности, несмотря на многие различия у авторов, которые писали о своем пребывании в этих местах и в более поздние эпохи.  Их объединяют утопические представления о Палестине как о «рае»… Мы знаем, что очень большую роль в формировании древнерусской литературы сыграли библейские тексты. Они формировали жанр летописи, они формировали житийную литературу».

Завершил работу круглого стола доклад председателя Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонова на тему «Русские паломники на Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества». Участникам круглого стола было особенно интересно видеть старинные фото XIX века, физически находясь в историческом здании Сергиевского подворья, которое спустя столетие, переходя из рук в руки различных временных постояльцев, мало чем напоминает былое великолепие.

С особым чувством воспринималось слушателями, находящимися на месте давнего события, описание празднования 25-летия ИППО на Сергиевском подворье: «В три часа дня в садике Сергиевского подворья загремела музыка: играл военный турецкий оркестр, присланный на торжество воинским начальником Иерусалима. На звуки музыки к русским постройкам со всех концов св. города стали собираться арабы, греки и евреи. Очень быстро на соседней площади образовалось импровизированное гулянье, в котором приняла участие молодежь и старики, мужчины и женщины. Скопление гуляющих было так велико, что военный оркестр должен был расположиться в более централизованном месте – в садике возле Троицкого собора. После обеда в столовой первого класса, все участники палестинского юбилея были приглашены в сад Сергиевского подворья, где был сервирован десерт и вечерний чай. В дружеской, родственной беседе провели вечер русские деятели на далекой чужбине, делясь воспоминаниями о прошлой деятельности Палестинского Общества и выражая свои искренние пожелания и надежды относительно дальнейшего развития этого дорого для всех многополезного учреждения. С русскими деятелями солидарны были в мыслях и чувствах учителя и учительницы из арабов, присутствовавшие на юбилейном празднике Палестинского Общества. Один из них — г. Атыя, старейший преподаватель арабского языка в Бейт-Джальской семинарии выразил мысли и чувства арабского народа по отношению к Палестинскому Обществу в специально написанной им для юбилея оде на арабском языке, которая и была прочитана вечером 21 мая, в присутствии всех участников торжества. В оде самым восторженным образом прославлялась плодотворная деятельность Палестинского Общества, выражалась благодарность Обществу со стороны арабского народа и высказывались искренние пожелания относительно его будущего прогресса. Прочитанная с увлечением и глубоким чувством, ода г. Атыя произвела  на всех знающих арабский язык наилучшее впечатление».

С тех пор минуло более ста лет, насыщенных лихими событиями, очень долго на подворье не была слышна русская речь… Наконец-то в декабре 2008 года Сергиевское подворье было возвращено в собственность России. Далее Павел Викторович изложил хронику консервации и возрождения Сергиевского подворья за прошедший год со дня его возвращения: на южной башне Сергиевского подворья водружен флаг ИППО, как было когда-то, на подворье служатся молебны, начаты Сергиевские чтения, описан сохранившийся архив ИППО, проходят экскурсии…  Подворье посещали высокие гости: Генеральный директор МИДа Д. Г. Завгаев, Управляющий делами Президента РФ В. И. Кожин. П. В. Платонов напомнил, что 13 октября 2009 г. Сергиевское подворье посетил Председатель Императорского Православного Палестинского Общества. С. В. Степашин, который сказал, что подворье должно служить России и ее православным паломникам. Предстоит большая работа по его полному восстановлению.

На память о встрече всем участникам и гостям международного круглого стола от имени Иерусалимского отделения ИППО были подарены открытки с видами Святой Земли. Государственной академии славянской культуры был подарен документальный фильм о евангельских святынях Иерусалима. Профессор Алла Кирилловна Конёнкова от имени руководства ГАСК передала в дар Иерусалимскому отделению ИППО несколько книг, изданных преподавателями Академии.

Подводя итог, можно отметить, что международный  круглый стол «Святая Земля в русской культуре» прошел плодотворно и насыщенно, благодаря координации всех сил, стремящихся на месте земной жизни Спасителя сохранить русскую культуру, которая в свою очередь во многом сформировалась, благодаря существованию прочных духовных связей России со Святой Землей, что еще раз доказали научные исследования участников круглого стола.

28 февраля 2010 года
Тель-Авив — Иерусалим
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com