Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество Информация об ИППО История ИППО Судьба Русской Палестины Документы ИППО Новости отделения ИППО в Иерусалиме Лекции ИППО ИППО и паломничество Визит официальной делегации Императорского Православного Палестинского Общества во главе с председателем С.В.Степашиным на Святую Землю. 14-17 декабря 2008 г. Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества возвращено России и нуждается в безотлагательной реставрации К 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества Официальное заявление Международной общественной организации Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) Заявление Управления делами Императорского Православного Палестинского Общества о несанкционированном использовании материалов ИППО коммерческими сайтами «Символ веры», «Православный Иерусалим» и сетью аффилированных блогов от 23 сентября 2011 годаРДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Императорское Православное Палестинское Общество / ИППО и паломничество / Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце 19 начале 20 веков. П.В.Платонов
Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников
в конце 19 начале 20 веков
           
На протяжении всей истории христианства на Руси традиция русского православного паломничества на Святую Землю всегда была неотъемлемой и важной частью русского благочестия. Сегодня с гордостью осознаешь то, что сделали наши предки на ниве Императорского Православного Палестинского Общества. Общество и стоящая за ним Россия, какие бы цели конкретно они не преследовали, - будь то укрепление самодержавия или проникновение в Святую Землю, – несли с собой идеалы ненасилия и терпимости. В деятельности общества было много служения и мало корысти, и тем оно себя прославило.
 
К концу XIX и в начале XX века количество поклонников, желающих посетить Святую Землю, было огромно. И если в начале 19 века оно исчислялось десятками, к средине 19 века сотнями, то к отчетному 1911-1912 году (году юбилейного 30 летнего существования Общества)  оно достигло 9.178 человек в год, из которых более 4000 оставались на празднование Пасхи, а в 1907 году была рекордная цифра -  6410 человек, пребывающих в дни  Пасхи в Иерусалиме[1]
 
Из наиболее известных русских организаций, занимающихся паломничеством на Святой Земле во второй половине XIX века, были: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме как церковное представительство Русской Православной Церкви, основанная 11 (23) февраля 1847 года; Русское общество пароходства и торговли - РОПиТ, учрежденное 3 августа 1856 года, Палестинский Комитет, действовавший в период 1859-1864 годов и сменившая его Палестинская Комиссия.
 
Результатом деятельности Палестинского Комитета стали русские постройки, в которые входят: Свято-Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, здания Елизаветинского мужского для 300 поклонников и Мариинского женского для 500 поклонниц подворий,  дом консула и Русская больница на 54 кровати. Все постройки были обнесены каменной оградной стеной вокруг всего русского владения[2].  
 
Русские постройки в Иерусалиме. Фото Ф.М.Тимона
Подробно фотоальбом Ф.М.Тимона смотрите в фотогалерее нашего портала
 
При Палестинском Комитете программа «Русских построек» не была выполнена полностью. В частности, мужское и женское подворья вместо запланированных 2-х этажей оставались одноэтажными, Троицкий собор не получил внутренней отделки. Освящение Троицкого собора 28 октября 1872 года и церкви во имя св. мученицы царицы Александры 28 июля 1864 года состоялось уже в период деятельности Палестинской Комиссии, действовавшей с 1864 по 1889 год после упразднения Комитета.
 
Эти организации достаточно послужили Русскому делу в Палестине, но сфера деятельности и Комитета и Комиссии  была ограничена устройством храма и зданий для Миссии и подворий для приема паломников, а Миссия, не имеющая достаточных материальных средств, при сравнительно небольшом личном составе, с трудом справлялась с удовлетворением религиозно-нравственных потребностей все возрастающего числа паломников.
 
За 25 – летнее существование Палестинской Комиссии так и не удалось достичь значительных результатов по улучшению быта русских паломников, прибывающих на Святую Землю. Печальное положение русских поклонников, совершавших с давних времен хождения  в Святую землю для поклонения ее христианским святыням, также  стало одной из причин, послуживших образованию новой организации,  свободной от государственного бюрократического аппарата на более демократических принципах. Необходимость в новых силах была удовлетворена учреждением по Высочайшему указу  8 мая 1882 года частного благотворительного Православного Палестинского Общества.
 
На торжественном открытии общества 21 мая по ст. стилю присутствовали члены императорской фамилии, русское и греческое духовенство, множество ученых и дипломатов[3]. В этот день Церковь празднует память св. равноапостольных Константина и Елены, что неразрывно связало Общество с памятью древних императоров-храмостроителей на Святой Земле            .
 
С самого начала одна из основных сторон деятельности ИППО была направлена на улучшение быта русских паломников, что следует из Главных целей Общества, записанных в его Уставе: «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю, но еще более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле.»[4]. Забота о русских паломниках-простолюдинах являлась главнейшей в деятельности Общества.
 
Уже с 10 февраля 1883 года Общество ввело так называемые паломнические книжки. Паломнические книжки, приобретаемые только у уполномоченных представителей  Общества и только лично, были действительны в течение года со дня их выдачи и давали право останавливаться по пути следования на узловых станциях железных дорог, по специальным купонам.
 
Имеющие губернский проходной билет на поездку в Иерусалим на определенный срок получали право на  паломнический паспорт и платили только 50 копеек за каждые полгода пребывания заграницей. Если паломники оформляли обыкновенный загранпаспорт, то им приходилось платить 10 руб. за паспорт и 5 руб. в пользу Российского Общества Красного Креста,  всего по 15 руб. за каждое полугодие.
 
Стоимость проезда по паломническим книжкам была значительно дешевле. Для не имеющих книжек в порту продавались паломнические билеты до Яффо или на Афон в оба конца.  Общество заключило соглашение с РОПиТом об особых тарифах.  Для сравнения - билет III класса от Одессы до Яффы по обыкновенному тарифу стоил 20 руб. 50 коп. в один конец, тогда как билет, взятый по паломнической книжке, обходился 24 руб. в оба конца[5]. Консульскому агенту в Яффе Владимиру Николаевичу Тимофееву в 1888 году удалось установить весьма незначительную таксу на перевоз богомольцев с корабля на берег и из Яффы в Иерусалим. (Тимофеев был представлен к ордену св Анны 3 степени в том числе и за эти хлопоты[6].) До тех пор наши паломники страдали от своеволия перевозчиков, бравших произвольную большую плату и по пути неоднократно ее увеличивали, грозя бросить путника по пути. Вскоре в паломнических книжках появились талоны  красного и белого цвета с правом бесплатного переезда на лодке с парохода на берег и при обратном возвращении с берега на пароход. К 1905 году этот переезд был настолько упорядочен, и  находясь под присмотром кавасов ИППО, не представлял абсолютно никакой опасности. Когда открылась железная дорога Яффо – Иерусалим в паломнической книжке появились отрывные талоны на проезд поездом. Забота о багаже целиком возлагалась на представителей Общества. По всем  вопросам по пути в Иерусалим рекомендовалось обращаться только к проводникам – кавасам общества, имеющим отличительный знак  с российским   гербом на шапке[7].
 
Обширная деятельность Общества дала  возможность посетить Святые места тем простым богомольцам, которые не могли раньше об этом даже и думать.
 
Все увеличивающееся количество прибывающих паломников требовало значительного расширения  подворий, строительства новых. Ранее построенные подворья, рассчитанные на 800 человек, неоднократно вмещали до 2 тысяч. Подворья по прошествии лет ветшали, становились тесными, общественность била тревогу, в то время как отчеты чиновников Палестинской Комиссии оставались казенно-благополучными, рассчитанными на непритязательность и безропотность простонародной паломнической массы. В начале 1884 г. в Святую Землю был командирован член Православного Палестинского Общества доктор А.В.Елисеев с краткой инструкцией: «Прожить 2-3 месяца среди поклонников и представить верный отчет о виденном и слышанном»[8]. Опубликованная им по возвращении книга «открыла во всей ужасающей наготе безотрадное положение богомольцев»[9]. Грязь, вонь, паразиты – неизменные спутники наших богомольцев.
 
«А случись, что важные иноверцы пожелают быть на Гефсиманской молитве – куда их поставить? В ароматной толпе нашей?»  писал арх. Антонин 1886 году секретарю ППО Степанову[10]. Необходимо отметить, что такая важная и насущная проблема, как народные бани, оставалась нерешенной на протяжении десятков лет. Здание, построенное ранее для этой цели, перешло в состав   консульских палат. Еще в 1879 году в своем письме управляющему делами еще действующей Палестинской Комиссии Б.П. Мансурову начальник РДМ архимандрит Антонин сетует на отсутствие народных бань, считая, что есть возможность изыскать средства  и натапливать бани всякий раз, когда прибывают  целою партиею из Яффы переутружденные и загрязненные наши паломники.
 
Показательна приписка к письму арх. Антонина секретарю Степанову от 1888 года, в которой он поражен порядком вещей при Комиссии, а именно тем, что зам. консула приказал не давать Миссии воды из цистерн для бани, которая и так бывает всего 24 раза в год. Кому жаловаться? Палестинской комиссии? Но где она? И кто она?[11]
 
Одним из решений в создавшейся ситуации Совет Общества выдвигает приобретение в свою собственность участок земли рядом с Русскими постройками для строительства подворья. С 1886 года начинается строительство Обществом собственного подворья. К 1889 году основные строительные работы в нем были закончены. На новом Сергиевском подворье были сосредоточены все хозяйственные учреждения Русских приютов: кухня, водогрейная, баня, прачечная, народная трапезная, хлебопекарня, квасная.
 
В 1889 году происходят два важных события в жизни Православного Палестинского Общества. Высочайшим указом от 24 марта 1889 года Православному Палестинскому Обществу присваивалось  название Императорского[12].
 
Тем же указом Палестинскому Обществу передавались функции и капиталы Палестинской Комиссии, которая была закрыта 6 июля 1889 года.
 
В результате Палестинское Общество унаследовало Елизаветинское, Мариинское подворья, а также Русскую больницу, построенные Палестинским Комитетом. Секретарь общества Хитрово в переписке с уполномоченным общества в Иерусалиме Смышляевым от 25 марта 1889 года, т.е. за несколько месяцев до передачи, сокрушается, что Комиссия ничего не делает, агенты ее в Иерусалиме ниже всякой критики, порядки невозможны[13]. Намечает комплекс работ по приведению наследства в тот вид, который бы соответствовал его назначению. Еще до передачи, чтобы не терять времени, были очищены цистерны для сбора воды, значительно увеличено количество белья в госпитале. Занялись вопросом, стоящим уже 6 лет и так и не сдвинувшимся с места, об отводе нечистот с построек. Обсуждалась возможность устройства еще одной бани и на старых постройках.
 
Подворья были значительно расширены, очищены  от грязи и копоти, устроены печи и вентиляции. Деревянные нары заменены железными кроватями, поставлены тумбочки для хранения вещей.
 
Рассмотрим более подробно пребывание богомольцев на Русских подворьях в Иерусалиме. 
 
Размещение и пребывание на Русских постройках
   
Когда в 1895 году открылась железная дорога Яффо – Иерусалим,  перемещение богомольцев стало значительно легче. Поезд отходил от станции в 12.5 часов и двигался очень медленно. Расстояние в 60 км преодолевалось за 6 часов. В семь часов вечера паломники прибывали из Яффо в Иерусалим на железнодорожный вокзал в сопровождении кавасов Общества и, как правило, пешком отправлялись на русские постройки. Те, кому было трудно идти пешком или имеющие материальную возможность, могли нанять стоящие у вокзала коляски, даже на 4 человека за плату от 75 коп. до 1 р. 50 коп[14]. Разместившись на подворьях, паломники направлялись в домовую церковь св. царицы Александры Русской Духовной Миссии, где иеромонахи Миссии, а иногда и сам архимандрит - начальник Миссии совершали для них благодарственный молебен за благополучное прибытие на Святую Землю.  Из церкви паломники шли в народную трапезную III класса помещавшуюся на Сергиевском подворье, где получали благотворительный ужин и расходились затем по своим приютам на покой[15].            
   
На следующий день паломники получали свой багаж через администрацию железной дороги  в конторе Управления подворьями, а также отдавали на хранение свой паспорт, паломническую книжку и пароходный билет, внеся в залог 5 руб. которые потом забирали обратно по отъезду из Иерусалима. Чемоданы, сундуки и другие тяжелые вещи, сдавались на хранение в особые кладовые при каждом здании подворья. Также уплачивался один рубль на русскую больницу с правом в случае необходимости воспользоваться в ней бесплатным лечением и содержанием.
 
Первые две недели по приезде в Иерусалим, паломники, остановившиеся в общих палатах, ничего не платили за помещение, а после этого срока, если желали продолжить пребывание на русских постройках, то платили за помещение 3 коп. в день с человека. Для тех, кто имел возможность и не хотел жить в общих палатах, на русских постройках предоставлялись отдельные комнаты, которые в зависимости от  обстановки делились на три класса. Комнаты I за 2 рубля в сутки и II класса за 1 рубль, прекрасно меблированные и снабженные всем необходимым для продолжительного в них пребывания не уступали обстановке современным им европейским отелям. (Такие комнаты находились только на Сергиевском подворье). Комнаты III класса с более простой обстановкой находились кроме Сергиевского еще и на впоследствии выстроенном в 1905 году Николаевском подворье на 1200 кроватей.        
   
В комнатах III класса, цена составляла за комнату с одной кроватью, без комнатного белья, от 30 до 50 коп. в сутки. За каждую дополнительную кровать (не свыше трех для комнаты) 10 и 15 к. в сутки. Желающие иметь комнатное белье (простыню, наволочку и полотенце) уплачивали за каждую кровать в сутки 10 коп. Жившие в отдельных комнатах могли сдавать ценные вещи и деньги на сохранение под расписку в Контору подворий[16]
 
Служащим русских подворий строго воспрещалось принимать от проживающих на подворьях подарки, как денежные, так и вещевые, а также рекомендовать каких-либо торговцев, либо самим продавать что-либо паломникам.
 
Еще в 1887 году, заботясь о сохранении здоровья прибывающих, Общество распорядилось приготовлять каждый день по числу желающих два кушанья из свежих продуктов. Для этого была устроена временная столовая, где по купленным в конторе общества билетам, с 11 утра и до 3-х дня можно было получить свежую горячую пищу. Плата деньгами в столовой не допускалась. Объявление в столовой призывало вести себя спокойно и миролюбиво, не заводить ссоры и не предаваться невоздержанности. Появляющиеся в нетрезвом виде и оскорбляющие других лишались права входа в столовую и получения обеда. В крайних случаях нарушители представали перед консулом. По объявлению можно судить о некоторых нравах, царящих в паломнической среде. Как следует из отчетов, столовая не была доходным предприятием и приносила убытки[17].
 
В новой трапезной Сергиевского подворья получали горячий обед от 12 до 3 часов дня. Обед состоял из супа или борща, затем на второе, по выбору, подавалась каша, фасоль или горох; кроме того, каждый обедающий получал по одному фунту белого или черного хлеба и кружку квасу. Цена полного обеда, состоявшего из двух блюд с хлебом и квасом составляла 10 копеек. Рядом с трапезной находилось помещение с водогрейным аппаратом, где можно было в течение всего дня получать горячую воду для чая и других надобностей паломников. За 2 мерки воды, емкостью около 24 чайных стаканов нужно было заплатить всего 2 копейки. Желающие за незначительную плату могли иметь в комнатах самовар. Обеды и отдельные порции отпускались в трапезной по специальным билетам, а вода из водогрейной по жестянкам. Билеты и жестянки можно было приобрести в лавке Общества.
 
Кроме того, существовали так называемые «поминальные обеды». Их получали бедные паломники бесплатно, но по специально установленным билетам. Многие благочестивые паломники, желая помянуть в молитвах своих близких, передавали в контору Подворий деньги для покупки определенного числа билетов на полный обед и в указываемые ими дни памяти усопших просили накормить неимущих паломников. Контора узнавала через подчиненных о действительно нуждающихся паломниках, которые по недостатку средств  не всегда могли вкушать горячую пищу, и выдавала им билеты на получение «поминальных» обедов в те дни, которые были указаны жертвователями. В течении года раздавалось 3000 таких обедов[18].  5 мая  в день памяти усопшего секретаря В.Н. Хитрово с 1904 года было установлено давать 200 поминальных обедов для беднейших паломников[19]. Также по прибытию из Яффского порта и размещению на подворьях паломники получали благотворительный ужин[20].
 
Паломники, желавшие сами приготовить горячую пищу из приобретаемых в лавке Общества продуктов, могли пользоваться особо устроенными очагами, которые были при общих палатах, но дрова приобретали на свои средства.
 
Также на Сергиевском подворье существовали столовые I и II класса. В столовой I класса паломник мог получить за 1 руб. 50 к. полное продовольствие, которое состояло из: утреннего чая или кофе с хлебом и маслом, завтраком из 2-х блюд, обедом из 4-х блюд со сладкими фруктами разных сортов в зависимости от времени года и вечерний чай с хлебом (без масла). В столовой II класса полное продовольствие стоило в сутки 1 руб. и состояло из: утреннего чая или кофе с хлебом без масла, завтрака из 2-х блюд (тот же что и в столовой I класса), обеда из 3-х блюд, считая, в том числе  сладкое и вечерний чай с хлебом[21].
 
Общество имело лавку с продуктами. В ней продавались товары, в которых паломники испытывали особенную потребность: белый и черный хлеб, картофель, капуста, соленые огурцы, лук, сушеные грибы, горох, мука, крупа разных сортов, подсолнечное и оливковое масло, соль, макароны, чай, кофе, сахар, варенье, лимоны, сыр, мясные и рыбные консервы и многие другие съестные припасы. Из товаров повседневных в лавке продавались: мыло, спички, иголки, нитки, пуговицы, свечи и пр., а также билеты на получение обедов в народной трапезной и жестянки на получение кипятка в водогрейной. Цены в лавке, несмотря на то, что товары выписывались Палестинским Обществом в основном из России, были весьма умеренными, т.к. общество  не руководствовалось  коммерческими  расчетами.
 
Баня.
При строительстве Нового (Сергиевского) подворья к 1890 г, на специально для этой цели поступившие пожертвования, была устроена русская баня на 30 человек, состоявшая из ожидальной, мыльной и парильной и  прачечной (из описи имущества Сергиевского подворья 1910 г). С 5утра до 8 вечера в ней вымывалось до 400 человек. За вход в баню не более чем на 1,5 часа платили 5 паричек (около 10-12 копеек). Стирать в бане строго запрещалось. Для этого существовала прачечная, куда за небольшую плату сдавали одежду. Самостоятельно стирать белье паломники могли в специально для этого устроенных помещениях при общих палатах, используя дрова, купленные на свои средства.
                                                     
Как становится понятным даже из этого перечня услуг, предоставляемых Обществом, сотрудники его совсем неформально относились к обустройству быта паломников, продумывая мельчайшие детали так, что паломник и не чувствовал разницы между этим русским поселком в турецких владениях и своим родным городом или деревней. Внимание служащих к каждому страннику и чисто русское простодушие в обращении завершают это сходство.
 
В отчетах Общества подробно приводится, что получается с паломника и что в свою очередь на него расходуется. Из этих сведений видно, что, уплачивая 5 рублей, паломник стоит Обществу 20 рублей.
 
В документе от 14 июля 1913 года в Госдуму об отпуске из  казны пособия Обществу в 100.000 рублей подчеркивается, что до 1900 года оно существовало только на частные пожертвования и вербный церковный сбор[22].                                                                            

Забота о духовных нуждах паломников

 
С 1890 года Палестинское Общество с согласия арх. Антонина добилось разрешения в Синоде и на собственные средства увеличило личный состав Духовной Миссии, выделяя для этого 30000 рублей в год[23].
 
Благодаря заступничеству Общества, наши паломники имели возможность слушать богослужение на русском языке не только в русских храмах, но и у Гроба Господня. С усилением состава Миссии богослужение и в русских храмах и у Гроба Господня стало проводиться с тем благолепием и торжественностью, какие и имелось ввиду показать в Святой Земле при учреждении Миссии[24].
 
Осенью 1906 года Общество открыло на русских подворьях книжно-иконную лавку, в которой был большой выбор книг священного писания, богослужебных книг, жития святых, изданных Святейшим Синодом, брошюр и листков Свято-Троицкой и Киево-Печерской лавр, народных изданий Палестинского Общества, посвященных подробному описанию Святой Земли, Иерусалима, Вифлеема и других мест, выписываемых из России. Также продавались иконы, крестики, четки, пальмовые ветви, священные изображения на атласе и бумаге, ладан и настоящие восковые свечи, каковых местные торговцы не имели. Эта лавка располагалась на Николаевском подворье. Существование русской лавки останавливало нашествие недобросовестных лавочников из местных жителей, которые размещали свои лавки прямо напротив русских приютов. Как отмечало Общество, хотя в печатный товар них поражал своим неряшливым видом, дурной бумагой, плохим набором, безграмотным изложением, массой грубых опечаток и невозможными рисунками в католическом  духе, паломников это не настораживало и они соблазнялись поразительной дешевизной печати (акафист Живоносному Гробу местной печати стоил 3 коп., а синодальной типографии 25 коп.) и покупали такую литературу в большом количестве. Общество призывало соблюдать осторожность при покупке этого товара и изыскало возможность предлагать свой качественный товар за доступную плату[25].
 
Чтобы по вечерам паломники, собиравшиеся на подворьях, не занимались сплетнями и пересудами, Общество  20 декабря 1887 года открыло ежедневные вечерние чтения от 7 до 9 вечера. Первый час посвящался  последовательным рассказам из Священной истории Ветхого и Нового заветов, второй час – описанию святынь Палестины, Синая, Афона с показом слайдов, так называемых туманных картин. Есть некоторые цифры о посещении чтений:  в первый день открытия чтений собралось 600 человек. Во второй пришли 100 и на третий день около 400 человек[26].
 
Традиция обязательного вождения наших поклонников в Иерусалиме по Св. местам длилась на протяжении 25 лет со дня открытия русских странноприимных заведений. Главная причина в установлении этих вождений заключалась в желании Иерусалимской патриархии привлечь богомольцев немедленно по прибытии,  пока еще не розданы пожертвования, в свои монастыри. Число церквей и монастырей все время возрастало из-за просьб настоятелей и Патриархии для увеличения доходов. Такое вождение начиналось с утра на второй день по прибытии, как правило, в пятницу и продолжалось непрерывно 34 часа до вечерней службы в субботу. В понедельник шли в Вифлеем, возвращаясь вечером. В следующий понедельник шли в Иерихон, на Иордан, по пути посещая греческие монастыри, пройдя за 2,5 суток 100 верст (порядка 106 км) по дорогам Иудейской пустыни, поздно ночью возвращались на постройки.
 
Патриархия требовала немедленного привода к ней новоприбывших. Секретарь ИППО В.Н. Хитрово, обеспокоенный чрезмерной нагрузкой не успевших отдохнуть после двухнедельного плавания и пешего перехода в Иерусалим богомольцев, считал необходимым выделить те места, которые необходимо посещать, и те, посещение которых можно предоставить личному усмотрению. Общество определило основные Святые места поклонения и умеренную программу их посещений. Перед посещениями проводилась предварительная беседа. Считалось необходимым сопровождение богомольцев опытным духовным лицом, который мог на родном языке толково разъяснить значение каждого посещаемого места. Общество считало, что приведя в порядок практику посещения Святых мест, может принести паломникам не только материальную, но и духовную помощь[27].
 
Поклонение святым местам.
 
Паломнические путешествия в Вифлеем, Хеврон, на Иордан, Сорокадневную гору и в Назарет совершались по подаче заявления в контору Общества и по особому расписанию из Конторы подворий. В лавру св. Саввы Освященного в основном путешествовали только мужчины и, как правило, на поездку хватало одного дня.
  
Для путешествия формировались отдельные караваны. Каравану выделялся конный проводник Общества, а если во время усиленного наплыва паломников проводников не хватало, то Контора подворий приглашала посторонних, но хорошо ей известных проводников из местных жителей, обязательным было сопровождение духовным лицом для совершения треб в пути и фельдшером. Желающим нанять экипажи, Общество рекомендовало проверенных извозчиков с исправными и чистыми экипажами, здоровыми животными и услужливыми и приветливыми возницами. Также у яффских ворот нанимали верховых лошадей и осликов. Караван составлялся при наличии 15-20 человек. В отчетном 1912 году Общество устроило 36 караванов общим числом свыше 10.000 человек[28].
 
Самым трудным и опаснейшим из паломнических путешествий считалось путешествие в Назарет. Путь проходил через деревни, недружелюбно относящиеся к паломникам, поэтому через генерал-губернатора Иерусалима Общество нанимало турецких жандармов, а также приглашало шейхов-проводников и охрану. Обязательно был командирован медицинский персонал для оказания помощи заболевшим в пути, нанимались ослы (один на 25 человек) и лошади для ослабевших,  брались с собой палатки для устройства приюта заболевшим. Количество кавасов нанималось в соответствии с величиной каравана. Такое путешествие, включавшее в себя обозрение святынь Тивериады, Фавора  составляло 12-15 дней в зависимости от погоды и состояния дорог. Было немало причин в подтверждение сложности пути. Первая – это обманчивая весенняя погода. Караван, зачастую выступая при безоблачном небе и ярком солнце, настигали в пути бури со снегом, градом и ливневыми дождями. Находясь вдалеке от жилья, паломники брели по липкой грязи нередко по колено, а то и по пояс в воде. В истории русского движения останется печальная память о караване 1893 года составом в 800 богомольцев, лишившегося на обратном пути 26 человек, замерзших в дороге,  и 11 закончивших свою жизнь в Русской больнице.  Еще одна причина сложности в том, что переход совершается в Великий пост и паломники, нередко питаясь лишь хлебом и чаем, оказывались очень ослабленными, но тем не менее не пользовались даже уже оплаченными Обществом осликами. Охваченные религиозным энтузиазмом, они ни за что не желали ехать по дороге, по которой шел Господь и плелись, еле передвигая ноги, за нанятыми для них ослами[29]. Были случаи обморожения ног и крайнего истощения.
 
Обнищание и оскудение материальных средств, также важное препятствие для этого путешествия. Глубоко тронутые убожеством Святых мест и греческих монастырей, к которому глаз русского человека не привык, они отдавали последнее, обрекая себя на питание именем Христовым среди наших поклонников[30].
 
Упорство и самоволие наших богомольцев, не поддающееся здравому смыслу и не полагающееся на опыт проводников, немаловажная причина, нередко приводящая к печальным последствиям. В этом из ряда вон выходящем случае 1893 года, только узнав о случившемся, Общество мобилизовало все силы для помощи терпящим бедствие.
 
Подобная погода случилась и весной 1907 году. Караван из 1700 поклонников избежал больших несчастий благодаря мерам предосторожности, благоразумию и Божией помощи[31].
 
До строительства в  1904 году Назаретского Сергиевского подворья на 700 человек  для размещения прибывающих в Назарет караванов, были серьезные трудности. Нанимались частные и гостиные дома и помещения, разбросанные по всему городу и немало стоящие. Теперь подворье могло разместить даже до 2000 богомольцев, если использовались все помещения, включая чердаки, которые были чистыми, светлыми и прочными. Более похожими на недостроенный второй этаж.  При подворье находилась аптека, помещения для приема больных, амбулатория[32].
 
За помещение и место для ночлега паломники ничего не платили, но при большом количестве народа место обходилось в 1-2 парички. Комната с отдельной кроватью и бельем стоила 1 руб. Бедные паломники могли получать бесплатно кипяток для чая из двух нагреваемых котлов. Также на подворье приготовлялся горячий борщ или суп по символической плате в 1 паричку (2,5 коп.). Местные жители из единоверцев, по обычаям восточного гостеприимства, присылали на подворье суп и рисовую кашу для бесплатной раздачи беднейшим поклонникам. Состоятельные могли позволить себе заказывать отдельные обеды стоимость до 1 руб. К 1913 году стоял вопрос о приготовлении даровых встречных трапез для изнуренных четырехдневным переходом богомольцев.
 
Т.к. на подворье не было ни часовни, ни церкви, то если позволяла погода, молебны устраивались прямо во дворе. На подворье имелись иконы, облачения, богослужебные книги. Назаретская православная церковь находилась в 5 минутах ходьбы. 
 
Посещение святой горы Синай и монастыря св. влкм. Екатерины
 
Организация паломнических путешествий на Синай осуществлялась Императорским Православным Палестинским Обществом как правило в январе-феврале месяцы, либо в конце апреля - начале мая, после получения Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме при поздней Пасхе. Обычное число паломников при формировании каравана составляло от 35 до 70 человек. Хотя, как отмечало «Руководство для русских паломников» Императорского Православного Палестинского Общества от 1907 года, с начала 20-го века была заметная тенденция увеличения паломников, желающих посетить Синай[33]. Так в 1908 году состав каравана насчитывал 152 человека, из них 111 – женщины. В виду трудностей пути и отдаленности от Иерусалима до Синайского полуострова, расходы на совершение паломничества целиком ложились на самих паломников. Императорское Православное Палестинское Общество не субсидировало эти поездки, но выделяло своего проводника, знающего язык, и хорошо знакомого с условиями путешествия и спецификой путешествия на Синай. Цена поездки на Синай колебалась от 31 руб. 50 коп. до 45 руб. в зависимости от количества участников поездки.
 
Заключение
 
Все  возрастающая картина русского паломничества требовала все больших затрат, старых мощностей уже не хватало, заботой ИППО было расширение старых подворий и строительство новых. Постоянно принимались меры для более правильного размещения паломников, с устранением неблагоприятных и опасных условий, вызванных скоплением людей в зданиях, заставленностью нарами коридоров. Постоянно обновлялась вентиляция, строились летние бараки, приобретались пожарные насосы, улучшались противопожарные средства, увеличивалось количество туалетов. С учетом каменных бараков и всех  зданий в 1899 году подворья могли вместить только 4000 человек. В случае прибытия новых партий, строились временные легкие бараки. В случае крайней переполненности, Общество расселяло людей в инославных подворьях, не лишая их своей заботы и попечения[34].
 
Это были временные меры до нового строительства.
 
В 1902 году четко  стал  вопрос о строительстве подворья на 1200 человек. При составлении планов учитывались следующие условия: хорошая вентиляция, выгодное отопление, устранение опасности огня,  высокие окна для удобного размещения кроватей и легкие ставни, наличие туалетов и умывальников. В декабре 1905 года подворье было открыто. К 1913 году уже не хватало и этих мощностей. Учитывая, что в Николаевском подворье нары стояли в 2 и даже 3 яруса, и при сильном скоплении вмещалось на Пасху 6410 человек, что делало приюты и в пожарном и в гигиеническом отношениях невозможными. Предполагалось строить еще 2 корпуса на 2.272 человека.
 
К 1913 году Общество имело 6 больниц в городах Палестины, в которых оказывалась помощь и местному населению. Мощность Иерусалимской больницы была в 3 раза меньше необходимой, хотя в 1900 году она была расширена. Для капитального расширения предполагалось выстроить 2 этаж над заразным отделением. В проекте была постройка дезинфекционного барака, для очищения одежды, и парового душа, заменяющего баню, которая тоже уже трещала по швам. Эти и многие многие другие, постоянно растущие потребности, заботили Общество и находили свои решения.  Самые необходимые меры только по улучшению быта поклонников в 1913 году составили сумму в 326. 717 рублей  88 копеек из средств Общества.
 
Уже одними своими трудами  по устройству быта русских поклонников на Святой Земле ИППО, более чем какое-либо официальное представительство, способствовало повышению престижа России на православном Востоке[35].
 
Такая картина складывалась до революции. После событий 1917 года, когда связь России и Святой Земли прекращается,  прекращается и паломничество на Святую Землю. Россия находилась под властью советского режима, русские постройки подверглись разорению и использованию в других целях турками, англичанами, а затем и израильтянами. В 1964 году Общество понесло колоссальные потери в результате подписания между советским правительством и государством Израиль так называемой «апельсиновой сделки», согласно которой Православное Палестинское Общество лишилось всех подворий, кроме Сергиевского, статус которого до сих пор не решен и ведутся переговоры между Российским правительством и государством Израиль о возвращении этой собственности. Паломничество по линии Православного Палестинского Общества полностью прекратилось.
 
Со стороны Московской Патриархии в этот период на Святую Землю прибывали лишь небольшие группы паломников, состоявших, как правило, из представителей духовенства и сотрудников Московской Патриархии. Со стороны РПЦЗ и русских зарубежных евлогианских приходов приезжали немногочисленные паломники из русской эмиграции, для которых епископ Мефодий (Кульман) написал свой путеводитель по Святой Земле.
 
Коренным образом ситуация изменилась с падением Советского государства в 1991 году, когда паломники получили возможность свободно посещать Святую Землю и посредством Русской Православной Церкви и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме стали возрождаться традиции русского православного паломничества. С декабря 1993 года паломничество приобретает массовый характер. С каждым годом интерес к паломничеству только возрастает и традиционный поток русских паломников не могут остановить никакие политические коллизии или локальные вооруженные конфликты.
 
Паломники XXI века возвращается к своим корням – глубокой духовной связи России и Святой Земли.
 
Какая роль в новейшей  истории  паломничества отведена ИППО покажет время.
 
Иерусалим. Сергиевское Подворье ИППО
24 марта 2008 года

 
Председатель Иерусалимского отделения ИППО
© Павел Викторович Платонов
 
Доклад к семинару «Русская Палестина в прошлом и настоящем», организованному Нижегородским и Иерусалимским отделениями ИППО в Иерусалиме.
 
Все права защищены. Дата публикации 24 марта 2008 года
Полная или частичная перепечатка и цитирование только по письменному разрешению  Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и по согласованию с редакцией сайта "Православный поклонник на Святой Земле" в Иерусалиме
 
Примечания


[1] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы.  Том 1-й. Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.387
 
[2] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том 1. Б.П.Мансуров. Отчет о мерах к улучшению быта русских православных поклонников в Палестине. СПб. 1860. стр.44-70 Издание «Международные отношения». Москва 2000 г.. Стр. 235
 
[3] Н. Н. Лисовой. В. Н. Хитрово – основатель ИППО. Издание Паломнического центра Московской Патриархии. М. 2003 г. стр. 17
 
[4] Н. Н. Лисовой. В. Н. Хитрово – основатель ИППО. Издание Паломнического центра Московской Патриархии. М. 2003 г. стр. 35
 
[5] Стоимость проезда в Иерусалим и на Афон по паломническим книжкам. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.7
 
[6] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.457
 
[7] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Высадка в Яффо. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.22
 
[8] (Отчет ППО за 1885-1886 год. СПб., 1886 с.4-5). Цитируется по Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политической присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX века». Глава 4. стр.122. М. Издательство «Индрик». Москва. 2006
 
[9] Там же.
 
[10] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Письмо арх. Антонина секретарю ППО Степанову 22 сентября 1886 г. Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.425
 
[11] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Письмо арх. Антонина секретарю ППО Степанову от 10 июня 1888 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.442
 
[12] Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 15 сентября 1889 г. № 103. ст.858. с.2038-2039. Цитируется по Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политической присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX века». Глава 4. стр.216. М. Издательство «Индрик». Москва. 2006
 
[13] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Письмо уполномоченного ИППО Смышляева  секретарю ИППО В.Н.Хитрово от 25 марта 1889 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.262
 
[14] Плата взималась франками или турецкими пиастрами. Шли в ход и русские деньги, но по расценкам извозчиков.
 
[15] Прибытие в Иерусалим и встреча русских паломников на подворье. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.23
 
[16] Там же. Помещение в отдельных комнатах. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.26
 
[17]Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й.  Объявление об обедах в столовой ППО в Иерусалиме. Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.259
 
[18] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Продовольствие в народной трапезной. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.28
 
[19] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й.  Рескрипт председателя ИППО великого князя Сергия Александровича на имя Софьи Доминиковны Хитрово. 1903 г.. Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.314
 
[20] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Прибытие в Иерусалим и встреча паломников на Русских постройках. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.24
 
[21] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Продовольствие в столовых I и II класса. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.29
 
[22] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Представление обер-прокурора св. Синода В.К.Саблера в Государственную Думу от 25 марта 1889 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.382
 
[23] Там же Стр.385
 
[24] Там же. Стр.398
 
[25] Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Книжно-иконная лавка. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр.32
 
[26] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Из доклада Смышляева Совету ППО 1888 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.494
 
[27] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Записка секретаря ИППО В.Н.Хитрово генконсулу в Иерусалиме 1891 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.271
 
[28] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Представление обер-прокурора св. Синода В.К.Саблера в Государственную Думу от 25 марта 1889 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.387
 
[29] Профессор А.А.Дмитриевский. Церковные торжества на Православном Востоке в дни великих праздников. IV Праздник Благовещения. Издание ИППО. С-Петербург. 1909 г.
 
[30] Там же.
 
[31] Там же.
 
[32] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Русские учреждения в Назарете. 1906 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.653
 
[33] «За последние годы заметно увеличение состава Синайских караванов. Так например 12 января 1908 года, выступило из Иерусалима на Синай 152 паломника, из них 111 женщин». Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока стр.101
 
[34] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Постановление Совета ИППО о мерах по улучшению размещения паломников в Иерусалиме. Том 1-й.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.286
 
[35] Россия в Святой Земле.  Документы и материалы. Том 1-й. Представление обер-прокурора св. Синода В.К.Саблера в Государственную Думу от 25 марта 1889 г.  Москва. 2000 г. Издательство «Международные отношения». Стр.382


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com