Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество Информация об ИППО История ИППО Судьба Русской Палестины Документы ИППО Новости отделения ИППО в Иерусалиме Лекции ИППО ИППО и паломничество Визит официальной делегации Императорского Православного Палестинского Общества во главе с председателем С.В.Степашиным на Святую Землю. 14-17 декабря 2008 г. Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества возвращено России и нуждается в безотлагательной реставрации К 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества Официальное заявление Международной общественной организации Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) Заявление Управления делами Императорского Православного Палестинского Общества о несанкционированном использовании материалов ИППО коммерческими сайтами «Символ веры», «Православный Иерусалим» и сетью аффилированных блогов от 23 сентября 2011 годаРДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Императорское Православное Палестинское Общество / История ИППО / Николай Лисовой: «Императорское Православное Палестинское Общество никогда не умирало, оно будет продолжаться и дальше». К 127-летию учреждения Общества / Часть 1. Известные и неизвестные страницы истории Императорского Православного Палестинского Общества в период крушения Российской империи: люди и судьбы
Часть 1.
Известные и неизвестные страницы истории Императорского Православного Палестинского Общества в период крушения Российской империи: люди и судьбы

Уважаемый Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, когда Вы вступили в Императорское Православное Палестинское Общество?

Я являюсь членом Императорского Православного Палестинского Общества с 1974 года. Общество тогда называлось Российское Палестинское Общество при Академии наук (РПО АН СССР). Это название оно получило после революции. После отречения императора в 1917 году Общество перестало называться Императорским, а с 1918 года было вынуждено отказаться и от названия Православное. Связи со Святой Землей прервались как у Палестинского Общества, так и у Церкви. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и наши учреждения ИППО в Палестине одинаково оказались сиротами после разрыва связей с Россией. В этой ситуации деятельность Палестинского Общества в Советской России свелась исключительно к научной. Отпала, естественно, паломническая функция, потому что никакого паломничества не могло быть, отпала функция помощи Православию на Ближнем Востоке. Поэтому занималось Общество преимущественно только научной деятельностью.

Если говорить о первых шагах Российского Православного Общества после революции, как строилась его деятельность? Нужна ли кому-то была наука в то время?

Вот сейчас мы с Вами получили сообщение о смерти К. Н. Юзбашяна, это был один из старейших членов Общества, исследователь его истории. И если посмотреть его работы по истории РПО за советский период, там на документах показано (и в моей книге об этом тоже сказано), что научная работа не прерывалась ни на год, даже в самые тяжелые месяцы военного коммунизма, в голодный 1918 год.


Академик Василий Васильевич Латышев,
член Совета ИППО с 1903 г., Председатель РПО с 1918 г. по 1921 г.

Сохранились разрозненные документальные свидетельства о научной деятельности Общества в то время. Например, такое приглашение: Председатель Палестинского Общества Василий Васильевич Латышев приглашает на заседание Общества, которое имеет быть 19 января 1919 года, тема доклада такая-то, проще всего доехать на трамвае таком-то. Такие пригласительные билеты, отпечатанные на отдельных бланках, рассылались всем членам Общества. Их было в это время мало. Если к началу XX в. нас было 5000 членов, к 1905–1907 гг.— 3000 членов, то в революционные годы многие отошли просто по несостоятельности платить членские взносы. Люди обычно так и заявляли, что членские взносы платить не в состоянии, труднее стало жить. После 1918 года людей осталось совсем мало, практически это была небольшая группа ленинградских и московских профессоров и ученых в составе 40–50 членов. Сохранились списки Палестинского Общества за 20-е годы, это примерно 30–50 человек. Иногда там даже специальная пометка была: «такой-то находится в заграничной командировке».


Член-корреспондент Российской Академии наук Николай Никанорович Глубоковский,
Председатель ИППО в 1921 г.

Некоторые из заграничной командировки так и не возвратились, как Николай Никанорович Глубоковский, например, который одно время летом 1921 года даже исполнял обязанности председателя Общества, но потом он написал официальное заявление, что «в связи с отъездом за границу прошу сложить с меня эти обязанности».

Несмотря ни на что, научные заседания продолжались регулярно, делались серьезные доклады. В 1926 году добились даже того, что вдруг вышел – единственный за советское время – журнал «Сообщений» бывшего Императорского, теперь уже просто Российского Палестинского Общества, не «Палестинский сборник», который последний раз вышел в 1917 году, хотя допечатывался уже в 1918 году, а «Сообщения», которые сумел издать председатель Общества Ф. И. Успенский. Много раз подавались заявки на финансирование изданий, то есть издавать было что, но денег не давалось на это.

А вопрос о посещении Святой Земли как-то возникал?

Да, ставился вопрос о том, что делегация Палестинского Общества должна поехать на Ближний Восток посмотреть, что происходит с русским наследием в Иерусалиме. Даже определялся состав делегации, например, председатель Ф. И. Успенский, П. И. Ряжский, который был еще жив, в 1928 году фигурируют как кандидаты в члены делегации. Объяснялись на самом высоком уровне, что это необходимо, даже с точки зрения политической и прочее, но власти на всякий случай боялись.

Боялись кого-то выпустить?

Очевидно, дело было не только в том, что боялись кого-то выпустить. В те годы люди еще выезжали, Маяковский регулярно ездил в Париж, Замятин выехал из СССР только в 1929 году и не вернулся. Не было дипломатических отношений с вновь возникшими арабскими государствами, тем более что Палестина находилась под Британским мандатом. С Англией отношения были достаточно сложными – они то устанавливались в 1922 году, то разрывались в 1927 году, то опять восстанавливались, а ехать в страну, управляемую колониальным Британским мандатом, видимо, считалось просто реально невозможным. С арабскими новыми режимами, которые тоже Англией были созданы, еще знаменитым полковником Лоуренсом, не было никаких связей, и они считались заведомо феодальными и реакционными. Отчасти они таковыми и были, поэтому с ними просто не было никаких связей. Ехать фактически было некуда, несмотря на то, что и Общество осознавало, что ехать надо, и Академия наук признавала это. Видимо, поэтому МИД и другие органы клали под сукно все заявления. Они не отказывали, у нас нет таких документов, чтобы была резолюция «отказать», «отменить» или «признать невозможным», просто клалось всё это под сукно и не обсуждалось в дальнейшем.

Кто стоял во главе Общества в те труднейшие времена? Кого бы Вы назвали наиболее авторитетным из них?

В апреле 1917 года, после отречения государя, великая княгиня Елизавета Федоровна, сложила с себя полномочия Председателя. Она считала невозможным возглавлять Общество, раз Общество уже не Императорское, раз нет государя, который ее назначил, то ее полномочия с этим закончились. И второй, конечно, был момент, она к этому тоже ответственно подходила, – не мешать Обществу в новых условиях, потому что старые связи могли усложнять деятельность Общества.

Тогда же, в апреле 1917 года, был избран председателем прежний вице-председатель князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. Иногда ошибочно пишут (в том числе, князь Н. Д. Жевахов в своем биографическом очерке), что он был вице-председателем с момента, как Елизавета Федоровна стала Председателем в 1905 году. Жевахов бкувально пишет, что сам император «в помощь ей назначил вице-председателем Ширинского-Шихматова». Это не совсем так. При назначении главой ИППО Елизаветы Федоровны вице-председателем оставался Николай Милиевич Аничков – один из ветеранов, пришедший в Общество еще в 1890-е годы. Ширинский-Шихматов стал вице-председателем только после его ухода в отставку в 1910 году.

Николай Милиевич был достаточно крупной общественной и государственной фигурой, расскажите, пожалуйста, чем он занимался в Обществе.

Аничков был опытный педагог, прошедший все ступени общественного служения – от преподавателя гимназии до товарища Министра народного просвещения.  Он был действительным тайным советником, сенатором, членом Государственного Совета. Когда он пришел в Общество, на него в первую очередь было возложено курирование школьной деятельности, о чем он потом написал свою книгу (выпуск I – 1901 г., выпуск II – 1910 г.), она сохранилась, в том числе, у нас здесь, в библиотеке Сергиевского подворья.

Основная деятельность руководства Общества между 1905 и 1914 годом – выбивание денег. В эти годы намного снизилась издательская деятельность, потому что не на что было развивать ее, снизилась и активность по открытию новых школ. С тех пор, как мы —к 1900 году — достигли цифры 100 школ, больше ни одной школы не открывали. Хотя, особенно в Антиохийском Патриархате, от нас этого хотели и требовали. Все время Патриарх Мелетий, а потом Патриарх Григорий IV, когда он приезжал в Россию в 1913 году и встречался с Николаем II, все время просил: «Дайте школы, дайте школы!». Но Общество уже не могло расширять школьную сеть, потому что не в состоянии было ее финансировать. В 1912 году государь пошел навстречу и Государственная дума одобрила – был подписан указ о бюджетном финансировании сирийских школ. С 1912 года сирийские школы, а школ ИППО было больше всего в Сирии (современного Ливана тогда не было, была единая Сирия), были вписаны отдельной строкой бюджета в государственное финансирование, которое должно было возрастать из года в год. Планировалась такая же мера для школ в Палестине (здесь школ было меньше: 19 в Галилее и всего 5 в Иудее, потому что греческая Патриархия возражала против открытия новых русских школ), но не успели ее провести.


Великая княгиня Елизавета Федоровна,
Председатель ИППО с 1905 по 1917 гг.

Таким образом, до самого 1910 года, пока вице-председателем оставался Николай Милиевич Аничков, ему приходилось заниматься добыванием средств. Когда, в 1905 году, Председателем ИППО стала великая княгиня Елизавета Федоровна, Аничков к ней обратился с письмом, в котором писал, что понимает, что он не титулованный человек, не князь, не граф (я примерно, своими словами, излагаю), может быть, она захочет другого вице-председателя. Елизавета Федоровна сказала: нет, оставайтесь, я хочу, чтобы руководство Палестинского Общества оставалось таким, как было при моем покойном муже. И все остались на своих местах.


Профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский,
Секретарь ИППО с 1906 по 1918 гг.

В 1906 году Елизавета Федоровна одобрила назначение секретарем Алексея Афанасьевича Дмитриевского, ей тоже предлагали другие кандидатуры, в том числе, предлагалась кандидатура Д. В. Истомина, которые долгие годы перед этим был помощником секретаря и который был более, так скажем, титулованным лицом. Он был камергером и близким ко двору человеком. Елизавета Федоровна не одобрила его кандидатуру. Она сказала, что нужен человек, который бы занимался только Палестинским Обществом. А Алексей Афанасьевич в это время ушел уже на пенсию из Киевской Духовной Академии, он мог полностью посвятить свое время Палестинскому Обществу и был к этому подготовлен всей своей предыдущей деятельностью, потому при нем Палестинское Общество в научном отношении процветало. Таким образом, Елизавета Федоровна работала со старым составом Совета.

А в 1910 году, как Вы сказали, Николай Милиевич ушел со своего поста. Это было его желание?

В 1910 году Аничков попросился в отставку в связи с утратой зрения. Тогда вице-председателем был назначен (по уставу это было лицо, назначаемое императором) князь А. А. Ширинский-Шихматов. В принципе он был достаточно подготовлен к этому назначению своей предыдущей деятельностью: был одно время товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, потом, хотя и всего несколько месяцев, сам был обер-прокурором Святейшего Синода, но не смог сработаться со Столыпиным (Столыпину нужны были более динамичные, менее консервативные люди).

Как при князе Ширинском-Шихматове развивалось Общество?

А. А. Ширинский-Шихматов интересовался историей, разрабатывал систему подготовки иконописцев, знатоков и специалистов церковного пения. В период службы прокурором Московской Синодальной конторы он много способствовал развитию Московского синодального хора и Московского училища пения.

 
Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов,
вице-председатель ИППО с 1910 г., Председатель ППО с 1917 г. по 1918 г.

Человек он был знающий, интересующийся, но придерживался, как тогда говорили, «консервативных убеждений». В принципе, до его прихода в 1910 году, Общество было достаточно либеральным. Когда приходит А. А. Ширинский-Шихматов, он приглашает в качестве одного из своих сотрудников отца Иоанна Восторгова. Отец Иоанн Восторгов был замечательным человеком, но он был членом «Союза русского народа». В Обществе происходит поляризация. Тут нельзя никого ни осудить, ни похвалить. Одни уходят на революционный фланг, другие отдрейфовывают на противоположныйна правый фланг, национальный, консервативный или, как журналисты говорили, «реакционный».

Назначение в 1917 году князя Председателем Палестинского Общества, в принципе, было анахронизмом. Если даже в 1906 году Петр Аркадьевич Столыпин считал, что надо другого человека, то в 1917 году ставить его во главе Палестинского Общества было несколько неосторожно. Но членам Совета это казалось естественным, потому что к этому времени он уже 7 лет был вице-председателем и проделал большую работу. Мы сейчас даже здесь, в архиве Сергиевского подворья, нашли документы, им подписанные, по которым видно, что он вникал в конкретную работу, не был «свадебным генералом», старался что-то делать. Достаточно напомнить, что под его председательством работал Барградский комитет по строительству Никольского храма и подворья ИППО в Бари. Но в 1917 году изменилась радикально ситуация.

Внутри Палестинского Общества тоже отразилось «брожение умов», характерное для всего российского общества того времени?

Конечно. Например, в 1917 году даже и секретаря ИППО Алексея Афанасьевича Дмитриевского стали третировать как «реакционера». Алексей Афанасьевич, который вообще сын бедного дьячка, учился на медные копейки. Для того, чтобы его отправить в Астраханскую семинарию учиться, родители корову продали – последнюю кормилицу семьи. И вот его в 1917 году объявили «реакционером» и переизбрали с должности старосты Николо-Александровского храма ИППО в Петрограде, даже храмы все стали «революционными». Когда мы говорим о будущем росте всяких «обновленческих» движений, надо помнить, что в 1917 году три четверти храмов стали «революционными». Подавай нам революционных деятелей, давайте мы будем демократически выбирать и старост, и настоятелей. И когда Алексей Афанасьевич сказал свою известную речь весной 1917 года, что «бьют часы русской истории, кончается великий исторический период», эта речь была сочтена вообще «контрреволюционной», и приход, именно приход, а не какие-то там революционеры, проголосовал, чтобы его убрать.

Примерно так же к нему стали относиться, к сожалению, многие и в Палестинском Обществе, потому что в Совете Общества, вспомним, помимо «реакционно» настроенного Ширинского-Шихматового, были в основном профессора, которые, конечно, были настроены либерально.

Поэтому, повторяю, в такое время А. А. Ширинский-Шихматов на посту Председателя Общества оказался не совсем на своем месте. Существует, к примеру, его переписка с Синодальным управлением, где он спрашивает, а где очередные деньги церковного вербного сбора в пользу Палестинского Общества? Ему аккуратно пишут, что всё, господа хорошие, отменилось всё это, не будет никакого Палестинского сбора. Он еще не понимал реальности. Проведя в последний раз заседание Совета в декабре 1917 года, он уехал в Москву, надеясь, что будет ближе к церковному руководству.

А осенью 1918 года А. А. Ширинский-Шихматов вообще эмигрирует.

Да, осенью 1918 года он эмигрирует за границу, и от него нет вестей. Очевидно, не только потому, что он не хотел дать о себе вестей или оставшиеся в Москве или Петрограде не хотели с ним связаться. Просто была Гражданская война, была революция, и связи никакой и не было. А Обществу надо продолжать работать, и в 1918 году Совет Палестинского Общества, среди которого были все старые члены, тот же самый Успенский, тот же самый Латышев, тот же самый Дмитриевский, принял решение, что в связи с 1,5 годичным «безвестным отсутствием», как тогда писалось, князя Ширинского-Шихматова надо избрать нового Председателя. Председателем был избран академик Василий Васильевич Латышев, который до того на протяжении многих лет возглавлял отделение научных изданий в Палестинском Обществе. В ИППО, как известно, было три отделения: паломническое, поддержки Православия в Святой Земле и научно-издательское. Вот научно-издательским на протяжении лет двенадцати перед революцией заведовал Василий Васильевич Латышев. Он был избран председателем и работал до 1921 года, до самой своей смерти (в 1921 году многие умерли, это было время голода). После его смерти был избран Председателем Федор Иванович Успенский.

Вот так всё стихийно получилось, никто никого не хотел обидеть. Строй изменился, власть изменилась, кто-то уехал, кто-то остался. Но Общество продолжало существовать и функционировать, и оно не могло иначе. Оно осталось в России, оно не могло эмигрировать.
 
При копировании и цитировании информации ссылка на официальный сайт Императорского Православного Палестинского Общества обязательна.


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com