Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Журнал О проекте Вопросы и ответы
Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалрея

Главная страница фотогалереи


В предверии Нового 2014 года и Рождества Христова на Святой Земле

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): фотолетопись 1887-2010.

 
 
  
 
  
  
  
  
  
 
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 

Иордания. Замки

Иордания. Замки
 

Осенью 1096 г. на святой земле появились первые крестоносцы. 15 июля 1099 г. ими был захвачен Иерусалим. Святой город был освобожден от магометан и стал центром вновь созданного Иерусалимского королевства. Территория современной Иордании становится его неотъемлемой частью и получает имя Трансиорданского сеньорства. Рыцари рассчитывали обосноваться здесь всерьез и надолго. А потому по всей отбитой в боях территории: в Караке, Шобаке, Петре, Тафиле - возводится единая цепь укрепленных сооружений, способных выдержать длительную осаду.

С самого начала главной резиденцией крестоносцев в Трансиордании становится замок Шобак. Эта грозная крепость расположилась на ровном, практически округлом, плато на вершине горы в 1115 г. и получила название Монс Релис или Монреаль. Для строительства крепости крестоносцам пришлось приложить воистину титанические усилия, поскольку все каменные блоки пришлось вырубать в соседних скалах. Следы той тяжелейшей работы можно увидеть и сегодня с остатков крепостных стен.

Несмотря на то что Шобак был грозной крепостью, для столицы сеньорства он был явно маловат. Да и место, по большому счету было, не самое оживленное. А потому в скором времени вся, говоря современным языком, администрация переехала на новое место. Местом этим стал самый мощный и лучше всего сохранившийся до наших дней замок Карак. Эта внушительная крепость была построена неутомимыми франками в 1132 г. при короле Болдуине I. Это место имело стратегическое значение, поскольку находилось в центре страны по дороге из Иерусалима на юг. Кстати, именно Болдуин первый отодвинул границы Иерусалимского королевства до Акабы, создав там пограничный пост.

Резиденцией крестоносцев в Трансиордании Карак стал в 1142 г. На долгие годы хозяином Карака становится Рено де Шатийон, человек жадный и довольно беспринципный. Он неоднократно нарушал свое слово, чем заслужил презрительное отношение не только мусульман, но и своих соплеменников. Тем не менее он огнем и мечом наводил порядок в своем сеньорстве, попутно набивая собственные карманы. Он даже ухитрился в 1172 г. ненадолго вернуть Акабу, захваченную двумя годами ранее войсками Салах ад-Дина. Рено де Шатийон по суше перетащил в Акабский залив небольшую флотилию и на несколько лет смог задержать наступление мусульманского предводителя. Впрочем, когда Салах ад-Дин обзавелся собственным флотом, спасти крестоносцев от поражения могло разве что чудо. Но рассчитывать на него при патологической жадности франков не приходилось.

Медленно, но верно Салах ад-Дин начал свое продвижение к Иерусалиму. Шобак был захвачен им в 1189 г. Годом раньше после восьмимесячной осады пал Карак. После завоевания Салах ад-Дином большей части современной Иордании замок Шобак оказался не у дел, постепенно пришел в упадок и практически был разобран турками для своих хозяйственных нужд. Сегодня эта, некогда грозная крепость представляет собой весьма плачевное зрелище. От сторожевых башен и укреплений почти ничего не осталось. Лишь один из множества сохранившихся коридоров позволяет нам представить, каков был Шобак во времена расцвета.

Караку в этом плане повезло больше. Еще во времена Шатийона, став трансиорданской столицей, крепость продолжала модернизироваться и приняла в конце концов весьма грозные формы. Хотя, как мы уже сказали, это не смогло спасти ее от войска Салах ад-Дина. Последний передал управление замком своему брату. В 1293 г. многие постройки Карака были сильно повреждены землетрясением, однако еще долгие годы эта крепость оставалась вполне боеспособным укреплением. Карак неоднократно перестраивался. В результате получился мрачноватый гигантский семиэтажный комплекс, явно довлеющий над всем остальным городом. Большая его часть до сих пор не исследована и хранит, по мнению археологов, немало загадок. Подробного плана нижних этажей, подвалов и подземных ходов не существует. И что на самом деле находится в мрачных казематах Карака, не может предсказать никто.

Незадолго до падения основных крепостей крестоносцев под натиском войск Салах ад-Дина и для защиты от них один из генералов прославленного курдского воителя построил в двадцати километрах от Джераша небольшой замок Аджлун. Его очертания, безусловно, выдают влияние европейской архитектуры. Тем не менее возводили его арабы, и потому он считается прекрасным образцом средневекового исламского военного зодчества. С самого начала Аджлун стал своего рода наблюдательным и сигнальным постом, поскольку с активными действиями крестоносцев в то время уже было покончено. Разрушен он был не ими, а монголами, которые добрались сюда в 1260 г. Впрочем, вскоре он был полностью восстановлен мамлюкским султаном Бейбарсом. Позже, в XVII веке здесь располагался небольшой османский гарнизон. Еще позже, в XIX и начале XX веков, как это было со многими памятниками Иордании, Аджлун сильно пострадал от землетрясений.

Главной гордостью мусульман в Иордании стали все-таки не военные крепости, а так называемые дворцы пустыни. Самым известным из них остается Каср Амра, расположенный в сорока километрах от Аммана. Этот шедевр исламского искусства был предназначен для целей, далеких от войны. Он был построен в пустыне халифом Валидом I в самом начале VIII века для развлечений и увеселений. По большому счету это не просто дворец - это баня. Во внутреннем дворе был вырыт сорокаметровый колодец, воду из которого поднимали при помощи хитроумного механизма и вьючных животных.

Парная наравне с главным залом аудиенций и двумя боковыми комнатами составляла весь небольшой комплекс. Уникальность Каср Амры заключается в том, что стены и потолок ее расписаны изображениями зверей, мужчин и обнаженных женщин, что для исламской культуры не просто исключение, а даже нонсенс. На подобные рисунки во все времена был наложен строжайший запрет! И тем не менее в Каср Амра мы увидим даже настоящие комиксы. То есть серию рисунков с одними и теми же героями, началом, развитием сюжета и концом. Еще удивительнее то, что мусульмане следующих поколений, а с момента постройки замка до наших дней прошло как никак почти двенадцать веков, не тронули это удивительное сооружение. Конечно, легенда о том, что банщицами в этом заведении служили захваченные в плен жены и дочери смертельных врагов или соседних правителей, здесь ни при чем. Но в любом случае маленький замок в пустыне Каср Амра доказывает, что в любом, даже самом строгом мусульманском правиле бывают исключения.

 
Источник "Вокруг света" телепрограмма от 7 Апреля 2002


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com