Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Общие исторические обзоры История христианства на Святой Земле Христианство и другие религии в фокусе политики Библейская история, археология и Святая Земля Письменные источники по истории Святой Земли История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других странБиблейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / История Святой Земли / Христианство и другие религии в фокусе политики / Святая земля во времена крестоносцев / Орден госпитальеров / Суверенный Экуменический Военный Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Рыцарей Родоса и Мальты. Краткая история Ордена
 
Суверенный Экуменический Военный Орден Госпитальеров
Святого Иоанна Иерусалимского,
Рыцарей Родоса и Мальты
 
Краткая история Ордена
 
Конец XI - XIII вв. в Европе прошли под знаком крес­товых походов*. Бернард Куглер в своей «Истории крес­товых походов» так объясняет причины крестовых по­ходов: «Уже с давних времен христиане с благочести­вым умилением посещали те места в Палестине, где ступала нога Господа, но только с тех пор, как церковь указала на похвальность путешествий к Святым Местам, только с тех пор, как в трудах, издержках, опасностях, которые брал на себя пилигрим, аскетическое настрое­ние стало видеть приятное Богу дело покаяния, и в мо­литве на особенно священном месте, в прикосновении к реликвиям стало видеть самое верное очищение от грехов, - только с этих пор, и главным образом в тече­ние XI в. странствие к Святым Местам стали важным фактором христианской средневековой жизни.

Когда люди Запада достигали Иерусалима, то ими естественно овладевало двоякое чувство. Когда на долю их выпадало счастье иметь возможность молиться у Гроба Господня, они не только предавались безумному восторгу, но также решительно охватывала их горячая злоба на то, что в святейших для них местах властвовали враги их веры, и недоставало только какого-нибудь внешнего толчка, чтобы вызвать на Западе громадный военно-религиозный взрыв.

Этот толчок дали сельджуки...».

Такого же мнения придерживается и русский историк А.А. Васильев:

«Положение европейских паломников в Иерусали­ме и в других Святых Местах сразу ухудшилось. Арабы обходились с ними хорошо, беспрепятственно позво­ляли поклоняться святыням и совершать богослужения. Турки, овладев Иерусалимом, начали чинить всяческое препятствия, преследовать и оскорблять паломников. Мало-помалу в Европе создалось убеждение в необхо­димости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и по­читаемые святыни.

Для всех классов средневекового общества крес­товые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения. Бароны и рыцари, помимо ре­лигиозных побуждений, надеялись на славные подви­ги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия*; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расши­рением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне ос­вобождались за участие в крестовом походе от крепост­ной зависимости и знали, что во время их отсутствияцерковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не бу­дут преследоваться кредитором или судом»

Первый крестовый поход. Взятие Иерусалима

В 1095 г. доведенный до отчаяния император Ви­зантии Алексей Комнин обратился к римскому папе за помощью против турок-сельджуков. В ноябре 1095 г. Урбан II созвал церковный собор во Франции, в Клермоне, на котором присутствовало 14 архиепископов, 200 епископов и 400 аббатов. Собор решил организо­вать Крестовый поход на Восток - «ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме».

В августе 1096 г. стотысячная армия крестоносцев из Нижней Лотарингии, Италии и Франции отправилась в поход. «Главных ополчений, двинувшихся на освобож­дение Гроба Господня, было четыре: 1) лотарингское под начальством Готфрида Бульонского*, герцога Ниж­ней Лотарингии, с которым находился и брат его Бал-дуин; 2) средне- и северо-французское, в котором глав­ными руководителями были брат французского короля Гуго Вермандуа, герцог нормандский Роберт и Роберт Фриз из Фландрии; 3) южно-французское, или прован­сальское, во главе с Раймундом, графом тулузским, и 4) норманнское из южной Италии под начальством Боэмунда, князя Тарентского, к которому присоеди­нился его племянник Танкред» [19].

Сельджуки были разгромлены крестоносцами 1 июля 1097 г. в страшной битве при Дорилее - исход войны в Малой Азии стал очевиден.

В начале 1098 г. отряды Балдуина взяли Эдессу -крупный армянский торговый город на пути из Сириив Мессопотамию. Балдуин основал Эдесское графство -первое государство крестоносцев на Востоке.

После взятия в июне 1098 г. Антиохии Боэмундом Тарентским было создано второе государственное об­разование крестоносцев - Антиохийское княжество.

К моменту штурма крестоносцами Иерусалим был уже во владении египетским халифом*.

В анонимной итало-нормандской хронике XI века «Деяния франков и прочих иерусалимцев» описывается взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 г.:

«И вот мы подошли к Иерусалиму во вторник, за 8 дней до июньских ид. Роберт Нормандский осадил Иерусалим с северной стороны, возле церкви перво-мученика святого Стефана, где тот был побит камнями за Христа. К герцогу Нормандскому примыкал граф Ро­берт Фландрский. С запада город осаждали герцог Гот-фрид и Танкред. С юга, укрепившись на горе Сион, вел осаду граф Сен-Жиль.

В пятницу 15 июля мы ринулись на укрепления. Бы­ла такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови.

Войдя в город, наши пилигримы гнали и убивали сара­цин* до Храма Соломона, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму» [89, т. 2].

В «Истории Дамаска» Ибн-ал-Каляниси так описано взятие Иерусалима: «Затем они пошли на Иерусалим в конце раджаба этого года. Они установили осадную башню и придвинули ее к городским стенам, и продол­жали сражаться до конца дня. А на следующий день франки снова подступили к городу, поднялись на осад­ную башню и оттуда хлынули на стены, и горожане об­ратились в бегство. А франки вошли в город и овладели им» [89, т. 2].

Средневековая хроника Раймунда Ажильского «Ис­тория франков, которые взяли Иерусалим» продолжает:

«Наши, уже было изнемогшие, пустились бежать к сте­нам, другие начали приставлять лестницы и закидывать веревки. Какой-то молодой воин зажег стрелы и стал пускать их в мешки, которыми обкладывались укрепле­ния, что сарацины сделали как раз с воздвигнутыми на­против деревянной башни герцога и обоих графов (Гот-фрида Бульонского, Роберта Фландрского, Евстафия Булонского. - Авт.); набиты же мешки были хлопком. Огонь, разгоревшись здесь, обратил в бегство тех, кто оборонял укрепление. Тогда герцог и находившиеся с ним быстро перекинули щитовое прикрытие из спле­тенных прутьев, которое закрывало башню спереди-сверху до середины, и, сделав мост, неустрашимые, ста­ли таким образом прорываться в Иерусалим» [89, т. 2].

Итак, 15 июля 1099 г. крестоносцы после долгой оса­ды и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Первым государем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский, которого в 1100 г. сменил его наследник Балдуин Эдесский, правивший до 1118 г.

С 1100 по 1124 гг. крестоносцами были взяты важ­нейшие торговые порты - Хайфа, Арсур, Кесария, Акра, Триполи, Сидон, Бейрут и Тир и основаны новые госу­дарства крестоносцев - королевства, княжества, граф­ства, разделявшиеся на баронии, феоды и лены.

Создание Ордена св. Иоанна Иерусалимского

При посещении иоаннитского странноприимного дома первый иерусалимский король герцог Годфрид Бульонский подарил для содержания госпиталя дерев­ню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Чет­веро рыцарей-крестоносцев из свиты короля - Рай­монд де Пюи, Дюдон де Компс, Коыон де Монтегю, Гастус - добровольно остались у Жерара де Торна, приняв монашеские обеты бенедиктинцев.

В 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в Орден, первым начальником которого стал Жерар де Тори. Тогда же вошла в обиход для членов Ордена черная длинная одежда с нашитым на ней восьмиконеч­ным крестом. Сначала члены Ордена ухаживали за боль­ными и ранеными, а с первой половины XII века начали участвовать в войнах с мусульманскими государства­ми - Ливаном, Сирией, Палестиной и охранять палом­ников, прибывавших в Палестину двумя путями - по суше через Малую Азию и Византию или по Средизем­ному морю. Братство стало принимать в свои члены ры­царей, обязывая их защищать паломников в пути.

Исследователь средневекового монашества Л.П. Карсавин отмечал:

«Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои. Он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеоб­разная форма - рыцарские ордена. Не будучи еще аске­тическим, и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против не­верных и еретиков. Миссия защиты паломников в Свя­тую Землю, помощи тем из них, которые, больные или бедные, в ней нуждались, защита Гроба Господня от не­верных вытекала из идеала христианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания, она сочеталась с принесением монашеских обетов, и так возникли рыцарские* ордена» [43].

Почти тогда же, в 1118 г., французскими рыцарями был основан орден тамплиеров или храмовников, а позднее был создан и тевтонский рыцарский орден'".

«Первые рыцарские ордена - три наиболее извест­ных ордена Святой Земли и три испанских ордена - возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась... реаль­ностью» [88].

«Дух крестовых походов был главным образом воен­ный и религиозный, поэтому он породил монашеству­ющее рыцарство, которое является лучшим выражением настроения и интересов эпохи, когда христиан­ство вынуждено было силою оружия отражать воору­женную пропаганду ислама.

Почти в одно и то же время некоторые монахи ста­ли опоясываться мечом по рясе и некоторые рыцари надели монашескую рясу сверх кольчуги» [47].

В 1104 г. король Иерусалима Балдуин I, наследовав­ший Годфриду Бульонскому, еще раз признал и подтвер­дил привилегии «Братства госпитальеров» как военно-духовного Ордена. А в 1107 г. выделил Ордену участок земли (с этого времени рыцари-госпитальеры стали приобретать земли в других европейских странах).

В 1113 г. папа Пасхалий II своей Буллой утвердил братство Госпиталя св. Иоанна, взял их под свое покро­вительство и обеспечил право свободно избирать своих предстоятелей, без вмешательства каких-либо светских или церковных властей. Папа также дал право обра­щаться по вопросам, касающимся Ордена, непосред­ственно к нему.

Великий Магистр Раймонд де Пюи

В 1120 г. Жерар де Тори умер, на его место был из­бран герой штурма Иерусалима Раймонд де Пюи из дво­рянского рода Дофинеи. С этого времени глава Ордена стал называться Великим Магистром.

Сохраняя знаменитый госпиталь, не менее важной для себя иоанниты считали военную защиту палом­ников на дорогах Святой Земли, ведущих к Иерусалиму.

Для этой цели члены Ордена были разделены на три класса: рыцарей, которые должны были иметь благо­родное происхождение и выполнять как воинские, так и сидельские обязанности; капелланов, которые отве­чали за религиозную деятельность Ордена.

Для выполнения орденских задач Великим Магист­ром Раймондом де Пюи был составлен первый Устав

Члены Ордена были разделены на 3 группы: рыца­рей, капелланов (братьев-священников) и оруженосцев (служащих, которые должны были обслуживать пред­ставителей первых двух групп). Рыцарем мог стать толь­ко потомственный дворянин. Также поощрялось вклю­чение в члены Ордена сестер-послушниц. Все члены братства госпитальеров должны были верно служить своим религиозным и духовным идеалам. Не принима­ли в Орден тех людей, родители которых занимались торговлей или банковской деятельностью.

Во время обряда принятия в Орден, новые члены давали присягу на верность Великому Магистру, обеты целомудрия, личной бедности, повиновения, милосер­дия и благочестивых деяний.

На знамени Ордена, утвержденном в 1130 г. рим­ским папой Инокентием II, был вышит белый восьми­конечный крест на красном фоне. На Орденской Печати был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах.

Черная суконная одежда иоаннитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя, сделанной

В первые десятилетия своего существования мо­лодой Орден подобно большинству монашеских ор­денов Западной Церкви был составной частью строгой церковной иерархии. И, хотя по своей правовой при­роде Орден был религиозной корпорацией, он, тем не менее, отличался от других орденов, поскольку рас­полагался не в христианской стране, а за ее предела­ми, находясь на территории господства мусульман­ских правителей.

Уже в 1124 г. с помощью иоаннитских рыцарей была снята осада арабов с главного порта Иерусалимского королевства - Яффы, и взят Тир - богатейший город в Восточном Средиземноморье.

Превратившись в мощный военный союз, Орден стал именоваться: «Рыцари Госпитальеры Ордена свя­того Иоанна Иерусалимского». По мере роста славы и заслуг Ордена в него вступало все больше благородных аристократов и рыцарей со всей Европы. За 30-летнее управление Орденом Великим Магистром Раймондом де Пюи задачи этого братства намного переросли чис­то местные масштабы деятельности.

Самоотверженная и кровопролитная вооруженная защита Святой Земли от сарацинов и османов, которые на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в европейское Средиземномо­рье. Отметим также независимость Ордена с самого на­чала от всех других государств, основанную на папских установлениях, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия.

Римские папы постоянно давали привилегии иоан-нитам, исключив их из подчинения местной светской и духовной власти и дав им право собирать церковную десятину в свою пользу. Священники Ордена отчиты­вались только перед Капитулом и Великим Магистром.

В 1143 г. папа Иннокентий II издал специальную бул­лу, по которой Орден иоаннитов не подчинялся ни ду­ховным ни светским властям - только непосредствен­но самому римскому папе.

В 1153 г. папа Анастасий IV буллой «Christianae Fidei Religio» разделил членов Ордена на рыцарей, одевав­шихся в красную полумонашескую-полувоенную одеж­ду с черным плащем-накидкой, и оруженосцев.

Иерархия Ордена иоаннитов - рыцари, священни­ки и братья-госпитальеры - была утверждена римским папой позднее, в 1259 г. Дальнейшие привилегии пре­доставили Ордену папы Адриан IV, Александр III, Ин­нокентий III, а папа Климент IV присвоил главе Ордена титул: «Великого Магистра святого Госпиталя Иеруса­лимского и Настоятеля Рати Христовой».

Паломники из Европы обеспечивались охраной, ле­чением, жильем и едой в многочисленных гостеприим­ных домах и госпиталях. Вторая главная задача иоан-нитов-рыцарей - борьба с неверными - предполагала также участие Ордена во всех военных походах и обо­рону государств крестоносцев, образованных на Вос­токе. Легендарными стали замки иоаннитов в Палес­тине и их беспримерная оборона.

В 113б г. граф Раймунд Триполийский поручил рыцарям-иоаннитам оборону крепости Бет Джибелин, прикрывавшей подступы к портовому городу Аскалон на юге Палестины. Рыцари успешно выдержали испы­тание и граф передал иоаннитам еще несколько своих крепостей.

Уже через несколько лет в Ордене иоаннитов было около полутысячи членов, которые успешно обороня­ли только в Леванте более пятидесяти крепостей.

Во многих приморских городах Востока, Византии и Западной Европы иоанниты открыли странноприим­ные дома-госпитали. Иоаннитские крепости распола­гались почти на всех дорогах паломников - в Акре, Сайде, Тортозе, Антиохии - от Эдессы до Синая.

Главными крепостями Ордена иоаннитов на севере Палестины были Крак де Шевалье и Маргат, а на юге -замки Бельвер и Бет Джибелин.

Свои крепости иоанниты строили на возвышенных местах, и они доминировали над всей прилегающей местностью, позволяя контролировать всю террито­рию в радиусе нескольких километров. Арабский автор, описывая крепость Бельвер, сравнивал ее с орлиным гнездом. В крепостях и замках иоанниты, как правило, всегда строили вторую линию укреплений.

Крепость Крак де Шевалье, находившаяся на склоне ливанских гор, в 1144 г. была передана иоаннитам гра­фом Раймундом Триполийским и имела построенные рыцарями мощные двойные стены с высокими башня­ми и рвом, пробитым в скалах. Внутри крепости (общей площадью около трех гектаров) находились жилые зда­ния, казармы, палата Великого Магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. В крепость был проложен акведук, по которому постоян­но поступала питьевая вода, достаточная для двухты­сячного гарнизона.

Ни одна из крепостей иоаннитов не была сдана без боя. Замок Бет Джибелин пал в 1187 г., замок Бельвер - в 1189 г. после осады войсками Саладина.

Крак де Шевалье с 1110 по 1271 гг. выдержал две­надцать осад, и только в 1271 г. был взят войсками мамелюкского султана Египта Бейбарса.

Крепость Маргат была передана госпитальерам гра­фом Раймундом III Триполийским в 1186 г. Эта крепость располагалась к югу от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта с двой­ными стенами и большими башнями. Внутри находи­лось большое подземное водохранилище. Запасы кре­пости позволяли тысячному гарнизону выдержать пя­тилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденцией Ордена. Известны при­нятые в ней Маргатские Уставы (в которых впервые ры­цари стали подразделяться по национальному признаку на «Языки» или «Нации»). Маргат пал после жесточай­шей осады мамелюками в 1285 г.

Второй Крестовый поход. Война с Саладином

В 1137 г. войска византийского императора Иоанна Комнина ненадолго захватили Антиохию, а в декабре 1144 г. отряды сельджукского эмира Имада-ад-дина раз­громили Эдесское княжество - после обращения пос­лов христианских государств на Востоке к римскому папе Евгению III летом 1147 г. начался II Крестовый по­ход, в котором принимали участие и иоанниты.

Семидесятитысячная армия крестоносцев во главе с французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III Гогенштауфеном после неудач­ной осады Дамаска ни с чем вернулась домой в Европу - II Крестовый поход закончился неудачно.

В 1153 г. иоанниты участвовали в захвате Аскалона - важного египетского города, в 1168 г. - в неудачной осаде Каира. К концу XII века в Ордене иоаннитов на­считывалось более 600 рыцарей.

В 1171 г. власть в Египте захватил египетский визирь Юсуф Салах-ад-дин, названный в Европе Саладином.

C потерей в 1291 году отошедшего к мусульманам Аккона судьба рыцарей в Палестине была предрешена. Сначала рыцари отошли на Родос, став при поддержке Европы на 200 лет щитом против "неверных" пока Сулейман Великолепный не вытеснил в 1522 году рыцарей во главе с тогдашним Великим Магистром Ле#Ислем Адамом с Родоса. Рыцарям была необходима новая родина, ее они нашли на очень обнищавшей в то время Мальте, которую они получили в лен от императора Карла Пятого.

Рыцари на Мальте. Великая Осада

Благодаря рыцарям снова пошла торговля и жизнь наполнилась изменениями, стали строить госпитали и, главное, оборонительные сооружения и укрепления. Это принесло работу и хлеб местному населению; необходимые средства поступали с собираемых по всей Европе пожертвований, с доходов, получаемых в собственных владениях рыцарей, а также с добычи, захватываемой во время "караванов" - пиратских нападений на разбогатевших купцов-мусульман. В 1565 году Сулейман Великолепный выступил против Мальты, имея в своем распоряжении сильный флот и многочисленную армию, чтобы положить конец власти рыцарского ордена.

Великая Осада Осада длилась несколько месяцев и велась с крайней жестокостью. В музеях Валетты эта борьба подробнейше описана и документирована. С содроганием узнают посетители музеев, что, по преданию, в целях деморализации противника, не чурались даже забрасыванием пушками в ряды врага голов погибших рабов. Рыцари держались стойко и в конце концов одержали победу, получив подмогу от восьмитысячной резервной армии с Сицилии. Султан Сулейман дал армии команду отойти, а известный пират Драгут, пришедший на помощь Сулейману, погиб под стенами Ст.-Эльмо от пушечного ядра.

Орден иоаннитов под предводительством Великого Магистра Жака Паризо де ла Валетты снова с успехом защитил южный фланг Европы от турков. В его честь был в последствии назван построенный на полуострове Скиберрас город Валетта.

Вторжение Наполеона

После победы над Высадка Наполеона турками рыцари посвятили себя дальнейшей застройке и развитию Мальты и Гозо. Последовал расцвет архитектуры и культуры. Возникли великолепные постройки, которыми еще и сегодня можно восхищаться на Мальте. Но вместе с ростом благосостояния стали меркнуть первоначальные задачи ордена. Появились высокомерие, недисциплинированность и необузданность. История знает много примеров, показывающих, что "хорошие годы" без моральных установок несут в себе зародыш упадка. Когда Наполеон со своим флотом и 58000-ным войском захотел в 1789 году на пути в Египет "сделать привал на Мальте" под предлогом пополнения запасов воды и провианта, удобно устроившиеся рыцари сдались без боя.Орден мгновенно прекратил свое существование. "Мальта имеет сильные укрепления, но не имеет моральной стойкости", - сказал позднее Наполеон в объяснение своей неожиданно быстрой победы.

Однако французское господство на Мальте длилось всего лишь два года, после чего мальтийцы взбунтовались, позвав на помощь англичан. Французы не рискнули вступить в бой с парусной армадой лорда Нельсона. Так, начиная с 1800 года и более 150 лет британцы использовали остров в качестве мощной базы для своего флота. 21 сентября 1964 года Мальта объявила о своей независимости, а 13 декабря 1974 года стала республикой.

Орден Святого Иоанна после Мальты

После отъезда с Мальты в сентябре 1798 г. орден стал международным. Сегодня штаб-квартира ордена расположена в Риме, он имеет представительство в Валлетте и статус наблюдателя в ООН. В настоящее время членами ордена являются порядка 10 тысяч человек. Орд ен Св. Иоанна уникален по своему статусу. Это почти государство, которое не имеет территории, но имеет своих дипломатических представителей в 52 странах. Орден занимается в основном благотворительной деятельностью по всему миру, объединяя филантропов, зн аменитостей и потомков мальтийских рыцарей. Возможно, побывав на Мальте, вы также захотите присоединиться к аристократическому ордену со славной историей.
 
_________
* Более подробно об истории ордена Вы можете узнать из книги А.  Андреева, В. Захарова, И. Настенко "ИСТОРИЯ МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА", доступной на сайте Ордена.
 
 



[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com